Основная гимнастика (утренняя гимнастика)




Тема 7. Дополнительные средства физического воспитания в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения

Коррекционные гимнастики

План:

  1. Роль гимнастики в физическом воспитании детей
  2. Классификация коррекционных видов гимнастик
  3. Цели и содержание разных видов коррекционных гимнастик

Гимнастика - комплекс специально подобранных физических упраж­нений, которые:

- положительно воздействуют на организм зани­мающихся в целом;

- оказывают локальное воздействие на отдель­ные группы мышц;

- регулируют физиологическую нагрузку.

 

Гимнастические упражнения имеют древнюю историю. Впервые слово «гимнастика» появилось в Греции в 8 веке до нашей эры и в переводе с греческого означает «тренирую, упражняю». В древней Индии и Китае они использовались в лечебных целях еще 3000 лет до нашей эры. В России гимнастические упражнения существовали с древних времен. Они служили развлечениями во время народных гуляний.

 

 

Специфика видов гимнастик, используемых в образовательных уч­реждениях для детей с нарушениями зрения, зависит от характера первичного дефекта и вторичных отклонений, поэтому тесно связана с решением специальных задач:

 

- преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной па­тологии при овладении движениями, повышение двигательной активности детей путем создания
специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ог­раниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;

- коррекция и компенсация недостатков физического развития; достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия), ориентировки в простран­стве, координации движений и др.);

- коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зритель­но-двигательную ориентировку;

- активизация и упражнение зрительных функций в процессе фи­зического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой;

- формирование личностных качеств, воспитание положитель­ной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

 

 

Исходя из этого Э.С. Аветисов, Л.С. Сековец, Б.В. Сермеев, Л.Н. Ростамашвили, Л.Ф. Касаткин и др. выделяют следующие виды коррекционных гимнастик:

1) основная (утренняя) гимнастика;

2) гимнастика для глаз;

3) ритмическая гимнастика;

4) дыхательная гимнастика;

5) пальчиковая гимнастика;

6) корригирующая гимнастика;

7) тренажерная гимнастика.

Коррекционные виды гимнастик ориентированы на лечебно-восстановительный процесс и тесно взаимосвязаны с коррекционно-педагогической работой.

Цели коррекционных видов гимнастик:

Лечебная - восстановление нарушенных функций организма (зрения, ОДА, ССС и т.д.)

Корригирующая - исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей с нарушениями зрения, формирование жизненно необходимых движений, применение двигательного опыта в прак­тической деятельности.

Оздоровительная (профилактическая) - снятие утомления, напряжения, восстановление работоспособности, профилактика нарушений психофизического развития, гармоничное развитие тела, развитие физических качеств.

 

Во всех видах гимнастик составление комплексов, система проведения и структура занятий с детьми подчиняются специ­фическим требованиям методики физического воспитания детей с нарушенным зрением.

Основная гимнастика (утренняя гимнастика)

 

Цель: укрепление здоровья детей, формирование здо­рового образа жизни, совершенствование основных двигательных качеств.

Коррекционная направленность этого вида гимнастики обеспечивается целенаправленным педагогическим воздействием на ребенка, испытывающего трудности в движениях. Обязательным условием реализа­ции коррекционных задач является создание комфортности (расстановка детей, подбор упражнений, предметов для ориентации и др.).

Утренняя гимнастика проводится ежедневно, в соответствии с методикой проведения в общеобразовательных учреж­дениях. При этом учитываются зрительные возможности детей и вторичные отклонения, на основе которых допускается изменение методических правил в организации и содержании упражнений. В содержание гимнастики включаются такие построения и пере­строения, которые не противопоказаны детям с нарушением зрения и не противоречат восстановительному лечению. В общеразвивающие упражнения целесообразно включение упражнений на развитие зрительного восприятия, коррекцию вторичных отклонений. Темп выполнения упражнений определяется также зрительно-двигатель­ными возможностями детей.

 

Гимнастика для глаз

 

Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э.С.Аветисовым, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан (1984).

Цель: профилактика нарушений зрения, снятие зрительного утомления, восстановление, активизация и развитие зрительных функций, подвижности глаз.

Коррекционная направленность обеспечивается общеукрепляющим влиянием на организм ослабленного ребенка, профилактической, тренирующей и восстановительной функциями для глаз. При этом необходимым условием является учет первичного дефекта, состояния зрительных функций, особенностей зрительной работоспособности.

Упражнения для глаз выполняются несколько раз (не менее 2) в течение занятия, урока. В этом случае их продолжительность составляет 1-3 минуты.

По мнению офтальмологов Эдуарда Сегреевича Аветисова, Екатерины Ивановны Ливадо и др., через каждые 7-15 минут зрительной работы с детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовывать отдых для глаз, который должен быть заполнен рационально, например, в виде гимнастики для глаз и других видов упражнений. Ими предложена методика применения упражнений в занятиях с детьми, страдающими близорукостью.

При косоглазии и амблиопии, как указывают Лариса Антоновна Григорян, Любовь Ивановна Плаксина, Людмила Сергеевна Сековец, в период окклюзионного лечения ребенок «работает» амблиопичным глазом, который быстро утомляется. Гимнастика для глаз способствует снятию зрительного напряжения, активизации, упражнению и восстановлению зрения. Для детей с косоглазием и амблиопией полезны упражнения на развитие прослеживающих и глазодвигательных функций, сосредоточение на определенных объектах.

Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в разные формы занятий по физической культуре, и прежде всего в структуру физкультминуток.

Коррекционная гимнастика для глаз выполняется несколько раз в день. Ее продолжительность составляет 5-15 минут.

Виды упражнений для глаз:

пальминг – снятие зрительного утомления, подготовка к тяжелой зрительной работе

моргание - омывание глаз слезной жидкостью

зажмуривание – улучшение кровоснабжения, циркуляции внутриглазной жидкости

«прищепочки» (массаж надбровных дуг) – улучшение кровоснабжения

перефокусировка взора – снятие напряжения, тренировка аккомодационных мышц

вращение глазами, прослеживание взором – снятие напряжения, тренировка глазодвигательных мышц.

 

Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения - сосредоточение взора на предмете, перевод взо­ра с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действие рук, последовательное прослеживание, зрительную ориенти­ровку в окружающем пространстве.

При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры и тренажеры.

 

Ритмическая гимнастика

 

Ритмическая гимнастика – комплекс физических упражнений, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.

 

Цель: развитие фи­зических качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости, выработка у детей с нарушениями зре­ния чувства ритма, культуры движений, красоты походки, правиль­ной осанки, психологическая разгрузка.

 

Ритмическая гимнастика доступна детям с нарушением зрения, т.к. ее содержание базируется на знакомых упражнениях, но вмес­те с тем упражнения красивы по форме и необычны по сочетанию движений. В них современные линии, свобода, раскрепощенность движений, гармония.

 

Включает упражнения общеразвивающего характера (движения отдельными звеньями тела типа сгибаний, разгибаний, поворотов, вращении, махи), циклические движения (ходьба, бег, подскоки, прыжки, танцевальные элементы) с до­бавлением стилевых деталей из современных танцев.

Для этого вида гимнастики характерны следующие особен­ности:

- использование простых, знакомых и интересных упражнений;

- танцевальная направленность и модернизация стиля испол­нения обычных гимнастических упражнений;

- многократное повторение упражнений;

- ритмичное музыкальное сопровождение, показ упражнений ведущим, что сводит к минимуму словес­ное объяснение и повышает эффективность занятий;

- поточный метод проведения занятий.

Продолжительность занятий может быть различной – 10-15 мин. в зависимости от возраста детей и степени подготовленности. Первые занятия не превы­шают 10 мин. и состоят из 5-6 упражнений, которые предвари­тельно разучиваются в медленном темпе.

В структуре ритмической гимнастики выделяют вводную, основ­ную, заключительную части. В процентном отношении части рас­пределяются следующим образом: 10%, 70%, 20%.

Подготовительная часть или разминка. Задача этой части - подготовить организм к нагрузке, обеспечить разогревание мышц. Упражнения направлены на развитие физических качеств; повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем; повышение эмоционального состояния; достижение оптимального уровня частоты сердечных сокращений, коррекцию и компенсацию нарушенных движений.

Основная часть комплекса целиком посвящена упражнениям в исходных положениях сидя и лежа. Эти положения очень удобны для комбинированной проработки мышц живота, ног, туловища, рук.

В заключительной части предполагается снижение нагрузки и восстановление после нее. В этой части ритмической гимнастики обязательными средствами являются упражнения на расслабле­ние, гибкость, дыхательные упражнения, простейшие танцеваль­ные композиции в медленном темпе, упражнения для глаз, паль­цев, а также аутогенная и психорегулирующая тренировка.

 

Дыхательная гимнастика

 

Дыхательная гимнастика - физические упражнения, основанные на постоянной дозированной тренировке организма при использовании произ­вольной регуляции дыхания, осуществляемая через вторую сиг­нальную систему.

Цель: выравнивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усиление рефлекторных связей, положительное влияние на функцию нервнорегуляторных механизмов, управляющих дыханием, усиление дренажных функций легких.

Коррекционная направленность:

- правильно поставленное дыхание предупреждает вторичные отклонения (снижение темпа и ритма движений, техники выполнения действий, нарушение осан­ки и др.),

- поверхностное дыхание является прямой или косвенной причиной многих физических заболеваний и душевных расстройств. Плохая память, мозговое переутомление - все это результат плохого дыхания. Для правильной работы мозга тре­буется втрое больше кислорода, чем остальным органам. Если моз­гу не хватает питания, он «забирает» его у других органов. Глу­бокое дыхание не только питает организм, но и очищает его.

 

 

Физиологическое дыхание (во время выполнения упраж­нений, а также при статистическом положении) состоит из рит­мически чередующихся вдоха и выдоха.

В зависимости от того, какими преимущественно мышцами осу­ществляется дыхание, оно делится на несколько типов: верхнее (ключичное), грудное, брюшное, нижнереберное, диафрагмальное. Последний тип дыхания наиболее выгоден для выполнения фи­зических упражнений,

 

Часто у детей с нарушением зрения, в силу общей ослабленности организма, диафрагма действует вяло, и тогда следует развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений, которые в по­следние годы получили название дыхательной гимнастики.

 

Дыхательная гимнастика, применяемая с детьми с нарушением зрения, имеет свою специфику в подборе упражнений, их комп­лектовании и методике проведения.

  1. Сначала с детьми разучивают­ся отдельные упражнения игрового характера, которые относятся к «классической» дыхательной гимнастике (свеча, цветочный магазин и др.).
  2. После того как дети усвоят образные дыхательные упражнения, следует разучить подготовительные упражнения, которые обес­печивают плавную подготовку органов дыхания к выполнению физических упражнений и способствуют переходу от поверхност­ного дыхания к глубокому.
  3. Переход к более динамичным комплексным упражне­ниям, помогающим стабилизации правильного дыхания. Это при­ведет к расслаблению мышц, отчего в значительной степени воз­растают выносливость и работоспособность организма.

 

Первые 8—10 дней дыхательная гимнастика проводится не дольше 1 — 1,5 мин. Затем по 3 — 4 минуты, постепенно удлиняя до 8—10 минут.

 

Обязательным условием проведения дыхательной гимнастики является хорошо проветренное помещение. Дыхательная гимнас­тика может проводиться как самостоятельный вид коррекционнои гимнастики. Отдельные упражнения используются в других видах гимнастики как с группой детей, так и индивидуально.

 

Пальчиковая гимнастика

 

Пальчиковая гимнастика - система специальных упражнений и игр для пальцев рук, объединенных в комплексы.

 

Согласно международным классификациям игры, совмещаю­щие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, под­разделяются на два типа:

  1. собственно пальчиковые иг­ры, сидячие;
  2. игры, которые, помимо деятельности тон­ких моторных, включают движения всего тела, прыжки, бег на мес­те, движения рук, ног, головы.

У детей с нарушением зрения особенно затруднительны диф­ференцированные движения рук и пальцев, они часто не соиз­меряют усилий при действиях с предметами (сильно сжимают, роняют), темп выполнения упражнений замедлен, пальцы мало­подвижны, движения неточны

Особое значение имеют игры, использующие одновременные и однотипные движения рук, направленные на развитие согласованности и координации действий. Разнотипные движения тре­буют более высокого уровня регуляции и могут быть использованы при усвоении первых.

Для получения максимального результата упражнений должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, рас­тяжение, расслабление кисти; использовались изолированные дви­жения каждого пальца.

Развитие трехзвеньевой связи типа зрительно-моторно-тактильной служит основой для формирования манипулятивной и игровой деятельности.

 

Коррекционная направленность пальчиковых игр и упражне­ний состоит в следующем:

- решают комплексную задачу развития движений, психических процессов и личности в целом;

- оказывают общеукрепляющее влияние на организм ребенка и по­вышают работоспособность мышц, сокращают сроки адаптации к выполнению физических нагрузок;

- способствуют усвоению деть­ми различного ритма, автоматизируют согласованную деятельность рук у детей;

- улучшают подвижность мышц, способст­вуют объединенной работе кистей рук, совершенствуя их коор­динацию, тем самым способствуют укреплению общего состояния здоровья детей;

- занятия по коррекции тонких движений пальцев рук позволяют детям успешно овладеть основами координационных механизмов, пере­нести координационные отношения, которыми они овладели в процессе индивидуальных занятий, во фронтальные формы рабо­ты и широко применять их в метании, лазанье, ходьбе.

 

Принцип работы над всеми физи­ческими и физиологическими свойствами тонких движений пальцев рук: никакого насилия, импровизация, заинте­ресованность, видение и воображение; ассоциации, речевые приказы (словесные раздражители), речевой слух; произвольное внимание, память, конкретность задач и целей; неожиданность и новизна приемов.

Широко применяются игры и упражнения с пальчиками под музыку. Это позволяет эксцентрировать внутреннюю на­пряженность тонких движений пальцев рук, усилить внутренние позитивные процессы, направленные на выздоровление.

 

Пальчиковая гимнастика проводится с детьми ежедневно по 3-5 минут. Воспитатель, тифлопедагог, инструктор по физической культуре могут проводить гимнастику с детьми индивидуально или по подгруппам с учетом уровня развития мелкой моторики и со­стояния зрительного восприятия.

Комплексы пальчиковой гимнастики составляются из 3-5 уп­ражнений, из них одно упражнение - игры с текстом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: