Тема: «Влияние рок музыки на высшую нервную деятельность»
Исполнители: Исследование №1 – Фомин Никита
Исследование №2 - Мелещенко Анастасия
Исследование №3 – Пшеничная Александра
Год.
Актуальность темы.
Начнём с того, что звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. Уже с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. На основании врождённого и приобретённого опыта, человек воспринимает звуки по-разному. Например, высокий визг был сигналом тревоги. В то же время были успокаивающие звуки - шум дождя, свист ветра.
С каждым десятилетием музыка становится быстрее и агрессивнее. Если раньше танцевальной музыкой считались фокстрот и степ, а затем твист, то позднее появились диско и евродэнс. Немного позднее получила широкое развитие электронная музыка. Это дало нам новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более. Но известно, что организм человека не рассчитан жизнь в этих ритмах постоянно. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.
Интересный факт, отмеченный психологами, - это «совпадение» искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме. Если эти ритмы идентичны, влияние усиливается. Другими словами, если ваша деятельность спокойна и размеренна, тихий и умеренный музыкальный фон будет способствовать ее эффективности, а если вы неуравновешенны и агрессивны, то соответствующие музыкальные ритмы, обилие шума в музыке, будет поддерживать в вас это состояние. При этом музыкальный и биологический ритмы взаимосвязаны, т.к. последний подстраивается под первый. Музыка – явление в этом плане объективное, независимое, и она не может изменяться под воздействием наших желаний и настроений. Поэтому нам остается подстраиваться под музыку, соответствовать ее энергии, ритму и содержанию.
Например, создатель мyзыкальной фаpмакологии амеpиканский yченый Роббеpт Шофлеp пpедписывает с лечебной целью слyшать все симфонии Чайковского и yвеpтюpы Моцаpта, а также "Лесного цаpя" Шyбеpта. Шофлеp yтвеpждает, что эти пpоизведения способствyют yскоpению выздоpовления.
Способы воздействия рок-музыки на человеческую психику
Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Рассуждая об этой закономерности, можно взять в пример современную рок-музыку. Этот музыкальный стиль имеет свои отличительные черты или средства воздействия на психику:
1. Жесткий ритм
2. Монотонные повторения
3. Громкость, сверхчастоты
4. Светоэффект
И многие те статьи, которые мы прочли на данную тематику, практически единогласно твердят о том, что рок-музыка негативно сказывается на умственных способностях человека, характере, поведении. Мы попытаемся взглянуть на эту проблему ещё раз.
1.Исполнитель: команда БИО, исследование №1, Фомин Никита, 8-а класс, МКОУ «Красноярская СШ №1 им. В. В. Гусева»
2.Цель: изучить влияние рок-музыки на кратковременную память.
3. Гипотеза: выполнение задания под рок музыку ухудшит результат на запоминание.
4. Методы исследования: эксперимент, математическая и графическая обработка данных, сравнение, анализ
5. Материала и оборудование: бланки, презентация с числами (2 варианта), секундомер
Название музыки: DuHastи, исполнитель:Rammstein
6. Ход работы:
Для этого показали на слайде презентации 12 чисел и попросили воспроизвести их на листе бумаги. Количество правильных чисел зафиксировали в таблице (ФИО испытуемого, количество чисел в первом опыте, количество чисел во втором опыте).
Повторили тест при включенной музыке (громкость средняя, ближе к сильной; перед тестом музыка была включена в течение трёх-пяти минут). Числа заменили.
Числа дали просмотреть в течение 20-ти секунд, затем попросили записать их на бумаге.
Испытуемый | класс | Результат в тишине | Результат под музыку |
1. Манжосова А. | 13, 91, 47, 39, 69, 83, 19, 51 = 7б | 16, 73, 89, 35, 18,42, 86, 71, 10 =9б | |
2. Шешко А. | 13, 91, 47, 39, 65, 83, 19, 51 = 8б | 16, 73, 89, 35, 18,42, 86, 71, 10 =9б | |
3. Брыкина Ю. | 13, 91, 47, 39, 65, 83, 19, 83, 19, 87, 21, 23, 94 = 10б | 16, 18, 10, 72, 43, 86, 89, 34 =6б | |
4. Колесникова А | 13, 91, 47, 39, 65, 83, 19, 83, 19, 87, 21, 23, 94 = 10б | 16, 73, 89. 35, 10, 33 =6б | |
5. Пшеничная Ю | 13, 91, 81, 51, 47,39, 19, 83, 21, 94 =5б | 86, 89, 16, 18, 10, 72,43, 34 =6б | |
6. Картавцев М | 13, 38. 47, 39, 65, 83, 19, 53, 23, 87 = 8б | 16, 83, 35, 18, 19, 10, 33, 34 =6б | |
7. Гурбенко М. | 13,91,47,39,65,83=6б | 16,73,89,35,18,85,75=5б | |
8. Скиданов А. | 13,91,94,57,23,65=5б | 35,33,34,18,12,68,89,10,75=6б | |
9. Свикис А. | 13,91,47,63,65,83,19=6б | 16,73,18,82=3б | |
10.Супрунова И. | 13,91,47,81,65,87,25,94=6б | 16,83,86,18,42,23,80,35,74,57=6б | |
11. Мантуленко Т. | 13,91,47,39,65,83,19,53,23,87=9б | 16,83,35,18,19,10,33,34=6б | |
12. Юшкин Н | 13,91,47,81,65,25,94,27=5б | 10,35,71,57,16,73,18,42,86,37=9б | |
13. Михайлина Е. | 13,91,37,65,23=4б | 16,33,18,42,86,71,10=7б | |
14. Семенычев Н. | 13,65,23,94,19,71,47,83,91=9б | 16,18,10,73,42,34,42,89,57=8б | |
15. Семенец Н. | 13,47,59,41,71,94,39,74,91,65=6б | 10,16,13,33,34,71,65,89,28,61=6б | |
16. Гурбенко М. | 13,91,47,39,65,83=6б | 16,73,89,35,18,85,75=5б | |
17. Дуденкова Т. | 13,91,87,37=3б | 16,89,73,18,42,10=6б | |
18. Шлыкова Е. | 13,91,37,49,65,23,71=5б | 16,89,71,35,33,42,79=6б | |
19.Терещенко В. | 13,91,65,57,19,83=5б | 16,73,10,33,34,89=6б | |
20. Стрельцов А. | 19,91,87,65,45,61=4б | 16,73,18,10,34,89,73=6б | |
21. Рубан А. | 13, 91, 47, 19, 13, 87 = 5б | 16,73, 89, 35, 18, 92, 86, 71, 10, 33,57 =10б | |
22. Зелененко И | 13, 41, 91, 37, 52, 71, 65, 24 = 3б | 16, 73, 45 =2б | |
23. Сапашева Д | 13, 91, 19, 66, 39, 65, 41 =5б | 16, 73, 18, 10, 71, 73 =6б | |
24. Жерновникова А | 13, 91, 47, 39, 65 =5б | 33, 16, 18, 10, 76, 79, 81, 75 =4б | |
25.Сескурия В. | 13,91,47,61,94=4б | 16,18,10,33,34,42,35,73,=8б | |
26.Текутьева Д. | 13,94,23,61,91,47,13=4б | 10,16,73,33,18,89,42=5б | |
27. Полынцова А. | 13,91,47,39,65,19,87,78,21=7б | 16,73,18,57,71,10=6б | |
28. Шкарупа О. | 23,83,13,47,39,65,78=7б | 16,83,19,86,57,71,10=5б | |
29. Барова Я. | 13,91,47,87,19,61=5б | 71,10,34,33,35,74,92,13,16,86,89=8б | |
30. Радченко Н. | 13,91,43,47=3б | 16,18,73,10=4б | |
Всего баллов | 175 баллов | 185 баллов | |
Среднее арифметическое | 5, 83 (53%) | 6, 17 (40%) |
У 16 человек результат улучшился (зелёный цвет), у 12 человек результат ухудшился (красный цвет), у 2 человек результат не изменился (желтый цвет).
Расчет№1.
Синий сектор- улучшился результат под музыку, вишнёвый- ухудшился, белый- не изменился.
Расчёт №2.
5, 83-100%
6, 17-x%
X=106
Таким образом, результат под музыку улучшился на 6 %.
Вывод: парадоксально, но под рок музыку результат в целом лучше…возможно, учащиеся настроились на работу и сконцентрировались. Но у нас довольно много людей, ухудшивших результат (из 30-12), почти половина…значит однозначные выводы делать рановато…
1.Исполнитель: команда БИО, исследование №2, Мелещенко Анастасия, 8-а класс, МКОУ «Красноярская СШ №1 им. В. В. Гусева»
2.Цель: изучить влияние рок-музыки на уровень концентрации внимания
3. Гипотеза: время на концентрацию внимания во время просушивания музыки потребуется меньше и концентрация внимания улучшится(дети сделают меньше ошибок) 4. Методы исследования: эксперимент, математическая и графическая обработка данных, сравнение, анализ
5. Материала и оборудование: бланки с тестом Пьерона-Рузера. Название музыки: DuHastи, исполнитель:Rammstein
6. Ход работы: учащимся предложили тест с изображенными на нем,, и
По сигналу дети как можно быстрее и безошибочно старались расставить в эти фигуры знаки: плюс, минус, точку. Выполнили по 3 попытки эксперимента, сначала в тишине, затем под музыку.
№испытуемого | класс | Результат теста в тишине | Результат теста под музыку |
96/100 | 100/100 | ||
67/100 | 98/100 | ||
100/100 | 100/100 | ||
99/100 | 100/100 | ||
100/100 | 100/100 | ||
80/100 | 79/100 | ||
84/100 | 100/100 | ||
100/100 | 100/100 | ||
100/100 | 100/100 | ||
100/100 | 100/100 | ||
69/100 | 81/100 | ||
71/100 | 90/100 | ||
98/100 | 100/100 | ||
100/100 | 100/100 | ||
83/100 | 100/100 | ||
90/100 | 100/100 | ||
100/100 | 100/100 | ||
74/100 | 80/100 | ||
80/100 | 91/100 | ||
58/100 | 82/100 | ||
42/100 | 65/100 | ||
93/100 | 100/100 | ||
70/100 | 76/100 | ||
77/100 | 100/100 | ||
100/100 | 100/100 | ||
100/100 | 100/100 | ||
100/100 | 100/100 | ||
100/100 | 100/100 | ||
54/100 | 54/100 | ||
70/100 | 100/100 | ||
Средний показатель по всей группе | 45% | 55% |
Из сводной таблицы видно, что подавляющее большинство учащихся улучило свой результат под музыку (17 человек -синий цвет), 12 человек не изменили результата (голубой цвет), и 1 человек немного снизил свой результат (жёлтый цвет).
Расчёт количества испытуемых по изменению личного показателя.
Синий цвет-результат улучшен (57%), белый -не изменился (30%), вишневый –ухудшен (3%).