1. Проанализируйте изложенную ситуацию. В чём состоит типологическая поучительность этого примера? Объясните почему после неудачи с повышением дисциплины чиновников и перехода к тотальному «дисциплинированию» граждан, к расширению зоны регулирования коррупция укореняется ещё больше.
Южногерманский городок Бамберг во второй половине XVI века. Руководство обеспокоено действиями перекупщиков и контрабандистов, скупающих у крестьян близлежащих сел товары и увозящих их для продажи на сторону, обделяя тем самым горожан и епископство, столицей которого был городок. Поначалу (с 1574 по 1593 год) князья-епископы издавали правила торговли, которыми запрещалась перекупка, вводились штрафы за нарушение запретов и контроль за соблюдением штрафов. Весь период штрафы увеличивались (санкции работали слабо). Затем, в 1594 г. были изданы «мандаты», подробно расписывающие процедуры контроля, а доли от штрафов отдавались секретным агентам, осуществлявшим контроль, и другим чиновникам. Но и это не помогало. Приходилось бороться со злоупотреблениями при дележе штрафов. В 1610 г. вводится разрешение вывозить небольшое количество товара с уплатой необходимых пошлин по предварительному разрешению отдельных чиновников. Дестью годами позднее появляется возможность для чиновников выдавать разрешения на перекупку продовольствия. Новые предписания сопровождаются сетованиями законодателей на возрастающие злоупотребления и коррупцию. Вот слова возмущенного епископа: «Многие, причем, как нам сообщают, именно те лица, которые должны были бы других удерживать и наказывать, обогащаются, нанося урон и ущерб всей
стране».
В 1649 г. делается существенный шаг: судьям и драгунам предписывается досматривать средства перевозки товаров и преследовать контрабандистов – появляется полицейская уголовная функция. Однако, несмотря на ужесточение запретов, введение материальной заинтересованности в успешном контроле и поощрение доносительства, ограничения не выполняются, а чиновники продолжают разлагаться. Параллельно регулирование осуществляет экспансию за пределы рынка и распространяется на улицы, трактиры, гостиницы, пристани, дома, скотные дворы и т.п. (ведь контрабандист может спрятаться или спрятать свой товар везде). Множится число злоупотреблений, которые описываются в мандатах, направленных против них.
|
2. Проанализируйте изложенную ситуацию, ассоциируется ли она с традиционными представлениями о коррупции? Какие экономические последствия могли возникнуть в данной ситуации.
Главное управление лагерей (ГУЛАГ) появилось на заре советской власти. Лагеря, в которых содержались как обычные, так политзаключенные были не просто местами заключения. Это была существенная часть экономики, основанная на практически бесплатной рабочей силе, коей являлись заключенные лагерей. Как и вся советская экономика, экономика ГУЛАГа была плановой: сверху вниз спускались «разнарядки», в которых указывалось, сколько, кем и что должно быть произведено. Одной из главных продукций ГУЛАГа был лес, который заключенные валили, волокли к рекам и сплавляли. Дальше этот лес доставлялся, согласно этим разнарядкам, в места СССР, бедные лесом, например – в Среднюю Азию.
Главным явлением экономики ГУЛАГа была «тухта». Этим выразительным словом обозначались приписки: прежде чем куда либо попадала продукция, «наверх» – туда, откуда вниз спускались планы, отправлялись отчеты об их выполнении. Пристальный контроль требовал отчетов о всех этапах производства. Сперва сообщали, сколько леса повалено, потом – сколько его вывезено, потом – сколько сплавлено, потом – сколько перевезено. Тухта начиналась с лесоповала. В каждый отчет попадали данные, завышенные по сравнению с реально выполненной работой. А.Солженицын приводит примеры, когда валили 60 % от плана, а рапортовали о перевыполнении в 125 % плана (а за перевыполнение можно было получить премию). Этот пример описан по материалам книги: Солженицын А.И. Архипелаг «Тухта» - так у Солженицына. Приписки – эта та же тухта, но по другую сторону от колючей проволоки лагерей. Приписки пронизывали всю советскую экономику, усилия направлялись на объяснение причин исчезновения не прибывшего никуда леса. Солженицын приводит следующий эпизод, пересказываемый ниже с сокращениями. Итак, обнаруживается, что вывезли леса меньше, чем, согласно отчетам, повалено.
|
В марте комиссия обнаруживает большую недостачу леса. Начальник лагеря запрашивает начальника лесоповала: «Где лес?». Ответ: «Схалтурили проверяющие, не хотели искать лес под глубоким снегом. Нужны новые инспектора. Я готов возглавить комиссию сам». Новая комиссия «находит» весь пропавший лес и рапортует об этом в составленном акте проверки. Когда позже дороги развезло, наверх была составлена докладная записка, в которой указывалось: «Лесу было повалено так много, что по зимнику весь лес вывести не успели. Теперь по болоту вывозить слишком дорого: строительство лежневой дороги обойдется дороже, чем вывезенный лес. А через год, когда снова можно будет возить дешево по снегу, поваленный лес станет некондиционным». Доводы были признаны грамотными, и несуществующий лес был списан.
|
3. Проанализируйте изложенную ситуацию, назовите основные структурные элементы коррупции.
Сотрудник ГАИ останавливает машину с сильно пьяным водителем за рулем. Они вступают в сделку: водитель удаляется на своей машине без всяких последствий для себя, а инспектор ГАИ остается на месте, разбогатев на размер взятки. Уже отъехав от места сделки, этот водитель, будучи пьяным и плохо контролируя машину, сбивает пешехода.
Критерии оценивания:
оценка «зачтено» выставляется, если обучающийся, знает программный материал, правильно, по существу и последовательно излагает содержание вопросов, при ответе не допустил существенных ошибок и неточностей;
оценка «не зачтено» выставляется, если обучающийся не знает основных положений программного материала, при ответе на вопросы допускает существенные ошибки, не может ответить на большинство дополнительных вопросов или отказался отвечать.