Тема 7. Дополнительные средства физического воспитания в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения
Коррекционные гимнастики
План:
- Роль гимнастики в физическом воспитании детей
- Классификация коррекционных видов гимнастик
- Цели и содержание разных видов коррекционных гимнастик
Гимнастика - комплекс специально подобранных физических упражнений, которые:
- положительно воздействуют на организм занимающихся в целом;
- оказывают локальное воздействие на отдельные группы мышц;
- регулируют физиологическую нагрузку.
Гимнастические упражнения имеют древнюю историю. Впервые слово «гимнастика» появилось в Греции в 8 веке до нашей эры и в переводе с греческого означает «тренирую, упражняю». В древней Индии и Китае они использовались в лечебных целях еще 3000 лет до нашей эры. В России гимнастические упражнения существовали с древних времен. Они служили развлечениями во время народных гуляний.
Специфика видов гимнастик, используемых в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения, зависит от характера первичного дефекта и вторичных отклонений, поэтому тесно связана с решением специальных задач:
- преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями, повышение двигательной активности детей путем создания
специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;
- коррекция и компенсация недостатков физического развития; достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия), ориентировки в пространстве, координации движений и др.);
|
- коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;
- активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой;
- формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.
Исходя из этого Э.С. Аветисов, Л.С. Сековец, Б.В. Сермеев, Л.Н. Ростамашвили, Л.Ф. Касаткин и др. выделяют следующие виды коррекционных гимнастик:
1) основная (утренняя) гимнастика;
2) гимнастика для глаз;
3) ритмическая гимнастика;
4) дыхательная гимнастика;
5) пальчиковая гимнастика;
6) корригирующая гимнастика;
7) тренажерная гимнастика.
Коррекционные виды гимнастик ориентированы на лечебно-восстановительный процесс и тесно взаимосвязаны с коррекционно-педагогической работой.
Цели коррекционных видов гимнастик:
Лечебная - восстановление нарушенных функций организма (зрения, ОДА, ССС и т.д.)
Корригирующая - исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей с нарушениями зрения, формирование жизненно необходимых движений, применение двигательного опыта в практической деятельности.
|
Оздоровительная (профилактическая) - снятие утомления, напряжения, восстановление работоспособности, профилактика нарушений психофизического развития, гармоничное развитие тела, развитие физических качеств.
Во всех видах гимнастик составление комплексов, система проведения и структура занятий с детьми подчиняются специфическим требованиям методики физического воспитания детей с нарушенным зрением.
Основная гимнастика (утренняя гимнастика)
Цель: укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни, совершенствование основных двигательных качеств.
Коррекционная направленность этого вида гимнастики обеспечивается целенаправленным педагогическим воздействием на ребенка, испытывающего трудности в движениях. Обязательным условием реализации коррекционных задач является создание комфортности (расстановка детей, подбор упражнений, предметов для ориентации и др.).
Утренняя гимнастика проводится ежедневно, в соответствии с методикой проведения в общеобразовательных учреждениях. При этом учитываются зрительные возможности детей и вторичные отклонения, на основе которых допускается изменение методических правил в организации и содержании упражнений. В содержание гимнастики включаются такие построения и перестроения, которые не противопоказаны детям с нарушением зрения и не противоречат восстановительному лечению. В общеразвивающие упражнения целесообразно включение упражнений на развитие зрительного восприятия, коррекцию вторичных отклонений. Темп выполнения упражнений определяется также зрительно-двигательными возможностями детей.
|
Гимнастика для глаз
Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э.С.Аветисовым, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан (1984).
Цель: профилактика нарушений зрения, снятие зрительного утомления, восстановление, активизация и развитие зрительных функций, подвижности глаз.
Коррекционная направленность обеспечивается общеукрепляющим влиянием на организм ослабленного ребенка, профилактической, тренирующей и восстановительной функциями для глаз. При этом необходимым условием является учет первичного дефекта, состояния зрительных функций, особенностей зрительной работоспособности.
Упражнения для глаз выполняются несколько раз (не менее 2) в течение занятия, урока. В этом случае их продолжительность составляет 1-3 минуты.
По мнению офтальмологов Эдуарда Сегреевича Аветисова, Екатерины Ивановны Ливадо и др., через каждые 7-15 минут зрительной работы с детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовывать отдых для глаз, который должен быть заполнен рационально, например, в виде гимнастики для глаз и других видов упражнений. Ими предложена методика применения упражнений в занятиях с детьми, страдающими близорукостью.
При косоглазии и амблиопии, как указывают Лариса Антоновна Григорян, Любовь Ивановна Плаксина, Людмила Сергеевна Сековец, в период окклюзионного лечения ребенок «работает» амблиопичным глазом, который быстро утомляется. Гимнастика для глаз способствует снятию зрительного напряжения, активизации, упражнению и восстановлению зрения. Для детей с косоглазием и амблиопией полезны упражнения на развитие прослеживающих и глазодвигательных функций, сосредоточение на определенных объектах.
Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в разные формы занятий по физической культуре, и прежде всего в структуру физкультминуток.
Коррекционная гимнастика для глаз выполняется несколько раз в день. Ее продолжительность составляет 5-15 минут.
Виды упражнений для глаз:
пальминг – снятие зрительного утомления, подготовка к тяжелой зрительной работе
моргание - омывание глаз слезной жидкостью
зажмуривание – улучшение кровоснабжения, циркуляции внутриглазной жидкости
«прищепочки» (массаж надбровных дуг) – улучшение кровоснабжения
перефокусировка взора – снятие напряжения, тренировка аккомодационных мышц
вращение глазами, прослеживание взором – снятие напряжения, тренировка глазодвигательных мышц.
Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения - сосредоточение взора на предмете, перевод взора с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действие рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры и тренажеры.
Ритмическая гимнастика
Ритмическая гимнастика – комплекс физических упражнений, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.
Цель: развитие физических качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости, выработка у детей с нарушениями зрения чувства ритма, культуры движений, красоты походки, правильной осанки, психологическая разгрузка.
Ритмическая гимнастика доступна детям с нарушением зрения, т.к. ее содержание базируется на знакомых упражнениях, но вместе с тем упражнения красивы по форме и необычны по сочетанию движений. В них современные линии, свобода, раскрепощенность движений, гармония.
Включает упражнения общеразвивающего характера (движения отдельными звеньями тела типа сгибаний, разгибаний, поворотов, вращении, махи), циклические движения (ходьба, бег, подскоки, прыжки, танцевальные элементы) с добавлением стилевых деталей из современных танцев.
Для этого вида гимнастики характерны следующие особенности:
- использование простых, знакомых и интересных упражнений;
- танцевальная направленность и модернизация стиля исполнения обычных гимнастических упражнений;
- многократное повторение упражнений;
- ритмичное музыкальное сопровождение, показ упражнений ведущим, что сводит к минимуму словесное объяснение и повышает эффективность занятий;
- поточный метод проведения занятий.
Продолжительность занятий может быть различной – 10-15 мин. в зависимости от возраста детей и степени подготовленности. Первые занятия не превышают 10 мин. и состоят из 5-6 упражнений, которые предварительно разучиваются в медленном темпе.
В структуре ритмической гимнастики выделяют вводную, основную, заключительную части. В процентном отношении части распределяются следующим образом: 10%, 70%, 20%.
Подготовительная часть или разминка. Задача этой части - подготовить организм к нагрузке, обеспечить разогревание мышц. Упражнения направлены на развитие физических качеств; повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; повышение эмоционального состояния; достижение оптимального уровня частоты сердечных сокращений, коррекцию и компенсацию нарушенных движений.
Основная часть комплекса целиком посвящена упражнениям в исходных положениях сидя и лежа. Эти положения очень удобны для комбинированной проработки мышц живота, ног, туловища, рук.
В заключительной части предполагается снижение нагрузки и восстановление после нее. В этой части ритмической гимнастики обязательными средствами являются упражнения на расслабление, гибкость, дыхательные упражнения, простейшие танцевальные композиции в медленном темпе, упражнения для глаз, пальцев, а также аутогенная и психорегулирующая тренировка.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика - физические упражнения, основанные на постоянной дозированной тренировке организма при использовании произвольной регуляции дыхания, осуществляемая через вторую сигнальную систему.
Цель: выравнивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усиление рефлекторных связей, положительное влияние на функцию нервнорегуляторных механизмов, управляющих дыханием, усиление дренажных функций легких.
Коррекционная направленность:
- правильно поставленное дыхание предупреждает вторичные отклонения (снижение темпа и ритма движений, техники выполнения действий, нарушение осанки и др.),
- поверхностное дыхание является прямой или косвенной причиной многих физических заболеваний и душевных расстройств. Плохая память, мозговое переутомление - все это результат плохого дыхания. Для правильной работы мозга требуется втрое больше кислорода, чем остальным органам. Если мозгу не хватает питания, он «забирает» его у других органов. Глубокое дыхание не только питает организм, но и очищает его.
Физиологическое дыхание (во время выполнения упражнений, а также при статистическом положении) состоит из ритмически чередующихся вдоха и выдоха.
В зависимости от того, какими преимущественно мышцами осуществляется дыхание, оно делится на несколько типов: верхнее (ключичное), грудное, брюшное, нижнереберное, диафрагмальное. Последний тип дыхания наиболее выгоден для выполнения физических упражнений,
Часто у детей с нарушением зрения, в силу общей ослабленности организма, диафрагма действует вяло, и тогда следует развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений, которые в последние годы получили название дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика, применяемая с детьми с нарушением зрения, имеет свою специфику в подборе упражнений, их комплектовании и методике проведения.
- Сначала с детьми разучиваются отдельные упражнения игрового характера, которые относятся к «классической» дыхательной гимнастике (свеча, цветочный магазин и др.).
- После того как дети усвоят образные дыхательные упражнения, следует разучить подготовительные упражнения, которые обеспечивают плавную подготовку органов дыхания к выполнению физических упражнений и способствуют переходу от поверхностного дыхания к глубокому.
- Переход к более динамичным комплексным упражнениям, помогающим стабилизации правильного дыхания. Это приведет к расслаблению мышц, отчего в значительной степени возрастают выносливость и работоспособность организма.
Первые 8—10 дней дыхательная гимнастика проводится не дольше 1 — 1,5 мин. Затем по 3 — 4 минуты, постепенно удлиняя до 8—10 минут.
Обязательным условием проведения дыхательной гимнастики является хорошо проветренное помещение. Дыхательная гимнастика может проводиться как самостоятельный вид коррекционнои гимнастики. Отдельные упражнения используются в других видах гимнастики как с группой детей, так и индивидуально.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика - система специальных упражнений и игр для пальцев рук, объединенных в комплексы.
Согласно международным классификациям игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа:
- собственно пальчиковые игры, сидячие;
- игры, которые, помимо деятельности тонких моторных, включают движения всего тела, прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.
У детей с нарушением зрения особенно затруднительны дифференцированные движения рук и пальцев, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами (сильно сжимают, роняют), темп выполнения упражнений замедлен, пальцы малоподвижны, движения неточны
Особое значение имеют игры, использующие одновременные и однотипные движения рук, направленные на развитие согласованности и координации действий. Разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции и могут быть использованы при усвоении первых.
Для получения максимального результата упражнений должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
Развитие трехзвеньевой связи типа зрительно-моторно-тактильной служит основой для формирования манипулятивной и игровой деятельности.
Коррекционная направленность пальчиковых игр и упражнений состоит в следующем:
- решают комплексную задачу развития движений, психических процессов и личности в целом;
- оказывают общеукрепляющее влияние на организм ребенка и повышают работоспособность мышц, сокращают сроки адаптации к выполнению физических нагрузок;
- способствуют усвоению детьми различного ритма, автоматизируют согласованную деятельность рук у детей;
- улучшают подвижность мышц, способствуют объединенной работе кистей рук, совершенствуя их координацию, тем самым способствуют укреплению общего состояния здоровья детей;
- занятия по коррекции тонких движений пальцев рук позволяют детям успешно овладеть основами координационных механизмов, перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессе индивидуальных занятий, во фронтальные формы работы и широко применять их в метании, лазанье, ходьбе.
Принцип работы над всеми физическими и физиологическими свойствами тонких движений пальцев рук: никакого насилия, импровизация, заинтересованность, видение и воображение; ассоциации, речевые приказы (словесные раздражители), речевой слух; произвольное внимание, память, конкретность задач и целей; неожиданность и новизна приемов.
Широко применяются игры и упражнения с пальчиками под музыку. Это позволяет эксцентрировать внутреннюю напряженность тонких движений пальцев рук, усилить внутренние позитивные процессы, направленные на выздоровление.
Пальчиковая гимнастика проводится с детьми ежедневно по 3-5 минут. Воспитатель, тифлопедагог, инструктор по физической культуре могут проводить гимнастику с детьми индивидуально или по подгруппам с учетом уровня развития мелкой моторики и состояния зрительного восприятия.
Комплексы пальчиковой гимнастики составляются из 3-5 упражнений, из них одно упражнение - игры с текстом.