Урок 12. Природные зоны России. организационная структура (сценарий) урока




Урок 12. Природные зоны России

Цели деятельности учителя Способствовать формированию представлений о природных зонах России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с физической картой, приборами. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая
Образовательные ресурсы https://teikroo.ucoz.ru/load/1-1-0-1 https://www.openclass.ru/node/177253 https://detochki-doma.ru/stihi-o-rodine/#ixzz2K24NyTZ6
Оборудование Компьютер, проектор; карта «Природные зоны», картины, иллюстрации природных зон: Арктика, тундра, зона лесов, степи, пустыня; теллурий
Основные понятия природные зоны

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
             
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Рассматривание карты «Природные зоны» Читает стихотворение: Необъятная страна
Если долго-долго-долго В самолете нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть. То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озера, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна. И поймем тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна. (Т. Бокова.)

– Природа нашей страны очень разнообразна. Как вы думаете, почему?

предлагает рассмотреть карту природных зон.

– Что обозначают зоны на этой карте? Почему эти территории объединили в зоны?

– Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны, познакомимся с природными зонами России,
с обитателями этих территорий

слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. Рассматривают карту, отвечают на вопросы учителя Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: планируют учебное сотрудничества с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Устные ответы, организация рабочего места

Продолжение табл.

             
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания. Конкурс мини-сочинений «Какой я представляю Россию, глядя на карту». Игра «Я знаю географичес- кие объекты». Игра «Найди “лишний” географический объект» вызывает троих учеников к доске. Предлагает классу послушать их сочинения, а остальным сдать мини-сочинения на проверку.   называет горы, моря, реки, озера России.     Предлагает учащимся объяснить, почему объект «лишний»: а) Лена, Волга, Байкал, Енисей; б) Дон, Марс, Енисей, Днепр; в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское; г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал. д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый Читают сочинения.     Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдет данный географический объект Фронтальная, групповая, индивидуальная Познавательные: осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Устные ответы, сочинения на заданную тему
III. Изучение нового материала демонстрация опыта. Демонстрирует движение Земли вокруг солнца (используется прибор теллурий). – Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла.   Рассматривают опыт.   Фронтальная, индивидуальная. Устные ответы, выполненные

Продолжение табл.

             
  Определение названий природных зон.   Знакомство с природными зонами.   – Солнечные лучи на эту часть земного шара падают отвесно (прямо), а к северу и к югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг. Совместными усилиями определим, какие природные зоны существуют в России. Предлагает карточки с буквами для определения названий природных зон: арктика, тундра, лес, степь, пустыня.     Демонстрируя видеофрагменты, кратко рассказывает об основных признаках каждой природной зоны, ее обитателях и растительности; обозначении и местонахождении на карте. Свой рассказ дополняет иллюстрациями с изображением природных зон и располагает их в порядке смены с севера на юг. Самостоятельно формулируют вывод.   Рассматривают карточки с заданием. Составляют и отгадывают слова. карточки с названием зон прикрепляют на доску.     Задают уточняющие вопросы.     Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; задания

Продолжение табл.

             
  Задания из электронного приложения к учебнику Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации Выполняют задания Индивидуальная проявляют познавательный интерес к изучению предмета  
IV. Практическая деятельность Знакомство с обитателями, растительностью природных зон. Формирование умений связно высказываться. предлагает иллюстрации природных зон, животных, растений, которые находятся в поле зрения учащихся, по периметру рабочего места. Оказывает помощь ученикам. Если объект на картинке не известен учащимся, они знакомятся с названием на обратной стороне иллюстрации. Корректирует ответы учащихся.   На иллюстрацию природной зоны наклеивают изображения тех животных, которые обитают в этой зоне. Составляют рассказ о природной зоне по плану, слушают, вносят дополнения, задают вопросы. Дополняют иллюстрации природ- ных зон од- Фронтальная, индивидуальная, групповая Познавательные: осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют конт- Устные ответы, записи в тетради

Продолжение табл.

             
  Закрепление понятий Раздает карточки с изображением природных зон. Предлагает задание: распределить карточки в порядке смены их с севера на юг ноклассников «лишними» картинками. Выполняют задания. Коллективная проверка Парная роль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения Выполненные задания
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок – Как прекрасен каждый уголок нашей любимой Родины, мы еще раз убедимся, прочитав стихи русских поэтов о родной природе:
Листопад Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца… (И. С. Бунин.) На севере диком На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой – В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. (М. Ю. Лермонтов.)
Внимательно слушают Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: умеют слушать собеседника. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний Устные ответы

Окончание табл.

             
    Рассвет
Вот – полосой зеленоватой Уж обозначился восток; Туда – тепло и ароматы Помчал со степи ветерок; Бледнеют тверди голубые; На горизонте – все черней Фигуры, словно вырезные, В степи пасущихся коней…

(А. Н. Майков.)

       
VI. Домашнее задание Комментарий учителя Учебник, с. 30–34. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» Задают уточняющие вопросы Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: