ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей.




Содержание

Введение__________________________________________ 3

Решение заданий тестовой части______________________ 5

Решение заданий второй части_______________________ 18

Как писать сочинение на заданную тему________________ 26

 

 
 

 

 

 
 


ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей.

Первая (тестовая) часть:

 

o состоит из 20 заданий с кратким ответом (10 заданий базового уровня и 10 заданий повышенного уровня сложности),

o за выполнение заданий можно получить от 0 до 2 баллов в зависимости от разновидности задания,

o ответами к заданиям являются слово (словосочетание) или последовательность цифр,

o максимальный первичный балл за выполнение тестовой чати — 35 баллов (за всю работу можно получить 64 балла).

 

Материалы сформированы для проверки знаний по разделам:

 

o «человек и общество»,

o «экономика»,

o «социальные отношения»,

o «политика»

o «право».

 

Задания соотнесены с школьной программой и теорией курса обществознания, изложенной в учебниках. При подготовке к выполнению первой части стоит повторить основные термины и понятия курса обществознания, а также потренироваться в решении задач, обращая внимание на особенность каждого типа заданий.


Вторая часть:

 

o состоит из 9 заданий с открытым ответом (2 задания базового уровня и 7 заданий высокого уровня сложности),

o за выполнение заданий можно получить от 0 до 6 баллов в зависимости от разновидности задания,

o максимальный первичный балл за выполнение второй части — 29 баллов (за всю работу можно получить 64 балла).

 

В этом пособии мы коротко рассмотрим содержание заданий экзаменационной работы и способы подготовки к их решению.


Решение заданий тестовой части:

 
 

Этот тип задания может быть связан с любым из пяти разделов курса обществознания.

 

При решении задания следует обратить внимание на заголовок таблицы (если такой имеется) и заголовки каждого из её столбцов. Они, помимо описания термина, который нужно записать, подскажут, к чему относится неизвестный термин. Также подсказкой вам послужит термин-образец, поскольку он относится к понятиям того же класса объектов.

 

 
 

При заполнении бланка нужно учесть, что термин следует записать в подходящей форме (род, число и т. п.). Опять же, подсказкой вам послужит термин-образец. Посмотрите на формулировку вопроса, она предполагает лаконичную форму записи: слово или словосочетание. Не следует записывать несколько вариантов ответов или дополнять термин пояснениями.

 

Схема предполагает вариативность количества элементов и их структуры. Однако в ней также сохраняются обобщающий заголовок, один пропущенный термин и термин(ы)-образец(ы). В случае, когда пропущенный термин имеет синонимы, также устойчиво используемые в курсе обществознания, стоит обратить внимание на форму записи термина-образца.


Например, требуется записать слово, пропущенное в схеме.

 

Типы общества: доиндустриальное индустриальное …………………

Логичным вариантом ответа будет являться использование термина

«постиндустриальное», а не «информационное», т. к. в схеме предложена соответствующая классификация, связанная с процессом индустриализации. Ответ должен быть записан в виде прилагательного в единственном числе среднего рода.

 

Стоит также обратить внимание на орфографию сложных терминов. Например, при записи зачастую возникает сложность с такой мировой религией как буддизм (две буквы

«д»). Грамматические ошибки, которые не засчитываются как

ошибки в ЕГЭ по обществознанию в целом, в данной ситуации могут сыграть злую шутку.

 

 

 
 

При выполнении данного задания следует внимательно рассмотреть, какое из представленных понятий является родовым


понятием, то есть понятием, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов.

 

Например, в последовательности — рубли, шекели, деньги, доллары, гривны — таким обобщающим понятием являются

«деньги», все остальные термины являются разновидностями денег.

 

Проще говоря, требуется выбрать понятие, которое включает в себя все остальные понятия, является самым широким. При возникновении затруднений следует перепроверить себя, последовательно убедившись, что каждое из приведённых в перечне понятий является видом того понятия, которое вы выбираете в качестве верного ответа.

 

 
 

Алгоритм действий при выполнении имеет определённые сходства с используемым в задании 2. Однако в данном случае нам изначально известно, что обобщает данный ряд характеристик, то есть, что именно они характеризуют. Необходимо последовательно

соотнести каждую их представленных в перечне характеристик с тем, к чему она отнесена, и удостовериться, что эта взаимосвязь верная.


«Подводным камнем» при выполнении заданий такого типа может послужить возведение частной ситуации к общему правилу.

 

Например, «характеристики в задании относятся к признакам

любого правонарушения». Подобные слова в задании: «любое»,

«всегда», «никогда», «только», «исключительно», «обязательно» и пр. несут важный смысловой оттенок, их необходимо увидеть и осознать.

 

Среди перечня ответов встречается вариант «предусматривает уголовную ответственность», который ошибочно не исключается из перечня характеристик. Однако уголовная ответственность возникает только за совершённые преступления, то есть за частный случай правонарушения, а не за любое правонарушение вообще. В задании спрашивались признаки правонарушения вообще, в максимально широком значении, значит, подобная характеристика не является верной.

 

Стоит обратить внимание, что в данном задании чётко указано количество верных ответов. Вы должны найти две характеристики, не более и не менее.

 

 

 
 


Этот тип задания ограничен областью теоретического материала: разделом «человек и общество».

 
 

За верно выполненное задание можно получить 2 балла. Если выбрано одно лишнее суждение или одно из суждений выбрано неверно или одно из правильных суждений не было выбрано, а остальные цифры ответа соответствуют верным вариантам ответа, то за задание зачисляется 1 балл.

 

При решении стоит обращать внимание на суждения с претензией на всеобщность или исключительность: «все», «всегда», «с необходимостью», «только» и пр. слова, встречающиеся в суждениях, должны быть внимательно рассмотрены.

 

Стоит быть осторожными с похожими терминами, необходимо вспомнить их точное значение. Например, этика/эстетика, экстенсивный/интенсивный, гуманизация/гуманитаризация — эти термины схожи по звучанию, имеют совершенно разные смысловые значения.

 

Ещё одна распространённая ошибка: бывает, что ученик видит знакомый термин, и не углубляясь в его значение, даёт ему поверхностное определение.

 

Например, дано суждение: «НДС относится к прямым налогам». Верное ли оно? Зачастую при работе с подобными заданиями рассуждают примерно так: НДС — это налог. Налоги бывают прямыми. Значит, суждение верное. Обрадовавшись, что удалось


расшифровать аббревиатуру "НДС", ученик забывает провести анализ суждения, который в данном случае требуется. Необходимо в такой ситуации последовательно задавать самому себе вопросы: является ли НДС налогом? Если да, то каким? Необходимо проверить всю информацию, представленную в предложении, прежде чем сделать вывод о его корректности.

 

Форма задания предполагает наличие нескольких правильных ответов, то есть в ответе должны быть минимум 2 цифры.

 
 

Этот тип задания ограничен областью теоретического материала: разделом «человек и общество».

 
 

За верно выполненное задание можно получить 2 балла. Если в ответе присутствует одна ошибочная цифра, то за задание зачисляется 1 балл.

 

При выполнении этого задания следует последовательно соотносить каждую позицию из первого столбца таблицы с перечнем терминов/характеристик/признаков или других

элементов, представленных во втором столбце таблицы.

 

Соответствие может быть только одному элементу из правового столбца. Поэтому, если в левом столбце 5 элементов, а в правом,


например, 3, то ответ должен быть представлен в виде пяти цифр от

1 до 3: 31123.

 

Поскольку в правом столбце элементов обычно меньше, повторения цифр в ответе логично допустимы. Обычно задействованы все варианты из правого столбца, но, если получается ответ 11111, стоит внимательнее пересмотреть задание.

 

 

Характеристики Типы
А  
Б  
В  
Г  
Д  

 

Ответ:

А Б В Г Д
         

 

 

 
 

Этот тип задания ограничен областью теоретического материала: разделом «человек и общество».

 
 


За верно выполненное задание можно получить 2 балла. Если выбран один лишний вариант ответа или один из вариантов выбран неверно или один из правильных вариантов не был выбран, а остальные цифры ответа соответствуют верным вариантам ответа, то за задание зачисляется 1 балл.

 
 

 

В этом задании в самом условии сформулирована некая краткая информация и поставлен вопрос. Вопрос предполагает наличие одновременно нескольких правильных ответов, которые совместно с неправильными расположены чуть ниже вопроса и пронумерованы. Необходимо записать последовательность номеров верных ответов.

Форма задания предполагает наличие нескольких правильных ответов, то есть в ответе должны быть минимум 2 цифры.

 

 
 

 

Задание 10 содержит графический материал для анализа.

 

Наиболее распространённый вариант этого задания представлен графиком кривой спроса или предложения. В связи с какими-либо факторами кривая смещается относительно осей координат


(цена/количество товара или услуги). Из перечня возможных факторов необходимо выбрать подходящие.

 
 

При решении такого задания рекомендуется сначала проанализировать график. Необходимо понять, какие именно изменения произошли. При сдвиге кривой стоит выбрать любую точку на ней и сравнить первоначальное положение с последующим, соотнеся с осями координат. Стоит сравнивать один показатель. Например, насколько изменилось количество товара при той же цене из-за сдвига кривой.

 
 

Необходимо проверить, кривая спроса или предложения изображены на графике, посмотреть, увеличился или уменьшился сравниваемый показатель. После этого можно сделать соответствующий вывод: спрос/предложение уменьшилось/увеличилось.

 

 

Далее можно приступать к предложенным в задании вариантам ответа. Если начинать с них, есть риск неверно проанализировать сам график. Каждый из вариантов нужно соотносить с уже существующим в голове образом изменений.


Для подготовки к данному типу задания рекомендуется повторить неценовые факторы спроса и предложения: мода, ожидание изменения цены, количество продавцов на рынке, цены на товары-субституты, стоимость сырья и пр.

При разборе вариантов ответов нужно быть внимательными, тщательно проверять фактором спроса или предложения является представленный вариант (проще говоря, это изменение влияет в первую очередь на покупателя или производителя?).

Форма задания предполагает наличие нескольких правильных ответов, то есть в ответе должны быть минимум 2 цифры.

 

 
 

 

Внешний вид диаграммы может быть вариативен (столбчатые, круговые), статистические данные также могут быть представлены в виде таблицы.

Данный тип задания менее связан с теоретическим материалом курса. Он требует внимательности к данным диаграммы.


 

Типичные для этого задания ошибки:

o принять «четверть опрошенных» или «треть» за 20 процентов;

o перепутать данные соседних строк/столбиков.

 

Эти ошибки совсем не связаны с теорией курса, их можно допустить по невнимательности.

 

Также при выборе верных выводов требуется соблюдать логичность, нельзя добавлять личные знания и мнения к данным таблицы. Выводы должны непосредственно вытекать из того материала, который был собран в результате опроса. Даже если варианты ответов кажутся абсурдными и несоответствующими действительности, необходимо помнить, что анализу подвергается не ситуация в стране или мире, а статистика конкретных ответов опрашиваемых.

 

Форма задания предполагает наличие нескольких правильных ответов, то есть в ответе должны быть минимум 2 цифры.

 
 


 

Задание 16 по своей структуре повторяет задание А6, но ограничено иной областью теоретического материала: разделом «политика» и, также, как и 14 задание, конкретизировано по теме.
Задание посвящено теме «Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ» (5,4 в кодификаторе).

 

Лучшая подготовка для успешного выполнения этого задания —

внимательное изучение Конституции РФ.

 

 
 

 

Подсказкой при выполнении этого задания может служить род, число, а также часть речи вставляемого слова. Стоит быть внимательными, повторы одного и того же слова недопустимы.

 

 
 

 

При работе с текстом удобно пользоваться черновиком для создания набросков. Возможны ситуации, когда в один пропуск в принципе по смыслу подходят два слова из списка.


В такой ситуации будет удобнее написать их, чтобы не запутаться. Двигаясь далее по тексту, в каком-либо из пропусков обязательно появится возможность использовать одно из двух поставленных ранее под сомнение слов.

Поскольку дублировать ответы нельзя, в этой ситуации можно вновь вернуться к пропущенному месту и дать однозначный ответ. В любом случае при работе с этим текстом лучше прочитать его несколько раз от начала и до конца. Это позволит полностью понять смысл текста и обнаружить какую-либо неточность, если при первой попытке была допущена ошибка.

 
 


Решение заданий второй части:

К заданиям второй части не существует единственно верных ответов, но есть общие критерии оценивания, основанные на понимании текста, умении работать с ним, искать ответ на заданный вопрос, анализировать информацию, выявлять авторскую позицию, аргументировать свой ответ и подобных навыках.

Задания 21-24 представлены в виде одного текста и 4 вопросов- заданий к нему.

«Прочитайте текст и выполните задания 21–24.»

Текст может быть связан с любым из разделов курса обществознания. Он связан с проблематикой курса, чаще всего выражает авторскую позицию по рассматриваемому вопросу, но может быть и представлен, например, в виде выдержек из НПА (нормативный правовой акт).

 

Задания 21-22 оцениваются максимально двумя баллами (за каждое из них можно получить 0-2 балла). Задание 23 — тремя баллами, 24 — четырьмя.

 

Задание 21 обычно состоит из трёх вопросов, ответы на которые даны в тексте, то есть здесь не требуется формулировать собственную позицию и аргументировать её. Достаточно только найти необходимые ответы в самом массиве текста.


Задание 22 обычно также состоит из трёх вопросов, два из них по тексту, одно требует пояснения (термина, процесса и пр.), исходя из знаний курса обществознания.

Задание 23 похоже на задание 21, но чуть сложнее по структуре, вопросы могут быть разбиты на подвопросы. Например, в одном из вопросов указано требование дать именно 2 или 3 разных ответа.

Задание 24 похоже на задание 22, но тоже чуть сложнее по структуре и требует в ответе более опираться на знания курса, чем на представленный в задании текст.

o При выполнении данных заданий ни в коем случае не стоит смешивать все вопросы воедино и стремиться дать ответ на всё сразу, при таком подходе повышается вероятность упустить что-то важное.

o Стоит разделить вопросы и не отвечать на следующий вопрос пока полностью исчерпывающе не дан ответ на предыдущий. Лучше разделить ответы новым абзацем. Множество сумбурно налепленных предложений вряд ли вдохновит проверяющих экспертов догадываться, что же хотели сказать.

o Необходимо помнить, что оценка задания напрямую зависит от того, на все ли поставленные вопросы был дан ответ и нужное ли количество примеров/видов/характеристик и т. п. (в зависимости от того, что требуется в задании) было приведено. Нет хотя бы одного ответа — минус балл.

Допустимо использовать прямое или косвенное цитирования или передавать своими словами идеи автора. Однако не следует переписывать половину текста в надежде, что среди этой части кроется тот самый ответ (см. абзац выше). Ответ должен быть


конкретным ответом на поставленный вопрос. При отклонении от темы становится очевидным, что прямой ответ сформулировать затруднительно.

 

 
 

В тех вопросах, где требуется указать какое-то количество чего-либо, при ответе лучше пронумеровать варианты. Если приводится несколько примеров к разным категориям, обязательно следует указать, какой пример к чему относится, в противном случае их могут не засчитать.

 

Например, «какие три причины подобного поведения отмечает автор?». — Автор пишет, что в качестве причин подобного поведения можно рассмотреть

1) …

2) …

3) …

Для удобства можно начинать ответ на вопрос, перефразируя его же. Например, «каковы, по мнению авторы, основные цели …?». — По мнению автора текста, к основным целям … можно отнести …

 

 
 


Задание проверяет знание терминов и умение их использовать.

Оно представлено в виде требования пояснить термин из курса обществознания, а также составить два предложения с ним с дополнительными ограничениями по информации.

При выполнении этого задания следует также последовательно выполнять все действия.

Сначала необходимо написать определение термина. Конечно же, зазубривать определения из какого-либо учебника или словаря не обязательно. Можно написать определение «своими словами», главное — передать отличительные особенности этого термина.

Лучше проверить себя: прочитать своё описание. Если термин однозначно угадывается, всё хорошо, если появляются варианты, подходящие под описание, стоит уточнить его, добавив отличительные особенности.

Например, федерация — «тип государственно-территориального устройства». Вроде бы внешне подходит, но, если это один из вариантов устройства, то есть и другие? Значит, и им подходит такое описание, необходимо расширить его, включив отличительные особенности устройства федерации.

При определении термина наиболее сложной задачей также является отнести его к какому-либо классу объектов. Например, налоги — это платежи, наука — это область деятельности, класс в социологии — это общественная группа…

Правильная классификация позволит избежать некорректных формулировок «это когда что-то там».


Только после выполнения первой части задания стоит приступать к записи двух предложений. Определение к ним не относится.

Предложения должны быть строго по данной теме, но уровень их сложности дополнительно никак не оценивается.

Не следует выбирать очень сложные формулировки: есть риск совершить ошибку. Лучше писать, в чём уверены. Если есть сомнения, стоит попробовать привести другой пример.

Предложения должны соответствовать теме и выражать законченную мысль. Осторожность не помешает и с уже упоминаемыми словами с претензией на всеобщность. Чаще всего лучше использовать более мягкие формулировки: «может быть», «обычно», «в большинстве случаев» и т. д.

 
 

При выполнении этого задании нужно не забыть написать именно три требуемых характеристики и указать, к какой из них, какой пример относится.

Примеры могут быть разнообразными в зависимости от иллюстрируемого материала. Можно использовать как произведения литературы, кинематографа, исторические данные, так и личный опыт.


 

 

 
 

 

Задание оценивается максимально четырьмя баллами: 2 балла можно получить за раскрытие темы, 1 балл за соответствие заданной структуре и ещё 1 балл за корректность формулировок пунктов плана.

 

 

При выполнении этого задания необходимо обратить внимание на несколько составляющих.

o Соответствие структуре плана: Должно быть не менее трёх пунктов, обычно для раскрытия темы достаточно 4-6 пунктов. План должен быть сложным, минимум два пункта разделяются на подпункты. Их можно пронумеровать или использовать буквенные значения.

o Должна прослеживался внутренняя логика плана, он может выглядеть как тезисный конспект доклада по заданной теме. Есть некое начало, развитие и завершение.


o Пункты, которые раскрываются на подпункты, выбираются самостоятельно. Если какой-то из пунктов сложно подробнее изложить, лучше выбрать другой для раскрытия.

o Перечень подпунктов должен быть однородным. Недопустимо просто смешать несколько классификаций. Проще всего раскрывать таким образом функции, виды или типы, классификации, основные особенности.

Правильно:

3. Типы партийных систем а) однопартийная

б) двухпартийная в) многопартийная

 

Неправильно:

3. Типы партийных систем а) однопартийная

б) двухпартийная в) тоталитарная

г) коммунистическая

 

 

Если пункт раскрывается на подпункты, то должны быть представлены все существующие варианты или написаны основные.


Если вариантов очень много, можно указать исчерпывающий список групп или критерии, по которым можно группировать варианты. Нельзя перечислить несколько элементов из множества и не упомянуть остальные. Если элементов слишком много, а сгруппировать их никак не получается, не следует раскрывать этот пункт на подпункты.

Корректность формулировок: Формулировки пунктов плана должны быть лаконичными, избегайте целостных предложений с подлежащим, сказуемым и второстепенными членами предложения. Исключение: краткие вопросительные предложения.

Раскрытие темы: Формулировки пунктов плана должны быть строго по теме и раскрывать заданную тему.

Требуется вспомнить всё, что вы знаете из курса по данной теме и попытаться расположить в порядке некого повествования по теме. Самого повествования быть не должно. Нужно обозначить, что нужно рассказать по этой теме, не рассказывая этого.

Не следует забывать, что «формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании». В том числе они не учитываются и при подсчёте количества пунктов и подпунктов. Более того, если за раскрытие темы получено 0 баллов, то по остальным критериям всё также обнуляется.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: