Урок 12. Природные зоны России
Цели деятельности учителя | Способствовать формированию представлений о природных зонах России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с физической картой, приборами. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Образовательные ресурсы | https://teikroo.ucoz.ru/load/1-1-0-1 https://www.openclass.ru/node/177253 https://detochki-doma.ru/stihi-o-rodine/#ixzz2K24NyTZ6 |
Оборудование | Компьютер, проектор; карта «Природные зоны», картины, иллюстрации природных зон: Арктика, тундра, зона лесов, степи, пустыня; теллурий |
Основные понятия | природные зоны |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | ||
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Рассматривание карты «Природные зоны» | Читает стихотворение:
Необъятная страна
– Природа нашей страны очень разнообразна. Как вы думаете, почему? предлагает рассмотреть карту природных зон. – Что обозначают зоны на этой карте? Почему эти территории объединили в зоны? – Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны, познакомимся с природными зонами России, | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. Рассматривают карту, отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничества с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания. Конкурс мини-сочинений «Какой я представляю Россию, глядя на карту». Игра «Я знаю географичес- кие объекты». Игра «Найди “лишний” географический объект» | вызывает троих учеников к доске. Предлагает классу послушать их сочинения, а остальным сдать мини-сочинения на проверку. называет горы, моря, реки, озера России. Предлагает учащимся объяснить, почему объект «лишний»: а) Лена, Волга, Байкал, Енисей; б) Дон, Марс, Енисей, Днепр; в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское; г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал. д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый | Читают сочинения. Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдет данный географический объект | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. | Устные ответы, сочинения на заданную тему |
III. Изучение нового материала | демонстрация опыта. | Демонстрирует движение Земли вокруг солнца (используется прибор теллурий). – Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла. | Рассматривают опыт. | Фронтальная, индивидуальная. | Устные ответы, выполненные |
Продолжение табл.
Определение названий природных зон. Знакомство с природными зонами. | – Солнечные лучи на эту часть земного шара падают отвесно (прямо), а к северу и к югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг. Совместными усилиями определим, какие природные зоны существуют в России. Предлагает карточки с буквами для определения названий природных зон: арктика, тундра, лес, степь, пустыня. Демонстрируя видеофрагменты, кратко рассказывает об основных признаках каждой природной зоны, ее обитателях и растительности; обозначении и местонахождении на карте. Свой рассказ дополняет иллюстрациями с изображением природных зон и располагает их в порядке смены с севера на юг. | Самостоятельно формулируют вывод. Рассматривают карточки с заданием. Составляют и отгадывают слова. карточки с названием зон прикрепляют на доску. Задают уточняющие вопросы. | Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; | задания |
Продолжение табл.
Задания из электронного приложения к учебнику | Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Выполняют задания | Индивидуальная | проявляют познавательный интерес к изучению предмета | ||
IV. Практическая деятельность | Знакомство с обитателями, растительностью природных зон. Формирование умений связно высказываться. | предлагает иллюстрации природных зон, животных, растений, которые находятся в поле зрения учащихся, по периметру рабочего места. Оказывает помощь ученикам. Если объект на картинке не известен учащимся, они знакомятся с названием на обратной стороне иллюстрации. Корректирует ответы учащихся. | На иллюстрацию природной зоны наклеивают изображения тех животных, которые обитают в этой зоне. Составляют рассказ о природной зоне по плану, слушают, вносят дополнения, задают вопросы. Дополняют иллюстрации природ- ных зон од- | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познавательные: осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют конт- | Устные ответы, записи в тетради |
Продолжение табл.
Закрепление понятий | Раздает карточки с изображением природных зон. Предлагает задание: распределить карточки в порядке смены их с севера на юг | ноклассников «лишними» картинками. Выполняют задания. Коллективная проверка | Парная | роль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения | Выполненные задания | |||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Как прекрасен каждый уголок нашей любимой Родины, мы еще раз убедимся, прочитав стихи русских поэтов о родной природе:
| Внимательно слушают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: умеют слушать собеседника. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Окончание табл.
Рассвет
(А. Н. Майков.) | ||||||||
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 30–34. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |