III. Специальные требования




ПРОЕКТ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от__________ М о с к в а №_____

 

Об утверждении СП 2.4.2. - 20

«Санитарно-эпидемиологические правила

к устройству, содержанию, режиму работы

организаций воспитания и обучения, отдыха

и оздоровления детей и молодежи»

 

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1, (ч. I), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. I), ст. 21; № 1 (ч. I), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 29 (ч. I), ст. 3418; № 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30 (ч. I), ст. 4079; № 48, ст. 6165; 2014, № 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, № 1 (ч. I), ст. 11; № 27, ст. 3951, № 29 (ч. I), ст. 4339; № 29 (ч. I), ст. 4359; № 48 (ч. I), ст. 6724; 2016, № 27 (ч. I), ст. 4160; № 27 (ч. II), ст. 4238; 2017, № 27, ст. 3932; № 27, ст. 3938; № 31 (ч. I), ст. 4765; № 31 (ч. I), ст. 4770; 2018, № 17, ст. 2430; № 18, ст. 2571; № 30, ст. 4543; № 32 (ч. II), ст. 5135) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) п о с т а н о в л я ю:

Утвердить СП 2.4.2. - 20«Санитарно-эпидемиологические правила к устройству, содержанию, режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (приложение).

 

А.Ю. Попова

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Главного государственного санитарного

врача Российской Федерации

от «___» ______2020 г. №…..

 

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА К ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

 

Санитарные правила

СП 2.4.2.______-20

 

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарные правила (далее - Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, неинфекционных заболеваний в образовательных организациях; организациях, осуществляющих обучение; организациях по присмотру и уходу за детьми; организациях отдыха детей и их оздоровления; организациях, оказывающих услуги временного и постоянного проживания; а также при проведении спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи.

1.2. Правила и гигиенические нормативы (ГН) действуют на территории Российской Федерации, устанавливают требования к организациям воспитания и обучения детей[1] и молодежи[2], отдыха и оздоровления детей[3] далее (Организации); являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией организаций, осуществляющих образовательную деятельность, деятельность по уходу и присмотру за детьми, деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления (далее по тексту – Организации), а также в проведении спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи.

1.3. Введенные в эксплуатацию и ранее построенные здания Организаций, в части архитектурно-планировочных решений, могут функционировать в соответствии с проектом.

1.4. Функционирование Организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.

1.5. Работники Организаций, осуществляющих образовательную деятельность и деятельность по уходу и присмотру за детьми, деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в установленном порядке[4], профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в год); должны быть привитыми в соответствии с национальным календарем профилактических прививок[5]; иметь личную медицинскую книжку (с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе)[6].

1.6. Допускается возможность использования территории и помещений Организаций иными юридическими и физическими лицами (в соответствии с заявленным у Организации видом деятельности).

1.7. Проведение всех видов ремонтных работ в присутствии детей не допускается.

1.8. В Организациях должен осуществляться производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов.

1.9. При нахождении в Организации более 4 часов предусматривается возможность организация горячего питания. Питания детей и молодежи в Организациях осуществляется с участием объектов общественного питания (производственно-логистический комплекс[7]; базовая организация общественного питания[8]; столовая, работающая на сырье[9]; столовая, работающая на сырье и полуфабрикатах[10]; столовая, работающая на полуфабрикатах[11]; столовая-доготовочная; буфет-раздаточная; буфет).

1.10. В случаях возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического оборудования, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений, руководитель Организации немедленно информирует территориальные органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и обеспечивают проведение профилактических и(или) противоэпидемических мероприятий.

1.11. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

1.12. Количественные значения факторов, характеризующих условия воспитания, обучения и оздоровления детей и молодежи должны соответствовать гигиеническим нормативам факторов среды обитания, в том числе, параметры воздушной среды должны соответствовать – приложению 1. «Атмосферный воздух городских и сельских поселений»; питьевая вода – приложению 3. «Различные виды вод»; показатели микроклимата, естественной и искусственной освещенности, шума, электромагнитных полей – приложению 5 «Физические факторы»; площади территории и помещений, размеры оборудования, показатели совмещенной освещенности, режим дня, режим образовательного процесса приложению 6. «Условия обучения, лечения, ухода, присмотра, отдыха, оздоровления, занятия спортом детей»; книжные и электронные средства обучения – приложению 7. «Гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных и электронных изданий».

Требования к организации питания и качеству пищевых продуктов должны соответствовать настоящим санитарным правилам и санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания населения.

1.13. Методическими рекомендациями к исполнению настоящих правил и гигиенических нормативов к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, здоровому питанию определен перечень рекомендуемых к реализации мероприятий направленных на обеспечение обязательных требований.

1.14. Санитарные правила содержат общие обязательные требования, распространяющиеся на все виды (типы) Организаций и специальные обязательные требования, распространяющиеся на отдельные виды (типы) Организаций. При этом специальные требования являются определяющими.

 

II. Общие требования

2.1. Территория и размещение Организаций.

2.1.1. Организации должны размещаться за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов.

2.1.2. Территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и полосой зеленых насаждений (при наличии собственной территории). Территория озеленяется из расчета 50% площади территории, свободной от застройки, в том числе и по периметру территории. При озеленении не допускается высадка ядовитых и колючих растений, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

2.1.3. Физкультурные и спортивные площадки имеют ровное, беспыльное покрытие. Покрытия выполняются из материалов, в соответствии с областью применения. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

Занятия на площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.

2.1.4. В зимнее время для очистки территории от снега использование химических реагентов не допускается.

2.1.5. В хозяйственной зоне оборудуют площадку для сбора мусора. Площадка должна иметь твердое покрытие. На площадке устанавливают контейнеры с плотно закрывающимися крышками. Размеры площадки превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м со всех сторон.

2.1.6. Покрытие проездов, подходов и дорожек должно быть ровным, без выбоин и дефектов.

2.1.7. Расположение построек и сооружений, не связанных с основной деятельностью Организации, не допускается.

2.1.8. По результатам энтомологической оценки территории (при наличии показаний) проводится противоклещевая (акарицидная) обработка, мероприятия по борьбе с грызунами с последующим контролем качества проведенных обработок.

2.1.9. Использование территорий парков, стадионов и зеленых массивов, расположенных за пределами территории Организации, возможно после проведения их энтомологического обследования, акарицидной обработки, проведения дератизационных мероприятий с последующим контролем качества проведенных обработок.

2.2. Требования к зданиям, строениям, сооружениям.

 

2.2.1. Планировка зданий, строений, сооружений должна обеспечивать функциональность в эксплуатации.

Размещение помещений для детей в подвальных и цокольных этажах не допускается, за исключением вспомогательных.

Набор помещений Организаций с круглосуточным пребыванием включает: жилые помещения, помещения для организации питания[12], помещения медицинского назначения[13], помещения для реализации образовательных программ и (или) по уходу и присмотру за детьми и вспомогательные помещения.

В организациях с дневным пребыванием набор помещений включает: помещения, обеспечивающие реализацию основного вида деятельности, помещения для организации питания, помещения медицинского назначения и вспомогательные помещения.

2.2.2. Использование имеющихся в Организации площадных трансформируемых пространств (актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные аудитории) для многофункционального использования осуществляется в соответствии с задачами образовательного процесса в Организации, при условии их оборудования в соответствии с настоящими правилами.

Вариативность пространства, формы и организации проведения учебных занятий определяется локальными нормативными актами Организаций.

2.2.3 Объемно-планировочные решения помещений для приготовления пищи должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. В столовых, работающих на полуфабрикатах работа с использованием пищевого сырья не допускается.

2.2.4. В случае проживания работников и обучающихся в жилых помещениях общежития, размещение работников в жилых помещениях производится с соблюдением норм площади, регламентированных жилищным кодексом РФ.

 

2.3. Оборудование помещений.

2.3.1. Входы в здания оборудуют тамбурами или воздушно-тепловыми завесами в зависимости от климатической зоны и расчетной температуры наружного воздуха.

2.3.2. Количество обучающихся, студентов, воспитанников и отдыхающих не должно превышать проектной вместимости Организации и (или) помещений.

2.3.3. Обучающиеся, студенты, воспитанники и отдыхающие обеспечиваются комплектной мебелью в соответствии с ростом.

Мебель (столы и стулья) маркируется цветовой маркировкой в соответствии с ростовой группой. Цветовая маркировка наносится на видимую боковую наружную поверхность стола и стула. Парты (столы) расставляют: меньшие - ближе к доске, большие – дальше от доски.

В зависимости от назначения помещений используются различные виды мебели, в том числе, трансформируемой. В учебных помещениях табуретки и скамейки вместо стульев не используют. Мебель изготавливают из материалов, безвредных для здоровья детей.

Покрытие столов и стульев должно быть выполнено из материалов устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфекционных средств.

2.3.4. Учебные классы и кабинеты оборудуют классными досками. Допускается наряду с основной доской размещать по периметру класса дополнительные доски для самостоятельной работы обучающихся.

Интерактивные доски устанавливаются с фронтальной стороны.

Преподавание предметов осуществляется с использованием основной классной доски и (или) интерактивной доски.

Расстояние от основной доски, интерактивной доски до первой парты должно быть не менее 2,4 м.

Классные доски (с использованием мела) должны иметь темное, антибликовое покрытие.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным.

2.3.5. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки (нетбуки), планшеты, электронные средства обучения используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.

Во время учебных занятий, перемен в Организации должны быть введены ограничения на использование личных устройств мобильной связи воспитанниками, обучающимися, студентами и отдыхающими.

2.3.6. Пищеблоки оборудуют технологическим, холодильным и моечным оборудованием, инвентарем, обеспечивающим соблюдение технологии приготовления блюд, режим обработки, условия хранения пищевой продукции, регламентированные производителем.

Оборудование, инвентарь, посуда и тара должны быть выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами, а также предусматривать возможность их мытья, обеззараживания и прокаливания. Допускается использование одноразовой посуды.

Посуда для приготовления блюд должна быть выполнена из нержавеющей стали. Инвентарь, используемый для раздачи и порционирования блюд, должен иметь мерную метку объема в литрах и (или) миллилитрах.

Использование деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, с поврежденной эмалью кухонной и столовой посуды; столовых приборов (вилки, ложки) из алюминия; инвентаря с трещинами и механическими повреждениями не допускается.

Складские помещения для хранения продуктов оборудуют приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование – контрольными термометрами.

Технологическое, холодильное и моечное оборудование должно быть исправным.

Производственные столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны иметь цельнометаллическое покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфекционных средств, отвечать требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами.

В цехах для приготовления холодных закусок устанавливаются столы с охлаждаемой поверхностью.

Кухонная посуда, столы, инвентарь, оборудование должны быть промаркированы и использоваться в соответствии с маркировкой.

Для обеззараживания воздуха в холодном цехе используется бактерицидная установка для обеззараживания воздуха (рециркулятор).

При отсутствии холодного цеха рециркулятор устанавливают на участке (в зоне) приготовления холодных блюд.

Количество технологического, холодильного и моечного оборудования, инвентаря, кухонной и столовой посуды должны обеспечивать поточность технологического процесса и объем одномоментно приготавливаемых блюд на количество питающихся (единовременно).

Обеденные залы оборудуют столовой мебелью (столами, стульями табуретами, скамьями) с покрытием, позволяющим проводить их обработку с применением моющих и дезинфекционных средств.

2.3.7. Спальные комнаты оборудуют кроватями, тумбочками (количество тумбочек должно соответствовать количеству проживающих в комнате), стульями (табуреты), столом, шкафом (шкафами) для хранения одежды и обуви.

2.3.8. Кровати должны иметь твердое ложе. Каждое спальное место обеспечивается комплектом постельных принадлежностей (матрацем с наматрасником, подушкой, одеялом), постельным бельем (наволочкой, простыней, пододеяльником) и 3 полотенцами (для лица, ног и банное). Общее количество комплектов постельного белья, наматрасников и полотенец (для лица, ног, банным) должно быть не менее 2 комплектов на одного человека.

Использование диванов и кресел для сна детей не допускается.

2.3.9. Мебель для холлов и вестибюлей должна иметь покрытие, допускающее проведение влажной уборки с применением моющих средств и дезинфекции или обеспечиваться сменными чехлами.

2.3.10. Для просмотра телевизионных передач возможна установка в игровой комнате телевизора. Расстояние от ближайшего места просмотра до экрана телевизора должно быть не менее 2 метров.

2.3.11. В состав помещений для проживания входят: жилые комнаты, туалеты, умывальные и душевые (раздельно для мальчиков и девочек), постирочная, гладильная; помещение для сушки одежды и обуви; место для хранения обуви, оборудованное полками и (или) стеллажами.

Душевые комнаты оборудуют местом для раздевания, держателем полотенца, держателем мыла, смесителем с душевой насадкой, трапом для слива воды или душевым поддоном.

Помещения постирочных для личных вещей оборудуют холодной и горячей водой, системой водоотведения, трапами для слива.

2.3.12. На каждом этаже оборудуют туалетные комнаты.

Туалетные комнаты оборудуют умывальниками и туалетными кабинами с дверями. Туалеты оснащают мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, мылом, электро- или бумажными полотенцами. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии.

Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов.

2.3.13. Для приготовления дезинфекционных растворов, обработки уборочного инвентаря выделяют помещение, оборудованное поддоном с холодной и горячей водой, водоотведением. Инструкции по приготовлению дезинфекционных растворов размещают в месте приготовления.

Для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфекционных средств выделяют помещение или место (шкаф) в недоступном для детей месте. Моющие средства используются в соответствии с областью применения.

2.3.14. Окна помещений оборудуют солнцезащитными устройствами, в теплое время года москитными сетками.

2.4. Отделка помещений.

2.4.1. Отделочные материалы используют в соответствии с областью применения, должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих средств и обработке дезинфекционными средствами.

2.4.2. Полы не должны иметь щелей, дефектов и механических повреждений. Поверхность не должна допускать скольжение.

2.4.3. Потолки и стены помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком, без следов протекания.

В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки покрывают влагостойкими материалами.

2.4.4. Отделка помещений медицинского назначения должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к медицинским организациям.

 

2.5. Водоснабжение и водоотведение.

2.5.1. Здания оборудуют системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Сливные трапы оборудуют в производственных помещениях пищеблока, душевых, постирочных.

При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения Организации оборудуют внутренней системой водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.

При отсутствии горячего централизованного водоснабжения устанавливаются водонагревающие устройства.

2.5.2. Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

2.5.3. Горячая и холодная вода подается через смесители.

2.5.4. Не допускается использовать для технологических, хозяйственно-бытовых целей воду из системы отопления.

2.5.5. Холодной и горячей водой обеспечиваются производственные помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, душевые, умывальные с ногомойками, комнаты гигиены девочек, умывальные перед обеденным залом, постирочные, помещения для приготовления дезинфекционных растворов.

2.5.6. Питьевой режим организуется посредством стационарных питьевых фонтанчиков и (или) выдачи детям воды, упакованной в емкости, кипяченой питьевой водой.

 

2.6. Микроклимат, отопление и вентиляция.

2.6.1. В помещениях Организации обеспечиваются оптимальные параметры микроклимата, воздухообмена, не допускается превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха.

Не допускается в Организациях использование переносных обогревательных приборов для поддержания регламентированных параметров микроклимата.

2.6.2. Конструкция окна должна обеспечивать поступление воздуха через верхнюю часть окна (форточки, фрамуги, откидная створка).

Сквозное проветривание в присутствии детей не проводят.

2.6.3. Организацией осуществляется ежедневный контроль параметров микроклимата.

2.6.4. В помещениях, где установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги дополнительно обеспечивают местной системой вытяжной вентиляции.

2.7. Естественное и искусственное освещение.

2.7.1. Коэффициент естественной освещенности и совмещенное освещение в помещениях Организаций должны соответствовать нормируемым параметрам.

2.7.2. В групповых ячейках, учебных и жилых помещениях предусматривается наличие естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине помещений более 6 м оборудуется подсвет (второй свет) со стороны стены противоположной светонесущей.

При использовании электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, не предусматривающих ее фиксацию в тетрадях следует обеспечить мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране (затемнение окон или иные мероприятия).

2.7.3. Остекление выполняется из цельного стеклополотна. Стеклополотна, имеющие трещины и нарушения целостности, подлежат замене.

2.7.4. Световые проемы в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Шторы, используемые в качестве солнцезащитных устройств, должны быть выполнены из тканей светлых тонов.

Конструкция регулируемых солнцезащитных устройств на окнах в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема.

2.7.5. Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным цветоизлучением.

2.7.6. Осветительные приборы должны иметь светорассеивающую конструкцию; в помещениях, предназначенных для занятий физкультурой и спортом – защитную.

2.7.7. В спальных корпусах дополнительно предусматривается дежурное (ночное) освещение.

2.7.8. Для равномерного освещения помещений необходимо использовать отделочные материалы, создающие матовую поверхность следующей цветовой гаммы: для потолков и стен - белый, светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели, используемой для занятий и дверей - цвет натурального дерева, белый, голубой, светло-зеленый. При использовании ярких декоративных элементов, их площадь не должна превышать 25% от общей площади поверхности.

2.7.9. Светильники должны быть чистыми.

2.7.10. Замена перегоревших ламп проводится незамедлительно.

Неисправные, перегоревшие люминесцентные и светодиодные лампы собирают, хранят в специально выделенном отдельном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

2.8. Организация медицинского обслуживания.

 

2.8.1. Помещения медицинского назначения оборудуют в соответствии с требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

2.8.2. Медицинская деятельность в Организации осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения самостоятельно или по договору с медицинской организацией.

2.8.3. Дети с признаками заболеваний изолируются.

Для временной изоляции детей используются помещения медицинского назначения.

 

2.9. Требования к организации образовательного процесса и режиму дня.

2.9.1. Программы, методики и режимы воспитания и обучения должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения.

2.9.2. Учебные издания (книжные и электронные), используемые в Организациях, должны соответствовать гигиеническим нормативам, в том числе, вес учебников, шрифтовое оформление текста, качество печати, объем текста для единовременного прочтения; приемы оформления текстов должны соответствовать возрасту обучающихся и характеру информационного материала; учебные книжные издания должны соответствовать гигиеническим показателям безопасности к полиграфическим материалам, применяемым для изготовления издательской продукции.

При использовании электронных средств обучения во время занятий и перемен проводится гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз проводится о время перемен.

Для профилактики нарушений осанки во время занятий проводятся физкультминутки.

При использовании электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать 10 минут.

Экран (компьютера, ноутбука и иных электронных средств обучения) должен располагаться на расстоянии не менее 50 см от глаз обучающихся; учебник и тетради должны располагаться на расстоянии не менее 25 см от глаз обучающихся 1-4 классов и на расстоянии не менее 30 см от глаз обучающихся для детей 5-11 классов.

Занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет не проводят.

2.9.3. В Организациях предусматривается введение в режим дня зарядки для детей и физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за рабочей позой, в том числе, во время письма, рисования и использования гаджетов (Приложения 1, 3).

Физкультурные и спортивные мероприятия организуют с учетом возраста, физической подготовленности и здоровья детей.

При проведении закаливания мероприятия назначают систематично, комплексно и с учетом здоровья, постепенно увеличивая степень воздействия.

2.9.3. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18-ти лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш, выполнению ремонтно-строительных и отделочных работ, переносу тяжестей.

 

2.10. Санитарное содержание территории и помещений.

2.10.1. Территория содержится в чистоте. Уборку территории проводят ежедневно.

Мусор собирают в мусоросборники, мусоросборники плотно закрывают крышками.

Не допускается сжигание мусора на территории, в том числе в мусоросборниках.

На территории игровых, спортивных, прогулочных площадок, в зонах отдыха предусматриваются мероприятия, направленные на профилактику инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний.

2.10.2. Все помещения содержатся в чистоте. Влажная уборка помещений с применением моющих средств проводится ежедневно. В каждом помещении должна стоять емкость для сбора мусора. Переполнение емкостей для мусора не допускается.

2.10.3. Уборочный инвентарь маркируется, в зависимости от назначения помещений и видов работ. Инвентарь для уборки туалетов имеет сигнальную маркировку и хранится отдельно от другого инвентаря.

По окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается.

Инвентарь для туалетов после использования обрабатывают дезинфекционными средствами в соответствии с инструкцией по их применению.

2.10.4. Ежедневную уборку туалетов, душевых, помещений медицинского назначения проводят с использованием дезинфекционных средств.

2.10.5. Смену постельного белья и полотенец осуществляют по мере загрязнения, но не реже 1-го раза в 7 дней. Грязное белье складывают в специальные мешки и доставляют их в прачечную. Для сбора и хранения грязного белья, а также выдачи чистого белья выделяют специальные помещения.

2.10.6. Уборку помещений медицинского назначения, обработку изделий медицинского назначения, обеззараживание медицинских отходов, относящихся к классу Б, проводят в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

2.10.7. Дезинфекционные средства хранят в упаковке производителя. Дезинфекционные растворы готовят в соответствии с инструкцией.

2.10.8. Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц проводят генеральную уборку с применением разрешенных моющих и дезинфекционных средств.

2.10.9. Вытяжные вентиляционные решетки должны быть чистыми.

2.10.10. В помещениях не должно быть насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности.

При появлении в Организации синантропных насекомых и грызунов немедленно проводят дезинсекцию и дератизацию. Дезинсекцию и дератизацию проводят в отсутствии воспитанников, обучающихся, студентов и отдыхающих.

2.11. Соблюдение правил личной гигиены.

2.11.1. Персонал должен соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место, место проживания (в организациях с круглосуточным пребыванием детей), мыть руки перед едой и после посещения туалета; информировать руководителя Организации и медицинского работника обо всех случаях заболевания в своей семье, обращаться за медицинской помощью в случае возникновения заболеваний.

Перед входом в туалетную комнату персонал должен снимать спецодежду и после выхода тщательно мыть руки с мылом; работникам не допускается пользоваться детским туалетом.

2.11.2. В Организации должны быть созданы условия для мытья рук воспитанников, обучающихся, студентов и отдыхающих.

2.11.3. В Организациях с круглосуточным пребыванием организуют помывочные дни не реже 1 раза в 7 дней. В бане и (или) душевых посетители должны пользоваться индивидуальными принадлежностями - обувью, полотенцем, мылом, мочалкой.

Возможность помывки в душе предоставляется ежедневно.

III. Специальные требования

3.1. Требования к дошкольным образовательным организациям.

3.1.1. Организации должны иметь отдельный земельный участок для прогулок детей (отдельно для каждой группы).

На территории Организации выделяют игровую (групповые и физкультурно-оздоровительные площадки) и хозяйственную зоны.

Игровая зона включает групповые площадки, индивидуальные для каждой группы. Для разделения групповых площадок друг от друга и отделения их от хозяйственной зоны используют зеленые насаждения. На территории групповых площадок устанавливают теневой навес (не менее 20 м2), песочницы, малые игровые формы. Теневые навесы оборудуют полами из дерева или иных строительных материалов в соответствии с областью применения.

Ежегодно, в весенний период, в песочницах на игровых площадках проводится полная смена песка. Песок должен соответствовать гигиеническим нормативам.

Песочницы в отсутствие детей закрывают крышками.

3.1.2. Планировка помещений обеспечивает функциональность в эксплуатации групповых ячеек (изолированные помещения для каждой детской группы - раздевальная, групповая, спальня, буфетная, туалетная совмещенная с умывальной), дополнительных помещений для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда и другие), сопутствующих помещений (медицинский блок, пищеблок, постирочная) и помещений служебно-бытового назначения.

Групповые ячейки размещают не выше третьего этажа, в том числе, для детей с ограниченными возможностями здоровья – не выше второго этажа, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения – на первом этаже.

При размещении групповых ячеек соблюдается принцип групповой изоляции.

Групповые ячейки для детей до 3-х лет располагаются на 1-м этаже.

Групповые ячейки для детей младенческого и раннего возраста должны иметь самостоятельный вход на игровую площадку. В раздевальной (приемной) для детей младенческого и раннего возраста до года выделяют место для раздевания родителей и кормления грудных детей матерями.

На третьем этаже размещают дополнительные помещения для работы с детьми, а также группы для детей старшего дошкольного возраста.

Для групповых ячеек, располагающихся выше первого этажа, раздевальные помещения для детей могут размещаться на первом этаже.

При численности воспитанников более 120 человек предусматривается отдельный зал для занятий музыкой и отдельный - для занятий физкультурой.

Лестницы оборудуют двусторонними поручнями, которые устанавливают на двух уровнях.

Игрушки, используемые на прогулке, хранят в отдельно отведенных местах.

Раздевальные групповых ячеек оборудуют шкафами для верхней одежды детей с индивидуальными ячейками, полками для головных уборов, крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. Количество индивидуальных ячеек должно соответствовать списочному числу детей в группе.

В раздевальных (или в отдельных помещениях) создают условия для сушки верхней одежды и обуви детей.

3.1.3. Для детей младенческого и раннего возраста раздевальную оборудуют пеленальными столами, стульями, раковиной для мытья рук, шкафом для одежды матерей, местом для грудного кормления детей.

В игровых для детей раннего возраста устанавливают пеленальные столы и специальные столики, манеж (размером не менее 6,0 x 5,0 м) с покрытием из материалов, позволяющих проводить влажную обработку и дезинфекцию.

3.1.4. В игровых для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах.

3.1.5. Спальни оборудуютс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: