Теория коммуникации: функции, законы, категории.
Специфика законов
а) законы коммуникации носят объективный характер. Вместе с тем законы социальной коммуникации реализуются через мышление и деятельность людей. б)выражают всеобщий характер информационного обмена как атрибутивного свойства живой материи и вместе с тем отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных частяхв) есть динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) и статистические (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому основанные на статистических фактах, определенным образом измеренных и организованных). г) законы коммуникации действуют в совокупности с другими социальными и природными законами д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий.
Эти законы-условия гласят: 1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи3) всякая коммуникация имеет знаковый характер. 4) закон минимального основания5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем.
КАТЕГОРИИ
Общим является сам термин коммуникация «делать общим, связывать, общаться». В начале XX в. термин обрел социальное звучание. Нередко встречается прямое отождествление понятий «коммуникация» и «социальная коммуникация». Черри: коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми. Каган: Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация... является чисто информационным процессом — передачей тех или иных сообщений». Информация — сведения, передаваемые людьми друг Другу устным, письменным или другим способом. Информационный обмен возможен лишь тогда, когда взаимодействующие системы: а) обладают некоторой соразмерностью, т.е. взаимосвязанностью уровней своего развития; б) различаются степенью упорядоченности своих структур, т.е. обладают разностью своих информационных потенциалов. Пространство: в коммуникативном пространстве реализуются все коммуникативные взаимодействия. Коммуникативное пространство не есть чистая протяженность, отделенная от коммуникации сущность. Плотность означает, что это пространство неоднородно, его плотность в различных местах неодинакова и зависит от интенсивности и количества взаимодействий. Протяженностью коммуникативного пространства является коммуникативная дистанция. Под коммуникативным временем мы понимаем длительность и последовательность самих коммуникативных актов.
Функции: познавательная функция,методологическая функция состоит в том, чтобы разработать эффективный способ научного познания коммуникативной реальности, прогностическая, практическая функция
Современные концепции коммуникации.
Технократические подходы.
Теория информационного общества, рассматривает современные тех средс инфо в качестве важнейшего стимула и источника социального развития. США и многие европейские страны становятся информационными обществами, основанными на новейших информационных технологиях и производстве нового знания.
Общая теория систем. Под системой понимается набор объектов, которые находятся во взаимосвязи друг с другом, формирующей целое. 1) Закрытая система не имеет обмена с окружающей средой, делает шаги к внутреннему хаосу (энтропия) и смерти; 2) открытая система обменивается энергией с окружающей средой, ориентирована на рост. В рамках системного подхода рассматриваются характеристики открытой системы: целостность; иерархия; саморегулирование и контроль, основанные на целеполагании; взаимообмен со средой; самообслуживание (сбалансированность); изменение.
Математическая теория коммуникации К. Шеннона исходит из следующих посылок: поступают из источника через канал связи (с возможными помехами) в приемник информации. Эти сообщения изменяют тезаурус приемника, уменьшая уровень его неопределенности. Среднее количество определяется уменьшением энтропии приемника в результате изменения его представлений о распределении вероятных состояний источника. При таком определении общее количество информации, содержащееся в отдельных, не связанных друг с другом сообщениях, получается путем суммирования количеств информации этих сообщений. Единица измерения информации задается средним количеством информации, содержащимся в сообщениях о том, какое из двух равновероятных состояний реализовалось на самом деле, и называется «бит».
Интеракционный подход рассматривает коммуникацию как взаимодействие. Теперь в сущности коммуникации на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности
Символический интеракционизм. У его истоков стоял американский философ, социолог и социальный психолог Мид. Коммуникация — не просто реакция, а субъективная осмысленность и направленность на других. Взаимодействия между людьми рассматриваются как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Лишь придав действию «другого» какой-то смысл, значение, люди реагируют на эти действия.
Этнометодология - направление в американской социологии, превращающее методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию всех социальных наук.
Интеракционистский культурологический подход к изучению коммуникаций имеет генетическую связь с этнометодологией и исследует общее и специфическое в коммуникациях представителей различных культур (обществ, организаций). Предметом особого внимания являются символические действия или ритуалы, которые члены общностей регулярно или иногда совершают. Так, в 1980-х гг. возникает организационная теория ассимиляции, исследующая культурные поведенческие и познавательные процессы, благодаря которым лица присоединяются к организации и выходят из нее.
Теория межкультурного содержания коммуникации Холл: 4 расстояния коммуникации: близкое, персональное, социальное и публичное.Близкое расстояние (0—1,5 м) Персональное расстояние (1,5—4 м) Социальное расстояние (4—10 м) Публичное расстояние (10 м и более) Теория «лица» (идентичности) в переговорах основывается на следующих предположениях:участники переговоров независимо от их культурной принадлежности стараются сохранять идентичность (лицо) во всех коммуникативных ситуациях;идентичность особенно проблематична в ситуациях неопределенности; конфликт требует от обеих сторон активного управления формированием и сохранением идентичности;
конфликтующие стороны осуществляют два типа управления: в отношении собственной и чужой идентичности; вариативность культур по такому параметру, как коллективизм — индивидуализм, влияет на выбор стиля поведения в конфликте.