Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI
"О кооперации в СССР"
(с изменениями от 16 октября 1989 г., 6 июня, 25 декабря 1990 г., 7 марта 1991 г., 19 июня 1992 г., 8 декабря 1995 г., 8 мая 1996 г., 15 апреля 1998 г.)
Статья 41. Отношения кооперативов в сферах производства и услуг с местными Советами народных депутатов
1. Кооператив взаимодействует с местными Советами народных депутатов в изыскании и приведении в действие резервов и возможностей расширения производства товаров (работ, услуг), их ассортимента и повышения качества в соответствии со спросом населения, в решении вопросов социального развития трудового коллектива кооператива.
2. Местные Советы народных депутатов оказывают первоочередную помощь кооперативам, участвующим в выполнении государственных заказов на изготовление товаров народного потребления и оказание услуг населению, а также кооперативам, основанным на труде инвалидов, предоставляют указанным кооперативам льготы в приобретении помещений и материальных ресурсов, в удовлетворении социальных потребностей их членов.
3. Местные Советы народных депутатов поощряют активное участие кооперативов в областных и республиканских ярмарках по оптовой продаже товаров народного потребления, а также сырья и материалов для их изготовления.
4. Принимая меры по стимулированию расширения сети кооперативов на данной территории, местные Советы народных депутатов совместно с соответствующими союзами (объединениями) кооперативов и органами государственного управления обязаны экономическими методами противодействовать монопольным тенденциям отдельных кооперативов, искусственному завышению цен (тарифов), ограничению выпуска и сбыта продукции и реализации услуг, пользующихся спросом у потребителей, всемерно содействовать развитию кооперативов на здоровой экономической основе.
|
Статья 42. Реализация продукции кооперативов в сферах производства и услуг
1. Кооперативы в сферах производства и услуг реализуют изготовленную ими продукцию населения, государственным и кооперативным предприятиям и организациям самостоятельно, а также на основе договоров через магазины государственной и кооперативной розничной торговли как по месту изготовления изделий, так и в других городах и районах.
При самостоятельной реализации произведенной им продукции кооператив может открывать по согласованию с местным Советом народных депутатов магазины, палатки, киоски, в том числе при долевом участии нескольких кооперативов. Местные Советы народных депутатов обеспечивают предоставление кооперативу в аренду необходимых для этих целей помещений.
2. В случаях реализации произведенной продукции населению через розничную сеть государственной и кооперативной торговли, а также государственным и кооперативным предприятиям, организациям и учреждениям кооперативы несут ответственность за выполнение своих обязательств по заключенным договорам в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
Предприятия и организации государственной и кооперативной торговли могут принимать от кооперативов изготовленную ими продукцию для реализации населению на комиссионных началах с оплатой по мере продажи этой продукции.
Законом от 6 июня 1990 г. N 1540-I статья 43 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 1990 г.
|
Статья 43. Имущественная ответственность членов кооператива в сферах производства и услуг
Члены кооператива в сферах производства и услуг несут ответственность по долгам ликвидированного кооператива при недостаточности его имущества в порядке, размерах и на условиях, предусмотренных его уставом. Пределы ответственности члена кооператива не могут быть менее полученного им годового дохода.
Законом от 6 июня 1990 г. N 1540-I в статью 44 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 1990 г.
Статья 44. Реализация и распределение имущества кооперативов в сферах производства и услуг при их ликвидации
При ликвидации кооперативов в сферах производства и услуг здания, сооружения, машины, оборудование, оснастка, запасы сырья, материалов, остатки нереализованной готовой продукции и другое имущество, являющееся собственностью кооператива, распродается предприятиям, организациям, учреждениям, а также гражданам по договорным ценам.
Выручка от распродажи имущества и имеющиеся у кооператива денежные средства после расчетов по оплате труда с лицами, работающими в кооперативе по трудовому договору, и выполнения обязательств перед бюджетом, банками, другими кредиторами распределяются между членами кооператива.
40. Система потребительской кооперации в Российской Федерации. Виды потребительских обществ Потребительская кооперация в России имеет давнюю историю. В 1996 г. Центросоюз РФ и еще множество организаций ранее входивших в него отпраздновали 165 лет Потребительской кооперации (п.к.) в России. Большинство исследователей П. кооперации связывают начало развития п.к. с первым потребительским обществом, созданным в Великобритании в 1844 году рабочими-текстильщиками фабричного поселка Рочдейль под названием «Рочдейльские пионеры» (кооператив по обеспечению его членов продуктами и необходимыми промышленными товарами). В России п.к. стали широко развиваться после отмены крепостного права. В потребительских обществах к концу 1917 года состояло 11,5 млн. человек, а к 1986 г. - 65 млн. человек. Разрушенная в первые годы советской власти П. кооперация стала интенсивно возрождаться с введением в стране НЭПа. В апреле 1921 г. был принят декрет «О потребительской кооперации», которой предоставлялось право обмена и скупки излишков сельскохозяйственного производства, а равно и кустарных и ремесленных изделий и сбыта их
|
Впоследствии потребительская кооперация, ставшая системой Потребительских обществ (ПО), объединенных в союзы по региональному и республиканскому принципу, во главе с Центросоюзом СССР, была поставлена в жесткую зависимость от советского государства в части ценообразования, планирования хозяйственной деятельности и регулирования других направлений организации и деятельности. Тем не менее П. кооперация, продолжала оставаться в СССР неким феноменом в плановой социалистической экономике, неся в себе пусть небольшие, но все же элементы рыночных взаимоотношений. Именно поэтому потребительская кооперация России как система потребительских обществ бывшей СССР смогла сохраниться после 1991 года.
Потребительские общества составляет один из самых распространенных в международном кооперативном движении вид П. кооперативов (consumer co-operatives). Национальные организации, объединяющие эти общества и их союзы, являются членами Международного кооперативного альянса (МКА) и Международного комитета потребительских кооперативных организаций (consumer co-operative organization).
Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п.1 ст.116 ГК РФ). П.к. свойственны признаки, характерные для кооперативов любых видов и отличающие их от других предусмотренных ГК РФ юридических лиц. Такими признаками являются: членство как основа организации и деятельности П.к., демократические принципы управления кооперативом (в частности один член - один голос при принятии решений), паевые взносы в качестве вклада участников П.к. в формирование его имущественной базы, удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива как основная цель объединения граждан и юридических лиц в П.к. Ст. 116 ГК не содержит норм, определяющих правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов. ГК отсылает решение вопросов правового статуса П.к. к законам о потребительских кооперативах. В настоящее время есть закон о потребительской кооперации, именуемый законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ» № 3085-1 от 19 июня 1992 г. (в редакции Федеральных Законов от 11.07.1997 г. № 97-ФЗ, от 28.04.2000 г. № 54-ФЗ, от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ). Данный закон не распространяется на сельскохозяйственные, кредитные, гаражные, ЖСК, ДСК, и т.п. специализированные кооперативы. Потребительский кооператив является некоммерческой организацией, которая объединяет на основе членства не только граждан, но и юридических лиц. Она не предполагает обязательного личного участия своих членов в общих делах. Поэтому здесь нет ограничений на круг участников, подобных ограничениям членства в коммерческих организациях (обязательная государственная регистрация каждого участника и его вклада). Не исключается возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких потребительских кооперативах, в том числе и однородных. Юридическими лицами-участниками таких кооперативов могут быть не только коммерческие, но и некоммерческие организации (с учетом ограничений на распоряжение имуществом, имеющихся у юридических лиц-несобственников, то есть унитарных предприятий и учреждений).
виды - ГорПО - городское потребительское общество
РайПО - районное потребительское общество
СельПО - сельское потребительское общество
39. Основные отрасли (виды) хозяйственной (предпринимательской) деятельности потребительской кооперации в РФ. Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы преимущественно определяется объективными условиями - сферой деятельности предпринимателя, наличием средств, а также достоинствами и недостатками самих организационных форм, хотя, конечно, в какой-то степени зависит от личных пристрастий и вкусов предпринимателя.Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства. Виды предпринимательской деятельности: 1)Производственная; 2)Финансовая; 3)Страховая; 4)Аграрная; 5)Сфера услуг; 6)Коммерческая.
42. Подготовка специалистов и работников массовых профессий в системе потребительской кооперации В техникуме экономики и права МСПК состоялась научная конференция “Инновационный потенциал потребительской кооперации в укреплении связи теории и практики”. Сегодня мы публикуем материалы этой конференции, которые могут заинтересовать тех, кто связан с подготовкой кадров для системы потребительской кооперации. В ее работе приняли участие председатель совета МСПК Ю.М. Мариничев, руководители районных организаций потребкооперации, педагоги и студенты техникума.
Е.Н.КЕЧИНА, преподаватель дисциплины “Организация отраслей деятельности потребительской кооперации”:
- Наш техникум не теряет связей с нашими выпускниками, которые трудятся в системе потребительской кооперации, мы регулярно встречаемся с ними на курсах повышения квалификации, считая, что эта работа столь же важна, как и подготовка молодых специалистов. Семинары с заведующими магазинами, товароведами, конкурсы профессионального мастерства, которые проходят на базе техникума, стали традицией и пользуются популярностью у работников нашей системы. На занятиях по повышению квалификации мы обучаем владению компьютерной техникой, умению эффектно использовать их в практике работы потребительской кооперации, знакомым с новыми государственными отраслевыми стандартами по различным группам товаров, готовим специалистов для новой сферы деятельности кооператоров – организации бытовых услуг населению и так далее. Жизнь не стоит на месте, поэтому и специалисты, получив когда-то образование, не должны довольствоваться достигнутым уровнем знаний, а все время пополнять его, чтобы соответствовать современным требованиям, не отстать от своих коллег-предпринимателей, быть конкурентоспособными на рынке торговых услуг.
Не так давно, например, мы провели тренинг продавцов по теме “Мерчендайзинг в розничной торговле. Искусство продвижения товаров”. На первой встрече с продавцами из далеких подмосковных сел выяснилось, что и слово-то такое “мерчендайзинг” не всем понятно. У многих из них – огромный опыт в торговле, но вот “продвигать” товар они все-таки имеют не всегда хорошо. Ведь в недалеком прошлом об этом не приходилось заботиться, любой товар из магазинов шел нарасхват, а сейчас – другие времена, когда проблема сбыта выходит на передний план. Я считаю, наши преподаватели Е.В.Кулакова, Л.В.Тронникова и другие провели в нашем учебно-тренировочном магазине этот тренинг блестяще, продавцы остались довольны. Они осваивали также компьютерную технику, учились наиболее рациональным способам расстановки оборудования, выкладки товаров и другим тонкостям торгового процесса.
Кроме занятий на базе техникума, мы практикуем также обучение, так сказать, “на дому”, то есть, выезжаем непосредственно в потребительские общества и осуществляем переподготовку специалистов без отрыва от производства. Ведь не всегда есть возможность полностью освободить тех же продавцов или товароведов на время учебы от исполнения их профессиональных обязанностей, оторвать их от семьи и детей. А у себя в районе они посещают наши занятия по повышению квалификации охотно.
В последнее время такие “педагогические бригады” побывали в Воскресенском, Шатурском, Дмитровском районах. В Дмитровском районе у нас в этом году запланировано провести шестимесячные курсы подготовки продавцов. Уже состоялось несколько занятий по темам: “Приемка товаров по количеству и качеству”, “Хранение товаров”, “Подготовка товаров к продаже”, “Размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании”, “Мерчендайзинг в розничной торговле”.
В завершение хочу обратиться к руководителям кооперативных организаций, которые присутствуют на конференции: далеко не во всех потребительских обществах мы находим отклик, предлагая свои образовательные услуги по переподготовке специалистов, нам хотелось бы, чтобы эта ситуация изменилась, это в ваших интересах.