Развитие речи и формирование коммуникативных способностей




Развитием речи ребенка и формированием его коммуникативных способностей родители и педагоги занимаются на протяжении всей жизни ребенка, как в дошкольном учреждении, так и в семье. В то же время на занятиях по развитию речи планомерно и поэтапно решаются специфические задачи, направленные на обобщение, систематизацию и обогащение культуры речи ребенка и развитие его языковых способностей. Однако рамки занятий по развитию речи не ограничивают работу в этом направлении. Развитие речи ребенка осуществляется и на музыкальных занятиях, и на занятиях логопеда, в процессе игровой и продуктивной деятельности ребенка, на прогулках и экскурсиях, в свободной деятельности детей.

Известно, что развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка. Базовыми предпосылками для развития речи являются коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, согласованное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов, готовность артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи. Развитие этих предпосылок и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении дошкольника с РАС, с отставанием в умственном развитии.

Обучение детей на специальных занятиях предполагает также формирование основ грамотной речи, понятной и самому ребенку, и окружающим его сверстникам и взрослым. При этом именно взрослый создает ситуацию общения, в которой усвоенные навыки и формируемые способности закрепляются и развиваются.

Индивидуальный уровень достижений в этой области у всех воспитанников с РАС дошкольного учреждения очень различен. Но постоянное внимание взрослых к речевой деятельности детей, акцентирование достижений каждого ребенка, отслеживание позитивной динамики придают этой работе первоочередное значение. Успех ребенка должен быть подчеркнут радостью окружающих его людей, в том числе и сверстников по группе. Этот успех необходимо закрепить в специально созданных ситуациях, в которых ребенок еще и еще раз мог бы продемонстрировать свою состоятельность как в понимании речи, так и в воспроизведении.

Родители детей должны быть информированы об основных этапах развития речи у ребенка, о тех формах, которые нуждаются в закреплении в процессе общения с ребенком дома, о ближайших перспективах ребенка.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Формировать у детей невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстником, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «дай», «на», «возьми», понимать и использовать указательные жесты.

§ Учить детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами.

§ Воспитывать у детей потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.

§ Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называниям этих действий.

§ Формировать активную позицию ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривать предмет с разных сторон, действовать, спрашивать Что с ним можно делать?).

§ Формировать у детей представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании.

§ Создавать у детей предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности детей.

§ Учить детей отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении.

I Квартал

Основное содержание работы

Формировать у детей невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза. Формировать умения детей пользоваться рукой, как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные действия. Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками («Ляля топ-топ», «Машина би-Давать детям возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых (рука ребенка лежит на гортани можно класть руку ребенка на губы взрослого).

Учить детей воспроизводить звукоподражания (му-му, би-би и пр.). Учить детей выполнять простейшие инструкции «Покажи «ладушки»).

Учить детей выполнять совместные действия по речевой инструкции (сначала со взрослым, затем-со сверстником: Учить детей отвечать на вопросы: Как тебя зовут? Кто это? Что это?

II квартал

Продолжать учить детей понимать и выполнять простые инструкции («Принеси и назови», «Я скажу, а ты сделай). Учить понимать слова «дай, на, возьми, иди, сядь, сиди».

Учить составлять фразу из двух слов по действиям с игрушками («Мишка топает», «Ляля идет», «Машина едет». Учить детей строить фразы со словами «дай, на, иди».

Учить детей понимать действия, изображенные на картинке (девочка умывается, мальчик бежит,тетя кушает).

Подводить детей к пониманию несложного текста, при чтении комментировать действия персонажей игрушками.

Разучивать потешку «Киска» А. Барто, разыгрывать ее содержание, используя игрушки и «живые» картинки.

Знакомить детей с произведениями русского фольклора.

Знакомить детей со сказкой «Колобок», обыгрывать ее эпизоды с помощью игрушек.

Учить детей отвечать на вопросы: Как зовут маму? Как зовут папу; тетю?

III квартал

Учить детей понимать рассказ, созданный по результатам реальных событий из жизни детей в группе.

Учить детей отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом детей («Что ты делал?», «Во что одет?» Учить детей понимать действия, изображенные на картинке («Кто что делает? — Девочка пьет, мальчик идет, зайчик.Учить детей инсценировать небольшие рассказы и стихи с использованием игрушек.

Знакомить детей со сказками «Курочка Ряба», «Репка», закрепляя знакомые звукоподражания и лепетные слова. Учить детей составлять фразы по картинкам из двух слов («Машина едет», «Самолет летит», «Собачка бежит». Учить детей слушать адаптированные тексты и рассматривать иллюстрации к ним (С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»)

Показатели развития к концу первого года обучения

Дети должны научиться:

§ пользоваться невербальными формами коммуникации;

§ использовать руку для решения коммуникативных задач;

§ пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;

§ проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;

§ слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

§ воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;

§ выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Формировать у детей умения высказывать свои потребности во фразовой речи.

§ Учить детей использовать в активной речи фразы, состоящие из двух-трех слов.

§ Учить детей узнавать и описывать действия персонажей по картинкам.

§ Воспитывать у детей интерес к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых явлениях природы и социальных явлениях.

§ Разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалочки.

§ Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек.

§ Учить детей употреблять глаголы 1-го и 3-го лица в единственном числе и 3-го лица во множественном числе («Я рисую», «Катя танцует», «Дети гуляют»).

§ Формировать у детей грамматический строй речи (согласование глаголов с существительными, родительный падеж имен существительных).

§ Учить детей употреблять в активной речи предлоги на, под, в.

§ Развивать у детей речевые формы общения со взрослыми и сверстниками.

§ Учить детей составлять описательные рассказы по предъявляемым игрушкам.

§ Развивать у детей познавательную функцию речи: задавать вопросы и отвечать на них: «Где кошка? - Вот она!»

§ Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.

I Квартал

Основное содержание работы

Учить детей высказывать в речи свои потребности («Хочу пить», «Дай покушать», «Хочу в туалет»).

Учить детей отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту.

Учить детей выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога на, употреблять этот предлог в речевых. Разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалочки.

Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек («Кто в домике живет?»). Учить детей описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы)

II квартал

Учить детей выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога «под», употреблять этот предлог в речевых высказываниях. Учить детей дифференцировать предлоги «на, под» (выполнение инструкции и составление фразы).

Учить детей составлять фразу на основе выполнения инструкции, заданной взрослым.

Учить детей составлять фразу на основе действия с двумя игрушками (развитие диалогической речи).

Разучивать с детьми стихотворение А. Барто «Снег».

Знакомить детей с взаимодействием персонажей из сказки «Теремок».

Продолжать учить детей понимать текст с показом на игрушках.

Учить детей составлять небольшие описательные рассказы по игрушке (неваляшка, заяц).

Учить детей разучивать потешки и стихи («Водичка-водичка»; А. Барто. «Зайка»).

Учить детей составлять небольшой рассказ по двум игрушкам с использованием диалога («Кукла варит суп из овощей»). Формировать у детей грамматический строй речи (согласование глаголов с существительными, родительный падеж). Развивать у детей познавательную функцию речи: задавать вопросы и отвечать на вопросы («Кто там?», «Где собачка?»)

III квартал

Продолжать учить детей высказывать свои потребности и желания в речи («Хочу играть с большой куклой», «Давайте играть»). Учить детей понимать изображение и действия персонажей, нарисованных на картинке, отвечать на вопросы по картинке («Маша, покажи, что делает девочка на картинке»).

Учить детей понимать рассказанный или прочитанный текст (В. Чарушин. «Кошка» и др.).

Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному или рассказанному тексту (сказки В. Сутеева).

Учить детей составлять рассказ из жизни детей по рисунку педагога.

Учить детей заучивать наизусть стихи, считалочки, поговорки (А. Барто, К. Чуковский).

Развивать у детей познавательную функцию речи в ходе ответов на вопросы («Как зовут мальчика?», «С кем ты играешь?»). Продолжать формировать у детей грамматический строй речи (согласование существительного и числительного). Закреплять использование детьми изученных предлогов в активной речи (в, на, под).

Учить детей составлять короткие рассказы по двум-трем игрушкам (педагог демонстрирует игрушки — куклу и собачку, девочка. Девочку звали Катя. У нее была собачка Жучка. Катя и Жучка вместе играли». Аналогичные рассказы можно полянка, елочка, грибок; зайчик и лисичка)

Показатели развития к концу второго года обучения

Дети должны научиться:

§ высказывать свои потребности в активной фразовой речи;

§ узнавать и описывать действия персонажей по картинкам;

§ строить фразу, состоящую из двух-трех слов;

§ рассказывать разученные детские стихи, поговорки, считалочки;

§ понимать значение предлогов и выполнять инструкцию, включающую предлоги на, под, в;

§ отвечать на вопросы, касающиеся жизни в группе, наблюдений в природе, и задавать свои собственные;

§ отвечать на вопросы, характеризующие действия главных персонажей сказок «Три медведя», «Кто сказал «мяу»?»;

§ узнавать среди других книгу со знакомыми сказками, стихами.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Воспитывать у детей потребность выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.

§ Продолжать уточнять и обогащать словарный запас дошкольников.

§ Начать формировать у детей процессы словообразования.

§ Формировать у детей грамматический строй речи, стимулируя использование детьми знакомых и новых речевых конструкций (употребление в речевых высказываниях предлогов за, перед, согласование существительных и глаголов, согласование существительных и прилагательных, местоимений и глаголов, употребление существительных в дательном и творительном падежах).

§ Учить детей образовывать множественное число имен существительных.

§ Учить детей строить фразы из трех-четырех слов по картинке, употребляя глаголы.

§ Учить детей понимать и передавать характер, особенности и повадки знакомых персонажей сказок, рассказов и мультфильмов.

§ Учить детей понимать прочитанный текст, устанавливая причинно-следственные отношения, явные и скрытые (с помощью педагога).

§ Учить детей понимать прочитанный текст, уметь передавать его содержание по уточняющим вопросам и самостоятельно.

§ Учить детей разучивать наизусть стихи, считалочки, потешки, скороговорки.

§ Учить детей понимать и отгадывать загадки.

§ Учить детей придумывать различные рассказы по наглядной модели-схеме.

§ Поощрять речевые высказывания детей в различных видах деятельности.

I Квартал Основное содержание работы

Учить детей обмениваться с педагогом своими впечатлениями об эмоционально значимых событиях (праздник, день рождения). Воспитывать у детей потребность и умение выражать свои эмоциональные переживания в речи («Маша огорчилась, потому что у неѐ нет подарков, у мальчика день рождения. Ему подарили много подарков», «Осенний лес очень красивый. В нем интересно и весело играть»).

Учить детей выражать свои чувства и мысли от первого лица («Я принес в группу игрушки. Буду играть с Катей»). Учить детей использовать предлог «за» в речи на прогулках и в свободной деятельности. («Катя спряталась за деревом»). Учить детей образовывать множественное число имен существительных (кукла — куклы, машина — машины, мяч –мячи). Учить детей обмениваться в речевых высказываниях результатами наблюдений за явлениями природы и изменениями. Создавать условия для понимания детьми текста (С. Маршак. «Усатый -

полосатый»)

Учить детей составлять описательный рассказ по игрушке, фиксируя в речи отношение к ней

II квартал

Создавать условия для вступления детей в диалог.

Закрепить умение детей задавать вопросы друг другу, отвечать на них спокойно, глядя друг другу в глаза, не перебивая. Учить детей образовывать новые слова с помощью суффиксов (мяч — мячик, коза — козленок).

Разучить с детьми стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?» («Иголочка, иголка».)

Учить детей понимать адаптированный текст и отвечать по нему на вопросы (В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»). Учить детей употреблению имен существительных в дательном падеже без предлога («Кому дать?») и с предлогом сюжетной картинке («Зима», «Таня не боится мороза»)

Продолжать обучать детей рассказывать об увиденном («Новогодний праздник», «Подарок Деда Мороза» и т. д.).

Разучивать детские потешки, считалки, песни, стихи о зиме (музыка Л. Бекмана, слова R Кудашевой. «Елочка»). Познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят».

Учить детей понимать в тексте скрытый смысл и причинно-следственные отношения.

Закрепить у детей умение рассказывать об увиденном («Расскажи, что ты делал дома в выходные дни», «Что ты увидел»). Учить детей планировать в речи свою деятельность (игровую, трудовую).

III квартал

Продолжать формировать у детей вербальные формы общения со взрослыми и сверстниками (поддерживать беседу, Расширять речевые возможности детей, обучая их употреблению существительных в творительном падеже. Учить детей употреблять в активных высказываниях

предлоги «за, перед». Учить детей отвечать на вопрос «чем?» («Я рисую карандашом», «Пол подметают щеткой»).

Учить детей составлять рассказ по картинкам («Играем в поезд», «Прогулка в лесу»)

Учить детей пониманию причинно-следственных зависимостей в литературных произведениях (К. Чуковский. «Мойдодыртишине»; Б. Житков. «Храбрый утенок»)

Продолжать разучивание с детьми стихотворений, считалок, загадок (К. Чуковский. «Мойдодыр», «Телефон»; считалочки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять...»)

Познакомить детей с содержанием сказок, текстов, отвечая на вопросы (С. Маршак. «Усатыйполосатый»).

Учить детей составлять описательный рассказ по игрушкам, предметам и явлениям природы (подводя детей к пониманию предметов и явлений).

Учить детей составлять рассказ по рисунку педагога.

Учить детей образовывать новые слова с помощью приставок (пришел — ушел, уехал — приехал, убежал — прибежал, Продолжать учить детей планировать свою деятельность в речевых высказываниях.

Показатели развития к концу третьего года обучения

Дети должны научиться:

§ выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;

§ пользоваться в повседневном общении фразами из трех-четырех слов;

§ употреблять в речи названия детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;

§ понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед;

§ использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе;

§ строить фразы по картинке, состоящие из трех-четырех слов;

§ понимать прочитанный текст, устанавливая явные причинно-следственные отношения, и отвечать на поставленные вопросы;

§ понимать и передавать характер, особенности и повадки знакомых персонажей сказок, рассказов и мультфильмов;

§ рассказывать наизусть 2-3 стихотворения, петь песенку, поддерживать беседу по знакомой сказке;

§ проявлять элементы планирующей речи в игровой деятельности.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Развивать у детей вербальные формы общения со взрослыми и сверстниками.

§ Продолжать учить детей выражать свои впечатления, чувства и мысли в речи.

§ Закрепить умение детей пользоваться в речи монологическими и диалогическими формами.

§ Учить детей выполнять действия с разными глаголами и составлять фразы по картинке.

§ Продолжать учить детей рассказыванию по картинке и по серии сюжетных картинок.

§ Закрепить у детей интерес к сказкам, воспитывая у них воображение и умение продолжать сказку по ее началу, восстановить утраченный элемент сюжета сказки.

§ Учить детей составлять предложения и небольшой рассказ по сюжетной картинке.

§ Продолжать учить детей рассказыванию об увиденном.

§ Учить детей придумывать различные рассказы по наглядной модели-схеме.

§ Продолжать разучивать с детьми стихи, загадки, считалки, пословицы и поговорки; поощрять их использование детьми в процессе игры и общения.

§ Формировать у детей умение регулировать свою деятельность и поведение посредством речи.

§ Закрепить у детей в речевых высказываниях элементы планирования своей деятельности.

§ Продолжать воспитывать культуру речи детей в повседневном общении и на специально организованных занятиях.

I Квартал

Основное содержание работы

Продолжать учить детей умению поделиться своими впечатлениями от увиденного или услышанного («Как провели лето»). Продолжать учить детей рассказывать о давно произошедшем событии или случае с опорой на фотографии, детские «Что понравилось в прошлом году?»)

Закреплять умение детей пользоваться глаголами прошедшего и настоящего времени в процессе составления. Учить детей составлять рассказ по нескольким игрушкам («Два мальчика, мячик и самокат»).

Учить детей составлять описания двух игрушек (мишка и белка, заяц и цыпленок и т. д.).

Уточнять понимание детьми значения предлога между, активизировать его использование детьми в речи.

Учить детей понимать прочитанные ими тексты и отвечать на вопросы по тексту.

Продолжать формировать у детей интерес к сказкам.

Закреплять у детей умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже на материале. Продолжать заучивать с детьми считалки, стихи и песни про осень.

Учить составлять рассказы об изменениях в осенней природе (живой и неживой) по наводящим вопросам и по картинке. Учить детей отгадывать и загадывать друг другу загадки о повадках животных и птиц.

Закреплять у детей умение вежливо общаться друг с другом, используя диалогические формы взаимодействия.

II квартал

Разучивать с детьми песни (2—3), связанные с празднованием Нового года.

Продолжать разучивать с детьми стихи о Новом годе и учить рассказывать их с выражением.

Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине («Новогодний праздник», «Зимние забавы детей»).

Продолжать учить детей понимать содержание текста (В. Сутеев. «Мышонок и карандаш»).

Уточнять значение предлога «из», упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений с этим предлогом.

Закреплять в речевых высказываниях детей употребление существительных в родительном падеже с предлогами. Учить детей составлять описание любой игрушки (кукла, мишка, лиса, кошка, белка, Чебурашка, петушок и т. д.).

Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса».

Учить детей пересказывать текст В. Чарушина «Курочка».

Закрепить использование детьми в речи изученных грамматических форм.

Учить детей осуществлять планирование своей деятельности в речи при сборах на прогулку, при подготовке к занятиям.

III квартал

Продолжать учить детей составлению высказываний о результатах наблюдений изменений в природе весной.

Учить детей отвечать на вопрос о погоде (хмурая, солнечная, дождливая, теплая, холодная, ветреная); составлять предложение. Закрепить у детей умение составлять рассказы по демонстрации педагогом последовательности событий (педагог показывает картинки).

Уточнить понимание значения предлога «около».

Познакомить детей с использованием однокоренных слов в речи.

Закрепить у детей умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.

Учить строить фразы из трех-четырех слов по картинкам с использованием предлогов на, под, в, за, между, около. Закрепить умение детей задавать вопросы с наличием наглядной опоры (по картине) и без нее (по результатам ребѐнка). Учить детей употреблять глаголы с разными приставками и составлять фразы по картинке («Мальчик закрыл дверь»).

Учить детей понимать и употреблять в речи глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.

Познакомить детей со сказкой «Зайкина избушка», учить отвечать на вопросы по тексту и пересказывать с помощью взрослого.

Формировать у детей понимание прочитанного текста (Н. Сладков. «Медведь и Солнце»)

Учить детей составлять различные рассказы по наглядной модели-схеме.

Показатели развития к концу четвертого года обучения

§ Продолжать формировать у детей грамматический строй речи.

§ Формировать у детей понимание значения глаголов и словосочетаний с ними в настоящем, прошедшем и будущем времени.

§ Уточнить понимание детьми значения изученных предлогов, учить пониманию и выполнению инструкций с предлогами«на, под, в, за, около, у, из, между».

§ Учить детей употреблять в речи существительные в родительном падеже с предлогами «у, из».

§ Расширять понимание детьми значения слов (различение глаголов с разными приставками, употребление однокоренных существительных).

Дети должны научиться:

§ выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;

§ пользоваться в повседневном общении фразовой речью;

§ употреблять в речи названия предметов и детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;

§ понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из, между;

§ использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе;

§ использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего времени;

§ строить фразы и рассказы по картинке, состоящие из трех-четырех предложений;

§ читать наизусть 2-3 разученных стихотворения;

§ отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечислять ее основных персонажей;

§ знать 1-2 считалки, уметь завершить потешку или поговорку;

§ планировать в речи свои ближайшие действия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: