Федеративные отношения и этнополитические конфликты




После распада СССР на постсоветском пространстве продолжали обостряться этнополитические конфликты. Гражданские войны на национальной основе охватили часть территории Закавказья (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия), национальный вопрос остро встал в Молдавии (районы проживания гагаузов, Приднестровье). Сложная ситуация складывалась и в многоэтнической Российской Федерации. Несмотря на то, что русские составляли почти 82% ее населения, обилие автономий разного уровня (республики, области, округа) в условиях становления новой государственности и роста сепаратизма создавало реальную угрозу целостности.

Наибольшую опасность для единства страны представляли события в Чечне. В начале сентября 1991 г. председатель исполкома Общенационального конгресса чеченского народа, генерал в отставке Д. Дудаев, используя рост сепаратистских настроений, взял власть в Чечне в свои руки. Осуществленный им насильственный роспуск Верховного Совета Чечено-Ингушской республики сопровождался захватом телецентра, дома радио, аэропорта, блокированием вооруженными людьми центра Грозного. По сути дела, произошел государственный переворот в масштабах автономной республики и сепаратистское восстание в масштабах СССР. После избрания Дудаева Президентом 1 ноября 1991 г. была провозглашена независимость Чеченской республики. Заявление Верховного Совета РФ о незаконности избрания Дудаева президентом и указ Б.Н. Ельцина о введении чрезвычайного положения на территории Чечни (вскоре отмененный) не смогли предотвратить ее фактического выхода из состава РСФСР. Новое положение Чечни было закреплено принятием в марте 1992 г. Конституции самопровозглашенной республики Ичкерия.

Этнополитическая напряженность давала о себе знать и в некоторых других республиках. Так, в начале 1992 г. радикальное крыло националистского движения в Татарстане на всетатарском съезде-курултае предприняло попытку провозгласить государственную независимость республики вне рамок Российской Федерации. Хотя руководство Татарстана и не поддержало радикал-националистов, оно не вняло возражениям Москвы против проведения референдума о суверенитете республики. Такой референдум состоялся в марте, и 60% участвовавших в нем высказались за суверенитет Татарстана.

В марте 1992 г. всеми республиками Российской Федерации (к прежним добавились бывшие автономные области — Адыгея, Карачаево-Черкесия, Горный Алтай, Хакасия), за исключением Чечни и Татарстана был подписан Федеративный договор. В нем разграничивались полномочия центральных органов государственной власти и «органов власти суверенных республик в составе Российской Федерации». Согласно этому договору республики получили самые широкие права, вплоть до провозглашения их собственностью земли и ее недр, водных ресурсов и природных богатств. Республики признавались самостоятельными участниками международных экономических отношений. Заключенный в 1994 г. договор о разграничении полномочий позволил разрешить ряд проблем в отношениях между Центром и Татарстаном. Этническая напряженность снизилась и в других регионах, кроме Северного Кавказа.

К середине 1992 г. российские войска были выведены из Чечни, а большая часть их вооружения попала в руки сепаратистов. К этому времени явочным порядком, на основе нелегально возникшего рынка оружия, было осуществлено «всеобщее вооружение» народа на территории как Чечни, так и Ингушетии. Дудаев формировал армию независимой республики (президентская гвардия, полк специального назначения, танковый полк и т. д.); а в Пригородном районе Северной Осетии, где обострились отношения между проживавшими там ингушами и осетинами, с обеих сторон создавались отряды самообороны и народного ополчения. В последние дни октября 1993 г. оружие было пущено в ход. По существу, между ингушами и осетинами началась «этническая война». Столкновения привели к вытеснению из Пригородного района всего ингушского населения. В Российской Федерации появились первые «свои» беженцы.

В середине 1994 г. Чечня была объявлена исламской республикой. Вместо гражданского кодекса на ее территории внедрялись «законы шариата». Неприятие частью чеченского общества политического курса Дудаева привело к возникновению оппозиции, которая стала создавать свои вооруженные формирования. Между ними и войсками Дудаева произошли столкновения. Обстановка в Чечне, оказавшейся на грани гражданской войны, казалось, благоприятствовала свержению сепаратистского режима, и 11 декабря 1994 г. в мятежную республику с целью наведения «конституционного порядка» были направлены российские войска.

Российские военные столкнулись с упорным и искусно организованным сопротивлением чеченских боевиков. Несмотря на занятие главного города республики Грозного, большей части территории Чечни, оттеснение боевиков в горные районы, массированные артобстрелы и бомбовые удары с воздуха, полностью разгромить сепаратистов не удавалось. Боевики применяли тактику партизанской борьбы и террористических актов (нападение Ш. Басаева на Буденновск и захват больницы с заложниками, рейд С. Радуева в Дагестан). Летом 1996 г., после гибели Дудаева, его преемник А. Масхадов и секретарь Совета безопасности Российской Федерации А. И. Лебедь в Хасавюрте подписали временное соглашение о прекращении боевых действий, а в начале 1997 г. завершился вывод федеральных войск из Чечни. Вслед за этим в мае был подписан договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чечней, предусматривавший решение всех вопросов политическим путем. Вопрос о статусе Чечни был отложен на пять лет.

 

О.В. Волобуев "Россия и мир".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: