по дисциплине: «Муниципальное право»




Уч.год

Научный руководитель – Гулина В.В.

 

Вопросы к экзамену

по дисциплине: «Муниципальное право»

 

1. Муниципальное право как отрасль публичного права. Понятие и источники науки муниципального права

2. Предмет и метод муниципального права

3. Муниципально-правовые отношения. Субъекты муниципально-правовых отношений

4. Источники муниципального права Российской Федерации как отрасли

5. Муниципальные правовые акты

6. Устав муниципального образования: порядок принятия, содержание, значение

7. Понятие и признаки муниципальной власти

8. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

9. Понятие, признаки местного самоуправления

10. Теории и модели местного самоуправления

11. Принципы и функции местного самоуправления

12. История местного самоуправления в России

13. Основы местного самоуправления: общая характеристика

14. Территориальная основа местного самоуправления. Виды муниципальных образований

15. Порядок изменения границ территорий муниципальных образований, преобразования муниципальных образований

16. Организационно-правовые формы организации местного самоуправления в РФ: общая характеристика

17. Местный референдум, правовое регулирование его проведения

18. Муниципальные выборы. Понятие, правовая основа, порядок проведения

19. Отзыв выборных лиц местного самоуправления

20. Территориальное общественное самоуправление

21. Публичные слушания

22. Правотворческая инициатива граждан

23. Сходы, собрания (конференции) граждан

24. Обращения граждан в органы местного самоуправления

25. Органы местного самоуправления: общая характеристика

26. Представительный орган местного самоуправления. Порядок формирования, полномочия, досрочное прекращение полномочий

27. Правовые акты представительных органов местного самоуправления. Порядок подготовки и принятия

28. Статус депутата представительного органа местного самоуправления

29. Глава муниципального образования: порядок избрания, полномочия

30. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления

31. Исполнительно-распорядительный орган: порядок деятельности, полномочия

32. Глава местной администрации: порядок деятельности, полномочия

33. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: общая характеристика

34. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством

35. Понятие и признаки муниципальной службы. Прохождение муниципальной службы

36. Муниципальный служащий: требования, права и обязанности, ограничения

37. Функциональные основы местного самоуправления: общая характеристика

38. Вопросы местного значения

39. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

40. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

41. Финансово-экономическая основа местного самоуправления: общая характеристика

42. Муниципальная собственность: способы формирования и состав

43. Управление и распоряжение муниципальной собственностью.

44. Понятие и структура местных бюджетов. Понятие и состав доходов местных бюджетов. Виды местных налогов и сборов

45. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях

46. Муниципальный заказ. Правовое регулирование размещения муниципального заказа

47. Межмуниципальное сотрудничество

48. Понятия, формы и виды взаимодействий органов местного самоуправления с органами государственной власти

49. Понятие и система гарантий местного самоуправления. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления

50. Особенности осуществления местного самоуправления на территориях с особым статусом (города федерального значения, закрытые административные территории, наукограды, приграничные территории)

 

Муниципальное право как отрасль публичного права. Понятие и источники науки муниципального права.

Муниципальное право как отрасль возникло в начале девяностых, когда шёл процесс формирования правовой базы МСУ.

Следует сразу разграничить МСУ и муниципальное право. МСУ-это комплексный социально-политический институт. Муниципальное право-это отрасль-это отрасль, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в процессе организации и деятельности МСУ.

В теории права отрасль-это обособившаяся внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих определённую область общественных отношений. Муниципальное право направлено на регулирование общественных отношений в сфере организации и функционирования МСУ.

Признаки отрасли права:

1. особый предмет, метод, режим регулирования

2. специфические отраслевые принципы.

3. способность взаимодействия с другими отраслями.

4. количественная достаточность норм права.

Основной документ, устанавливающий статус МСУ-Конституция РФ. Согласно ей, в РФ признаётся и гарантируется МСУ, самостоятельное в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов госвласти, но это не исключает возможность органов госвласти контролировать и направлять деятельность по осуществлению МСУ, пределы вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.

Хартия МСУ под МСУ понимает право и способность органов МСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах населения.

В соответствии с Конституцией структура органов МСУ определяется населением.

Законодательные определения МСУ в РФ даются в Законе о МСУ 1995 и 2003.

Закон 2003 под МСУ понимает форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, законами субъектов, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

Под свою ответственность означает позитивную ответственность. Все последствия принимаемых в рамках осуществления МСУ решений ложатся на население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме закреплённого за созданными ими юридическими лицами на праве хозведения и оперативного управления, имущества, которое может быть только в муниципальной собственности.

Передача органами МСУ полномочий по решению вопросов местного значения органам госвласти недопустима. Случаи временного исполнения органами госвласти отдельных полномочий органов МСУ предусмотрены законом 2003.

Вопросы МСУ-это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых реализовывается населением или органами МСУ самостоятельно. Закон 2003 предусматривает различные вопросы местного значения для разных видов муниципальных образований. Конкретный перечень вопросов местного значения закрепляется в уставах муниципальных образований.

Исторические и местные традиции учитываются, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов МСУ.

В итоге можно выделить признаки муниципального права как отрасли:

1. имеет сферы взаимодействия и пограничные зоны с другими отраслями прав.

2. наличие собственных норм.

3. своеобразие субъектов.

4. наличие норм первичных по отношению к нормам других отраслей права.(например, закрепляющие статус субъекта муниципального права).

5. комплексный характер регулируемых отношений.

Термин муниципальное право используется для обозначения не только отрасли права, но и научной дисциплины.

Муниципальное право-это совокупность знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционировании МСУ.

Наука помимо общепризнанных норм использует дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы, изучает действующие институты МСУ, развитие МСУ на разных этапах российской государственности, зарубежный муниципальный опыт.

Предмет муниципального права-это общественные отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности МСУ, в процессе реализации населением права на МСУ.

Теоретическими источниками муниципального права как научной дисциплины являются фундаментальные труды учёных и видных деятелей земского движения дореволюционной России. Опыт организации земского и городского самоуправления был предметом изучения многих учёных-юристов. Например, Безобразов «Государственное и общественное управление и самоуправление и судебная власть», Васильчиков «О самоуправлении», Градовский «История МСУ в России», Лазаревский «Самоуправление». До 1917 проблемы муниципальных отношений изучались в основном в рамках государственного или административного права.

В Советское время МСУ было фактически ликвидировано и заменено системой местных Советов. Но опыт изучения этой системы получил отражение в юридической науке советского строительства. Примеры: Авакьян, Азовкин, Безуглов, Шеремет.

Многие из них сегодня являются видными представителями науки муниципального права.

В РФ и сегодня изучаются проблемы организации МСУ (Бондарь, Кутафин, Выдрин, Кокотов, Постовой и другие учёные).

Научная дисциплина изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, используя правоведческие научные методы и общенаучные.

 

Предмет и метод муниципального права.

Предмет отрасли права-это то, что регулирует право.

Структура предмета:

1. субъекты.

2. их поведение, поступки, действия.

3. объекты окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения.

4. социальные факты, выступающие причинами возникновения или прекращения отношений.

Предмет МП-это совокупность общественных отношений при организации и функционировании МСУ.

Классификация этих общественных отношений:

1. отношения, возникающие в процессе реализации населением форм непосредственной демократии.

2. отношения, возникающие в процессе формирования органов МСУ.

3. отношения, возникающие при обеспечении органами МСУ жизнедеятельности населения муниципального образования, решения других вопросов местного значения.

4. отношения, возникающие при взаимодействии органов МСУ с органами госвласти, в том числе реализация органами МСУ отдельных госполномочий.

5. отношения, связанные с судебной защитой прав органов МСУ и гарантиями МСУ.

6. отношения, обусловленные ответственностью органов МСУ и должностных лиц МСУ перед населением МО, государством, физическими и юридическими лицами.

Метод-это способ, приём практического осуществления чего-либо. В области права метод направлен на осуществление некоего воздействия одного субъекта права на другого. Такое воздействие обычно осуществляется путём волеизъявления одного участника по отношению к другим. Метод-это связующее средство субъекта МП с другими участниками правоотношений. Метод заключает не только волеизъявление, но и его характер.

Комплексная отрасль права-это особая юридическая целостность, её своеобразие объясняется наличием специфических приёмов регулирования, принципов, положений, свидетельствующих о существовании специального юридического режима.

Комплексный характер МП определяется соединением в его рамках разнородных институтов. Деятельность органов МСУ распространяется на различные сферы общественной жизни. Они имеют полномочия в сфере ЖКХ, транспорта и связи, охраны общественного порядка, земельных отношений, охраны ОС, управления муниципальной собственностью и так далее. Нормы муниципального права направлены на регулирование собственно муниципально-правовых, административно-правовых, конституционно-правовых, гражданско-правовых и иных общественных отношений. Многие нормы МП одновременно являются нормами других отраслей права. Это называется удвоением структуры права.

Для публичных отраслей права характерно использование императивных методов. МСУ-публично-правовой институт.

Императивные методы правового регулирования основаны на неравенстве участников правоотношений и установлении жёсткой, однозначной модели их поведения.

Методы:

1. Метод предписания. Предписание-это установление для субъекта правоотношения определённого порядка действий, который не может быть нарушен. Юридическим фактом возникновения правоотношений является, как правило, властное предписание. Например, Закон о МСУ предписывает сопровождать наделение органов МСУ отдельными госполномочиями выделением им субвенций из федерального бюджета или бюджетов субъектов.

2. Метод запрета. Он заключается в запрещении определённых действий под страхом применения юридических средств воздействия. Например, нельзя производить наделение органов МСУ отдельными госполномочиями иными НПА, кроме законов.

Диспозитивные методы правового регулирования основаны на равенстве участников правоотношений и их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения.

Методы:

1. Метод дозволения заключается в предоставлении участникам права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору. Дозволение может быть неопределённым, когда каких-либо ограничений в выборе вообще не предусматривается, и определённым, когда субъекту предоставляется свобода выбора нескольких вариантов поведения. Например, представительный орган муниципального района может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо может состоять из глав поселений в составе муниципального района и из депутатов представительных органов поселений.

2. Метод согласования применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения согласия между ними. Например, при взаимодействии органов МСУ двух и более муниципальных образований.

3. Метод рекомендаций заключается в указании законодателем предпочтительной модели поведения участников муниципальных правоотношений. Например, многие субъекты РФ в целях упрощения муниципального правотворчества принимают типовые уставы муниципальных образований, которые носят рекомендательный характер.

4. Метод поощрения, когда законодатель рекомендует какую-либо модель поведения и предоставляет льготы или иные блага при её выборе.

Также можно выделить гарантии-это средства и условия, обеспечивающие соблюдение прав МСУ.

Муниципально-правовые отношения. Субъекты муниципально-правовых отношений.

Предмет МП-это совокупность общественных отношений при организации и функционировании МСУ.

Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами МП общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности МСУ.

Классификация этих общественных отношений:

1. отношения, связанные с организацией МСУ.

2. отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения МО.

3. отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов МСУ по осуществлению отдельных госполномочий.

Муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы:

1. отношения, в которых одной из сторон выступает МО. Оно в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы МСУ, также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы, объединяющие МО.

2. отношения, в которых одним из субъектов выступает население МО. Данные отношения возникают в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения, например устава МО.

3. отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо МСУ. Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность МСУ по решению вопросов местного значения, реализации отдельных госполномочий, которыми могут наделяться органы МСУ по закону.

Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие МСУ и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, физические и юридические лица, общественные и госорганы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Признаком муниципально-правовых отношений является то, что обязательной стороной этих отношений является население МО, его представители в лице органов МСУ.

Субъектами муниципально-правовых отношений являются МО, органы МСУ, органы территориального общественного самоуправления, общественные объединения, органы госвласти, коммерческие организации.

МО принадлежат права собственника в отношении имущества в составе муниципальной собственности. В соответствии с ГК РФ МО не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К МО в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус МО проявляется также и в том, что именно к из ведению Закон об общих принципах организации МСУ относит вопросы местного значения, отдельные госполномочия, которыми могут наделяться органы МСУ. В своей совокупности они составляют предметы ведения МСУ.

 

Источники муниципального права Российской Федерации как отрасли.

Источники МП-это исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм МП, придания им общеобязательного характера.

По территории действия источники МП делятся:

1. международные.

2. федеральные.

3. региональные.

4. муниципальные.

Источники МП устанавливают государственные и международные гарантии осуществления МСУ, ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением и государством.

Выделяют три группы источников МП:

1. НПА, принимаемые на федеральном уровне, Конституция РФ – главный источник МП и федеральные законы. В Конституции содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации МСУ, гарантии прав МСУ.

ФЗ Об общих принципах организации МСУ в РФ содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются полномочия органов госвласти РФ и ее субъектов в области МСУ, перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении МО, основы деятельности МСУ, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления МСУ, госгарантии МСУ и ответственность органов и должностных лиц МСУ.

Европейская хартия МСУ действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996. Хартия устанавливает важнейшие принципы организации МСУ, гарантии прав МСУ. Хартия была ратифицирована Россией в 1998 и стала составной частью правовой системы РФ.

2. НПА, принимаемые органами госвласти субъектов: конституции республик, уставы других субъектов, законы субъектов о МСУ, муниципальной службе, муниципальных выборах, местном референдуме и другие. В эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (например, президентов, губернаторов), постановления законодательных органов госвласти субъектов, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов.

3. НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения МО, органами МСУ и должностными лицами МСУ: уставы МО; общеобязательные правила по предметам ведения МО; решения представительных органов МСУ, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие НПА МО (муниципальные правовые акты).

Также источники муниципального права классифицируют: по юридической силе (уровень юридической силы правового акта зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства); по предметам ведения МСУ, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население МО, и акты, которые принимают органы МСУ; акты органов госвласти по вопросам МСУ и акты МО и так далее).

Муниципальные правовые акты.

Муниципальный правовой акт-это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение органа или должностного лица МСУ по вопросам местного значения, осуществления отдельных госполномочий, переданных органам МСУ федеральными законами и законами субъектов и по иным вопросам, отнесённым уставом МО к полномочиям органов, должностных лиц МСУ. Муниципальные правовые акты документально оформлены, обязательны для исполнения на территории МО, они устанавливают либо изменяют общеобязательные правила или имеют индивидуальный характер.

Система МПА:

1. устав МО, правовые акты, принятые на местном референдуме.

2. НПА и иные правовые акты представительного органа МО.

3. правовые акты главы МО, местной администрации и иных органов и должностных лиц МСУ, предусмотренных уставом.

Субъекты с правовом принимать МПА:

1. население МО.

2. представительные органы.

3. глава муниципального образования.

4. глава местной администрации.

5. иные органы и должностные лица МСУ, к которым законодатель относит контрольный орган МО и его избирательную комиссию.

В систему муниципальных актов входят также ненормативные правовые акты. Нормативные акты устанавливают общие положения для широкого круга субъектов, регламентируют наиболее важные общественные отношения. Ненормативные акты не содержат норм права, как правило, носят индивидуальный характер. Например, распоряжение главы МО о назначении на должность руководителя структурного подразделения местной администрации.

Устав МО и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе МПА, имеют прямое действие, применяются на всей территории МО. Иные МПА не должны противоречить уставу МО и правовым актам, принятым на местном референдуме.

Представительный орган МО по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта, уставом МО, принимает решения устанавливающие правила, обязательные для исполнения на террритории МО, решение об удалении главы МО в отставку, решения по вопросам организации деятельности представительного органа МО и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции ФЗ, законами субъектов, уставом МО. Решения представительного органа МО, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов данного органа.

Глава МО в пределах своих полномочий, установленных уставом МО и решения представительного органа МО, издаёт постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа МО в случае, если глава МО исполняет полномочия председателя представительного органа МО или постановления и распоряжения местной администрации в случае, если глава МО исполняет полномочия главы местной администрации.

Председатель представительного органа МО издаёт постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа МО, подписывает решения представительного органа МО ненормативного характера.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных ФЗ, законами субъектов, уставом МО, НПА представительного органа МО, издаёт постановления местной администрации по вопросам местного значения и связанным с осуществлением отдельных госполномочий, переданных органам МСУ ФЗ, законами субъектов, также распоряжения местной администрации по вопросам организации её работы.

Иные должностные лица МСУ издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесённым к их полномочиям уставом МО.

Муниципальные НПА, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, подлежат включению в регистр муниципальных НПА субъекта, организация и ведение которого осуществляется органами госвласти субъекта в порядке, установленном законом субъекта. Все регистры МПА субъектов составляют федеральный регистр МПА. Ведение федерального регистра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время уполномоченным федеральным органом по ведению и методическому обеспечению федерального регистра является Минюст России.

Все МПА вступают в силу в порядке, установленном уставом МО, за исключением НПА представительных органов МСУ о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК.

МПА затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

Порядок опубликования МПА устанавливается уставом МО и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением МПА или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено ФЗ.

МПА могут быть отменены или их действие приостановлено органами и должностными лицами МСУ, принявшими соответствующий акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц. В целом, это могут быть органы и должностные лица МСУ, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия МПА отнесено принятие соответствующего МПА, а также судом. В части, регулирующей осуществление органами МСУ отдельных госполномочий, переданных им ФЗ и законами субъектов-уполномоченным органом госвласти РФ или её субъекта.

Признание по решению суда закона субъекта РФ об установлении статуса МО недействующим до вступления в силу нового закона субъекта РФ об установлении статуса МО не может являться основанием для признания в судебном порядке недействующими МПА указанного МО, принятых до вступления решения суда в силу, или для отмены данных МПА.

 

Устав муниципального образования: порядок принятия, содержание, значение.

Уставы МО определяют организацию формы осуществления МСУ в данных МО, их территориальные, финансово-экономические основы и другие положения об организации МСУ на данных территориях.

В соответствии с ФЗ об МСУ уставом МО должны определяться:

1. Наименование МО

2. Перечень вопросов местного значения.

3. Формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общего самоуправления.

4. Структура и порядок формирования органов МСУ.

5. Наименования и полномочия выборных и иных органов и должностных лиц МСУ.

6. Виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу МПА.

7. Срок полномочий представительного органа МО, депутатов, членов иных выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ, основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.

8. Виды ответственности органов и должностных лиц МСУ, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц МСУ, досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц МСУ.

9. Поядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, порядок контроля за его исполнением в соответствии с БК.

10. Порядок внесения изменений и дополнений в устав МО.

Уставом МО могут регулироваться и иные вопросы организации МСУ в соответствии с ФЗ и законами субъектов.

Устав МО разрабатывается МО самостоятельно и принимается представительным органом МО и только в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек-населением непосредственно на сходе граждан.

Проект устава МО, проект МПА о внесении изменений и дополнений в устав МО не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава МО, внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию. Одновренно публикуется установленный представительным органом МО порядок учета предложений по проекту устава, проекту указанного МПА, порядок участия граждан в его обсуждении, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава МО в соответствие с Конституцией, ФЗ.

Устав МО, МПА о внесении изменений и дополнений в устав принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа МО.

После принятия устав МО подлежит госрегистрации, которая осуществляется в соответствии с Законом о госрегистрации уставов МО. Основаниями для отказа в госрегистрации устава МО, МПА о внесении изменений и дополнений в устав МО могут быть:

1. Противоречие устава Конституции, ФЗ, принимаемым в соответствии с ними конституциям и законам субьектов.

2. Нарушение установленного Законом об МСУ порядка принятия устава, МПА о внесении изменений и дополнений в устав.

Отказ в госрегистрации устава МО, МПА о внесении изменений и дополнений в устав МО, нарушение установленных сроков госрегистрации устава МО, МПА о внесении изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами МСУ в судебном порядке.

Прошедший госрегистрацию устав МО подлежит официальному опубликованию.

Глава МО в течение 10 дней со дня официального опубликования устава МО обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и дате официального опубликования для включения указанных сведений в госреестр уставов МО субъекта.

 

Понятие и признаки муниципальной власти.

В соответствии с Конституцией РФ органы МСУ в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов госвласти.

Государство признает МС в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти.

Существует принцип вертикального и горизонтального разделения власти. Власть в государстве по вертикали может быть разделена на государственную и муниципальную.

Будучи разновидностью публичной власти, муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих госвласти. Поэтому муниципальная и государственная власть-это разновидности публичной власти:

1. институциализированный характер. Государственная и муниципальная власть характеризуются наличием специфического обособленного аппарата, осуществляющего эту власть, - органов госвласти и МСУ.

2. непрерывность во времени, универсальность, всеобщность.

3. Деятельность органов госвласти и МСУ основана на Конституции РФ, законах и иных НПА.

4. существуют в рамках определенной территории (территория государства в целом, субъекта РФ, муниципального образования). При этом территория местного сообщества-это гостерритория, местные жители являются гражданами государства. Муниципальные образования в целом создаются в обязательном порядке, они не факультативны. От права на МСУ нельзя отказаться.

5. В случае неисполнения решений органы госвласти, и МСУ имеют возможность привлекать к соответствующему виду юридической ответственности, применять иные меры госпринуждения. У обоих видов органов есть комплекс полномочий государственно-властного характера, без которых невозможно управление. Органы МСУ могут наделяться законом отдельными госполномочиями.

6. Оба вида органов обладают правом введения и сбора налогов, самостоятельного формирования бюджета.

Статус МСУ определяется государством в Конституции РФ и законах органов госвласти; защищается органами госвласти; местные дела решаются хотя и самостоятельно, но в русле единой госполитики.

Аргументы обоснования негосударственного характера органов МСУ:

1. В системе органов МСУ отсутствует строгая иерархия и соподчиненность.

2. органы МСУ действуют не от имени государства, а от имени местного сообщества.

Содержание муниципальной власти составляет решение вопросов местного значения-это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО, решение которых в соответствии с законом осуществляется населением и органами МСУ самостоятельно с учетом особенностей развития своей территории. Некоторые ученые в этой связи отмечают, что, разграничивая в теории сферу государственной власти и сферу местного самоуправления, надо иметь в виду не иную природу органов местного самоуправления, а специфику их функций.

Материально-финансовую базу деятельности органов МСУ составляют муниципальная собственность и муниципальный бюджет.

Органы МСУ являются уровнем власти, наиболее приближенным к населению. На муниципальном уровне гораздо большее значение имеют формы непосредственного участия населения в решении различных вопросов. У органов МСУ практически отсутствуют политические функции.

Органы МСУ не обладают правом осуществления собственно законодательной власти. Органы МСУ издают нормативные акты, содержащие правила поведения общего характера. Но они не относятся к законам, по своей природе являются подзаконными актами.

Органы МСУ не обладают «компетенцией устанавливать свою компетенцию», то есть не могут самостоятельно определять круг своих полномочий; в отличие от государства как такового местное сообщество не обладает суверенитетом.

Муниципальная власть - это система властеотношений, реализующая функции МСУ, основанная на аппарате принуждения. Муниципальная власть является разновидностью не только социальной, но и публичной власти (власти над обществом), действует в пределах муниципального образования, реализуется от имени местного сообщества органами МСУ и основана на нормах права.

Муниципальная власть может быть определена как форма общественных отношений, в которых согласно нормам местного сообщества деятельность одних субъектов, воздействуя на деятельность других субъектов, изменяет или стабилизирует ее в соответствии со своими целями в рамках общегосударственной политики.

В ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное, что подметил еще дореволюционный ученый Матвеев.

Но несмотря на двойственную природу муниципальной власти, существующее в настоящее время конституционное разделение государственной власти и местного самоуправления на две самостоятельные властные структуры имеет под собой практическое основание. Органы МСУ -это элемент публично-властного механизма общества. Юридическое лишение государственных начал для органов местного самоуправления добавит к их реальной слабости еще и правовую.

 

Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

Европейская Хартия, Конституция РФ и Закон об общих принципах организации местного самоуправления составляют юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Федерации. Все принимаемые законодательные и иные правовые акты не должны им противоречить.

Конституция 1993 впервые относит МСУ к числу основ конституционного строя России и определяет его в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.

Тем самым впервые на конституционном уровне закреплено существование самостоятельной от государства системы власти народа, созданной для решения вопросов местного значения.

Конституционное признание такой основополагающей роли МСУ означает необходимость обеспечения его орг<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: