Современные концепции коммуникации.




Теория коммуникации: функции, законы, категории.

Специфика законов

а) законы коммуникации носят объективный характер. Вместе с тем законы социальной коммуникации реализу­ются через мышление и деятельность людей. б)выражают всеобщий характер информаци­онного обмена как атрибутивного свойства живой материи и вмес­те с тем отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных частяхв) есть динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) и статистичес­кие (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому ос­нованные на статистических фактах, определенным образом изме­ренных и организованных). г) законы коммуникации действуют в совокупности с другими социальными и природными законами д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий.

Эти законы-условия гласят: 1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи3) всякая коммуникация имеет знаковый характер. 4) закон минимального основания5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуни­кация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информа­ционных потенциалов взаимодействующих систем.

КАТЕГОРИИ

Общим является сам термин коммуникация «делать общим, связывать, общаться». В начале XX в. термин обрел социальное звучание. Нередко встречается прямое отождествление понятий «коммуникация» и «социальная коммуникация». Черри: коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодей­ствие между людьми. Каган: Во-первых, «общение имеет и практический, материаль­ный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация... является чисто информацион­ным процессом — передачей тех или иных сообщений». Информация — сведения, передаваемые людьми друг Другу устным, письменным или другим способом. Ин­формационный обмен возможен лишь тогда, когда взаимодействующие системы: а) обладают некоторой соразмер­ностью, т.е. взаимосвязанностью уровней своего развития; б) раз­личаются степенью упорядоченности своих структур, т.е. обладают разностью своих информационных потенциалов. Пространство: в коммуникативном пространстве реализуются все коммуника­тивные взаимодействия. Коммуникативное пространство не есть чистая протяженность, от­деленная от коммуникации сущность. Плотность означает, что это пространство неоднородно, его плотность в различных местах неодинакова и зависит от интенсивности и количества взаимодействий. Протяженностью ком­муникативного пространства является коммуникативная дистан­ция. Под коммуникативным временем мы понимаем длительность и после­довательность самих коммуникативных актов.

Функции: познавательная функция,методологическая функция состоит в том, чтобы разработать эффективный способ науч­ного познания коммуникативной реальности, прогностическая, практическая функция

 

 

Современные концепции коммуникации.

Технократические подходы.

Теория информационного общества, рассматривает современные тех средс ин­фо в качестве важнейшего стимула и источника социального развития. США и многие европейские страны становятся информационными обществами, основанными на новейших информационных технологиях и производстве нового знания.

Общая теория систем. Под системой понимается набор объектов, которые находятся во взаимосвязи друг с другом, формирующей целое. 1) Закрытая система не имеет обмена с окружающей средой, делает шаги к внутреннему хаосу (энтропия) и смерти; 2) открытая система обменивается энергией с окружающей средой, ориентирована на рост. В рамках системного подхода рассматриваются характеристики открытой системы: целостность; иерархия; саморегулирование и контроль, основанные на целеполагании; взаимообмен со средой; самообслуживание (сбалансированность); изменение.

Математическая теория коммуникации К. Шеннона исходит из сле­дующих посылок: поступают из источ­ника через канал связи (с возможными помехами) в приемник ин­формации. Эти сообщения изменяют тезаурус приемника, уменьшая уровень его неопределенности. Среднее количество опре­деляется уменьшением энтропии приемника в результате измене­ния его представлений о распределении вероятных состояний ис­точника. При таком определении общее количество информации, содержащееся в отдельных, не связанных друг с другом сообщени­ях, получается путем суммирования количеств информации этих сообщений. Единица измерения информации задается средним количеством информации, содержащимся в сообщениях о том, какое из двух равновероятных состояний реализовалось на самом деле, и называется «бит».

Интеракционный подход рассматривает коммуникацию как взаимодействие. Теперь в сущности коммуникации на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности

Символический интеракционизм. У его истоков стоял американский философ, социолог и социальный психолог Мид. Коммуникация — не просто реакция, а субъективная осмысленность и направленность на других. Взаимодействия меж­ду людьми рассматриваются как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и ре­агируют на них. Лишь придав действию «другого» какой-то смысл, значение, люди реагируют на эти дейст­вия.

Этнометодология - направление в американской социологии, превращающее методы этнографии и социальной ан­тропологии в общую методологию всех социальных наук.

Интеракционистский культурологический подход к изучению комму­никаций имеет генетичес­кую связь с этнометодологией и исследует общее и специфическое в коммуникациях представителей различных культур (обществ, ор­ганизаций). Предметом особого внимания являются символичес­кие действия или ритуалы, которые члены общностей регулярно или иногда совершают. Так, в 1980-х гг. возникает организаци­онная теория ассимиляции, исследующая культурные поведенческие и познавательные процессы, благодаря которым лица присоединяются к организации и выходят из нее.

Теория межкультурного содержания коммуникации Холл: 4 расстояния коммуникации: близкое, персональное, социальное и публичное.Близ­кое расстояние (0—1,5 м) Персональное расстоя­ние (1,5—4 м) Соци­альное расстояние (4—10 м) Публичное расстояние (10 м и более) Теория «лица» (идентичности) в переговорах основывается на следующих предположениях:участники переговоров независимо от их культурной принадлеж­ности стараются сохранять идентичность (лицо) во всех коммуни­кативных ситуациях;идентичность особенно проблематична в си­туациях неопределенности; конфликт требует от обеих сторон ак­тивного управления формированием и сохранением идентичнос­ти;

конфликтующие стороны осуществляют два типа управления: в отношении собственной и чужой идентичности; вариативность культур по такому параметру, как коллективизм — индивидуализм, влияет на выбор стиля поведения в конфликте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: