Задание 29 заключается в написании мини-сочинения на заданную тему.
Критерии сочинения следующие:
o Раскрытие смысла высказывания (1 балл)
o Теоретическое содержание мини-сочинения (2 балла)
o Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов (1 балл)
o Качество приводимых фактов и примеров (2 балла).
Таким образом, за это задание можно получить максимум 6 баллов.
Важнейший критерий – раскрытие смысла высказывания.
Если смысл не раскрыт, то за задание ставится 0 баллов.
Что значит раскрыть смысл? Раскрыть смысл – означает объяснить, что имел в виду автор данного высказывания. Проще всего это сделать, поставив себя на место автора и подумав: почему я бы мог такое сказать? То есть, раскрыть смысл – значит ответить на вопрос «почему?»
Например, древнегреческий философ Аристотель назвал человека полисным (политическим) животным.
Раскрыть смысл его утверждения можно, задав себе вопрос – почему он так считал? Потому что древние греки жили в городах-полисах,
где каждый считал себя частью одного целого. В полисах преобладала демократия, таким образом, благо полиса зависело от участия каждого отдельного индивида в общем деле, но благо каждого зависело от блага государства.
Из этого очевидно, что Аристотель указывает на то факт, что человек существо общественное.
Теоретическое содержание мини-сочинения предполагает использование теоретических положений обществознания и соответствующей терминологии.
Например, к указанному высказыванию Аристотеля в качестве теоретического положения можно привести следующее – человек - это биосоциальное существо, его социальная составляющая заключается в общественных отношениях и социальных институтах, в которые он включен, а также в наличии личности – продукта социализации, чего лишены животные (далее желательно раскрыть что такое социальный институт, личность, социализация).
|
Так же теоретическими положениями будут являться ссылки на мысли других авторов.
Например, высказывание К. Маркса «Человек – ансамбль социальных отношений» является теоретическим положением, подтверждающим мысль Аристотеля.
Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов означает очень простую вещь – сочинение
должно быть написано в соответствии с верно раскрытым смыслом высказывания. То есть, писать нужно по теме, не приводя не имеющих отношения к проблеме рассуждений (а также необоснованных и ошибочных).
Качество приводимых фактов и примеров – согласно этому критерию должно быть приведено не менее двух фактов/примеров из различных областей (СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта).
Фактические аргументы отличаются от теоретических положений тем, что это не общие положения обществознания, а конкретные примеры из истории, литературы, средств массовой информации и т.д.
В указанном выше примере таким аргументом может быть описание случая с детьми-маугли, которые росли в среде животных и не социализировались (не формировалась личность со всеми её признаками), так-как были лишены общества, и таким образом не стали полноценными людьми (обладающими личностью).
|
Под качеством приводимых фактов и примеров подразумевается то, что они должны быть раскрыты и пояснены (и явно соответствовать теме сочинения), а не просто озвучены.
Ниже приведён пример мини-сочинения, написанного в полном соответствии с критериями.
· Первый абзац – это раскрытие смысла высказывания.
· Оранжевым цветом в нём выделены корректные термины обществознания, которые можно использовать при раскрытии смысла высказывания.
· Синим цветом выделены теоретические положения.
· Зелёным – фактическая аргументация.
В качестве упражнения предлагается довести до конца некоторые положения сочинения (в тексте указано, какие).
Человек – ансамбль социальных отношений (К. Маркс).
Карл Маркс очевидно имел в виду тот факт, что человек – это производная от общественных отношений. В том смысле, что его личность полностью формируется обществом. Все социальные роли человека, его мировоззрение, его предпочтения и интересы обусловлены процессом социализации, в ходе которого индивид приобщается в определённой культуре и становится личностью. Говоря иначе, человеком быть только в социуме, человек – общественное существо. Кстати, Маркс, в качестве базовых социальных отношений выделял производственные, которые реализуются в экономической сфере – основополагающей сфере человеческой деятельности по его мнению.
Действительно, в обществознании человек определяется как биосоциальное существо, т.е., как существо имеющее с одной стороны биологическую природу, роднящую нас с другими животными, с другой – социальную, уникальную для человека. У животных нет личности, потому что нет общества и социальных институтов (исторически сложившихся совместных форм
|
деятельности человека, направленных на удовлетворение потребностей), необходимых для её формирования. Личность формируется только в сложных взаимодействиях с другими людьми, в ходе которых и возникают такие основополагающие признаки как сознание и речь. То есть, для их развития необходимо общество.
Аналогичную мысль высказывал Аристотель: «Человек – полисное
животное» (раскрываете смысл этого утверждения, поясняя как оно соотносится с проблемой)
В самом деле, в науке описаны случаи детей-маугли, которые в силу разных причин воспитывались дикими животными. В результате у них не сформировалось развитое сознание, членораздельная речь и даже прямохождение.
Другим примером может служить личностная эволюция главного героя автобиографического произведения Л. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». В книге хорошо показано становление человека в результате взаимодействия с обществом, влияний других людей и социальных институтов (приводите описание конкретной ситуации)
Ещё одним примером могу быть я сам. То, чем я занимаюсь, и кем я стал, фактически определило общество (объясняете почему).
Можно сделать итоговый вывод:
Таким образом, мысль автора кажется мне верной. Как сказал П. Бергер - общество определяет не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть.