Игры по теме «Деревья»
1. Подбери признаки (не менее трех признаков):
береза (какая?) – …
ель (какая?) —
2. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
береза — березка, березонька, березушка,
рябина — рябинка, рябинушка,
елка — елочка,
шишка — шишечка,
ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек,
иголка — иголочка
3. Упражнение «Один — много» на употребление существительных множественного числа в именительном падеже
береза — березы — берез
рябина — рябины — рябин;
ель — ели — елей;
лист – листья
дерево — …
пень – …
4. Считалка с мячом. Ребёнок повторяет слова за взрослым, ударяя мячом об пол на каждое слово, исключая предлоги и союзы.
[У реки] росла осина (3 удара),
Рядом [с ней] росла рябина (4 удара),
Справа были дуб [и ель] (4 удара),
Мне [не веришь] (2 удара) –
Сам проверь (2 удара)!
5. Что сделано из дерева? Поговорите с малышом про деревянные предметы, покажите ему, как они выглядят. Найдите дома деревянные предметы.
6. Наше дерево умеет…
Игра развивает речь и наблюдательность. Предложите участникам игры ответить на вопросы: «Что умеет наше дерево?» (подбираются глаголы: шелестеть, расти, качаться и т.п.); «Какое наше дерево?» (прилагательные — красивое, пушистое, грустное, старое).
7. Наше дерево умеет…
Игра развивает речь и наблюдательность. Предложите участникам игры ответить на вопросы: «Что умеет наше дерево?» (подбираются глаголы: шелестеть, расти, качаться и т.п.); «Какое наше дерево?» (прилагательные — красивое, пушистое, грустное, старое).
Как семечко превращается в дерево
Приготовьте несколько белых головных платков, аудиокассеты с записью колыбельной или какой-нибудь спокойной музыки (хорошо использовать «Времена года» П.Чайковского или Вивальди, шум дождя), какой-нибудь фрукт, небольшую бутылочку с водой в маленьком мешочке.
|
Дети уже были деревьями, теперь, по волшебному сигналу ведущего, они превращаются в семена. Каждый из них получает небольшую сумочку, в которой лежат яблоко и небольшая бутылочка с водой. (Лучше всего сделать сумочки, которые можно вешать через плечо.) Все садятся на ковер и выбирают удобное положение, так как сидеть придется долго.
Наступает осень (включаем соответствующую музыку), и семена готовятся к долгому зимнему отдыху. Дети сворачиваются в клубочек и закрывают глаза. Они — маленькие семена — только что опустились на землю. (Выясните, каким именно семечком каждый из них представил себя.) Зимой семечко спит, и ему не нужна еда. Но после долгой зимы начинается весна. Для того чтобы прорасти, любому семени нужен запас еды. (Раздайте всем детям по небольшому мешочку со съестными запасами — например, с небольшим яблоком.)
Приходит зима. (Звучит соответствующая музыка.) Кружатся снежинки в хороводе, а снег укрывает каждое семечко белым, мягким, пушистым и теплым одеялом — снегом. (Положите на плечи каждого ребенка белый платочек.) В этот момент можно выключить в помещении свет и включить спокойную музыку, например, колыбельную песню. В холодное время года все семена спят.
Начинается весна. (Включите соответствующую музыку или запись птичьих песен.) Солнышко постепенно прогревает землю, и семена медленно просыпаются. (Участники игры начинают шевелиться, зевают.) Начался первый весенний дождь. (Включить аудиозапись шума дождя.) У семян появляются корешки (дети вытягивают ноги), они начинают пить воду (дети садятся, пьют воду из бутылочки) и усиленно питаться, чтобы набраться сил. Тут-то им и пригодятся запасы. (Дети едят яблоки.) После еды сил прибавилось настолько, что ростки семян начинают вылезать из-под земли, навстречу ласковому весеннему солнышку. Ведущий считает: «Раз, два, три». На счет «три» дети сбрасывают платки с плеч и вытягивают руки вверх: семена прорастают. Включите свет и аудиозапись с бодрой музыкой. Участники игры постепенно вытягиваются в полный рост, протягивают руки-листочки к солнечному свету, качаются на ветру и радуются солнышку.
|
Наступает лето (включается соответствующая аудиозапись). Растения выросли еще больше, на них появляются цветки. (Дети обхватывают голову руками, изображая раскрывающиеся на солнце цветки.) К цветкам прилетают насекомые. Вот приближается пчела. (Ведущий изображает пчелу, кружит вокруг детей, подлетает к каждому из них, «собирая» нектар и пыльцу.) Но вот лето подходит к концу, все сильнее дыхание осени. (Снова звучит аудиозапись.) Цветки увядают, их лепестки осыпаются (дети машут руками, показывая, как они опадают.) На месте цветков, которые опылили насекомые, появляются плоды. (Дети разводят руки в стороны, показывая, как растет плод.) Плод становится все больше и больше, потом он созревает и падает на землю. (Дети иллюстрируют все это движениями.) А внутри плода находятся… (отвечают дети) семена. И все начинается сначала.