Ближний Восток. Угасание Византии. Сельджуки




КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

(1095-1291), ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Чаще всего под крестовыми походами понимают во-первых военные походы, совершенные в период с 1095 по 1270 гг, европейскими рыцарями в Палестину с целью освободить Иерусалим и Гроб Господень от мусульман, во-вторых другие военные походы, совершенные также по призывам пап, но уже против или язычников, или еретиков, или отдельных народов. Так же существуют кроме походов рыцарей, походы совершенные беднотой, крестьянами и детьми. Если говорить про крестовые походы, совершенные на Восток западноевропейскими рыцарями, с целью освобождения Гроба Господня, то этих походов было 8:

Krusaid – как повод гордости.

Крестовые походы в восприятии Запада – предмет гордости. Крестовый поход на Западе обычно упоминается в контексте: «Другие так не могут». Крестовый поход это западный вариант русской фразы фразы «Наше всё!» или там «Мы – не они!». Крестоносный бренд был использован при создании фильма "Индиана Джонс и последний крестовый поход". Krusaid на Западе подаётся как знак принадлежности к избранным.

Генезис понятия Krusaid

Предлагаю рассмотреть, как он зародился данный феномен. Как развивался. Какие плоды принёс миру.

О том, чем была Западная Европа до начала Крестовых походов впервые внятно прочитал у Тура Хейердала. Путешественник из Норвегии описал как однажды пришёл к королю папуасского острова. Хейердала поразил двор папуасского короля и его дворец. Дворец был хижиной, а по королевскому двору бродили куры. А потом, пишет Тур, я вспомнил, что наши короли до крестовых походов, бродили кутаясь в плохо выделанные шкуры по нетопленным покоям своих домов из дикого камня и сокровища у них появились только после того, как они возвратились с тёплых берегов Средиземного моря.

Запомнилось: культура и деньги у западных феодалов появились после крестовых походов.

Запад до начала Крестовых походов. Курортная, по нашим понятиям, местность. Близость морского побережья и зоны субтропиков. Мягкий климат. НО, перенаселение. Есть нечего. Сказка про Мальчика-с-пальчик, про то как детей отвели в глухую чащу и бросили там, в своей основе реальна. Ко всему прочему в Европе царил принцип майората: вся земля доставалась старшему сыну, прочая собственность доставалась среднему брату. А оставшимся, как гласит сказка «Кот в сапогах» оставался кот. Да-да, сказка «Кот в сапогах» - тоже основана на реальной фабуле, и про нищету и про людоедов – всё правда! А вот насчёт волшебных превращений, это уже сказка!

Налицо европейский кризис перенаселения. Масса безработного неимущего люда. Распространение болезней, свойственных скученности. Так описывает ситуацию французский историк Жак Ле Гофф. Огромную толпу бомжей было бы хорошо куда-нибудь спровадить, но(!) Америка ещё не была открыта, Африка и даже Испания захвачены арабами.

Лишь кое-где европейцам удавалось на равных сражаться с мусульманами. На протяжении веков итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция (запомним эти названия) успешно сражались с мусульманами. К 1087г. мусульман вытеснили из южной Италии и с Сицилии. Теперь эти богатые городские республики поставили перед собой новые цели: утвердиться на восточном берегу Средиземного моря и поставить под контроль основные торговые пути в Месопотамию, Аравию и Индию.

Ближний Восток. Угасание Византии. Сельджуки

А в это время Ближний Восток, бывшая окраина православной Византийской империи, почти так же дичал (хотя и не с таким размахом), как и Западная Европа. Жители края отличались веротерпимостью. Авторитет христианства был весьма велик. Будущего пророка, (а в ту пору младенца), Мухаммада мать носила омывать к источнику Пресвятой Богородицы. А когда Мухаммада, уже получившего статус пророка, преследовали его враги, говорят, он скрывался в православном монастыре св. Екатерины на Синае. И потом даже оставил монахам свой персональный фирман, благодаря которому монастырь (один из немногих) ни разу не был потревожен мусульманами.

Часть текста фирмана, написанного Мухаммадом, приводится ниже: «… приношу я клятву за себя, моих слуг, последователей и единоверцев, в том, что отныне беру христиан под руку мою как земляков моих, и обязуюсь во имя Аллаха быть им защитой против любого противника. Да не посмеет никто силой принуждать их к повиновению, и не посмеет смещать их епископов и изгонять монахов из их монастырей. Да не смеет никто разрушать дома их молитвы, не нанесет им вреда и не ограбит их во имя выгоды для мусульман. Ослушник да будет объявлен клятвопреступником перед лицом Аллаха и мятежником перед пророком его. Да будут христиане союзниками моими, я клятвенно поручаюсь быть им защитой.» Вновь повторю: это текст фирмана, написанного рукой пророка Мухаммада, хранящийся в монастыре св. Екатерины на Синае.[1]

Константинополь оставался богатейшим и культурнейшим центром всего тогдашнего мира! Представление о его богатствах дают слова одного из участников похода крестоносцев, амьенского рыцаря Робера де Клари — автора мемуаров под названием «Завоевание Константинополя». «Там было, — писал он, — такое изобилие богатств, так много золотой и серебряной утвари, так много драгоценных камней, что казалось поистине чудом, как свезено сюда такое великолепное богатство. Со дня сотворения мира не видано и не собрано было подобных сокровищ, столь великолепных и драгоценных... И в сорока богатейших городах земли, я полагаю, не было столько богатств, сколько их было в Константинополе!»

В канун крестовых походов Ближний Восток страдал от кризиса перенаселения. Племя турок-сельджуков ринулось в бой за недостающую им землю. В 1040 они захватили Иран, через 15 лет взяли Багдад, после победы при Манцикерте в 1071, захватили Малую Азию и встали на берегах Эгейского моря, захватили Сирию, Палестину, Иерусалим. Слух о зверствах, устроенных сельджуками на улицах покорённых городов, обессиливал тех, кто находился неподалёку от агрессоров.

К кому могли православные обратиться в трудную минуту? Конечно, к братьям по вере, к западным христианам. По крайней мер, таков был ход мысли византийского императора Алексия Первого Комнина. Он воззвал к главе западного христианства папе римскому Урбану II.

Deus vult! – Так хочет Бог.

Начало первого крестового похода был ознаменовано знаменитой речью папы Урбаном II. Выступая в 1095 году в г. Клермоне перед многотысячной толпой, он призвал пойти на Восток и освободить от рук «неверных» Святую землю, чтобы помочь «братьям христианам». Самое главное, пообещал Урбан II: - всем, кто отправится в поход, гарантировано отпущение грехов, а всякому сложившему в нем голову - место в раю. Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что крестовый поход предоставит рыцарям возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы - все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается. Толпа, внимающая папе римскому, одобрительно кричала Deus vult! «Так хочет Бог».

Тысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну. В знак обета многие нашивали на свою одежду кресты из красной ткани (отсюда и название крестоносцы). Бродячие проповедники Петр Пустынник и Вальтер Голяк, и другие, подобные им, понесли слова папы по просторам Западной Европы. Вчерашние крепостные и безземельные крестьяне тысячами срывались с места и отправлялись в путь без припасов и снаряжения, не имея ни малейшего представления о дальности и тяготах пути. В середине марта 1096г., не дожидаясь, пока соберутся рыцари, толпа крестьян (около 60–70 тыс. человек), в основном из Прирейнской Германии и Северо-восточной Франции двинулась в поход.

Они прошли по долинам Рейна и Дуная, пересекли Венгрию и летом 1096 достигли пределов Византийской империи и двинулись через Балканы к Константинополю. Видимо крестоносцы ожидали, что поборникам святого дела вдоль обочин дорог накроют столы со снедью. Но местные жители встречали их без энтузиазма, свои продукты норовили не подарить, а продать. Словом, оголодавшая толпа постепенно превращалась в орду. Её путь отмечали грабежи и погромы.

Чтобы предотвратить бесчинства, император Алексей I потребовал от крестоносцев не задерживаться нигде более, чем на три дня; по территории Империи орды следовали под неусыпным наблюдением византийских войск. В июле почти вдвое поредевшее ополчение крестьян-крестоносцев подошло к Константинополю. Византийцы спешно переправили толпу через Босфор. Вопреки советам Петра Пустынника, крестьянские отряды двинулись на Никею, столицу Сельджукского государства. 21 октября в узкой пустынной долине между Никеей и селением Дракон, они попали в засаду, устроенную султаном Кылыч-Арсланом I и были наголову разгромлены; большинство крестьян-крестоносцев погибло (ок. 25 тыс. чел.).

Пока сельджуки рубили крестьян в лапшу, рыцари неспешно собирались в поход. Пока у них продолжается подготовка к крестовому походу самое время назвать:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: