Предыстория календарного вопроса в Финляндии.




2.1. Православная церковь в Финляндии до 1917 года:

Православие к финно-угорским племенам стало проникать еще с X века и распространяться в основном среди восточного племени – карелов. В XII веке, около 1155 года, одновременно с началом шведских крестовых походов, к финно-угорским племенам приходит католическая вера, в которую были крещены племена - сумь и емь. В 1227 году новгородский князь Ярослав Всеволодович окончательно крестит племя карелов. Таким образом, уже в средние века финно-угорские племена были разделены на западных финнов, на которых оказывало сильное влияние Шведское королевство и восточных, проживающих на территории Новгородской республики. После подписания между Швецией и Новгородом Ореховского мирного договора в 1323 году и проведения первой официальной границы такое обособление финно-угорских племен еще более усилилось.

Начиная с 1520-х гг. в Финляндию начинает проникать лютеранство. Главным вдохновителем реформации и первым лютеранским епископом, который перевел Новый Завет на финский язык был Микаэль Агрикола. К 1593 году Финляндия полностью переходит с католической веры на лютеранскую.

После Столбовского мирного договора 1617 года значительная часть территории, на которой проживали православные карелы, отошла великому княжеству Финляндскому в составе Шведского королевства. Это привело к тому, что почти все население этих территорий, более 50 тысяч православных карел не пожелав быть шведскими подданными и переходить в лютеранскую веру, вынуждены были покинуть свои родные земли Карельского перешейка и Приладожской Карелии и переселиться в Россию. Лишь небольшая часть православных удержалась за свою землю. Признано, что «исход» карелов со своей территории в значительной мере был вызван насильственным насаждением в Карелии лютеранской веры[8]. Спустя сто лет, когда после Северной войны, эти земли вновь были возвращены России, они уже в значительной степени были освоены финскими переселенцами с запада, исповедовавшими лютеранскую веру. Финляндские карелы, сохранившие православие, составляли среди них лишь незначительное религиозное меньшинство.

После Северной войны, православие стало постепенно возвращаться в край. Строились новые храмы, возрождались старые. Еще в годы войны начинается возрождение Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам, а также Коневского Рождество-Богородичного монастыря. Церковное управление на возвращенных территориях стало осуществляться через новый административный орган - Тиунское Духовное правление под ведением Св. Синода, затем, с 1730 года – через Санкт-Петербургское Духовное правление, а с 1744 года через Духовную консисторию Санкт-Петербургской епархии[9]. За 90 лет население края постепенно вновь обрусело и большая часть православного населения Финляндии сосредоточилось именно на этих территориях. Валаамский монастырь за это время, так же как и раньше, вновь становится духовным центром всего региона.

После русско-шведской войны 1808-1809 гг. и заключения Фридрихсгамского мирного договора, вся территория Финляндии полностью переходит от Швеции к России. Император Александр I, сохранил за Финляндией статус великого княжества, которое было получено ей еще в 1581 году, а в 1811 году даровал Финляндии завоеванную ранее, в войнах 1700-1721 гг. и 1741-1743 гг., территорию Карельского перешейка и Северного Приладожья, которую часто называли «Старой Финляндией». Административно эта территория была объединена в Выборгскую губернию. Довольно значительная часть ее населения, около 35 тыс., к этому моменту исповедовало православие.

С присоединением Выборгской губернии к Финляндии, Православная Церковь на этих территориях оказалось в довольно несвойственных для нее условиях. Император Александр I, даровавший Финляндии широкую степень автономии, сохранил в ней и шведское законодательство. Согласно этому законодательству, господствующее положение среди конфессий в финляндском обществе занимала лютеранская церковь. Права же православной церкви и ее членов в Финляндии значительно ущемлялись. Закон ограничивал право собственности православных организаций, участие в общественной жизни, запрещал православным занимать должности в государственной и местной администрации, иметь собственные школы, проводить миссионерскую работу и публичные церемонии, в том числе крестные ходы и т.д. Кроме этого, согласно шведскому законодательству великим князем Финляндским мог быть только член лютеранской церкви, тогда как Император Российский, являлся не только членом, но и, по сути – главой православной церкви России, которая на территории Финляндии в правах ущемлялась. Таким образом, даже сам конфессиональный статус Российского Императора противоречил Финляндским законам. «Вне закона» оказывался и Валаамский монастырь, который теперь находился на территории, где согласно шведскому законодательству действовал запрет на основание монастырей или каких-либо монашеских общин.

Но, несмотря на все это, благодаря поддержке Российского Императора, все эти противоречия в законе в первой половине XIX века зачастую решились в пользу православной церкви. 22-го марта 1810 года было разрешено православным жителям края праздновать свои, а не лютеранские праздники. Впоследствии было разрешено проводить публичные церемонии, в том числе и крестные ходы, гражданской власти было запрещено вмешиваться в дела православных приходов, были отменены денежные сборы с православных в пользу лютеранской церкви. В 1825 году разрешено православным гражданам занимать должности чиновников в государственной и местной администрации княжества. Всего за период с 1820 по 1860 годы было издано около 20 указов об улучшении положения православных жителей края[10]. Все эти указы были направлены на наделение православного населения в Финляндии необходимыми правами и свободами и на ограничение влияния на него гражданской власти.

Во второй половине XIX века ситуация несколько меняется. Во время правления императора Александра II в Финляндии начинают происходить значительные демократические преобразования. В 1863 году, спустя 54 года, был вновь созван Финляндский Сейм, предшественник Финляндского Парламента. С этого момента он начинает собираться регулярно - каждые 5 лет, а затем и каждые 3 года. Был укреплен статус финского языка, введена собственная валюта, облегчено регулирование экономики, принята реформа о местном муниципальном самоуправлении и многое другое. Именно Александру II до сих пор приписывают существенную роль в развитии демократии и формировании гражданского общества в Финляндии. В благодарность за это, в самом центре Хельсинки на Сенатской площади в 1894 году был установлен памятник, изображающий Александра II в форме финского гвардейского офицера, произносящего речь на заседании Сейма 1863 года.

Одновременно с этими преобразованиями в стране, начинаются и преобразования в отношении к церкви. Для православной церкви с этого времени начинается постепенный процесс финнизации. В 1865 царским указом от 6 июля было дозволено совершать богослужения на финском языке в тех церквах, где церковное начальство и местные чиновники сочтут это необходимым. С этого года языковая ситуация в православных приходах стала меняться. Если в 1850-х гг. все требы совершались в основном на финском языке, а богослужение на церковно-славянском, то в 1860-х годах они стали все чаще проводиться на финском языке, чему способствовала уже переведенная на финский язык и имевшаяся в санкт-петербургской духовной семинарии богослужебная литература. После указов 1865 г. Синод ускорил работу по переводу православных текстов на финский язык. Во второй половине 1860-х гг. появилась первая школа при православной церкви на финском языке[11].

В 1869 году в Финляндии был принят закон о лютеранской церкви, в 14 пункте которого было сказано, что «высшее управления церковью во всей Финляндии принадлежит правительству края»[12]. С принятием этого закона, многие в Финляндии стали распространять сферу его влияния не только на лютеранскую, но и на православную церковь. Результатом такого толкования стало издание 5 марта 1883 года закона о духовенстве и храмах в православных приходах Финляндии и закона о школьном обучении детей в православных сельских приходах края. В первом из этих законов, говорится, что православные священники, служащие в крае должны знать финский язык и в вопросах народных школ и социальном служении занимать такое же место, какое присвоено лютеранским пасторам, во втором говорится о том, что учреждение всех школ и училищ зависит от гражданских общин, а надзор за этими школами принадлежит в установленном порядке Лютеранскому главному управлению училищного ведомства в Финляндии. 9 августа 1888 года был принят закон об учреждении двух новых экспедиций по Хозяйственному Департаменту Финляндского Сената. В п.7 этого закона сказано, что Духовной Экспедиции Финляндского Сената подведомственны и «внешние дела православных приходов». В п. 12 находится перечень этих дел – содержание священно- и церковнослужителей, управление церковным имуществом, дела, касающиеся определения обязанностей отдельных общин участвовать в постройке церкви и пастырского дома, определения места для церкви и кладбища, дела о сборе пожертвований в пользу церквей, об образовании новых приходов, имущественные отношения между церковнослужителями и прихожанами и т.д. В 1905 году Финляндским правительством был издан известный приходской устав для православной церкви в Финляндии[13]. Все эти законы и постановления показывают, что постепенно, начиная с 1869 года, все так называемые внешние дела как лютеранской церкви, так и православных приходов и монастырей, стал брать под свой контроль Финляндский Сенат.

Но даже, несмотря на это, особый статус Российского императора в Финляндии, как главы великого княжества и одновременно православного монарха, особенно покровительствовал православной церкви в этом регионе. Так, например в XIX и даже XX веке Валаамский монастырь имел постоянные разногласия с финляндской администрацией по вопросам – земли, таможенных пошлин, рыбных угодий и т.д. Великий князь Владимир Александрович, брат императора Александра II, который очень любил приезжать на Валаам, узнав об этих тяжбах, в 1887 году, предлагал даже присоединить Валаам обратно - к Санкт-Петербургской губернии. И хотя этого не потребовалось, личное вмешательство императора всегда помогало решать спорные вопросы в пользу Валаамского монастыря.

Кроме этого, отчуждение Валаамского монастыря от Финляндии не было в интересах Российского правительства, ведь начиная с 1880-х годов, в связи с пересмотром политического курса относительно Финляндии, гораздо более актуальной темой стало укрепление православной церкви непосредственно в границах Финляндии. Валаамский же монастырь, как духовный центр православия в Финляндии в этом смысле имел особое значение. Это и стало одной из причин, почему, несмотря на многочисленные требования со стороны российской общественности и прессы, Валаамский монастырь остался на территории Финляндии.

Еще одним, очень существенным шагом на пути укрепления православной церкви на территории Финляндии стало учреждение царским указом от 24 октября 1892 года отдельной Финляндской и Выборгской епархии, которую возглавил будущий митрополит Санкт-Петербургский епископ Антоний (Вадковский).

Таким образом, даже, несмотря на непростое законодательное положение, православной церкви в Финляндии всегда особо покровительствовал Российский император, который будучи великим князем Финляндским, мог напрямую вмешиваться во внутренние дела этого края, и становился главным гарантом благополучия православных общин. Такое покровительство закончилось только в феврале 1917 года отречением императора Российского от престола.

 

2.2. Календарный вопрос в Финляндии в XIX веке:

Отличительной особенностью великого княжества Финляндского в составе Российской империи, было то, что Финляндия с 1753 года жила по григорианскому календарю и все церковные праздники в ней считались государственными. До 1809 года и лютеране, и немногочисленные православные жители Финляндии совершали свои праздники одновременно – по григорианскому календарю. После присоединения в 1811 году к Финляндии Выборгской губернии, на которой проживала значительная часть православного населения, начинают происходить значительные недоразумения и неудобства. Это было связано с тем, что православное население на присоединенных территориях праздновало церковные праздники так же как и везде в России - по юлианскому календарю, в праздничные же дни по григорианскому календарю – работали, что согласно действующему на территории Финляндии законодательству было незаконно. Местные гражданские власти даже штрафовали всех тех, кто позволял себе работать в лютеранские праздники. Таким образом, православное население в Финляндии с 1811 года оказалось в довольно непростом положении.

За разъяснением этого вопроса было принято решение обратиться в Святейший Синод, который «на основании 10 статьи Ньюстадского мирного договора и 6 статьи Фридрихсгамского договора нашел, что православное население края имеет право праздновать свои праздники по уставу православной церкви и не должно быть преследуемо за несоблюдение праздников по уставу лютеранской церкви»[14]. Об этом постановлении было доложено императору Александру I, который его утвердил и распорядился передать финляндскому генерал-губернатору и в Финляндский Сенат. На основании этого решения было объявлено, что «жителям Финляндии грекороссийского исповедания позволяется отправлять большие церковные праздники по уставу грекороссийской церкви, то есть по старому летоисчислению, не подвергаясь за то штрафу»[15].

Тем самым вопрос вроде бы был решен. Однако, как оказалось, не полностью. По мнению Финляндского Сената в постановлении ничего не было сказано об уклонении православных от празднования лютеранских праздников, т.е. о том – можно ли им было работать в дни лютеранских праздников, которые по финляндскому законодательству считались (и считаются до сих пор) государственными. Финляндское правительство разрешило православному населению края совершать свои праздники по юлианскому календарю, однако по-прежнему запрещало работать в праздничные дни по григорианскому календарю и за несоблюдение этого, также как и раньше налагался штраф.

Когда вести о таких случаях штрафования православного населения дошла до финляндского генерал-губернатора Закревского, последний предложил Сенату принять меры к повсеместному исполнению Высочайшего повеления, то есть о разрешении православному населению не соблюдать лютеранские и об отмене штрафов. Однако прокурор Сената, а также и сам Сенат с такой позицией генерал-губернатора согласен не был. По их мнению, «Высочашее повеление совершенно не давало повода к увольнению грекороссиян от праздников лютеранских и, вообще такое увольнение было бы не согласно с действующими в крае постановлениями и вызвало бы целый ряд затруднений»[16]. В силу этого Сенат не только не сделал шаг навстречу интересам православного населения, но даже наоборот, издал особое представление о тех затруднениях, с которыми было бы связано разрешение православному населению края работать в дни лютеранских праздников. Это представление, вместе с особым мнением генерал-губернатора было передано на новое рассмотрение императору.

Рассмотрев все это в 1826 году, император Николай I присоединился к мнению генерал-губернатора Закревского, следствием чего было издание двух особых высочайших рескриптов. Согласно первому, «проживающим в Финляндии православным исповедникам дозволяется в праздники лютеранской церкви по окончании богослужения производить неподвергаясь за то ответственности, законную торговлю и отправлять всякую другую работу и ремесло». По второму же рескрипту, подписанному 1 декабря 1826 года «на дни великих праздников православной церкви, означенных в ежегодно издаваемых Санкт-Петербургской Академией наук календарях, должно распространяться действие п. 23 25-й главы отдела общ. ул. о судопроизводстве, гласящего, что когда срок подачи бумаг по апелляционным делам истекает в воскресный, табельный или праздничный день, то подача должна последовать в первый после этого день недели»[17]. Таким образом, вопрос был окончательно решен.

Однако, во второй половине XIX века, начиная с 1863 года, ситуация вновь меняется. После принятия в 1869 году закона о том, что внешние дела церкви переходят под контроль Финляндского Сената, календарный вопрос в Финляндии вновь обострился. Все праздники в школах Финляндии после перехода в подчинение местной администрации и Лютеранскому главному управлению училищного ведомства, даже с большинством православных учащихся – стали совершаться по григорианскому календарю. Православное население было обязано, так же как и лютеранское исполнять в дни православных праздников разные работы, нести общинные повинности, являться в суд и т.д. В школах в православные праздничные дни стали совершаться занятия. Кроме этого, после 1869 года, православное население Финляндии вновь начинают штрафовать за несоблюдение лютеранского праздничного покоя.

В своих решениях финляндское правительство, опиралось на те же постановления императора Николая I от 1826 года. Как оказалось, там ничего не было сказано о том, что православные не должны работать в дни православных праздников, и кроме этого, там было подчеркнуто, что заниматься теми или иными работами в лютеранские праздники православные могут только после окончания богослужения в лютеранской кирхе. Однако, как утверждало правительство, какие-то службы и молебствия в лютеранских кирхах в праздничные дни идут практически постоянно. В большинстве кирх утреннее богослужение шло сначала на финском языке, затем сменялось богослужением на шведском языке, после этого шли послеобеденные проповеди и молитвы также на двух языках и в конце дня вновь – вечернее богослужение сначала на финском языке, затем на шведском. Таким образом, очень часто действительно оказывалось, что православные работали в день лютеранского праздника и тем самым нарушали как финляндское законодательство, так даже и постановление Российского императора, которое должно было наоборот – защищать их права.

Постепенно, с развитием строгости в отношении соблюдения григорианского календаря в Финляндии, стало все более развиваться пренебрежительное отношение к календарю юлианскому. Финляндское общество, которое почти полностью жило по григорианскому календарю, иногда не замечало или не хотело замечать календарь юлианский и тем самым волей или не волей, ограничивало православное население в тех правах, которые действовали на территории России. «Дело доходило до того, что в православные праздничные дни в суды начали приглашать не только православных мирян, но также и православных священников, для привода к присяге свидетелей»[18].

Ситуация меняется только к концу XIX века, когда начинает меняться политика России по отношению к Финляндии. Результатом новой политики стало принятие следующих решений.

20 октября 1891 года гофгерихт города Або (высшая апелляционная инстанция Финляндии) рассылает всем подведомственным ему судебным учреждениям циркуляр, в котором предлагал судьям «обратить внимание на то, чтобы дела, по которым суд нуждается в содействии православного священника для приведения к присяге лиц православного вероисповедания, по возможности не назначались к слушанию в дни церковных праздников или накануне их»[19].

В 1894 году православное духовенство Финляндии пишет прошение правительству о том, чтобы финляндские законы, касающиеся лютеранских праздников, были распространены также и на православные[20].

В 1902 году Финляндский Сенат издает распоряжение всем губернаторам края разрешить православному населению быть свободными от исполнения «казенных и общинных повинностей» в дни православных праздников. Вслед за этим, в том же 1902 году, Финляндский Сенат издает распоряжение о запрещении вызывать в суд лиц православного вероисповедания в дни праздников православной церкви[21].

16 марта 1903 года было постановлено, чтобы порядок, установленный относительно празднования православных праздников распространялись также на праздники связанные с Российским императором: «В Высокоторжественные дни рождения и тезоименитства восшествия на престол и коронации Государя Императора и Государя наследника не допускать никаких публичных производств»[22].

В 1903 году распоряжением главного управления училищного ведомства Финляндии от занятий в православные праздники были освобождены все православные учащиеся школ и училищ[23].

Таким образом, благодаря помощи со стороны России, календарный вопрос в православной церкви Финляндии к началу XX века внешне был решен в пользу юлианского календаря. Однако внутренняя календарная проблема в Финляндии сохранилась и еще только ожидала своего окончательного разрешения. Жизнь по двум календарям в одном государстве была неудобной как для лютеранского, так и для православного населения. Рано или поздно вопрос о календаре вновь должен был возникнуть. Все зависело только от того, какое именно правительство имело большее влияние на решение таких вопросов. Когда этим занималось правительство Финляндии, как это было во второй половине XIX века, начиная с 1863 года – вопрос решался в сторону григорианского календаря, как только в решение вопроса так или иначе вмешивалась Россия, как это начало происходить еще в 1811 году, но особенно с 1890 года[24] - вопрос решался уже в пользу юлианского исчисления времени. Так продолжалось до 1917 года.

 

2.3. Календарный вопрос в Финляндии после февральской революции 1917 года:

Календарный вопрос в Финляндии обострялся еще и тем, что в самой православной церкви Финляндии не существовало единого взгляда на эту проблему. Православные русского происхождения, проживающие в основном в Выборгской губернии, более тяготели к принятому в России юлианскому календарю, православные же финского происхождения – к григорианскому, который был для них привычнее, удобнее и к тому же считался государственным в Финляндии.

До 1917 года русская партия, пользуясь поддержкой русского правительства, была господствующей и часто пользовалась этим. После февраля 1917 года и отречения императора Николая II от престола, ситуация начинает постепенно меняться, и в Финляндии все больше и больше появляются крайности прямо противоположные тем, которые ранее шли от русского течения, особенно в царствование императора Николая II. Митрополит Сергий (Страгородский), который с 1905 по 1917 год возглавлял Финляндскую и Выборгскую епархию, писал об этом впоследствии: «Когда я был у Вас, я видел существующие два течения религиозной жизни. Конечно, они значительно скрашивались национальностью, но национальность всего не исчерпывала. И вот я стремился, чтобы оба эти течения могли существовать рядом, не мешая друг другу и не насилуя одно другое; чтобы каждое из них развило все-то доброе, что в каждом из них было, и чтобы они оба работали над одним общим делом. В этом я видел преуспеяние православной Финляндии. Но тогда рознь обострялась тем, что русская партия пользовалась поддержкой русского правительства, а финская партия, очутившись в положении отчасти политически неблагонадежной, естественно считала себя гонимой и сторонилась от русской. Теперь же, когда Финляндия свободна, казалось бы, настало время забыть прежние счеты и думать только об одном – чтобы, не мешая друг другу и не насилуя никого, при взаимном уважении и терпимости, свободно работать для одной Св. Церкви»[25].

Перемены, которые начали происходить после февраля 1917 года, не могли не коснуться Финляндии, а также основанной в 1892 году Финляндской и Выборгской епархии. Одновременно с отречением Николая II от престола, для финнов завершался ненавистный ими период насильственной «русификации» края и постепенно начинался период все большей независимости от влияния России в делах великого княжества. В православной церкви Финляндии в это время все большее влияние вновь приобретает финское национальное течение религиозной жизни, поддерживаемое правительством Финляндии.

Уже в апреле 1917 года экспедицией церковных и учебных дел сената Финляндии был создан комитет по разработке нового положения о деятельности православной церкви в Финляндии в соответствии с новым политическим положением в России и в стране[26]. С согласия Сената и финляндского генерал-губернатора, в комитет вошли яркие представители финского национального течения религиозной жизни: протоиерей С. Солнцев, протоиерей С. Окулов и протоиерей М. Казанский, который и возглавил комитет. Первоначально планировалось начать обсуждение нового Положение на съезде духовенства и мирян епархии уже летом 1917 года, но в связи открытием в Москве Поместного собор Православной Российской Церкви, обсуждения были перенесены на осень и открылись в октябре 1917 года на Валааме. Среди обширного списка обсуждаемых на епархиальном съезде вопросов, были следующие: об автономии Православной церкви в Финляндии, о выборном начале духовенства и всех епархиальных учреждений, о несменяемости выборного духовенства, об упразднении в епархии института благочинных и замене его нанятым чиновником, или пастырскими советами с участием мирян, о выборе архиерея не только из монахов, но из мирян, о желательности чтобы епископ понимал и знал финский язык, об отмене права епископа переводить духовенство с места на место без их согласия, об уравнении в правах и содержании вторых священников с настоятелями приходов, о государственном страховании пенсий для заштатного и сиротствующего духовенства, об обязательном посещении приходскими священниками отдаленных деревень хотя бы раз в год для духовного назидания, о запрещении духовенству заниматься противонациональной пропагандой, об отмене наград для духовенства, о предоставлении священникам и диаконам права носить во внебогослужебное время статскую одежду, о прекращении ношения священнослужителями длинных волос, об упрощении архиерейского богослужения, о сокращении богослужения с обязательным включением в богослужение проповеди, об упразднении ектении об оглашенных, об устранении поименных поминовений за литургией о здравии и за упокой, об уничтожении или сокращении многократных молитв за Правительство и воинство, а также за Синод и епископов, о совершении богослужения при открытых царских вратах, об устройстве в церквах скамеек вдоль стен для немощных, о каждении за каждым богослужением только один раз, о перенесении Пасхального ночного богослужения на 10 часов утра, о допущении общей исповеди наравне с частной, о допущении русского языка в богослужении, об упразднении в чине таинства брака ектений, в коих испрашивается благодать на умножение рода, о ведении бракоразводных дел через гражданский суд, о передачи церковных капиталов в ведение исключительно самого же прихода, об освобождении церквей от взносов на духовно-учебные заведения, об уничтожении других церковных взносов, за исключением соборов на нужды храма и благотворительных учреждений прихода, о необязательности исповеди и св. Причастия перед вступлением в брак, о прекращении вывешивания на церковных дверях анафематствований перешедших в иноверие, об упрощении церковного письмоводства, о введении финского языка в церковно-приходское письмоводство, об издании духовного журнала на финском языке, о желательности сохранения русских школ в тех приходах, которые того желают и стремятся поддержать богослужение на славянском языке, о сокращении числа праздничных дней, о возбуждении ходатайства перед властями Финляндии касательно соблюдении в Старой Финляндии финнами православными праздничного покоя хотя бы до 12 часов дня и в самом конце - о введении нового стиля в православных приходах Финляндии[27].

При обсуждении последнего вопроса – о введении нового стиля, выяснилось, что от имени некоторых приходов, поступили прошения, с ходатайством о разрешении праздновать им праздники по григорианскому календарю[28]. Поднялся вопрос о том, что в целях удержания православных финнов от перехода в лютеранство, нужно дать им возможность совершать празднование всех праздников по новому стилю.

Из протокола съезда видно следующее решение: «В конце прений по этому вопросу, помощник председателя заявил, что преосвященный епископ Серафим, не имея возможности лично до конца присутствовать при обсуждении и решении настоящего вопроса, поручил сообщить съезду, что он вполне сочувствует введению празднования православных праздников по новому стилю в тех приходах епархии, где большинство прихожан найдет это необходимым. После прений подавляющим большинством голосов собрание постановило перейти к празднованию праздников по новому стилю свободно, по желанию каждого прихода в отдельности, и спешно: просить епархиальное начальство, чтобы оно по утверждении протокола съезда преосвященным епископом Серафимом, спешно уведомило бы о том приходы для осуществления вышеназначенного постановления съезда, предписав, чтобы приходское собрание для решения этого вопроса о переходе к празднованию праздников по новому стилю было назначено на такой праздничный день, когда в церкви бывает больше богомольцев и постановление совершилось бы при возможно торжественной обстановке. Постановление о переходе к новому стилю может считаться состоявшимся только при таких условиях, если оно сделано по меньшей мере двумя третями голосов собравшихся прихожан, причем каждый член собрания должен иметь только один голос»[29].

После завершения съезда духовенства и мирян Финляндской и Выборгской епархии, епископ Серафим двумя рапортами доложил Синоду и Патриарху о результатах обсуждениях вопроса о возможности введения нового стиля на некоторых приходах Финляндии, на что получил следующий ответ от 4 декабря 1917 года:

«Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви слушали: рапорты Вашего Преосвященства а, на имя Св. Синода от 10 ноября с.г. за №184 и б., на имя Св. Патриарха Московского и всея России Тихона, от 22 ноября с.г. за №200 и от 27 того же ноября с представлением телеграмм из некоторых приходов Финляндской епархии от Церковно-приходских собраний о разрешении ввести в сих приходах пользование новым стилем со дня празднования памяти Святителя Николая Чудотворца – 6 декабря. Приказали: рассмотрев означенные рапорты Вашего Преосвященства и входя в исключительное положение православных Финских и Карельских приходов Финляндской епархии, находящихся среди преобладающего численного лютеранского населения и испытывающего большие неудобства по причине разновременного празднования церковных праздников у лютеран и православных, святейший Синод определяет: предоставить Вашему Преосвященству, по ближайшему Вашему усмотрению разрешать духовенству тех приходов, где это окажется неизбежным, в праздничные дни по новому стилю совершать положено по уставу праздничное богослужение для желающих из прихожан, о чем и уведомляем вас указом декабря 4 дня 1917 года»[30].

Находящийся в это время в Москве на Поместном соборе Российской Православной Церкви, епископ Серафим в тот же день, 4 декабря 1917 года, отправил в Выборг, в епархиальное управление срочную телеграмму, в которую передал решение Патриарха и Синода о позволении некоторым приходам перейти по желанию на новый григорианский стиль, если того желают две трети прихожан. Весть об этом сразу же распространилась по всем православным приходам Финляндии и уже через день, 6 декабря, в праздник святителя Николая, многие из них перешли на новый стиль.

6 декабря 1918 года на новый стиль перешли приходы Сердоболя, Иломанца, Шуистома, Кителя, Йоэнсуу, Тайпале, Корписельки. В начале 1918 года к ним присоединилось приходы Салми, Суоярви, Аннантехдас, Тиурула и Палкеала[31].

 

2.4. Избрание епископа Финляндского и Выборгского:

После избрания архиепископа Сергия (Страгородского) на Владимирскую и Шуйскую кафедру в августе 1917 года, временно управляющим Финляндской епархией стал епископ Сердобольский Серафим (Лукьянов). Созыв Финляндского Епархиального Собора, посвященного вопросу избрания нового епархиального архиерея было назначено на 10 января 1918 года в Спасо-Преображенском соборе города Выборг.

К участию в Соборе были приглашены архиереи из соседних с Финляндией епархий: Петроградской, Олонецкой и Архангельской. Председателем на Соборе стал будущий священномученик - митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский). Валаамскому монастырю было предоставлено право, для участия в выборах отправить четырех представителей: двоих монашествующих и двоих послушников, Коневскому монастырю - одного монашествующего и одного послушника, Линтульскому монастырю – только одну представительницу[32].

В ходе закрытого голосования 10 января 1918 года, было выявлено, что новым епископом Финляндским и Выборгским избран епископ Серафим (Лукьянов). Через несколько дней, 19 января 1918 года Синод утвердил его избрание, а 24 января 1918 г. Поместный Собор Православной Российской Церкви назначил епископа Сердобольского Серафима (Лукьянова) епископом Финляндским и Выборгским[33].

Не смотря на это, бόльшая часть финляндского духовенства осталась недовольной избранием, считая, что он победил только благодаря особой процедуре избрания, установленной Синодом. Местное духовенство желало видеть на этом месте кандидата от финского православного населения протоиерея Михаила Казанского[34], прослужившего всю жизнь в Финляндии и знавшего оба языка[35].

Епископа Серафима в Финляндии с самого начала называли приверженцем «русского дела», который «бескомпромиссно продолжал жесткую политику царской администрации»[36]. Про него говорили: «Наш нынешний архипастырь, архиепископ Серафим, по национальности русский, не владеет финским языком, на котором говорит более чем 7/8 частей его паствы, и хотя он по личному о том ходатайству и был принят в граждане Финляндии, тем не менее, остается чуждым национальным стремлениям большинства своей паствы и посему не в состоянии руководить ею с надлежащим успехом»[37].

Зная о таких настроениях, епископ Серафим в своей речи после избрания на Финляндскую и Выборгскую кафедру говорил: «Не могу не выразить горячего желания моего сердца, чтобы все народности, входящие в состав нашей Церкви, были единомысленны и единодушны, чтобы не было среди них никакого разделения, а было бы полное единение, так как у всех нас одна вера, один Христос, одни таинства, одна иерархия, одна Церковь и одно общее спасение, ибо хотя и много людей и различны народности, но все мы члены одного великого тела Церкви, как мы и исповедуем в символе веры»[38].

К сожалению, эти слова не были услышаны, и вскоре отношения между двумя течениями в Финляндии обострятся до предела. Главным же камнем преткновения между ними в 20-е годы станет вопрос о юрисдикции Финляндской Православной Церкви и вопрос календаре.

 

2.5. Постановление Финляндского правительства о православной церкви в Финляндии от 26-го ноября 1918 года:

Созданный Финляндским Сенатом в апреле 1917 года Комитет по разработке нового положения о деятельности православной церкви на территории Финляндии, уже в октябре 1917 года предоставил на обсуждение первые разработки нового положения на съезде духовенства и мирян в Валаамском монастыре.

Вскоре после этого в России происходит октябрьская революция. В новых условиях Сенат Финляндии 24 ноября (6 декабря) 1917 года объявляет о независимости Финляндии. Созданный большевиками Совет народных комиссаров декретом от 18 (31) декабря 1917 года за №101 признает эту независимость. Впервые в своей истории Финляндия становится независимой страной. Однако, сразу же после объявления независимости, так же как в России, в Финляндии начинается жестокая гражданская война между красными (Финляндский Народный Совет) и белыми (Финляндский Сенат). В сложившихся условиях работа Коми



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: