В ЧЕМ КОРНИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА?




Ярошевич Елена Ивановна

Методист Фонда имени Преподобной Евфросинии Полоцкой,

куратор проекта «За жизнь, нравственность и семейные ценности!»,

лектор передвижных выставок по духовно-нравственному

и семейному воспитанию

 

Сегодня одним из направлений воспитательной работы в учебных заведениях является воспитание гражданственности и патриотизма. Проводится множество мероприятия – лекций, акций, бесед, встреч, конкурсов, однако результат говорит о том, что что-то в этой области не срабатывает [1]. Предлагаю поразмыслить над причинами этого явления.

Что такое патриотизм? Практически каждый ответит, что это любовь к родине.И будет прав. Согласно развернутой формулировке толкового словаря, сегодня патриотизм (в переводе с греч. «родина») трактуется какнравственный принцип, выражающийся «в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу» [6]. То есть это сорадование, сочувствие, сопереживание, сотворчество с некой духовной общностью на определенной территории, принятие ее со всеми достоинствами и недостатками, желание участия в ней и защите ее вплоть до самопожертвования.

Давайте рассмотрим, откуда появилось это понятие и как оно формировалось с течением времени.

Изначально первичный патриотизм рода или племени держался на кровной связи между членами отдельных небольших групп, поэтому был связан с чувством семейным. Этот этап был совместен с кочевым бытом.

При переходе племени к оседлому земледельческому быту, патриотизм получает новое наполнение, становясь также любовью к родной земле как к источнику жизни.

В городском быту это чувство естественно слабеет, но здесь добавляется новый элемент патриотизма - привязанность к своей культурной среде.

Любовь к родине издревле имела и религиозное наполнение. Отечество было не только географическим или этнографическим термином – в языческие времена оно было вотчиной особого бога, который предполагался более или менее отдаленной трансформацией некого древнего умершего родоначальника. Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и патриотизм совпадал с благочестием.

Мы рассмотрели, как по мере развития культуры и общественных отношений усложнялось и насыщалось чувство патриотизма от семейной любви до любви к духовной общности. Именно таким путем формируется чувство патриотизма у каждого человека – от любви семейной через культуру, традиции, язык, веру, деятельность до любви к своей малой родине, а затем и к большой.

Давайте теперь вернемся к любви семейной и рассмотрим, что в ней является опорой для становления патриотизма, его истоком. Интересны филологические корни слова «патриотизм».

Обычно говорится о греческом происхождении слова и переводе его как «родина». Рассмотрим ряд однокоренных греческих слов:

патрида (πατρίδα) - родина, отечество,

симпатриоты (συμπατριώτη) - земляк, соотечественник,

патерас (πατέρας) – отец

патрон (πατρών) - покровитель, защитник,

патриархис (πατριάρχης) – патриарх.

При анализе получается, что основой слова патриотизм в греческом языке являются слова «отечество», «соотечественник», «земляк», «отец», «защитник», «главенствующий». Основой филологического ряда является слово «отец», четко прослеживается связь с землей, с защитой и патриархальной культурой.

Наша белорусская христианская культура тоже является патриархальной. Давайте рассмотрим, какова в ней роль мужчины как семьянина и отца.

Семья в христианской культуре – это единый духовный и телесный организм, который создают мужчина и женщина, вступая в брак. Смысл семейной жизни – стать «во плоть едину», научиться любить, всю жизнь быть поддержкой друг друга. Важной задачей (не смыслом) этого организма является рождение и воспитание детей, передача им родовых, национальных и культурных традиций [2, с.17].

Во главе патриархальной семьи стоит муж, жена является его помощницей и соратницей, дети послушны родителям. Это вытекает из психологической основы пола: мужчина физиологически грубее, устойчивее, проще, женщина – тоньше, сложнее, эмоциональней. Мужчина является защитником, добытчиком, руководителем, наставником, женщина дарит жизнь, заботу, является оберегом и организатором. Это ни в коем случае не говорит о том, что кто-то лучше или хуже – все люди равны в своем человеческом достоинстве. Данное общее распределение ролей, скорее, дает возможность реализоваться в семье, полнее раскрыв свою природу. А данная разность дает полноту семейных взаимоотношений и гармоничное воспитание детей.

Но не зря в христианстве семью называют малой церковью – духовной главой семьи является Бог. («Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог». 1 Кор.11:3). Именно такая иерархия будет наиболее полной: мужчина, являющийся носителем веры и нравственных заповедей, всегда будет авторитетом для жены и наставником для детей. Мужчина, не имеющий духовного ориентира, имеет риск создать свои «жизненные» законы, которые не будут понятны или авторитетны другим членам семьи.

Таким образом, семья путем супружества и родительства выстраивает два деятельных семейных круга – отцовский и материнский, - в каждом из которых есть свой наставник и своя ответственность.

Материнский – это внутренний круг семьи. Это рождение жизни, воспитание младенчества, взаимоотношения в семье, забота о малом, старом и больном. Именно об этом мы думаем, когда говорим о семье как об уютном теплом доме. Это зона ответственности женщины, ее вотчина, где она руководитель и хозяйка.

Отцовский круг – круг внешний. Это защита рода, защита женщины во всех смыслах этого слова – физическая защита, психологическая (поддержка и ответственность) и материальная, особенно в периоды, когда женщина уязвима и сосредоточена на вынашивании, рождении и выкармливании малыша. Именно это мы подразумеваем, когда говорим «Мой дом – моя крепость». В этот отцовский круг входило и воспитание детей. Да-да, воспитание детей. Нет, отцы не были завсегдатаями детских забав и не пеленали младенцев. Их воспитание проявлялось в наставничестве и духовном руководстве своих растущих детей. Отцы учили (в первую очередь, сыновей), как запрягать коня, пахать землю, ходить на охоту, отец был примером трудолюбия, хозяйственности, отношения к противоположному полу и окружающим, отец судил, хвалил и наказывал, потому что именно отец, как глава семьи и мужчина, был ответственен за то, насколько подготовленными выйдут дети во взрослый мир, как сложится их взаимодействие с социумом [4].

Следовательно, именно общение отца с детьми, их совместная деятельность, баланс прав и обязанностей и наставничество является основой для формирования у взрослеющего ребенка отношения к социуму. Именно личный пример и духовное руководство, в первую очередь отца, формирует патриотическое чувство в повседневной жизни по мере расширения связей растущего человека с другими людьми – сначала с близкими, потом с друзьями, земляками, а потом уже с народом всей страны. Воспитание патриотизма – это путь возвышения личности от ограниченной любви к самому себе и любви к ближним, до любви к любому человеку и Отечеству в целом. «Основной долг благодарности к родителям расширяясь в своем объеме, но не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители не могли бы дать ему преимуществ достойного человеческого существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма», - подсказывает нам этнопсихологический словарь [7].

Без чувства патриотизма не может быть и гражданственности, хотя это не тождественные понятия. Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, с личной политической активностью. Одно из определений гласит так: «Гражданственность представляет собой совокупность взглядов и убеждений, которая с одной стороны, предполагает высокую степень независимости индивидуальных суждений в обществе, с другой стороны - сильную социальную солидарность, которая выражается в участии человека в жизни общества» [3], понимании своей ответственности за будущее страны, своего города и пространства жизни. В сущности патриотизма и гражданственности много общего, но различия лежат в области сердца, чувств и деятельности. В патриотизме больше любви, а в гражданственности – больше активности [5].

Таким образом, мы проследили путь от семейной любви в детско-родительских отношениях до возрастания в любви к чужому ближнему и Отечеству в целом, установили, что основой формирования патриотического чувства является связь ребенка с отцом, его личный пример и наставничество и осознали, что с отцом и Отечеством у ребенка есть духовная связь. В подростковом возрасте, когда связь с родителями несколько ослабевает, важным фактором выступает среда – школа, сверстники, СМИ, публичное пространство.

Каковы же причины ослабления патриотизма молодых белорусов? Кризис отцовства, перекос мужских и женских ролей, уход от традиций иерархичности (ответственности и соподчиненности членов семьи), нивелирование религиозных традиций за последнее столетие постепенно привели к кризису семьи уже к концу советского времени, а акцент с духовного на материальное в 90х годах дополнительно исказил смыслы и цели каждой личности. Это усугубляет сегодняшний кризис семьи и рождает уныние и недоверие в обществе. Кризис отцовства не дает опоры патриотизму и гражданственности.

Что же делать?

1.Работать с семьей, в первую очередь, с отцами – объяснять, создавать, помогать.

2. Задействовать позитивный опыт мужчин (педагогов, родителей, земляков, специалистов) в профессиональной, трудовой, спортивной, досуговой сферах.

3. Тактично воспитывать (насколько возможно) и образовывать родителей в сфере семейной педагогики и самосовершенствоваться самим.

4. Наладить интересное духовно-нравственное, полоролевое и семейное воспитание в школах, воскресных школах, клубах с детьми и подростками, в основу которого положить активный труд и деятельное участие.

5. Создавать здоровую и нравственную информационную среду вокруг себя.

6. Учиться самим и учить детей сотрудничеству, сплоченности, работе в команде, умению тактично решать спорные вопросы.

7. Учить сопереживать и радоваться. Не унывать и радоваться самим!

 

1.Николюк С. «Глубочайший патриотизм» белорусов сильно преувеличен. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://yandex.by/turbo?text=https%3A%2F%2Fnaviny.by%2Frubrics%2Fsociety%2F2015%2F05%2F23%2Fic_articles_116_188950&d=1. – Дата доступа: 28.10.2019.

2. Материалы для проведения духовно-просветительской работы с молодежью «Молодежь за жизнь, нравственность и семейные ценности!» / иерей Дмитрий Гриценко, Краснов Ю.Э., Ярошевич Е.И., Сульдина М.В. – Минск: Печатный центр «Карандаш», 2016. – 25 с.

3. Машура А.В. Гражданин и гражданственность. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/grazhdanin-i-ghrazhdanstviennost.html. – Дата доступа: 28.10.2019.

4. Роль отца в воспитании ребенка. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/rol-otca-v-vospitanii-rebenka. – Дата доступа: 28.10.2019.

5. Ситникова Ю.А. «Создание сувениров и декораций ко Дню Победы как средство воспитания гражданственности и патриотизма у школьников». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/sozdanie-suvenirov-i-dekoraciy-ko-dnyu-pobedi-kak-sredstvo-vospitaniya-grazhdanstvennosti-i-patriotizma-u-shkolnikov-1908955.html. – Дата доступа: 28.10.2019.

6. Толковый словарь «Евразийская мудрость от А до Я». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://terme.ru/termin/patriotizm.html. – Дата доступа: 28.10.2019.

7. Этнопсихологический словарь / Составитель: В.Г.Крысько. - 1999 год. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cult-lib.ru/doc/dictionary/ethnopsychology/fc/slovar-207.htm#zag-277. – Дата доступа: 28.10.2019.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: