ДИФТОНГИ (ДВОЙНЫЕ ЗВУКИ)




 

Как указывалось ранее, следует различать дифтонги нисходящие (ай, ой, уй, эй, ий, ый) и восходящие (йа, йо, йэ, йу).

С нисходящим дифтонгом дети знакомятся впервые в слове дай, а с восходящим — в местоимении я.

Чтобы получить дифтонг, достаточно присоединить к тому или иному гласному кратко произносимый звук и. Предшествуя гласному, такое и образует восходящий дифтонг, а следуя за гласным — нисходящий (рис. 14).

Однако при отработке дифтонгов первое время от глухих следует требовать несколько более длительного, чем в обычной речи, произнесения звука и, что способствует более точному его воспроизведению в сочетании с соответственными гласными.

Дефекты произнесения дифтонгов связаны, с одной стороны, со способом образования двойных звуков, с другой — с качеством входящего в состав дифтонгов звука и (табл. 4).

1. Вместо дифтонгов произносятся простые гласные, в результате чего дети говорят не яблоко, ёлка, юбка, есть, а аблоко, олка, убка, эст, не играют, рисует, а играут, рисуэт и т. п.

Этот дефект произношения нередко оказывается связанным с особенностями русской графики, в частности, с тем обстоятельством, что буквы я, ё, ю, е не всегда означают дифтонги.

Если эти буквы стоят сразу после согласной, не отделяясь от нее ни гласной, ни мягким, ни твердым знаком, то они читаются как простые а, о, у, э и указывают только, что предшествующий -согласный (кроме их, ж и ц) должен произноситься мягко. При использовании на первоначальных этапах обучения приближенного произношения можно допускать в этих случаях и твердое произнесение согласных. Впрочем, следует учитывать, что остатки слуха позволяют некоторым детям улавливать мягкость согласного по и-образному началу следующего гласного, что помогает им приблизиться к мягкому воспроизведению согласных звуков в подобных сочетаниях.

Для того чтобы при чтении вслух дети не путали разные звуковые значения букв я, ё, ю, е, надо проделывать с ними упражнения, построенные на сопоставлении этих значений. Например: я — пять, я-пя; ест — семь, е — се; ёлки — лёд, ё — ле и т. д. Если дети ошибаются, произнося в словах вместо я — а, вместо е — э и т. д., то можно сделать пометку над буквой, например; иэ, иа - ест, яблоко и т. п.

Ведущую роль при исправлении этого дефекта играет подражание на основе слухо-зрительного восприятия того, что говорит учитель. Отличие а от я, ю от у и т. д. хорошо улавливают все имеющие остатки слуха дети.

2. Звук и произносится в дифтонге слишком протяжно, в результате чего, например, вместо местоимения я получается и….а.

Дефект не грубый. Легко исправляется по подражанию при слуховом и слухо-зрительном восприятии произносимых учителем дифтонгов.

3. Гласный и в дифтонгах заменяется каким-либо согласным, чаще всего гь или хь (бывает и сь, и кь, и ть) так что вместо яблоко, ёлка, юбка, читает получается соответственно гяблоко, гёлка, гюбка, читагет, или хяблоко, хёлка, хюбка, читахет или тяблоко, тёлка, тюбка, читатет.

В этом случае следует показать разницу между правильным и неправильным произнесением и потребовать от ученика более протяжного, чем обычно, произнесения звука и в дифтонгах. Когда основной недостаток будет устранен, ученика можно попросить перейти к краткому произнесению и (й).

Во всех трех случаях во время демонстрации разницы между правильным и дефектным произнесением дифтонгов следует опираться на имеющиеся у детей остатки слуха.

4. Дифтонги произносятся принципиально правильно — как двойные гласные (поэтому в таблице поставлен - f). Однако звук и воспроизводится дефектно (на месте и выступает э или ы, зь или ль и т. п.), поэтому и дифтонги звучат плохо. Так, например, вместо я звучит эа (ыа, зя, ля), вместо ё — эо (ыо, зе, ле) и т. п. Следовательно, причина неправильного звучания лежит в плохом качестве звука и. Коррекцию в этом случае надо начинать с гласного и, затем следует соединить и с последующими а, о, у, э (см, пункт 1).

Поскольку дифтонги хорошо исправляются на слух, многие учащиеся с остатками слуха усваивают их информальным путем (без специального обучения). Это хороший материал для фронтальных занятий — уроков, фонетических зарядок.

ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ

 

Глухие взрывные п, т, к

 

Звук п. Губы в первый момент смыкаются, и воздух, поступающий из легких в полости глотки и рта, сжимается. Затем губная смычка взрывается и воздух выталкивается изо рта наружу. Положение языка зависит от следующего звука. Если звук п стоит в конце слова или слога, то язык остается пассивным. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты (рис. 15).

рис.15. профиль артикуляции звука п.

Можно видеть работу губ и осязать толчок воздуха на поднесенной ко рту руке.

Отсутствие голоса при произнесении звука п, например в сочетании aпa, в слове папа, дети могут уловить с помощью остаточного слуха или прикасаясь рукой к гортани.

Звук т. Губы разомкнуты и принимают положение, зависящее от следующего звука. Верхние и нижние резцы сближены. Язык в первый момент образует своим передним краем смычку с верхними резцами, а боковыми краями прилегает к верхним коренным зубам. В следующий момент смычка взрывается. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты (рис. 16).

При произнесении данного звука можно видеть положение губ, края резцов и работу языка, а также осязать толчок воздуха на поднесенной ко рту руке.

Отсутствие голоса при произнесении звука т, например в сочетании ата или в слове Тата, дети могут уловить с помощью остаточного слуха или прикасаясь рукой к гортани.

Звук к. Положение губ и расстояние между верхними и нижними резцами зависит от следующего звука. Кончик языка внизу, спинка в первый момент смыкается с нёбом; место смычки зависит от следующего звука (при ка — примерно на границе между твердым и мягким нёбом, при ки — кпереди от этой границы). В следующий момент смычка взрывается. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты (рис. 17). При произнесении звука видны (неясно) положение языка и его работа. Можно также осязать толчок выдыхаемого воздуха на руке.

При ознакомлении детей со звуком к необходимо показать учащимся работу языка (достаточно широко раскрыв для этого рот) и дать каждому ученику возможность осязать на тыльной поверхности ладони толчок выдыхаемого воздуха.

Отсутствие голоса при произнесении звука к, например в слогосочетании ака или в слове касса, дети могут уловить с помощью остаточного слуха или прикасаясь рукой к гортани.

Звуки п и т, как правило, без особых затруднений вызываются у глухих школьников на основе слухо-зрительною подражания с использованием тактильно-вибрационных ощущений.

Но звук к вызвать в необходимый срок на основе простого подражания удается лишь у части учащихся. Поэтому необходимо иметь в виду специальный подход, применяемый при постановке звука к. Этот подход состоит в следующем: ученику предлагается четко, с достаточным напором воздуха произнести несколько раз подряд с интервалом слог та. При вторичном выполнении этого упражнения учитель прижимает переднюю часть спинки языка пальцем ребенка или шпателем. Тогда получается тя. Продолжая упражнение, учитель нажимает на язык несколько глубже, в результате чего слышится уже кя. Наконец, шпатель или палец продвигается еще несколько глубже и получается чистое ка. В одних случаях указанные этапы могут быть пройдены в течение одного занятия, тогда как в других приходится задерживаться на первом (тя) и на втором (кя) этапе в течение нескольких занятий. Попытка сразу получить твердое к путем глубокого нажима на язык нередко приводит к тому, что ученик оказывается не в состоянии образовать смычку языка с нёбом, в результате чего вместо ка получается просто а или кашлеобразный звук. Получив требуемый звук, учитель должен научить ученика прижимать пальцем язык во время упражнений. При этом ученику следует указать, на какую глубину он должен вводить в рот палец. Обычно твердое к получается, если в рот введены две фаланг указательного пальца, так что нижние резцы приходятся против сгиба между первой и второй фалангой. Этапы постановки звука описанным механическим способом представлены на рис. 18.

Пока ученик не научится произносить к, можно допустить на индивидуальных занятиях, чтобы, встречаясь с этим звуком в произносимых словах, он сам себе помогал артикулировать, нажимая на язык пальцем или шпателем. Необходимо лишь следить за тем, чтобы руки ученика были чисто вымыты или протерты спиртом.

Как известно, согласные звуки различаются по четырем основным признакам.

Звуки я, т, к сходны друг с другом по трем из них: 1) по отсутствию голоса — все они воспроизводятся при раскрытых голосовых складках; 2) по способу артикуляции — все они взрывные, выдыхаемый воздух «взрывает» смычку, образованную губами, или языком и зубами, или языком и нёбом; 3) по отсутствию палатализации — все эти звуки артикулируются без дополнительного подъема спинки языка, т. е. все они относятся к твердым согласным.

Но, будучи близкими родственниками по указанным трем признакам, они отличаются друг от друга местом артикуляции — смычка образуется или двумя губами (п), или передним краем языка и верхними резцами (т), или спинкой языка и нёбом (к) (см. рис. 15, 16, 17).

Поэтому и недостатки воспроизведения этих трех согласных в большинстве своем имеют одинаковый характер и общую причину.

Перейдем к рассмотрению наиболее распространенных дефектов, присущих глухим взрывным согласным п, т, к (табл. 5).

Как видно из таблицы 5, многие дефекты являются общими для всех звуков. Иногда один и тот же дефект может охватывать сразу все три согласных, иногда он может быть присущ одному из этих звуков. Но наличие одного дефектного согласного в данной группе должно насторожить педагога, потому что велика вероятность охвата этим дефектом и других членов группы.

Перейдем к рассмотрению ошибок в воспроизведении согласных п, т, к.

1 - Замена взрывных согласных фрикативными. Дефект обусловлен нарушением способа артикуляции.

Подобный дефект воспроизведения звука п встречается сравнительно редко и только на самой первоначальной стадии обучения. Причина заключается в том, что губы неплотно сомкнуты и происходит утечка воздуха. Устраняется дефект без особого труда по подражанию. И только в крайних случаях можно пальцами сблизить губы ребенка, чтобы дать ему возможность ощутить плотную смычку губ.

Иногда у детей вместо т слышится фрикативный звук, напоминающий глухой английский звук th, шепелявое или боковое с (язык неплотно прижимается к зубам, оставляя щель спереди или сбоку). Дефект не очень распространенный. Устраняется обычно на основе подражания учителю. При этом полезно привлечь осязание ребенка, чтобы дать ему возможность почувствовать разницу между толчкообразным и протяжным выдохом. В стойких случаях приходится прибегать к поэтапному исправлению. Иногда этот недостаток удается исправить путем временного применения межзубной артикуляции, при которой от ученика требуется, чтобы он плотно зажал язык между зубами, а затем произвел взрыв полученной таким образом смычки. Все это, конечно, учитель показывает ученику, посадив его рядом с собой перед зеркалом.

Если правильный звук не удается получить и при межзубной артикуляции, ученика следует временно перевести на межгубное т. Для этого учитель предлагает ученику произнести слог па, сначала обычным образом, а затем просунув между губами распластанный язык, который тем самым вовлекается в артик уляци ю. При этом важно следить, чтобы язык полностью смыкался с верхней и нижней губами, не оставляя даже малейшей щели. Получив такое межгубное т в слоге, следует предложить ученику, пользуясь межгубной артикуляцией, произнести, допустим, слово Тата. В дальнейшем в течение некоторого времени ученик должен подобным же образом произносить и другие слова. Затем окажется возможным перейти от межгубного т к нормальному, зазубному. Для этого достаточно во время произнесения учеником слога та слегка приподнять шпателем или пальцами его верхнюю губу. Это обычно приводит к тому, что язык автоматически прижимается к верхним зубам. При отсутствии верхних резцов (при смене зубов) смычка образуется между языком и деснами.

Значительно чаще, чем указанные недостатки воспроизведения звуков п и т, встречается замена к звуком х или сочетанием хк, в результате чего, например, слова касса, сколько звучат как хасса, схольхо или хкасса, схкольхко — язык образует с нёбом щель вместо смычки или смычке предшествует образование щели.

В обоих случаях ребенку следует предоставить возможность, используя имеющийся остаточный слух, прослушать различие в звучании слогов ака и ах…..а (с несколько протяжным произнесением звука х). Это различие глухие с остатками слуха обычно хорошо улавливают с помощью звукоусиливающей аппаратуры.

Полезно провести аналогию со звуками пяти произнести их между двумя гласными с задержкой смычки: aпa, aтa. Учитель побуждает ученика повторить несколько раз такой слог под дирижирование: плавное движение руки слева направо и вверх (а…..) с остановкой на 1—2 секунды на высшей точке (п или т) с последующим рывком и дальнейшим продолжением плавного движения руки вправо,но уже вниз (а…..).

Добившись четкого выполнения учеником упражнения под дирижирование учителя, можно перейти к подобному же упражнению со звуком к, заключенным между гласными (ака). Нередко этого оказывается достаточно для образования плотной смычки.

Если указанные приемы не приведут к цели, то лучше всего исходить из слога та и ставить звук к заново, выдерживая ученика на первом и втором этапах (тя, кя); к третьему этапу (ка) следует переходить лишь после того, как получены плотная смычка и четкий взрыв.

2, 3, 4 - Дефекты обусловлены неправильным участием голоса в артикуляции. Рассмотрим каждый из них.

При произнесении звуков п, т и к в конце слов (слогов) или перед глухими согласными слышится призвук в виде гласного, напоминающего а, э или ы (супэ, котэ, лукэ; апэтека, ветэка, кэто) — тотчас после взрыва смыкаются и приходят в колебание голосовые складки (графа 2).

Дефект относится к числу наиболее распространенных, но не грубых. У имеющих остатки слуха детей он хорошо устраняется на основе слухо-зрительного и слухового подражания. Чрезвычайно важно учить глухого ученика распознавать правильное и неправильное воспроизведение слова или слога учителем (суп — супэ). Нередко, уловив наличие призвука в речи учителя, ученик тут же исправляет свое произношение. Конечно, от первой правильной артикуляции до полного усвоения навыка воспроизводить слова с этими звуками без призвуков проходит значительное время. Но если ученик смог правильно произнести эти звуки на основе подражания учителю, то в дальнейшем он будет хорошо исправлять допускаемые пока ошибки, опираясь на свой слух. То обстоятельство, что призвуки сравнительно хорошо устраняются у большинства детей на основе слухо-зрительного и слухового подражания, позволяет проводить эту работу не только индивидуально, но и фронтально.

Если таким путем достичь цели не удается из-за незначительности или отсутствия остатков слуха или из-за неспособности ребенка использовать их для преодоления призвуков, то следует проделать те же сопоставления правильного и дефектного воспроизведения слов и слогов, опираясь на тактильно-вибрационный контроль.

Приложив руку ученика к своей гортани, учитель попеременно произносит, допустим, супэ — суп, упэ — уп, несколько преувеличивая силу и длительность призвука. Вслед за этим он побуждает ученика произнести сначала слог, а затем и слово без призвука, с тактильно-вибрационным самоконтролем путем приложения руки ученика к его собственной гортани.

Полезно представить ошибку графически, это особенно важно для учащихся средних и старших классов. Учитель пишет слово с лишней гласной буквой, а затем ее вычеркивает, например: супэ или супа.

Такой дефект, как призвук, сопутствующий глухому взрывному согласному, находит отображение на экране прибора ВИР.

При упорном воспроизведении согласных п, т, к с призвуком рекомендуется начинать с коррекции первого из них и воспользоваться следующим подходом. Ученику предлагается дуть на поднесенную ко рту бумажную полоску; под действием воздушной струи полоска отгибается. Выполнение упражнения сопряжено с раскрытием голосовой щели, которое является условием для свободного прохода воздуха через гортань в полость глотки и рта. Далее упражнение усложняется: ученик должен сначала сомкнуть губы, как для произнесения звука п, а затем, взорвав губную смычку напором воздуха, перейти на дутье. Получается как бы сочетание звуков п и ф (пф) при двугубном ф.

Правильность выполнения упражнения ученик контролирует с помощью полоски бумаги или поднесенной ко рту руки. Наконец, можно отказаться от дутья, заменив его придыхательным произнесением звука п, при котором после взрыва следует дополнительный выдох через открытый рот.

Получив чистое произношение отдельного п, можно перейти к слогу, а затем и слову. Если опора на остаточный слух не позволяет достичь требуемого эффекта при первичной коррекции звука, то, усвоив обходными путями его правильное произношение, ученик может успешно использовать свои остатки слуха для самоконтроля. В случае возврата ученика к дефектному произношению следует вновь и вновь обращаться к описанному приему, пока ученик не усвоит правильную артикуляцию окончательно.

Применительно к слову шапка весь путь исправления недостатка выглядит следующим образом.

Ученик произнес шапыка. Исправить призвук в слове не удалось. Тогда опять-таки выделяется п. Затем переходят к слогу ап дополнив его согласным ш, получают шап. Далее ученику предлагаю произнести второй слог слова — ка; после этого он должен несколько раз попеременно произнести слоги шап и ка. Наконец, слоги сли ваются в слово шапка, в котором звук п ученик произносит с наибольшим придыханием.

Обычно по аналогии со звуком п дети легко улавливают сущность того же дефекта при произнесении звуков шик. В результате переноса навыка они без особого труда освобождаются от призвуков.

В случае полузвонкого произнесения (графа 3) вместо звуков п, т, к слышатся соответственно бп, дт, гк; слова парта, рука звучат как бпардта, ругка. В случае озвончения (графа 4) эти слова звучат соответственно как барда и руга. Это происходит потому, что во время смычки, образуемой губами или языком, голосовые складки смыкаются и вибрируют или на протяжении всего акта прознесения (озвончение), или только в первый момент (полузвонкость).

Оба дефекта относятся к числу грубых. Следует заметить, что нередко отмечается такое положение, когда ученик, озвончая глухие взрывные согласные, воспроизводит звонкие б, д, г как п, т, к (т. е. слово четыре звучит как чедыре, а слово дом как том).

При исправлении обоих дефектов (полузвонкости и озвончения) начинать работу следует с подражания ка слух, давая для различения слоги типа ana — аба, па — ба или ana — абпа, па — бпа. Но это представляет известные трудности для многих глухих учащихся — озвончение и полузвонкое произнесение п, т, к улавливается с помощью слуха значительно хуже, чем призвуки.

Зато ошибки такого характера хорошо распознаются, если ученик пользуется тактильно-вибрационным контролем, прикладывая руку к шее в области гортани.

Если указанные дефекты не удается устранить по подражанию, приходится пользоваться приемом, который используется при устранении призвуков или при постановке звуков заново.

5 - Согласные п, т, к, чаще конечные, носят хлопающий, щелкающий характер, напоминающий звук, который слышится при откупоривании бутылки, — это надгортанное воспроизведение глухих взрывных (щелкающие звуки), при котором голосовые складки сомкнуты и не пропускают воздух из легких в глотку и рот; взрыв производится лишь за счет сжатия воздуха, находящегося в полостях глотки и рта.

Чаще других страдает звук т. Дефект относится к числу грубых; он неблагоприятно влияет на благозвучность речи. Следует указать на то, что нередко этот дефект появляется вследствие неправильной работы по устранению призвуков.

Надгортанное произнесение п, т, к плохо улавливается с помощью остаточного слуха; мало помогает в этом случае и обращение к тактильно-вибрационному контролю.

Устраняя этот дефект, следует учить ученика воспроизводить, например, п с придыханием после губного взрыва. Ему надо дать возможность осязать на тыльной поверхности ладони толчок и последующую струю теплого воздуха. Для контроля придыхания можно использовать полоску бумаги.

Если подобный дефект охватывает сразу звуки п, т, к, то исправление следует начинать со звука п; усвоенный навык будет базой для последующей работы над т и к.

6 - Носовой призвук перед взрывными глухими согласными — мп, нт, нк. В этом случае слова лото, рука звучат соответственно как донто, рунка.

Причиной дефекта является неправильное участие в артикуляции носового резонатора (мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос). Наиболее часто страдает звук к; применительно к п и т этот дефект встречается сравнительно редко. Следует отметить, что дефект носит очень стойкий характер и требует к себе большого внимания. Опора на слух глухого ученика при устранении этого дефекта мало эффективна; поэтому вместе со слухом следует использовать тактильно-вибрационный контроль (палец, приложенный к крылу носа).

7, 8 - Оба дефекта связаны с нарушением места артикуляции. Дефект — передняя артикуляция (графа 7) характерен только для звуков тик. Первый из них (т) произносится межзубно (смычка образуется между языком и зубами — язык зажимается верхними и нижними зубами). Второй (звук к) произносится смягченно (язык смыкается спинкой с передней или средней частью нёба). В этом случае слова касса, кошка, кукла звучат примерно как кясса, кёшкя, кюкьла.

Дефект носит распространенный характер; устраняется сравнительно легко. Непременно следует использовать остаточный слух глухого.

Кроме того, полезно показать ученику перед зеркалом разницу между неправильным (слишком близким) и правильным положением языка. Если этот прием не приведет к цели, ученику следует предложить нажать на язык шпателем или пальцем; при этом надо указать, на какую глубину должен вводиться палец в рот.

Дефект далекая позиция (графа 8) характерен также для звуков т и к.

В этом случае при артикуляции т передний край языка образует смычку не с верхними резцами, а с альвеолами. Дефект встречается не часто. Исправляется по подражанию. Учитель сидит рядом с учеником перед зеркалом и показывает правильное положение языка при воспроизведении звука т. Обычно этого оказывается достаточно для достижения успеха, а если нет, то ученика следует временно перевести на произнесение межзубного т.

При таком дефекте звук к приобретает своеобразное горловое звучание, присущее, например, ряду кавказских языков. Если при нормальной артикуляции к язык образует смычку с нёбом на границе твердого и мягкого нёба, то в данном случае язык смыкается своей корневой частью с краем мягкого нёба или задней стенкой глотки. Очень стойкий дефект, придающий речи глухого несвойственный русскому произношению акцент.

Опора на слух глухого при устранении данного дефекта малоэффективна.

Как правило, по подражанию дефект не исправляется. Обычно приходится заново ставить звук к, исходя из звука т, но не допуская при этом слишком глубокого нажима на язык, так как именно эта ошибка обычно служит причиной горлового произношения звука. Во время упражнений важно постоянно напоминать ученику, что он должен произносить слог та, а не ка, так как иначе происходит упорное возвращение к горловому к.

9 - Имплозивные п, т, к. Сущность дефекта состоит в том, что при артикуляции этих звуков смычка образуется в соответствующем месте, но не взрывается. Если посмотреть на губы ученика, для которого характерен этот дефект, произносящего слово суп, то мы увидим, что губы сомкнуты (как и должно быть), но звука п не услышим, так как взрыва нет.

Такая артикуляция встречается только при произнесении обратных слогов. Дефект не грубый, устраняется легко на основе подражания.

Если на месте к отмечается простой выдох (h), т. е. звук по существу опускается (слова каша, шапка звучат соответственно как аша и шап а), или некий кашлеобразный звук, работу по постановке к надо начинать с самого начала, исходя из слога та.

Для всей группы взрывных глухих согласных наиболее выгодной позицией является начальная позиция перед гласным (типа па, по, полка), а наиболее уязвимой — конечная и в сочетании с согласным (типа an, суп, шапка).

Поэтому последовательность упражнений при закреплении навыка правильного воспроизведения этих звуков мы раскроем на примере п:

Начальная позиция перед гласным: па, по, пу, пе, пи, папа, полка, пуговица, пенал, пишет и т. п.

Интервокальная позиция (между гласными): апа, апу, апи, лопата, капуста, написал.

Конечная позиция: ап, уп, ип, суп.

Стечение с согласными: апта, апка, птица, шапка; апса, апша, лапша; апла, платье, платок; аспа, спит.

5 - Сопоставление сходных звуков: па—ба, палка—банка и т. п. Материал для упражнений составляют соответствующие слоги, слова, словосочетания, фразы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: