Изобразительный искусство живопись настенный картина




Стенопись в технике масляной живописи "Времена года. Осень.."

 

Материалы и инструменты

В современном строительстве за последние 20-30 лет почти полностью изменился ассортимент отделочных растворов, внедрено в практику большое количество новых клеящих составов, паст, мастик, красок и лаков. Все это в корне изменило весь технологический процесс и сократило сроки возведения зданий. Это не может не отразиться и на технологии создания произведений современной стенописи, в которую, хотя и с трудом, стихийно и исподволь, входят и эти новые материалы, и эти новые основания, не имевшие никогда ранее в ней применения. Этот процесс нельзя рассматривать как крушение освященных веками традиций, как разрушение классического базиса стенописи. Каждая эпоха получает от предыдущих поколений определенный уровень культуры (материалы и рабочие процессы) и, активно его, осваивая, использует все лучшее, что было создано разумом и практическим опытом мастеров прошлого, что прошло проверку временем. Каждое поколение приспосабливало материалы прошлых эпох для решения своих задач, совершенствовало процессы работы ими, раскрывало в них новые еще не раскрытые возможности и свойства. Каждая эпоха активно искала и нередко находила (создавала) новые материалы и разрабатывала техники работы ими, исходя из художественных задач своего времени, опираясь при этом на весь арсенал культуры своего времени, который позволял решать эти задачи более успешно, являясь широкой базой для развития и искусства стенописи.

Процесс эволюции материалов, процесс их смены - это явление исторически закономерное... Никогда не было раз и навсегда кем-то данных материалов стенописи и целесообразных приемов работы ими - техник. Этот вид изобразительного искусства на протяжении своего развития пользовался большим количеством различных по составу и свойствам оснований, огромным ассортиментом красящих веществ, многочисленными техниками (целесообразными процессами и приемами создания художественной формы на плоскости), исходя из уровня развития культуры в целом и стоящих художественных задач.

Наше время - это не только век ракет, космических полетов, кибернетики, ЭВМ и т. д., но и эпоха пластических масс. Без их применения немыслимо создание современных самолетов, радио и космической техники, точнейших приборов и инструментов. Полимерные материалы раздвинули горизонты и лакокрасочной промышленности. В настоящее время отечественная химическая промышленность выпускает огромный ассортимент различных красок и лаков, которые находят самое широкое применение в различных областях народного хозяйства: в транспорте и машиностроении, сельхозтехнике и строительстве...

Масляные краски.

В настоящее время масляные краски, связующим в которых служат высыхающие жирные масла, в изобразительном искусстве (главным образом в станковой живописи) - самый распространенный художественный материал. Благодаря специфике масла как связующего масляными красками можно писать все произведение сразу, постепенно настраивая его в цвете и тоне, прорабатывая детали, обобщая их и переписывая, пока не будет достигнут удовлетворяющий результат. Такой возможности художникам не представлял ни один из существовавших до них материал. Это стало возможным только потому, что краски, затертые на масле, относительно долго не сохнут, их можно вписывать друг в друга, лессировать ранее написанное, а то и вовсе переписать неудавшееся место, но главное, они не изменяют цвет и тон по высыхании. Все эти качества и обеспечили им то, что, начиная с XVII века, масляные краски прочно вошли в художественную практику, в том числе и в стенопись, отодвинув на второй план все материалы, имевшие распространение в этих видах изобразительного искусства до них (фреска - в стенописи, яичная темпера - в станковой живописи).

Первую большую работу масляными красками на стене выполнил гениальный художник и мыслитель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, создав в трапезной монастыря Санта Мария делла Грациа в Милане знаменитую картину "Тайная вечеря" (1495-1497).

Конечно, нет никакого смысла в наше время художнику самому тереть краски на масле, разумнее пользоваться красками промышленного производства как художественными для работ, небольших по размеру, так и декоративными и малярными - для выполнения крупных. Эти краски отличаются друг от друга более всего только качеством связующего (масла). Колеры, грунты и другие составы, необходимые для выполнения работ масляными красками в стенописи, промышленность не выпускает. Вопросы выбора материалов и приготовление составов (отчего зависят в большой степени качество и долговечность работ) - это компетенция автора-художника. Естественно, не всегда он может сам участвовать во всех подготовительных операциях, но знать и контролировать их грамотное и добросовестное выполнение - это его обязанность.

Самый простой способ использования масляных красок для выполнения той или иной работы на стене - приготовление нужных колеров из художественных масляных красок промышленного производства. Для этого необходимые по цвету краски следует развести одной олифой или олифой в смеси со скипидаром до консистенции сметаны и из этих красок составить колеры. Затем довести их растворителем до рабочей консистенции. Однако такие краски дают блестящую поверхность красочного слоя, что часто мешает воспринимать работу. Поэтому, как мы уже отмечали выше, для выполнения ответственных и высококачественных работ были разработаны различные составы, дающие возможность ликвидировать этот недостаток масляных красок. Одним из них является эмульсия, которой пользуются как разбавителем во время письма масляными красками с палитры. Используя эту эмульсию как разбавитель, можно составить колеры и из густотертых масляных красок.

Акриловые краски.

Акрил - акриловые краски лучше всего подходят к росписи стен - они быстро высыхают, легко наносятся и хорошо передают игру света и объём картины. Во влажных помещениях также используются специальные акриловые краски, дающие очень прочную поверхность. Акриловые краски не токсичны, разбавляются водой, быстро сохнут, универсальны в применении - ими можно работать как корпусными мазками так и лессировками по практически любой поверхности. После высыхания дают прочную пленку, не смываемую водой и устойчивую к ультрафиолету. Поэтому роспись можно протирать (мыть) влажной тряпкой и она не выгорит на солнце.

Акриловая краска представляет собой суспензию пигментов и наполнителей в водной эмульсии акрилового сополимера с добавлением вспомогательных веществ.В акриле отсутствуют те качества, которые часто отпугивают людей, заказывающих росписи, если им предложить технику фрески. Во-первых, для фрески надо приготовить хорошую известь. Это трудно. Во-вторых, известь постоянно присутствует в процессе работы и от этого вокруг всегда достаточно грязно. В-третьих, эта техника не терпит той спешки и гонки, которой зачастую вынужден следовать художник в виду сжатых сроков на исполнение заказа. При росписи фреской надо постоянно следить за поверхностью стены, что-то с ней делать- смачивать, увлажнять или наоборот следить, чтобы она не переувлажнилась. Фреска требует погруженности и сосредоточенности, полного внимания к себе. Несмотря на то, что в общем условие фрески - писать по сырому - не дает возможности медлить, нельзя одновременно работать над большими площадями.Но и результат, конечно, гораздо выше, чем при росписи акрилом. Фреска дает возможность создавать тончайшую цветовую гамму, кроме того, сама многотысячелетняя история этой техники уже окружает написанное в ней неким ореолом благородства. Сейчас, для упрощения письма, часто пишут по сухой штукатурке - secco, но и эта технология весьма трудоемка. Однако современная жизнь диктует свои правила. Сейчас практически нет возможности работать так, как того требует техника фрески. Поэтому акриловая краска так востребована в современной стенописи. Она удобна тем, что поверхность готовится сразу целиком, дополнительной подготовки перед работой не требуется. Краски удобно хранить - все продается в аккуратных баночках и ведерках, от них практически нет грязи. Работать акрилом можно очень быстро. Кроме того, химическая структура некоторых видов этого материала такова, что она позволяет окрашенной поверхности "дышать". Это положительно сказывается на микроклимате помещения. Еще одно достоинство вододисперсионной краски - скорость высыхания: от 30 до 60 минут до отлипа (когда пыль к поверхности уже не пристает) и около 12 часов до полной готовности. Конечно, этими красками невозможно добиться того колорита, который создают натуральные пигменты фрески, но для росписи домашних или ресторанных интерьеров это, как показывает практика, самый подходящий материал.

Темпера (итал. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> tempera, от латинского temperare - смешивать краски) - краски <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0>, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B> и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B8%D1%8F> - натуральные (разбавленный водой желток цельногокуриного <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0> яйца <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B9%D1%86%D0%B0>, соки <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BA> растений, редко - только во фресках <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0> - нефть <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8C>) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%B9>, полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0>, так и густое пастозное письмо. В настоящее время точно известно, что по долговечности нанесенная темперой росписьзаметно превосходит роспись, выполненную масляными красками.Темперные краски должны соответствовать следующим требованиям.Прежде всего они должны легко разводиться водой, а после того, как высохли, наоборот, не размываться водой.Хорошие темперные краски при высыхании не меняют своего тона, не трескаются.При хранении в тюбиках они не должны загнивать, густеть или расслаиваться.Готовят темперные краски следующим образом.Пигменты соединяются с эмульсией и растираются курантом на каменной плите. При растирании красок не используют металлических принадлежностей, так как металл негативно влияет на темперные краски. Поэтому лучше применять деревянные, роговые или пластмассовые шпатели.

Темперные краски разводят на яичных желтках. Вот несколько рецептов:1. Яично-желтковая темпера. Для ее приготовления потребуется:яичный желток - 4 частимасляный лак - 1 частьльняное масло - 1 частьраствор фенола (1%) - 6 частейФенол вводят для того, чтобы яичный желток законсервировался. При желании его можно заменитьгвоздичным маслом или камфорой.

Силикатные краски.

Силикатными красками называются краски, в которых в качестве связующего используется так называемое жидкое стекло - водный раствор щелочных силикатов и кремнезема. Жидкое стекло получают из растворимого стекла - продукта сплавления смеси кварцевого песка с содой или поташем при температуре 1400- 1450° С и давлении в 15-20 атмосфер.

Силикатные краски создают водонепроницаемый красочный слой, предохраняющий поверхности зданий от сырости, его можно мыть

Силикатный колер:

Колер-паста (смесь щелочестойких пигментов с добавками, затертых на во-де)-1,0

Колер-паста (смесь щелочестойких пигментов с добавками, затертых на во-де)-1,0

Для того чтобы на той или иной архитектурной поверхности выполнить роспись силикатными красками, ее, как и для работы в любом другом материале, следует для этого специально подготовить: после очистки стены от грязи, копоти, старой окраски, после расшивки и затирки трещин и выбоин стену следует промыть и затем прогрунтовать известковой водой, но лучше раствором жидкого стекла, что укрепит ее поверхность, выровняет ее тянущую способность, создав тем самым условия для более успешной работы. Лучшие результаты дает перетирка поверхности штукатурным раствором с последующей ее грунтовкой. Грунтование увеличивает долговечность красочного слоя в 1,5 раза.

Известково-песчаные сграффито. Наиболее простыми составами для выполнения той или иной работы в технике сграффито являются самые обычные известково-песчаные штукатурные растворы, подкрашенные до нужного цвета щелочестойкими пигментами.

Рецепт:

Известковое тесто (средней жирно-сти) -1,0

Песок (с модулем в 1 -1,5 мм3) -2,0

Пигменты (щелочестойкие)

,01-0,2

Вода (до рабочей консистенции)-0,3-0,5

Необходимое для выполнения той или иной работы количество растворов-колеров рассчитать нетрудно: одним десятилитровым ведром раствора-колера (10 дм, или 10 л) можно покрыть площадь в 1 м 2 толщиной слоя в 1 см. Следовательно, если наносить слой как обычно толщиной в 0,3 см, то ведром раствора-колера можно покрыть поверхность площадью в 3 м2.

Грунты:

Левкас:

Мел (сухой, неплавленый) -1,0

Проклейка (15%-ный водный раствор животного клея) до консистенции шпатлевки-0,5-0,7

Левкас (эмульсионный):

Проклейка (15%-ный водный раствор животного клея) -1,0 (1 л)

Масло льняное (вареное, олифа) (одна чайная ложка)-0,005

Мел (до рабочей консистенции)-2,0-2,5

Современные грунты - материалы, который обладают способностью проникать глубоко в основу и укреплять её. Акриловый грунт бывает глубокого проникновения и укрепляющий. Глубинный акриловый грунт (пропитка) - один из наиболее надёжных видов грунтовки акриловой и при этом имеет невысокую стоимость. Еще одно достоинство - грунтовка акриловая помогает окрасить поверхность равномерно. Грунтовка акриловая чаще всего используется там, где поверхность имеет большое количество пор и плохо впитывает материалы (к примеру, гипсокартон, кирпич или бетон).Укрепляющий акриловый грунт применяется, как правило, во время внутренних отделочных работ перед покраской стен или оклейкой их обоями.

Грунты для мозаики:

Портландцемент (марка 400)-1,0

Песок-2,0

Вода (до рабочей консистенции)-1,0-1,2

Портландцемент (марка 400)-1,0

Песок речной (мелкодисперсный или молотый)-3,0

СКС-65ГП-0,1-0,15

Стабилизатор (казеин или казеинат ам-мония)-0,01-0,02

Вода (до рабочей консистенции)-1,0-1,5

Конечно, и сейчас, пользуясь известной по литературе рецептурой, можно приготовить и известково-цемяночные, и цемяночно-масляные, и цементно-масляные, и другие грунты для мозаики. Но не следует их фетишизировать, надо знать не только их достоинства, но и их недостатки. Надо знать, почему современная практика отказалась от них и что она предложила взамен их, какими материалами она располагает сегодня, почему остановила свой выбор именно на них и как она ими пользуется. Особенно надо знать современные материалы, способные улучшить долговечность традиционных грунтов, дать им возможность служить там, где без модификаций им приходится трудно. Это тем более необходимо, поскольку современные мозаики, как правило, находятся в условиях, весьма далеких от музейных и опыт, накопленный в промышленности и особенно в строительстве по созданию высокопрочных и долговечных грунтов для облицовок из различных материалов (камень, керамика и т. д.), может иметь все основания для использования его и при наборе мозаик.

Лак - Готовую роспись покрываем слоем матового акрилового лака, что увеличивает защитные свойства настенной живописи.

Инструменты:

валик малярный (средний);

лоток для краски

скотч малярный

рулетка или линейка (30 см)

Кельмы, шпателя <https://www.decorcenter.net/production/instrument/trowels_spatulas/index.htm>, скребки

Кисти круглые, флейцевые,кисти малярные

Трафареты

Набор аэрографов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: