Принципы построения нейропсихологического обследования. Синдромный анализ нарушений высших психических функций




Во время нейропсихологического обследования обычно оценивается широкое множество когнитивных и интеллектуальных способностей. Внимание и сосредоточенность, научение и память, сенсорно-перцептивные способности, владение речью и языком (включ. иногда такие академические навыки, как чтение, произнесение слова по буквам и счет), зрительно-пространственные и зрительно-конструктивные умения, общий интеллект, исполнительные (операционные) функции (такие, как абстрагирование, рассуждение и решение задач; поведенческий самоконтроль; дискриминация, отбор и торможение реакций; эффективность и гибкость действий в уме), скорость, сила и координация психомоторных реакций — все это в той или иной степени становится объектом оценивания. Н. о. использует меры функционирования сенсорно-перцептивных входных систем, двух основных центральных систем обработки информ. (вербально-языковой и невербально-зрительно-пространственной), системы планирования и организации исполнения, а также выходного устройства (моторных умений и навыков). Вдобавок ко всему измеряются внимание, концентрация, общее возбуждение и мотивация, от к-рых зависят все оценки этих способностей. Хотя представители разных нейропсихологических школ могли бы иначе организовать или составить этот перечень когнитивных функций, все эти виды поведения обычно оцениваются в комплексных системах Н. о. Кроме того, Н. о. нередко охватывает и другие аспекты психол. функционирования (психопатологию, поведенческую адаптацию и проблемы межличностных отношений).

При проведении Н. о. исследуются когнитивные возможности и способности, и только на основе полученных результатов могут делаться выводы о состоянии головного мозга и его функционировании. В этом отношении Н. о. сходна с нейродиагностическими тестами, оценивающими др. функциональные возможности мозга. Например, ЭЭГ и методика вызванных потенциалов измеряют электрическую активность головного мозга; ПЭТ (позитронная эмиссионная томография) или SPECT (однофотонная эмиссионная компьютерная томография) оценивают анатомич. паттерны мозгового кровотока или метаболической активности. Среди этих методов Н. о. яв-ся единственной процедурой, позволяющей оценивать когнитивное и поведенческое функционирование чел. в реальной жизни.

Процесс оценивания. Существуют 3 главные причины для проведения Н. о.: дифференциальный диагноз, лечение пациента и научное исслед. Первый шаг в процессе оценки — это определение вопросов, на к-рые необходимо ответить для удовлетворения специфических клинических нужд. Далее нейропсихолог должен решить, какая информ. ему потребуется и как лучше всего ее получить. Нейропсихологическое тестирование может быть только одним из нескольких используемых методов. Фактически психол. тест — это всего лишь выборочный анализ образцов поведения, полученных в контролируемых или стандартизованных условиях. Др. методы получения информ. о прошлых и нынешних возможностях поведения конкретного лица включают изучение конкретного случая, клиническое интервью, оценку психич. статуса, прямое наблюдение поведения и отчеты др. лиц, связанных с пациентом (супругов, детей, друзей, работодателя, а тж среднего мед. персонала и др. профессионалов). Если хотят провести тестирование, то подбором тестов должен заниматься компетентный специалист. Орг-ция сеанса тестирования, проведение теста, подсчет показателей и оформление протокола — все это важные факторы квалифицированного завершения этапа сбора данных в процессе оценивания.

Понятие синдромного анализа в нейропсихологии

Квалификация симптома является лишь первым этапом анализа мозговой организации психических процессов. Для того чтобы данные о локальной патологии мозга позволили прийти к надежным выводам относительно как структуры психических процессов, так и их локализации в коре головного мозга человека, необходимо перейти от квалификации единичного симптома к описанию целого симптомокомплекса, или, как это принято называть, к синдромному анализу изменений поведения, наступающих при локальном поражении мозга.

Синдромный анализ — введенный в нейропсихологию А. Р. Лурия метод изучения различных нарушений высших психических функций (или нейропсихологических симптомов) при локальных поражениях мозга в целях тонической диагностики. Основой закономерного сочетания нейропсихологических симптомов (или нейропсихологического синдрома) является нарушение работы той или иной синдромообразующей корковой или подкорковой структуры мозга (или нейропсихологического фактора), поэтому синонимом С. а. является факторный анализ. С. а. — это анализ первичного дефекта и его вторичных (системных) последствий, поэтому синонимом С. а. является также системный анализ. Так, поражение коры височной области мозга (у правшей) приводит к первичному дефекту — нарушению звукового анализа и синтеза слов — и вторичным дефектам — нарушениям произношения слов, письма и чтения; т. е. к целостному височному синдрому. Введение С. а. в нейропсихологические исследования позволило создать новую клиническую нейропсихологию, не имеющую аналогов за рубежом, и обосновать новую факторную классификацию нарушений высших психических функций (афазий, апраксий, амнезий и др.). Термин "синдром" употребляется и в других областях клинической психологии, а также в психиатрии (и других областях медицины) для обозначения совокупности взаимосвязанных в патогенезе симптомов. Однако только в нейропсихологии С. а. означает анализ работы определенных мозговых структур, обеспечивающих осуществление той или иной функции, и направлен на нейропсихологическую диагностику очага поражения мозга. Для С. а. используются клинические нейропсихологические методы исследования, позволяющие дифференцировать общемозговые и локальные поражения мозга.

В нейро- и патопсихологии многократно доказана научная эвристичность и практическая целесообразность применения синдромного анализа психических явлений как особого метода психодиагностики.

Синдромный анализ не является инструментом чисто эмпирическим, он опирается на ясно сформулированные в школе Выготского-Лурия принципы психологического исследования, поэтому не может быть автоматически применен к любой новой феноменологической области. Поэтому возможности использования синдромного анализа в нетрадиционных для него задачах изучения психосоматических расстройств теснейшим образом зависят от общего взгляда, обозначения контура предметного поля психологии телесности.

Можно назвать следующие методологические предпосылки возможности введения
синдромного анализа в область психологии телесности.

1. Должно быть эмпирически и теоретически выделено психологическое звено - единое в
процессе нормального психологического онтогенеза телесности (линия развития) и в
процессе симптомообразования (линия дефекта).

2. Объект исследования должен быть представлен в качестве системного,
мультикаузального, как в своем нормальном развитии, так и в структуре дефекта. С этой
точки зрения, тело рассматривается как иерархически организованная квазисистема, с
различными уровнями регуляции и дисрегуляции (через разные отделы нервной системы,
и собственно психологически - на уровне ощущений, образа тела, смысла тела и его
симптомов). Интерпсихологический уровень регуляции составляет центральный аспект
ранних онтогенетических этапов социализации телесности, когда все звенья регуляции
телесных потребностей и действий являются совместно - разделенными со взрослым, не
осуществляется процесс постепенной интериоризации психологических средств
регуляции. У взрослых интерпсихологический аспект регуляции телесности существует в
основном в свернутом виде, однако может выступать как ведущий психологический
фактор в случае конверсионных симптомов, «обслуживающих» процессы нарушенной
коммуникации.

3. Объект синдромного анализа должен быть описан как обладающий определенными
признаками пластичности - трансформации и развития механизмов его регуляции.

Метод синдромного анализа – исследование психических процессов с помощью набора спец. проб, имеющих основной целью качественную и количественную квалификацию нарушений и устанавливающее связь выявленных симптомов или особенностей с патологией или состоянием определенных отделов мозга.

Нейропсихологический фактор – принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры.

Нейропсихологический фактор – результат активности определенных функциональных органов, играет объединяющую роль для психических процессов в их системной функции.

Фактор– движущая сила совершенствования процесса или одного из его необходимых условий.

Фактор – это обобщенный и связанный с определенным, динамически локализованным нейронным ансамблем смысл его работы.

Синдром нейропсихологический – закономерное сочетание симптомов, в основе которых лежит нарушение фактора, обусловленное порпжением или дисфункцией того или иного участка мозга.

Симптомы – диагностические признаки болезни.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: