ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2.1
Для специальностей:
5В080600-«Аграрная техника и технология»
5В072400-«Технологические машины и оборудование»
5В012000-«Профессиональное обучение»
РАСЧЕТ СОСТАВА ТЯГОВОГО ПРИЦЕПНОГО НЕПАХОТНОГО МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА ПО ШИРИНЕ ЗАХВАТА
Цель задания. Освоить методику расчета состава прицепного непахотного машинно-тракторного агрегата (МТА) по максимальной ширине захвата и выбора режима работы для выполнения заданной полевой операции в растениеводстве.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ
1 Изложить назначение и агротехнические требования к полевой операции (характеристика фона поля, глубина обработки, гранулометрический состав почвы, нормы высева семян или внесения удобрений, высота среза и др.), указанной в задании.
2 Предварительно выберите технологическую машину-орудие для выполнения заданной операции из справочной литературы или из «Электронного каталога технических средств в АПК» [8]. Если в агрегате предполагается несколько машин-орудий (например, бороны зубовые), то предварительно выберите марку сцепки из указанных выше источников.
3 Методом сравнения рабочих скоростей () из таблицы 2 первого задания и применяемых скоростей для выполнения заданной полевой операции (пункт меню <Таблицы_приложения>-<Приложение Н) Скорости движения МТА при выполнении технологических операций>), определите расчетные рабочие скорости, которые соответствуют диапазону допустимых скоростей.
4 Для выбранных рабочих скоростей трактора произведите расчеты максимальной ширины захвата агрегата, количества орудий и сцепки.
Для выбранных рабочих скоростей трактора рассчитайте часовые производительности агрегата.
5 За фактическую рабочую скорость агрегата принимается скорость, обеспечивающая наибольшую часовую производительность в диапазоне скоростей, соответствующих агротехническим требованиям.
6 Приведите краткие выводы по сформированному машинно-тракторному агрегату.
Условные обозначения
Используемые обозначения и эксплуатационные показатели:
- сила тяги на крюке трактора (), кН
- расчетная максимальная ширина захвата агрегата (), м;
- масса машины-орудия (), кН;
- конструктивная ширина захвата одной машины-орудия (), м;
- удельная масса машины-орудия (), кН/м;
- масса сцепки (), кН;
- конструктивная ширина сцепки (), м,
- удельная масса сцепки (), кН/м;
- угол уклона местности в градусах ();
- коэффициент сопротивления перекатыванию сцепки по почвенному фону ();
- дополнительная предельная масса вносимого или собираемого материала (), кН;
- удельная масса вносимого или собираемого материала (), кН/м;
- вместимость бункера или ящика с расходным материалом (), м3;
- плотность материала или продукта (), кг/м3
- удельное фактическое сопротивление машины-орудия (), кН/м
- удельное эталонное сопротивление машины-орудия (), кН/м;
- процент увеличения сопротивления машины-орудия на 1 километр прироста скорости агрегата (П), %;
- рабочая скорость движения МТА на технологической операции (), км/ч;
- эталонная скорость движения МТА на технологической операции (), км/ч;
- количество машин в агрегате ();
- фактическая ширина захвата непахотного МТА (), м;
- коэффициент использования ширина захвата агрегата ();
- фронт сцепки (), м;
- производительность агрегата за час работы (), га/ч;
- тяговое сопротивление агрегата (), кН;
- коэффициент фактического использования усилия на крюке трактора().
Характеристика прицепных непахотных машинно-тракторных агрегатов
Основной характеристикой тяговых (не самоходных) машинно-тракторных агрегатов (МТА) в растениеводстве является наличие у агрегата в различных сочетаниях:
- собственных опорных колес рабочей машины (культиваторы, планировщики и др.);
- собственных опорно-приводных колес рабочей машины (сеялки, культиваторы-подкормщики и др.);
- перекатываемых рабочих органов (катки, диски лущильников, диски борон и др.);
- протягиваемых по поверхности почвы рабочих органов орудий (зубовые бороны, планировщики поверхности и др.);
- дополнительного сцепного устройства – сцепки.
В силу приведенных конструктивных особенностей полевых орудий, методика комплектования машинно-тракторных агрегатов имеет свои особенности, но основными требованиями к скомплектованному агрегату являются:
- соответствие агротехническим нормам (глубина обработки, норма высева, равномерность внесения удобрений, уборка без потерь и др.);
- качество выполнения технологических операций;
- максимально возможная производительность;
- минимальные удельные затраты ресурсов (трудовых, энергетических, финансовых).
Методические указания
Расчеты производятся согласно указаниям, изложенным последовательно в электронном методическом пособии. Исходные данные заносятся в таблицу 3.1. Вычисление показателей производится в ручном или автоматическом режимах с занесением в таблицу 4.1.
1. Расчет тяговых прицепных не пахотных агрегатов по ширине захвата основывается на определении расчетной максимальной ширины захвата агрегата () по формуле:
(1)
где – сила тяги на крюке трактора с учетом уклона (из задания или из практической работы №1), кН;
– рабочее удельное сопротивление машин-орудий, кН/м;
– удельная масса машины-орудия, определяемая делением массы машины
на ее конструктивную ширину
, кН/м [значения выбираются из технических характеристик машин-орудий];
–дополнительная предельная масса вносимого или собираемого материала, кН [определяется в пункте 3];
– удельная масса вносимого или собираемого материала
, определяемая делением его массы на конструктивную ширину
, кН/м;
– удельная масса сцепки, определяемая делением её массы
на конструктивную ширину
, кН/м [значения выбираются из технических характеристик сцепок];
– угол уклона местности в градусах (из задания);
– коэффициент сопротивления перекатыванию сцепки по почвенному фону [Приложение Ж];
2. Рабочее удельное сопротивление орудия или сельскохозяйственной машины () определяется через эталонное значение. Эти значения определяются на машиноиспытательных станциях для различных полевых непахотных операций при скорости 6 км/ч, для пахотных – 5 км/ч.
Современные МТА работают в диапазоне скоростей, как правило, от 6 до 12 км/ч, поэтому необходимо рассчитать фактическое удельное сопротивление машин-орудий на тех рабочих скоростях движения МТА, которые выбраны для конкретных условий их эксплуатации.
Перерасчет удельного эталонного сопротивления машин-орудий в удельное фактическое сопротивление производится по формуле:
(2)
где: – удельное эталонное сопротивление машины-орудия, кН/м [Приложение С];
П – процент увеличения сопротивления машины-орудия на 1 километр прироста скорости агрегата, % [Приложение Р];
- рабочая скорость движения МТА на данной операции, км/ч. Рабочие скорости выбираются из практической работы №1 «Определение тягово-сцепных и скоростных показателей трактора в эксплуатационных условиях». При этом выбираются те рабочие скорости, которые укладываются в диапазон рабочих скоростей (Приложение Н), соответствующих агротехническим требованиям к данной технологической операции;
- эталонная скорость движения МТА на определенной операции, равная 6 км/ч для непахотного агрегата.
Для комбинированного агрегата
, кН/м,
т.е. состоит из фактическихудельных сопротивлений отдельных машин-орудий.
3. Дополнительная предельная масса вносимого или собираемого материала () определяется по формуле:
(3)
где: - соответственновместимость бункера или ящика с расходным материалом основного и дополнительного, м3 [значения выбираются из технических характеристик машин-орудий];
– соответственно плотность материала или продукта основного и дополнительного, кг/м3[Приложение У];
4. Количество машин в агрегате определяется делением максимальной ширины агрегата () на конструктивную ширину захвата одной машины-орудия (
) по формуле:
(4)
Полученное количество машин округляется до меньшего целого значения. Это обеспечивает достаточную тягу трактора.
5.Фактическая ширина захвата непахотного МТА определяется по формуле:
(5)
где: – коэффициентиспользования ширина захвата агрегата (Приложение Т);
6. Необходимый фронт сцепки () определяется из выражения:
(6)
7. Чистая (без остановок) производительность агрегата за час работы () определяется по формуле:
(7)
8. Тяговое сопротивление агрегата () определяется с учетом технических характеристик агрегата:
(8)
9. Коэффициент фактического использования усилия () на крюке трактора по передачам определяется по формуле:
(9)
10. Приведите краткие выводы по сформированному машинно-тракторному агрегату.
Таблица 3.1 - Исходные значения
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | П | ![]() | ![]() |
кН | кН/м | м | кН | кН/м | м | ° | - | кН | кН/м | кг/м3 | м3 | кН/м | кН/м | % | км/ч | - |
Таблица 4.1 –Вычисляемые показатели
Скорость, | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
км/ч | кН | м | км/ч | ед | м | га/ч | кН | м | |
F(k) | |||||||||
F(k+1) | |||||||||
F(k+2) | |||||||||
F(k+3) |