Реферат на тему: «Понятие психологического диагноза. Уровни психологического диагноза по Л.С.Выгодскому»




 

Студентки

Пашалиди Елены Анатольевны

Специальность

Дошкольное образование

Курс 3 Группы КЗДО-17

Дисциплина: Психодиагностика

Руководитель Мазилова Г.Б.

 

Керчь 2020г.

Содержание

Психологическая диагностика………………………………………………..3

Уровни постановки психологического диагноза по Л.С.Выготскому…….3

Связь психологического диагноза с прогнозом по Л.С. Выготскому…...4

 

 

Психологическая диагностика в переводе с греческого языкаобозначает "распознание". Если рассматривать учебно- познавательный процесс, то основное назначение психодиагностики - улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями. Например, распознание сформированности у детей навыков самообслуживания, культуры поведения, умения общаться и т. д.

Психодиагностика - область психологической науки,разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования. Постановка психологического диагноза является первостепенной задачей в психодиагностическом обследовании, важность которого подчеркивал Л.С. Выготский, предложив несколько уровней постановки данного диагноза. Предмет диагноза психологического — установление различий индивидуально-психологических как в норме, так и в патологии. Психологический диагноз – выводы и заключения об исследуемых свойствах личности. Поэтому предметом научного исследования является развитие теории диагноза, важнейшим элементом которого является необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия.
Конечным результатом деятельности психолога – диагноста являетсяпсихологический диагноз, функция которого - описание и выявлениесущности индивидуально-типологических особенностей личности с цельювыяснения текущего развития, а также разработке рекомендаций и прогноза дальнейшего развития.

Предмет психологического диагноза – установление индивидуально- психологических различий в норме и в патологии.

Л. С. Выготский один из первых определил уровней постановки психологического диагноза:

- симптоматический (или эмпирический),

- этиологический,

- типологический (высший).

Первый уровень — симптоматический (или эмпирический) диагнозограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, наосновании которых непосредственно строятся практические выводы. В рамках данного уровня ставится только констатация определенных особенностей или проявлений личности, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. В данном случае, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Л.С. Выготский подчеркивал, что такой диагнозне является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к подлинному диагнозу.

Второй уровень — этиологический диагноз — учитывает не тольконаличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности, но и причины их появления. Важнейшим элементом научного психологического диагнозаявляется выяснение в каждом отдельном случае того, почему в поведении обследуемого обнаруживаются данные проявления, каковы причины наблюдаемых особенностей и каковы их возможные следствия для детского развития. Диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причину их возникновения, иназывается этиологическим.
Третий уровень — типологический диагноз(высший уровень) —состоит в определении места и значения выявленных характеристик вцелостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента.

Пока часто приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и опсиходиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения.

Л.С. Выготский отмечал роль и важность прогноза, подчеркивая ихвзаимосвязь. Диагноз неразрывно связан с прогнозом, по Л.С. Выготскому,содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз требует умения настолько понять «внутреннюю логику самодвижения» процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Л. С. Выготский очертил ключевые характеристики психологического прогноза, которыми считаются: - развернутость - дифференцированный характер -полнота содержания - разбивка на отдельные возрастные этапы.

Л. С. Выготский сделал предположение о том, что психологическийпрогноз может быть верен лишь в том случае, если не изменяются условия развития личности. Существует также условно-вариантный прогноз развития ребенка. В его основе лежит несколько линий развития ребенка, которые определяются в соответствии с тремя типами ситуаций: - сохранение неблагоприятных условий развития -ослабление неблагоприятных условий развития -усугубление неблагоприятных условий развития. Таким образом, в своей работе, психологу необходимо ориентировать родителей на следующие ключевые моменты: - прогноз о вероятной картине развития личности ребенка без психологической работы - методы работы с ребенком по ослаблению проблемы - прогноз по поводу условий, которых следует избегать.

Идеи Л.С. Выготского о психологическом диагнозе, высказанные вработе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936) актуальны до сегодняшнего времени. Как полагал Л.С. Выготский, это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка. Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возрастадеятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.).
Из выше сказанного, очевидно, что данная диагностика невозможна безучета возрастных особенностей развития, а имеемо без опоры на возрастную психологию. Кроме того, знания в области возрастной психологии необходимо реализовывать в практике психологического консультирования, что, несомненно, требует совершенствования уже существующего и поисканового методического арсенала.

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Издательства: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 672 с. Выготский Л.С.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С.Выготский. – М.: Издательство: Эксмо, 2003. - 512 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: