Мартин Орридж
Для проведения большинства описанных здесь игр не потребуется ни особой подготовки участников, ни специального оборудования. Тем не менее, они эффективно стимулируют творческое сознание, помогают участникам наслаждаться процессом обучения и оживляют тренинг.
Все игры и задания имеют стандартное описание: название, краткое описание, цель проведения, примерная длительность, необходимые материалы, а также детальные инструкции по проведению. В дополнение для каждой игры и упражнения даны возможные варианты проведения.
Для того, чтобы работа с книгой была более удобной, а выбор наиболее подходящего упражнения был более простым, все игры разделены по типу и процессу. Так, есть разделы индивидуальных упражнений, парных заданий, групповых игр – от разогревающих до завершающих тренинг.
Эта книга является богатым источником идей для тренеров, менеджеров, руководителей групп, а также для всех тех, кто отвечает за развитие персонала.
Введение…………………………
I. Разогревающие игры ………….. 9
|
|
Введение______________________________
|
Для того чтобы было легче выбрать нужную игру или упражнение, они сгруппированы по типу или выполняемой функции. Все игры и задания имеют стандартное описание: название, краткое содержание, цель, список необходимых материалов, примерная продолжительность, детали процедуры проведения, вопросы для последующего обсуждения, а также возможные варианты проведения. Эта информация понадобится вам как на этапе планирования, так и во время проведения тренинга. Ниже приводится пояснение по каждому из этих пунктов:
|
Описание Краткое описание того, что происходит во время игры или упражнения.
Цель В этой части дается объяснение того, зачем проводится упражнение. Например, целью может быть выработка какого-либо навыка или просто создание команды.
Материалы Список того, что вам понадобится для проведения упражнения. Иногда Тернер сам выбирает материалы, а зачастую выбор определяется тем, что есть под рукой. Помните, что замена используемых подручных материалов может привнести что-то новое в давно проводимое вами упражнение или игру.
Время Для каждого упражнения дана его примерная продолжительность. Конечно, эти цифры могут колебаться в пределах 50% как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения времени. Люди – не машины и могут быть очень непредсказуемы. Будьте готовы к неожиданностям и старайтесь использовать их.
Процедура Эта часть дает поэтапное описание того, как следует проводить игру или упражнение. Не зачитывайте этапы участникам тренинга. Занесите описание в свои рабочие заметки и перескажите своими словами. Еще лучше – измените упражнение, придумайте что-то свое.
Обсуждение Не каждое упражнение нужно обсуждать. Иногда групповая дискуссия просто неуместна, особенно если участникам тренинга было дано трудное задание, создавшее для них стрессовую ситуацию, и члены команды хотят обсудить произошедшее между собой. В этой части даются идеи возможных тем обсуждения. Однако, как я уже говорил, участники тренинга – люди, и они могут вынести из упражнения или игры нечто отличное от ваших ожиданий. Проявите гибкость. Это поможет вам избежать многих проблем.
|
Варианты Возможные изменения в проведении упражнения или игры.
I Разогревающие игры
Хорошая разогревающая игра может легко сломать первый лед взаимоотношений в начале тренинга и стать активным его началом. И уж наверняка она предотвратит медленное засыпание группы во время стандартного 2-минутного представления каждого из участников.
В эту книгу включены 15 разогревающих игр. Многие из них, особенно «Дни рождения», «Имя», «Первое впечатление» и «Руки вверх!», можно использовать и во время тренинга для «разогрева» участников.
Разогревающие игры можно проводить как в больших, так и в маленьких группах, но их эффективность уменьшается, если в группе менее 6 человек. Я бы не проводил «Вечеринку», «Руки вверх!» или «Дни рождения» с группой меньше 10 человек, так как нужную динамику создать не удастся.
Начало тренинга может задать тон нескольким последующим дням, поэтому вы всегда должны быть готовы вмешаться в ход разогревающей игры или упражнения, если видите, что людям становится скучно или они впадают в дрему.
Дни рождения
Описание Участники должны выстроиться в линию по порядку дат своего рождения.
Цель Эта игра развивает групповое взаимодействие и умение решать проблемы,
а также позволяет участникам тренинга познакомиться. Помимо того, игра
довольно подвижна.
Материалы Нет.
Время 5 минут
Процедура 1. Объясните участникам, что они должны построиться в линию по
порядку своих дней рождения (начиная с 1 января и заканчивая 31
декабря). Если у нескольких участников дни рождения совпадают,
то они строятся в алфавитном порядке.
2. Участники встают со своих мест и ходят по аудитории. Встречаясь друг
с другом, они называют свое имя и дату рождения.
3. После того, как все участники построились, они по очереди еще раз
называют свое имя и дату рождения, чтобы вы могли проверить
качество выполнения упражнения.
Обсуждение В случае необходимости можно обсудить успехи группы в разрешении проблемы.
Варианты 1. Участники строятся в алфавитном порядке.
2. Завяжите участникам глаза.
Золушка
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Участники ищут свою пару, примеряя друг другу правую туфлю.
Эта разогревающая игра подходит в тех случаях, когда вам нужно разбить участников на пары, например, для последующего проведения упражнений «Интервью» или «Первое впечатление».
Большая коробка, сумка или мешок.
5 минут.
|
Вечеринка
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Участники собираются вместе и ведут себя тка, как будто они на вечеринке. Они перемещаются по аудитории, общаясь друг с другом и обмениваясь основной информацией о себе. Когда «вечеринка» заканчивается, участники обсуждают то, что узнали друг о друге.
В ходе упражнения участники должны будут общаться друг с другом и знакомиться. Это позволит выявить их навыки сбора и запоминания информации, а также продемонстрирует силу первого впечатления.
Флипчарт для записи информации (по желанию тренера).
Кофе, чашки или бокалы для участников (по желанию тренера).
30 минут, в зависимости от количества участников.
|
Первое впечатление
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Незнакомые друг с другом участники делятся на пары и описывают своего партнера, как они представляют его в возрасте 15 лет.
Разогревающее упражнение для небольшой группы. Оно должно продемонстрировать как силу интуиции, так и опасность, возникающую в ситуациях, когда люди склонны излишне доверять своей интуиции. Это разогревающее упражнение для небольшой группы, его можно проводить в любой момент тренинга как развлекательное упражнение для восстановления энергии.
Нет.
2 минуты на введение, 6 минут на каждую пару - для интервью.
|
Бинго
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Участники упражнения сопоставляют свои знания друг о друге с фактами и заносят имена друг друга в «карточку бинго».
Активное задание позволяет восстановить энергию, а также представиться большинству, если не всем участникам.
Зоготовьте набор карточек бинго на всех участников. Ниже приводится пример такой карточки. Количество вопросов должно совпадать с количеством участников, но не превышать 16. Также понадобятся ручки или карандаши для участников.
10 – 15 минут. Сильно зависит от численности группы.
|
Пример карточки бинго
Найдите людей, для которых верно следующее утверждение:
1.Играет на музыкальном инструменте. | 2. Леоаеи пркупки в “Рамсторе” | 3. Работал на государственном предприятии. | 4.Был во Франции. |
5. Умеет свистеть (проверьте). | 6. Может произнести предложение на другом языке. | 7. Выращивает овощи. | 8. Регулярно занимается спортом. |
9. Имеет хобби, которого нет ни у кого из других участников. | 10. Водит машину, которой более 3 лет. | 11. Играет в пинг-понг. | 12. Прочел более 10 пьес Шекспира. |
13. Любит мартини. | 14. У него есть домашнее животное – кошка. | 15. Вегетарианец. | 16. Купил компакт – диск “Битлз”. |
Впишите имя человека, для которого верно одно из вышеприведенных утрверждений в соответствующей клетке. Каждое имя может быть записано только один раз.
1. | 2. | 3. | 4. |
5. | 6. | 7. | 8. |
9. | 10. | 11. | 12. |
13. | 14. | 15. | 16. |
Головоломка
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Каждый участник тренинга получает фрагмент головоломки. Нужно найти участников с другими фрагментами той же головоломки и собрать ее.
С помощью этого упражнения можно легко разделить большую группу на команды случайным образом.
Листы ватмана или тонкого картона.
Ножницы.
Карандаш или ручка для каждого участника.
Коробка или сумка.
Маркер (по желанию тренера).
5 – 10 минут.
|
Имя
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Участники встают в круг и бросают друг другу мяч. Бросая мяч, участник должен назвать имя того, кому он бросает мяч.
Помочь участникам запомнить имена друг друга.
Два небольших мяча. Можно использовать фломастеры, большие ластики и т.п.
10 минут.
|
Интервью
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Участники делятся на пары. Затем партнеры задают друг другу вопросы, чтобы впоследствии представить своего напарника всей группе. Для презентации используется Флипчарт.
Знакаомство участников. В ходе этого упражнения все участники без исключения будут представлены группе. Упражнение позволяет участникам попрактиковаться в сборе, структурировании и последующем представлении данных.
30 минут и более, в зависимости от количества участников.
|
Одним предложением
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Каждый участник описывает себя одним предложением, в котором должно быть не больше 30 слов.
Дать возможность потренироваться в выборе именно той информации о себе, которая адекватна предлагаемой ситуации.
Ручка и бумага для каждого участника.
10 минут.
|
Продайте себя
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Члены только что образованных команд говорят и делают короткие презентации, описывающие их общие навыки, знания и опыт.
Упражнение на командообразование. Участники должны проявить навыки сбора и обработки информации, подготовки и проведения презентации.
Флипчарт или слайд проектор и фломастеры/маркеры для каждой команды. Отдельные комнаты, если возможно.
45 минут для четырех команд. Добавьте по 5 минут на каждую команду, если их больше 4.
|
Герб на щите
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Каждый участник придумывает герб, характеризующий его самого и его интересы.
Хороший метод знакомства участников тренинга. Также показывает силу визуальных матриалов и служит участникам «шпаргалкой” во время их презентаций.
Лист бумаги и фломастеры для каждого участника.
Около 30 минут, в зависимости от количества участников.
|
Руки вверх!
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Участники команды становятся ковбоями Дикого Запада.
Встречаясь друг с другом, они внимательно следят, кто первый вытащит оружие и реагируют на это заданным образом.
Разогревающее упражнение для начала тренинга и просто активная игра.
Нет.
5 минут.
|
В масть
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Каждому участнику выдается игральная карта. Команды образуются из участников, у которых карыт одной мости. Образованным таким образом командам дается простое творческое задание: придумать девиз команды с использованием названия масти.
Разогревающее упражнение, позволяющее разделить участников на команды случайным образом.
Колода карт. Если команд должно быть больше четырех – то несколько колод с разными “рубашками”. Бумага для флипчарта и ручка для каждой команды (по желанию).
10 минут.
|
Кто мы?
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Большая группа делится на команды: следуя определенному принципу, каждый участник находит своих партнеров по команде.
Разогревающее командообразующее упражнение.
Подготовьте наборы карточек, надписав на них названия предметов. Количество карточек должно соответствовать количеству участников.
5 минут.
|
Пожелания
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Каждый участник формулирует три пожелания отностительно того, что бы он хотел достич/чему научиться за время тренинга.
Разогревающее упражнение, позволяющее собрать сведения об ожиданиях участников от тренинга.
Флипчарт и ручка. Карандаш и бумага для каждого участника.
45 минут.
|
II Работа в группах
Работа в группх являтеся общепринятой практикой функциониравания сопременных компаний, и работодатели предъявляют большие требования к навыкам сотрудников работать в команде. Лично я считаю, что способность работать в группах имела решающее значение в приобретении человеком роли доминирующего вида на Земле.
В теение нескольких десятилетий прошлого, ХХ, столетия казалось, что бурное развитие лтехнологий несколько поколебало важность командоной работы. Но это время прошло, подобная ошибка стала очевидной, и умение работать в команде опять заняло ведущую позицию во многих тренингах и программах по развитию персонала.
Упражнения данной части предназначены для команд из 4-6 человек. В командах, состоящих из менее чем 4 участников, неовзможнобудет создать групповую динамику. При наличии же в группе более 6 участников вступит в силу эффект из серии «У семи нянек дитя без глазу”. Многие упражнения подразумевают дух соревновательности между командами. Однако это не всегда обязательно.
Иногда соревнование между командами, особенно если есть приз, приводит к ситуации, когда не выигрывает никто. Такой исход может быть хорошей темой для обсуждения важности совмещения сотрудничества и соревнования. Однако вы всегда можете обеспечить победителя в любом соревновании, если пставите условие, что в случае, когда ни одна из команд не побеждает, приз получает тренер. Много раз я использовал этот прием, но получить приз мне удалось только один раз. С другой стороны, правило может обернуться против вас, если команды решат, что им не стоит даже и пытаться выиграть. Любое развитие ситуации является ценным материалом для последующего обсуждения. Если вы хорошо знаете участников тренинга, вы сами поймете, когда на них надо надавить, а когда предоставить самим себе.
Групповые упражнения можно записывать на видео и использовать их для совместного осбуждения в группах, и для самостоятельного изучения участниками тренингов. Не записывайте группу на видео, предварительно не обсудив это с ее участниками. Много лет назад, когда я сом участвовал в тренинге, ход работы прервался на час из-за того, что один зи участников резко воспротивилсяпоявлению на видео. Когда мы узнали, из какой страны он прехал, мы поняли причину этих возражений. Как правило, участников тренинга беспокоит то, что их руководитель может увидеть запись, представляющую их в невыгодном свете. Поэтому стирайте все записи сами в конце тренинга.
Конкурс мышеловок
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Команда придумаывает и строит необычную, или “ненормальную”, мышеловку.
Командное и в то же время творческое задание.
Игрушечная мышь (для тренера).
Раздайте каждой команде следующие материалы:
- бумагу и карандаши для стадии разработки;
- набор деталей конструктора, типа «Лего”;
- пластиковые бутылки;
- пластиковые коробки 9как из-под морошеного);
- бечевку;
- Скотч;
- Карты;
- Небольшие деревянные брусочки;
- Игрушечную мышь.
|
Кристальная ясность
Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты | Команды должны отделить кристаллы соли от крупинок песка.
Задание на совместное решение креативных задач.
Для каждой команды литровая пластиковая бутылка, наполовину наполненная смесью песка и морской соли 9пропорция соли и песка примерно 1:20).
Пустая 2-литровая пластиковая бутылка.
Два листа бумаги для флипчарта.
Скотч.
Линейка, карандаш, ножницы, 10 скрепок, степлер (по желанию 0.
45 минут.
|
Огнетушитель