Монашеские ордена – (деятельное монешество, созерцательное)




Орденом называется объединение монахов, живущих по особому уставу, как правило, утвержденному Папой Римским. К одному ордену может относиться множество монастырей, принимающих единый устав.

Каждый орден имеет централизованную структуру, управления, во главе стоит генерал, избираемый генеральным капитулом. В состав генерального капитула входят

провинциалы, возглавлявшие региональные подразделения ордена. Отдельные монашеские общины (конвенты) управляются настоятелями (аббатами, приорами или гвардианами). Настоятели собираются в свои капитулы.

Во многих орденах имеются женские монастыри. Женская половина монашеского ордена называется вторым орденом.

Существуют также братства мирян при орденах, называемые терциариями (третьими орденами).

 

Существует четыре основных типа монашеских орденов:

ордена уставных монахов (бенедиктинцы, антонианцы, клюнийцы, цистерцианцы);

ордена уставных каноников и уставных клириков (августинцы, доминиканцы, иезуиты); нищенствующие ордена (францисканцы, кармелиты);

рыцарские (военные) ордена (тамплиеры, госпитальеры, тевтонцы).

 

Монашеские ордена приобрели независимый статус на IV Латеранском (1215) и II Лионском соборах. На них были сформулированы основные положения, касающиеся деятельности этих организаций. Они были напрямую, подчинены Папе Римскому и все подразделения

этих организаций были освобождены от власти епископов.

На IV Латеранском соборе было также за прещено создание новых орденов без особого разрешения папы. Всем орденам было предписано созывать раз в три года на собор всех аббатов по примеру цистерцианского ордена.

С тех пор создавались многочисленные, не имеющие собственного устава монашеские конгрегации, берущие за основу уже существующие уставы (например, Общество Иисуса -- иезуиты)

 

Отличие их от монахов восточных церквей (Православная) (В монастырях один устав, но единой структуры нет, они подчиняются местным церковным властям)

 

Суфи́зм или тасаввуф (араб. تصوف‎‎) — эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Последователей суфизма называют суфиями.

Согласно общепринятой точке зрения, слово суфизм происходит от арабского суф («шерсть»). Мусульманские исследователи и историки условно разделяют историю суфизма на три периода: период аскетизма (зухд), период суфизма (тасаввуф) и период суфийских братств (тарикат). В связи с широким распространением идей суфизма среди различных слоев мусульманского общества в XII—XIII веках развитие получила спекулятивно-эзотерическая сторона суфийского учения, которая представляла интерес в первую очередь для образованных мусульман. В настоящее время суфизм продолжает играть важную политическую и религиозную роль в жизни исламских государств.

Мусульманские исследователи и историки условно разделяют историю суфизма на три периода: период зухда (аскетизма), период тасаввуфа (суфизма) и период тарикатов (суфийских братств).

Период зухда

• VII-VIII века — возникновение и развитие аскетико-мистических тенденций в исламе.

• середина VIII — начало IX века — фактическое начало формирования суфизма.

Период тасаввуфа

• IX век — появление ряда суфийских школ и активная разработка теории и практики суфизма.

• конец IX века — сближение с шиитским и исмаилитским эзотеризмом[3].

• X—XI века — рост популярности суфийского образа жизни и мировоззрения. В этот период были созданы сочинения, в которых зафиксировались главные положения «суфийской науки» и в общих чертах сложилась собственно суфийская традиция. Авторы классической суфийской литературы систематизировали суфийское знание и закрепили свойственную лишь суфиям терминологию.

Период тарикатов

• XII—XIII века — становление суфизма важным элементом религиозной жизни мусульманского общества.

• середина XII — начало XIII века — вокруг суфийских обителей (завия, ханака, рибат) начинают складываться суфийские братства (тарикаты).

• XII—XIII века — развитие спекулятивно-эзотерической стороны суфийского учения.

• XIII—XIV века — расцвет философского суфизма. Выработка концепции «совершенного человека», «единства бытия», «самопроявления Абсолюта», «эманации» и т. д.

 

В историческом аспекте значение термин тарикат претерпело значительное изменение. В IX—X веках этот термин означал практический метод — некий свод морально-этических положений и психологических приемов, с помощью которого суфий вступал на путь размышлений и психофизических упражнений, результатом которых должно было стать интуитивное познание истинной божественной реальности (хакикат). Он представлял из себя метод постепенного овладения сущностью созерцательного мистицизма через получаемый духовный опыт «стоянок» в едином сочетании с психоэкстатическими состояниями (ахвал). В XI — середине XII века в Хорасане на базе обителей-кружков образовался институт «учитель—ученик». К концу XII века окончательно сложился институт цепи духовной преемственности (силсила), сыгравший основную роль в канонизации частных методов Пути мистического познания. Появление этого института значительно ускорило создание иерархической структуры и организационной системы суфийских братств. Под мистическим Путём суфии понимали свод всех частных мистических учений и практических методов, культивировавшиеся в системе братств[10].

Традиционно считается, что в течение XII—XIV веках в суфизме сложилось 12 основных братств: рифаия, ясавия, шазилия, сухравардия, чиштия, кубравия, бадавия, кадирия, мевлеви, бекташи, халватия, накшбандия-хваджаган, возникшие в рамках хорасанской, месопотамской, мавераннахрской и магрибинской мистических традиций. Некоторые исследователи включали такие тарикаты как: дасукия, садия, байрамия, сафавия. Эти братства дали начало всем многочисленным ветвям, сложившимся впоследствии в самостоятельные тарикаты. Самыми ранними братствами были последователи Абдул-Кадира аль-Джилани (кадириты) и Ахмада ар-Рифаи (рифаиты)[10].

В XV—XVII веках в результате постепенной бюрократизации структуры и канонизации ритуала отношения «наставник—ученик» сменились связью «святой—послушник». Теперь мюрид подчинялся не столько духовному наставнику, сколько руководству по внутренней жизни братства. Главным различительным признаком между тарикатами становится зикр[1].

Основные особенности братства можно свести к следующим:

1. полное подчинение главе тариката как наследнику «божественной благодати» и вилая;

2. развитая организационная система, в основе которой заложен принцип иерархического подчинения;

3. два типа последователей: полноправные и ассоциированные члены;

4. эзотерический принцип инициации и посвящения;

5. наличие внутреннего устава в соблюдении физических, аскетических и психологических упражнений и приемов;

6. особое значение коллективного зикра и его ритуала;

7. наличие в тарикате культа, связанного с могилами «святых» (авлия)[1].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: