К вопросу об определениях.




Современные образовательные технологии

Этимологически слово "технология" означает – techne ( греч.) - искусство, мастерство + logos - понятие, учение. Анализ данного понятия по различным словарям позволяет выделить следующие его значения:

- технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов..., а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта (Слов. иностр. слов, М., 1994, с.641);

- технология - совокупность процессов и методов обработки материала в какой-то отрасли; совокупность средств и способов достижения результатов в какой-либо деятельности (Толковый словарь);

- технологию обычно рассматривают в связи с конкретной отраслью производства, либо в зависимости от способов получения и обработки определенных материалов. Задачей технологии как науки является выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов (БСЭ,
М., 1976, с.537);

- технология - наука о способах воздействия на сырье, материалы, полуфабрикаты соответствующими орудиями производства (Совр.слов.ин.слов).

Обобщая словарные определения понятия "технология", можно сделать вывод о том, что суть данного термина состоит в следующем: это процесс достижения определенных результатов по изменению исходного состояния объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов. Одновременно наука о таких процессах вскрывает закономерности его осуществления наиболее эффективным и экономичным путем.

Если рассматривать образование как отрасль народного хозяйства, как своего рода производство или индустрию, то нет никаких теоретических препятствий к применению данного понятия и в образовательной деятельности. В педагогической литературе понятие "технология" употребляется в различных словосочетаниях: технология в образовании, технология образования, технология обучения, педагогическая технология, информационная технология, компьютерная технология, инновационная педагогическая технология и др., динамика развития которых отражает эволюцию самого явления (Табл. 1).

Анализируя этот далеко не исчерпывающий, однако достаточно полно отражающий палитру мнений ученых список определений, включающий понятие "технология" применительно к образованию, можно сделать следующие выводы.

1. Термин "технология" в области образования имеет тенденцию к расширению от обозначения технических средств, применяемых в целях обучения/образования, к обозначению процесса создания и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется оперативной обратной связью вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм.

2. С точки зрения терминологической, на наш взгляд, наиболее приемлемо с точки зрения обобщения словосочетание «технология образования» или «образовательная технология», поскольку оно обладает более широким спектром смыслов и может включать в себя «технологию обучения», «технологию воспитания», «технологию развития» и другие разновидности технологий. В данном контексте можно опираться на определение понятий "образование" и "обучение", данные В.С.Ледневым (образование - совокупный целостный процесс становления личности; обучение - процесс, имеющий непосредственным предметом формирование системы знаний и умений, включающий в себя преподавание и учение).

Таким образом, на основе проведенного анализа имеется возможность привести несколько, достаточно объективных, определений (терминов) для оперирования в сфере организации и ведения учебного процесса в университете.

- Образовательная технология - это процесс постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм |1|;

- Образовательные технологии - это процесс и результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящий из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора |2|;

- Педагогическая технология - процесс и результат создания адекватной возможностям и потребностям личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении.

К производным от приведенных определений можно отнести следующие:

- Традиционные образовательные технологии — технологии, ориентированные прежде всего на сообщение знаний и способов действий, передаваемых учащимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения. Предполагается, что педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. К ним могут быть отнесены лекции, семинары, лабораторные работы репродуктивного типа и т.д.

- Инновационные образовательные технологии технологии, ориентирующие педагога на создание и использование таких форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную активность обучающегося (не может не делать) и на формирование системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач. К ним преимущественно относятся технологии активного деятельностного типа (игровые процедуры, дискуссии, выездные занятия, стажировки с исполнением должности, анализ конкретных ситуаций, нетрадиционные лекции, тренинги и т.п.). |1|;

- Информационные образовательные технологии - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих работу с информацией и включающих в себя обработку, хранение, передачу и отображение информации и неразрывно связанных с применением вычислительной техники, коммуникативных сетей и пр. В настоящее время под этим термином в основном понимается как самостоятельное использование компьютерной техники, так и насыщение ею учебных занятий для выработки умения работать с информацией.

Сущность, структура и содержание образовательных технологий.

Образовательная технология как процесс содержит два аспекта – организационный (как?) и духовный (для кого, чего? ), которые в своем единстве направлены на достижение конечного результата - развитие личности и профессиональной компетенции.

Объектами технологизации в образовательной деятельности должны выступать, на наш взгляд: цели, содержание, организационные формы восприятия, переработки и представления информации, взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно-профессионального поведения, самоуправления и творческого развития.

Продуктами технологизации образовательного процесса могут выступать личностные социально - и профессионально значимые алгоритмы и стереотипы поведения, мерой целесообразности и эффективности которых служит успешность и конкурентоспособность выпускников образовательных учреждений. Нам представляется, что естественные границы технологизации, за которыми она превращается во зло, определяются и детерминируются социокультурными ценностями, принятыми в обществе, конкретном учебном заведении и разделяемыми каждым преподавателем.

Технологический подход к образовательной деятельности предполагает другой уровень развития педагогической теории и другую систему подготовки педагогических кадров всех уровней.

Признаками образовательных технологий являются:

детальное описание образовательных целей;

поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов - целей;

системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной и социо­культурной информации;

системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;

гарантированность достигаемых результатов;

воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства педагога;

оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.

Признаками личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются:

доминирование целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития;

акцент на мотивацию достижений и успеха;

акцент на самопроектирование и самоуправление;

партнерское взаимодействие участников образовательного процесса;

диалог как форма и средство обмена информацией, личностными смыслами и ценностями; свобода выбора и личная ответственность за выбор всех участников образовательного процесса;

эмоциональная сопричастность и «проживание» образовательных ситуаций и событий;

моделирование деятельности как организационная основа проектирования и реализации образовательного процесса.

При определении подходов к систематизации образовательных технологий важно определиться в основании классификации.

Таким основанием можно считать триаду: методология - стратегия – тактика |1|.

Методологическая образовательная технология - педагогическая теория, концепция, подход, выступающие в качестве интегральной модели, определяющей сущностные параметры образовательного процесса.

 

 

Рис.1. Поле методологических образовательных технологий

 

Эти теории и концепции образования по-разному объясняют сущность образовательного процесса и, следовательно, различным образом предлагают его строить. Сравнительный анализ существующих теорий обучения приведен в приложении 2.

Доминирование какого-либо конкретного подхода определяется типом учебного заведения (техническое, гуманитарное, педагогическое), целями и содержанием подготовки профессионалов определенных специальностей, приверженностью руководителей и преподавателей к отдельнымпедагогическим концепциям.

Стратегическая образовательная технология - организационный процесс, характеризующийся определенным типом деятельности его участников, функцией в образовательном процессе и ориентированный на достижение стратегических целей образования.

Деятельность

Рис.2. Континуум стратегических образовательных технологий

К ним можно отнести: лекционные процедуры; дискуссионные процедуры; исследовательские процедуры; тренинговые процедуры; игровые процедуры; процедуры активизации творческой деятельности; процедуры самообучения; практику.

При этом критериями выбора конкретных стратегических технологий являются: доминирующий тип развития, выступающий в качестве цели образования (духовное, интеллектуальное, личностное, поведенческое, деятельностное, коммуникативное, физическое, эмоциональное); ступени и стадии реализации образовательного процесса внутри уровней образования; тип образовательного заведения; психолого-педагогические закономерности и медицинские показатели обучающихся; степень инновационности стратегических технологий по отношению друг к другу.

Тактическая образовательная техно логия – конкретная разновидность реализации организационного процесса в рамках одной стратегической технологии, направленная на достижение тактических целей образования и отличающаяся стилем, продолжительностью, типом коммуникации и др. параметрами.

В качестве примера приведем континуум тактических образовательных технологий по лекционным процедурам: традиционная лекция, проблемная лекция, лекция-«визуализация», лекция-«вдвоем», лекция-«провокация», лекция – «пресс-конференция», лекция-дискуссия (лекция-беседа), лекция – блиц-игра.

Другие примеры приведены в таблице 1.

Таблица 1. Примеры тактических образовательных технологий.

Стратегическая образовательная технология Тактическая образовательная технология
Исследовательские процедуры Игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, исследовательская работа, подготовка письменных аналитических работ
Тренинговые процедуры Тренинги разного типа
Процедуры самообучения Индивидуальная и групповая самостоятельная работа.
Практика Лабораторные работы, стажировка, учебно-профессиональная деятельность.

 

Таким образом, на основании проведенного анализа, можно утверждать, что процедуру выбора методологических и стратегических образовательных технологий на основании названных критериев в значительной степени целесообразно отнести к категории объективных, которые определяет не один человек, а некоторое профессиональное и/или государственно-управленческое сообщество.

Выбор же тактических образовательных технологий должен осуществляться на уровне конкретного преподавателя, группы преподавателей, кафедры, межкафедральных образований, что в значительной степени имеет субъективный характер и может гарантироваться соответствующей квалификацией преподавателей, управленческой компетентностью руководителей и организационной культурой образовательных учреждений.

 

1. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Компетентностный поход и современные образовательные технологии в реализации систем обеспечения качества высшего образования. - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 60 с.

2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Учебное пособие. – М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 146 с.

3. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. – М: Наука, 2002.

4. Пукинская М.А. Подготовка учителей начальных классов в области физвоспитания. – М: ИЦКПС МИСИС, 2005. 20 с.

 


Таблица 1. Термины и определения

 

№№ п/п Авторы и словосочетание Определение понятия
     
  Технология в образовании Ф.Персиваль.Г.Эллинг- тон любые возможные средства представления информации, оборудование, применяемое в системе образования
  Технология образования ЮНЕСКО системныйметод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсови их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизациюформ образования
  Технология образования М.Вулман целенаправленноеиспользование, в комплексе или отдельно, предметов, приемов, средств, событий или отношений для повышения эффективности учебного процесса
  Технология обучения Ф. Янушкевич система указаний,которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечить подготовку специалиста нужного профиля за возможно более сжатые срокипри оптимальных затратах сил и средств
  Технология обучения С. Сполдинг целостный процесс постановки целей,постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оцениваниепедагогических систем в целом и установление целей заново, как только становится известной новая информация об эффективности системы
  Технология обучения Дж.Брукнер область знания, связанная с определением системы предписаний, обеспечивающих оптимизацию обучения
  Технология обучения Л.Лейя наука об обучении, устанавливающая рациональные приемы дидактической работы,а также наиболее эффективные методы и средства достиженияпоставленных целейобучения при минимально возможных затратах усилий со стороны преподавателя и учащегося
  Технология обучения Н.Ф.Талызина сущность технологии обучения состоит в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных целей
  Технология обучения Словарь образования   область применения системы научных принципов к программированию процессаобучения и использованию их в образовательной практике с ориентацией на детальные и допускающие оценку цели обучения; ориентируется больше на учащихся, а не на изучаемый предмет.
  Технология образования Бобров В.В. процесс формированияу обучающихся социально-обусловленных качеств посредством трансляции через организационные формы и соответствующими методами необходимых знаний, навыков и умений.
  Педагогическая технология М.Кларк применение в сфере образования изобретений, промышленных изделийи процессов, которые являются частью технологиинашего времени
  Педагогическая технология С.Андерсон, Р.де Киффер, Ф.Уитворт, М. Мейер производство и применение учебного оборудованияТСО: "от мела и классной доски" (Р.де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку на стене» (М.Мейер)
  Педагогическая технология Глоссарий терминов по технологии образования использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций(аудиовизуальных, ТВ, ЭВМ и других видов "жестких" и "мягких" средств; в более широком смысле это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процессаобучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов ивзаимодействие между ними для достижения более эффективной формы образования
  Педагогическая технология С. Гибсон систематическое использование людей, идеи, учебных материалов и оборудованиядля решения педагогических проблем
  Педагогическая технология М.Жиллет способ системного планирования, применения и оценивание всего процесса обучения
  Педагогическая технологи Т.Сакамото способы максимизации воздействияпутем анализа, отбора, конструирования и контроля всех операционных компонентов и их взаимодействий
  Педагогическая технология П.Д.Митчелл область исследований и практики(в рамках системы образования), имеющая связи (отношения) со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсовдля достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов
  Педагогическая технология Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологиям США комплексныйинтегративный процесс,включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельностидля анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний
  Педагогическая технология В.П.Беспалько описание-проектирование процесса формирования личности учащегося,которое гарантируетпедагогический успех независимо от мастерства учителя
  Педагогическая технология В.Ф.Башарин педагогически и экономически обоснованный процесс достижения гарантированных,потенциально воспроизводимых результатов,включающих формирование знаний и умений путем раскрытия специально переработанного содержания, строго реализуемого на основе НОТ и поэтапного тестирования
  Педагогическая технология Ю.П.Азаров включает материально-техническое и правовое обеспечениеучебно-воспитательного процесса, пространственно-временные факторы, методы, средства и формы работы, педагогическоемастерство всех участников воспитательного процесса, набор обязательных видов деятельности, выполняемыхкаждым учеником
  Педагогическая технология М.В.Кларин конструированиесистем школьного обучения и профессиональной подготовки

 


    Название теории/ концепции   Цель обучения Объект изменения в в обучении и сущность оперирования с этим объектом     Сфера предпочтительного применения     Ограничения по применению
         
Теория поэтапного формирования умственных действий (Выготский Л. С, Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф., Володарская И.А.) Формирование системы действенных знаний, прочных умений и навыков с учетом психических особенностей усвоения учебного материала Управление образовательным процессом путем четкого разделения учебной деятельнос- ти по этапам форми- рования умственных действий Среднее образование и этап фундаментальной подготовки студентов Не рассматриваются взаимосвязи обучения и производства, переход от познавательной деятельности к профессиональной
Личностно - деятельностное обучение (Леонтьев А.Н., Зимняя И.А., Сериков В.В., Якиманская И.С.) Социально-личностное и/или профессиональное развитие через обучение Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности с учетом их способностей и потребностей Все уровни образования Отсутствуют
Пробле.мное обучение Дж. Брунер, Рубинштейн С. Л., Лернер И.Л., Скаткин М.Н., Архангельский СИ., Махмутов М.И., Матюшкин А.М., Ян С.А. и др. Развитие мыслительных способностей, творческой самостоятельности Переструктуирование содержания с позиции проблемного представления и передачи учебного материала Все уровни образования. дисциплины, легко поддающиеся проблемному изложению учебного материала Не дает средств орга- низации собственной деятельности. Ограничивается характером изучаемого материала квалификацией преподавателя
Проективное обучение (Ильин Г.Л.), Учебное проектирование (Леднев B.C.) Формирование способностей обучающегося извлекать знания из информации, генерировать идеи, проекты в социаль- ном контексте Содержание образования выступает как проект, инициированный и определяемый самим учащимся Повышение квалификации, последипломное образование Развитость мышления обучающихся, владение навыками исследований и наличие у потребности в образовании.
Дифференцированное обучение, Ушинский К.Д., Бабанский Ю.И., Бибик А.Е., Зорина П.Я.. Виноградова М.Д., Бутузова И.Д. Создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей Ориентация организация учебного процесса на индивидуальные способности. Изменение содержа- ния обучения На всех уровнях образования Предполагает стро- гую диагностику уровня знаний, потребностей, способностей на каждом этапе обучения
Программированное обучение Скиннер Б.Ф., Беспалько В.П., Ланда Л.Н., Талызина Н.Ф. Формирование знаний, умений и навыков учебной деятельности Управление процес- сом обучения путем программиро- вания мелких доз учебного материала   На этапе формирования фундаментальных знаний Дефицит общения, акцент на репродуктивные операции, алгоритмы
Развивающее обучение Выготский Д.Б., Давы- дов В.В., Занков Л.В., Пестолоцци И.Г., Дистервег А.   Развитие и реализация потенциальных возможностей и способностей Построение содержания по принципу ориентации на зону ближайшего развития Начальный этап обучение в школе Не получила достаточного своего развития применительно к среднему и высшему образованию

Таблица 2. Сравнительный анализ существующих теорий обучения |2|

         
Контекстное обучение Вербицкий А.А., Борисова Н.В. и др. Активизация обучающихся за счет воссоздания контекста профессиональной деятельности Жесткое отражение профессиональной деятельности в содержании, формах и методах обучения Среднее и высшее профессиональное образование, повышение квалификации, последипломное Высокие требования к преподавателю как педагогу и специалисту одновременно
         
Игровое обучение Коменский Л.А., Эльконин Д.Б., Борисова Н.В., Ахметов И.К. Хайдаров Ж.С.   Развитие поведенческих навыков и умений, освоение способов деятельности, социализация личности Организационные формы учебной деятельности переводятся в игровые Дошкольное, школьное, профессиональное образование Эффективно лишь при системном использовании; высокие требования к преподавателю
Модульное обучение, модульно- рейтинговое обучение Рассел И.Д., Курх С, Б. и М. Гольдшмид, Юцявичене П.А., Вазина К.Я., Карпов В.В. Обеспечение гибкости содержания обучения, приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки Обучающийся самостоятельно может работать с учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство Профессиональное образование Трудоемкость процесса, необходимы специальные навыки преподава- лей, издательская база и изменения в режиме учебных занятий
Концентрированное обучение Ибрагимов Г.И. Создание оптимальных условий учета психологических особенностей человеческого восприятия; "погружение" в предмет Переструктурирование содержания обучения в блоки Среднее профессиональное образование Требует пересмотра учебных планов, расписания занятий
Активное обучение Вербицкий А.А., Бирштейн М.М., Борисова Н.В., Бурков В.Н., Пидкасистый П.И. и др. Повышение поведенческой и познавательной активности. Активизация обучающихся с помощью особой организации их взаимодействия между собой и/или с преподавателем Общее среднее, среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование Квалификация преподавателей
Дистанционное oбучение |3| D. Keegan, M.Moore, A.Bates, B.Holmberg, O.Peters, G.Rumble, J.Daniel, Щенников С.А. Повышение информационных возможностей при отсутствии очного контакта с преподавателем Управление образовательным процессом так, чтобы обучающийся самостоятельно мог работать с учебной программой Общее среднее, среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование Квалификация преподавателей, требует пересмотра учебных планов, модульного построения
Здоровьесберегающее обучение |4| Смирнов Н.К., Советова Е.В. Пукинская М.А.   Создание оптимальных условий для сохранения и формирования культуры здоровья Организация образовательного процесса с учётом сохранения здоровья его субъектов Общее среднее, среднее и высшее профессиональное образование Квалификация преподавателей


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: