Современные образовательные технологии
Этимологически слово "технология" означает – techne ( греч.) - искусство, мастерство + logos - понятие, учение. Анализ данного понятия по различным словарям позволяет выделить следующие его значения:
- технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов..., а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта (Слов. иностр. слов, М., 1994, с.641);
- технология - совокупность процессов и методов обработки материала в какой-то отрасли; совокупность средств и способов достижения результатов в какой-либо деятельности (Толковый словарь);
- технологию обычно рассматривают в связи с конкретной отраслью производства, либо в зависимости от способов получения и обработки определенных материалов. Задачей технологии как науки является выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов (БСЭ,
М., 1976, с.537);
- технология - наука о способах воздействия на сырье, материалы, полуфабрикаты соответствующими орудиями производства (Совр.слов.ин.слов).
Обобщая словарные определения понятия "технология", можно сделать вывод о том, что суть данного термина состоит в следующем: это процесс достижения определенных результатов по изменению исходного состояния объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов. Одновременно наука о таких процессах вскрывает закономерности его осуществления наиболее эффективным и экономичным путем.
|
Если рассматривать образование как отрасль народного хозяйства, как своего рода производство или индустрию, то нет никаких теоретических препятствий к применению данного понятия и в образовательной деятельности. В педагогической литературе понятие "технология" употребляется в различных словосочетаниях: технология в образовании, технология образования, технология обучения, педагогическая технология, информационная технология, компьютерная технология, инновационная педагогическая технология и др., динамика развития которых отражает эволюцию самого явления (Табл. 1).
Анализируя этот далеко не исчерпывающий, однако достаточно полно отражающий палитру мнений ученых список определений, включающий понятие "технология" применительно к образованию, можно сделать следующие выводы.
1. Термин "технология" в области образования имеет тенденцию к расширению от обозначения технических средств, применяемых в целях обучения/образования, к обозначению процесса создания и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется оперативной обратной связью вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм.
2. С точки зрения терминологической, на наш взгляд, наиболее приемлемо с точки зрения обобщения словосочетание «технология образования» или «образовательная технология», поскольку оно обладает более широким спектром смыслов и может включать в себя «технологию обучения», «технологию воспитания», «технологию развития» и другие разновидности технологий. В данном контексте можно опираться на определение понятий "образование" и "обучение", данные В.С.Ледневым (образование - совокупный целостный процесс становления личности; обучение - процесс, имеющий непосредственным предметом формирование системы знаний и умений, включающий в себя преподавание и учение).
|
Таким образом, на основе проведенного анализа имеется возможность привести несколько, достаточно объективных, определений (терминов) для оперирования в сфере организации и ведения учебного процесса в университете.
- Образовательная технология - это процесс постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм |1|;
- Образовательные технологии - это процесс и результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящий из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора |2|;
|
- Педагогическая технология - процесс и результат создания адекватной возможностям и потребностям личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении.
К производным от приведенных определений можно отнести следующие:
- Традиционные образовательные технологии — технологии, ориентированные прежде всего на сообщение знаний и способов действий, передаваемых учащимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения. Предполагается, что педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. К ним могут быть отнесены лекции, семинары, лабораторные работы репродуктивного типа и т.д.
- Инновационные образовательные технологии — технологии, ориентирующие педагога на создание и использование таких форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную активность обучающегося (не может не делать) и на формирование системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач. К ним преимущественно относятся технологии активного деятельностного типа (игровые процедуры, дискуссии, выездные занятия, стажировки с исполнением должности, анализ конкретных ситуаций, нетрадиционные лекции, тренинги и т.п.). |1|;
- Информационные образовательные технологии - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих работу с информацией и включающих в себя обработку, хранение, передачу и отображение информации и неразрывно связанных с применением вычислительной техники, коммуникативных сетей и пр. В настоящее время под этим термином в основном понимается как самостоятельное использование компьютерной техники, так и насыщение ею учебных занятий для выработки умения работать с информацией.
Сущность, структура и содержание образовательных технологий.
Образовательная технология как процесс содержит два аспекта – организационный (как?) и духовный (для кого, чего? ), которые в своем единстве направлены на достижение конечного результата - развитие личности и профессиональной компетенции.
Объектами технологизации в образовательной деятельности должны выступать, на наш взгляд: цели, содержание, организационные формы восприятия, переработки и представления информации, взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно-профессионального поведения, самоуправления и творческого развития.
Продуктами технологизации образовательного процесса могут выступать личностные социально - и профессионально значимые алгоритмы и стереотипы поведения, мерой целесообразности и эффективности которых служит успешность и конкурентоспособность выпускников образовательных учреждений. Нам представляется, что естественные границы технологизации, за которыми она превращается во зло, определяются и детерминируются социокультурными ценностями, принятыми в обществе, конкретном учебном заведении и разделяемыми каждым преподавателем.
Технологический подход к образовательной деятельности предполагает другой уровень развития педагогической теории и другую систему подготовки педагогических кадров всех уровней.
Признаками образовательных технологий являются:
детальное описание образовательных целей;
поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов - целей;
системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации;
системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;
гарантированность достигаемых результатов;
воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства педагога;
оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.
Признаками личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются:
доминирование целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития;
акцент на мотивацию достижений и успеха;
акцент на самопроектирование и самоуправление;
партнерское взаимодействие участников образовательного процесса;
диалог как форма и средство обмена информацией, личностными смыслами и ценностями; свобода выбора и личная ответственность за выбор всех участников образовательного процесса;
эмоциональная сопричастность и «проживание» образовательных ситуаций и событий;
моделирование деятельности как организационная основа проектирования и реализации образовательного процесса.
При определении подходов к систематизации образовательных технологий важно определиться в основании классификации.
Таким основанием можно считать триаду: методология - стратегия – тактика |1|.
Методологическая образовательная технология - педагогическая теория, концепция, подход, выступающие в качестве интегральной модели, определяющей сущностные параметры образовательного процесса.
Рис.1. Поле методологических образовательных технологий
Эти теории и концепции образования по-разному объясняют сущность образовательного процесса и, следовательно, различным образом предлагают его строить. Сравнительный анализ существующих теорий обучения приведен в приложении 2.
Доминирование какого-либо конкретного подхода определяется типом учебного заведения (техническое, гуманитарное, педагогическое), целями и содержанием подготовки профессионалов определенных специальностей, приверженностью руководителей и преподавателей к отдельнымпедагогическим концепциям.
Стратегическая образовательная технология - организационный процесс, характеризующийся определенным типом деятельности его участников, функцией в образовательном процессе и ориентированный на достижение стратегических целей образования.
|
Рис.2. Континуум стратегических образовательных технологий
К ним можно отнести: лекционные процедуры; дискуссионные процедуры; исследовательские процедуры; тренинговые процедуры; игровые процедуры; процедуры активизации творческой деятельности; процедуры самообучения; практику.
При этом критериями выбора конкретных стратегических технологий являются: доминирующий тип развития, выступающий в качестве цели образования (духовное, интеллектуальное, личностное, поведенческое, деятельностное, коммуникативное, физическое, эмоциональное); ступени и стадии реализации образовательного процесса внутри уровней образования; тип образовательного заведения; психолого-педагогические закономерности и медицинские показатели обучающихся; степень инновационности стратегических технологий по отношению друг к другу.
Тактическая образовательная техно логия – конкретная разновидность реализации организационного процесса в рамках одной стратегической технологии, направленная на достижение тактических целей образования и отличающаяся стилем, продолжительностью, типом коммуникации и др. параметрами.
В качестве примера приведем континуум тактических образовательных технологий по лекционным процедурам: традиционная лекция, проблемная лекция, лекция-«визуализация», лекция-«вдвоем», лекция-«провокация», лекция – «пресс-конференция», лекция-дискуссия (лекция-беседа), лекция – блиц-игра.
Другие примеры приведены в таблице 1.
Таблица 1. Примеры тактических образовательных технологий.
Стратегическая образовательная технология | Тактическая образовательная технология |
Исследовательские процедуры | Игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, исследовательская работа, подготовка письменных аналитических работ |
Тренинговые процедуры | Тренинги разного типа |
Процедуры самообучения | Индивидуальная и групповая самостоятельная работа. |
Практика | Лабораторные работы, стажировка, учебно-профессиональная деятельность. |
Таким образом, на основании проведенного анализа, можно утверждать, что процедуру выбора методологических и стратегических образовательных технологий на основании названных критериев в значительной степени целесообразно отнести к категории объективных, которые определяет не один человек, а некоторое профессиональное и/или государственно-управленческое сообщество.
Выбор же тактических образовательных технологий должен осуществляться на уровне конкретного преподавателя, группы преподавателей, кафедры, межкафедральных образований, что в значительной степени имеет субъективный характер и может гарантироваться соответствующей квалификацией преподавателей, управленческой компетентностью руководителей и организационной культурой образовательных учреждений.
1. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Компетентностный поход и современные образовательные технологии в реализации систем обеспечения качества высшего образования. - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 60 с.
2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Учебное пособие. – М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 146 с.
3. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. – М: Наука, 2002.
4. Пукинская М.А. Подготовка учителей начальных классов в области физвоспитания. – М: ИЦКПС МИСИС, 2005. 20 с.
Таблица 1. Термины и определения
№№ п/п | Авторы и словосочетание | Определение понятия |
Технология в образовании Ф.Персиваль.Г.Эллинг- тон | любые возможные средства представления информации, оборудование, применяемое в системе образования | |
Технология образования ЮНЕСКО | системныйметод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсови их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизациюформ образования | |
Технология образования М.Вулман | целенаправленноеиспользование, в комплексе или отдельно, предметов, приемов, средств, событий или отношений для повышения эффективности учебного процесса | |
Технология обучения Ф. Янушкевич | система указаний,которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечить подготовку специалиста нужного профиля за возможно более сжатые срокипри оптимальных затратах сил и средств | |
Технология обучения С. Сполдинг | целостный процесс постановки целей,постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оцениваниепедагогических систем в целом и установление целей заново, как только становится известной новая информация об эффективности системы | |
Технология обучения Дж.Брукнер | область знания, связанная с определением системы предписаний, обеспечивающих оптимизацию обучения | |
Технология обучения Л.Лейя | наука об обучении, устанавливающая рациональные приемы дидактической работы,а также наиболее эффективные методы и средства достиженияпоставленных целейобучения при минимально возможных затратах усилий со стороны преподавателя и учащегося | |
Технология обучения Н.Ф.Талызина | сущность технологии обучения состоит в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных целей | |
Технология обучения Словарь образования | область применения системы научных принципов к программированию процессаобучения и использованию их в образовательной практике с ориентацией на детальные и допускающие оценку цели обучения; ориентируется больше на учащихся, а не на изучаемый предмет. | |
Технология образования Бобров В.В. | процесс формированияу обучающихся социально-обусловленных качеств посредством трансляции через организационные формы и соответствующими методами необходимых знаний, навыков и умений. | |
Педагогическая технология М.Кларк | применение в сфере образования изобретений, промышленных изделийи процессов, которые являются частью технологиинашего времени | |
Педагогическая технология С.Андерсон, Р.де Киффер, Ф.Уитворт, М. Мейер | производство и применение учебного оборудованияТСО: "от мела и классной доски" (Р.де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку на стене» (М.Мейер) | |
Педагогическая технология Глоссарий терминов по технологии образования | использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций(аудиовизуальных, ТВ, ЭВМ и других видов "жестких" и "мягких" средств; в более широком смысле это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процессаобучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов ивзаимодействие между ними для достижения более эффективной формы образования | |
Педагогическая технология С. Гибсон | систематическое использование людей, идеи, учебных материалов и оборудованиядля решения педагогических проблем | |
Педагогическая технология М.Жиллет | способ системного планирования, применения и оценивание всего процесса обучения | |
Педагогическая технологи Т.Сакамото | способы максимизации воздействияпутем анализа, отбора, конструирования и контроля всех операционных компонентов и их взаимодействий | |
Педагогическая технология П.Д.Митчелл | область исследований и практики(в рамках системы образования), имеющая связи (отношения) со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсовдля достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов | |
Педагогическая технология Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологиям США | комплексныйинтегративный процесс,включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельностидля анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний | |
Педагогическая технология В.П.Беспалько | описание-проектирование процесса формирования личности учащегося,которое гарантируетпедагогический успех независимо от мастерства учителя | |
Педагогическая технология В.Ф.Башарин | педагогически и экономически обоснованный процесс достижения гарантированных,потенциально воспроизводимых результатов,включающих формирование знаний и умений путем раскрытия специально переработанного содержания, строго реализуемого на основе НОТ и поэтапного тестирования | |
Педагогическая технология Ю.П.Азаров | включает материально-техническое и правовое обеспечениеучебно-воспитательного процесса, пространственно-временные факторы, методы, средства и формы работы, педагогическоемастерство всех участников воспитательного процесса, набор обязательных видов деятельности, выполняемыхкаждым учеником | |
Педагогическая технология М.В.Кларин | конструированиесистем школьного обучения и профессиональной подготовки |
Название теории/ концепции | Цель обучения | Объект изменения в в обучении и сущность оперирования с этим объектом | Сфера предпочтительного применения | Ограничения по применению |
Теория поэтапного формирования умственных действий (Выготский Л. С, Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф., Володарская И.А.) | Формирование системы действенных знаний, прочных умений и навыков с учетом психических особенностей усвоения учебного материала | Управление образовательным процессом путем четкого разделения учебной деятельнос- ти по этапам форми- рования умственных действий | Среднее образование и этап фундаментальной подготовки студентов | Не рассматриваются взаимосвязи обучения и производства, переход от познавательной деятельности к профессиональной |
Личностно - деятельностное обучение (Леонтьев А.Н., Зимняя И.А., Сериков В.В., Якиманская И.С.) | Социально-личностное и/или профессиональное развитие через обучение | Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности с учетом их способностей и потребностей | Все уровни образования | Отсутствуют |
Пробле.мное обучение Дж. Брунер, Рубинштейн С. Л., Лернер И.Л., Скаткин М.Н., Архангельский СИ., Махмутов М.И., Матюшкин А.М., Ян С.А. и др. | Развитие мыслительных способностей, творческой самостоятельности | Переструктуирование содержания с позиции проблемного представления и передачи учебного материала | Все уровни образования. дисциплины, легко поддающиеся проблемному изложению учебного материала | Не дает средств орга- низации собственной деятельности. Ограничивается характером изучаемого материала квалификацией преподавателя |
Проективное обучение (Ильин Г.Л.), Учебное проектирование (Леднев B.C.) | Формирование способностей обучающегося извлекать знания из информации, генерировать идеи, проекты в социаль- ном контексте | Содержание образования выступает как проект, инициированный и определяемый самим учащимся | Повышение квалификации, последипломное образование | Развитость мышления обучающихся, владение навыками исследований и наличие у потребности в образовании. |
Дифференцированное обучение, Ушинский К.Д., Бабанский Ю.И., Бибик А.Е., Зорина П.Я.. Виноградова М.Д., Бутузова И.Д. | Создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей | Ориентация организация учебного процесса на индивидуальные способности. Изменение содержа- ния обучения | На всех уровнях образования | Предполагает стро- гую диагностику уровня знаний, потребностей, способностей на каждом этапе обучения |
Программированное обучение Скиннер Б.Ф., Беспалько В.П., Ланда Л.Н., Талызина Н.Ф. | Формирование знаний, умений и навыков учебной деятельности | Управление процес- сом обучения путем программиро- вания мелких доз учебного материала | На этапе формирования фундаментальных знаний | Дефицит общения, акцент на репродуктивные операции, алгоритмы |
Развивающее обучение Выготский Д.Б., Давы- дов В.В., Занков Л.В., Пестолоцци И.Г., Дистервег А. | Развитие и реализация потенциальных возможностей и способностей | Построение содержания по принципу ориентации на зону ближайшего развития | Начальный этап обучение в школе | Не получила достаточного своего развития применительно к среднему и высшему образованию |
Таблица 2. Сравнительный анализ существующих теорий обучения |2|