Корригирующая гимнастика является разновидностью лечебной гимнастики (ЛФК).
Цель: устранение анатомо-функциональной недостаточности опорно-двигательной системы (деформации позвоночника, грудной клетки, стоп и др.).
Состоит из общей и специальной частей.
Общая часть - это общеукрепляющие упражнения, режим, игры, закаливание, которые являются составляющими деятельности ребенка с нарушением зрения, они способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы.
Специальная коррекция (активные корригирующие упражнения) предусматривает решение главных задач:
- активизация общих и локальных обменных процессов;
- формирование мышечного корсета;
- выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;
- тренировка равновесия, улучшение координации движений;
- восстановление дыхательного стереотипа;
- нормализация эмоционального тонуса;
- обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях;
- профилактика и лечение функциональной недостаточности стоп.
Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее эффективными являются такие, при которых нагрузка на позвоночник и влияние угла наклона таза на тонус мышц минимальны. К ним относятся положения лежа на спине, животе, стоя на коленях, четвереньках.
Корригирующая гимнастика назначается детям индивидуально. Проводится в режиме занятий ЛФК, индивидуальной коррекционной работы или дома. Разучивает комплексы корригирующей гимнастики с детьми инструктор ЛФК, закрепляет педагог, инструктор физической культуры.
|
Продолжительность курса корригирующей гимнастики зависит от характера и степени нарушений опорно-двигательного аппарата.
В целях общеукрепляющего воздействия в работе с детьми могут быть использованы отдельные упражнения из комплексов и введены в другие виды гимнастик.
В соответствии с показателями врача-ортопеда упражнения подбираются по имеющимся у детей нарушениям.
Тренажерная гимнастика
Тренажерная гимнастика — это система физических упражнений, выполняемых на специальных средствах.
Тренажеры – учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости), совершенствования техники и анализаторных функций организма.
Цель: преодоление дефицита движений у детей с нарушениями зрения и мышечной активности в целом.
Комплексное использование специальных технических средств, физических упражнений повышает выносливость, работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, быстроту,
скоростно-силовые качества, гибкость и ловкость
Требования к проведению тренажерной гимнастики:
- тщательный подбор упражнений;
- индивидуальный характер упражнений;
- выполнение упражнений из разных исходных положений;
- локальное воздействие на отдельные группы мышц;
- эмоциональный, увлекательный характер занятий на тренажерах;
- обеспечение страховки;
- врачебно-педагогический контроль.
Тренажерная гимнастика состоит из трех частей.
Вводная - основные задачи:
- подготовка организма к постепенному увеличению физической нагрузки;
- психологический настрой детей;
|
- осуществление пропедевтики (подготовка к основной работе на тренажере);
- развитие зрительно-моторной координации.
В основной части гимнастики решаются важные профилактические, оздоровительные, учебные задачи:
- восполнение дефицита двигательной активности;
- дозирование физической нагрузки с учетом психофизических особенностей детей;
- систематическое выполнение физических упражнений в сочетании со зрительными;
- коррекция двигательных нарушений.
Задачи заключительной части направлены:
- на снижение физической нагрузки;
- формирование комфортных ощущений после занятий на тренажерах;
- повышение защитных функций организма.
Длительность тренажерной гимнастики определяется возрастом, состоянием здоровья и физической подготовленностью, а также зрительными возможностями детей. Упражнения на тренажерах могут проводиться от 5 до 15 минут.
Используются разные организационные формы: индивидуально, подгруппами (2 —6 чел.) с учетом основных требований к подбору групп:
- состояние зрения (допуск врача);
- состояние здоровья (допуск врача);
- уровень физической подготовленности.
Занятия тренажерной гимнастикой при наличии устройств проводятся 3 раза в неделю. Занятия проводит инструктор по физической культуре при систематическом контроле инструктора ЛФК, врача-офтальмолога, врача-ортопеда.