Кто откусил половину луны?




Введение

1.1.Актуальность выбранной темы.

Мне всегда интересно узнавать обо всем, что связано с космосом. Особенно привлекает загадочная и красивая луна, которая всегда рядом с нашей планетой Землей- не приближается и не удаляется. Ещё она постоянно меняет свой облик. Про такие чудеса даже стихотворение есть:

Кто откусил половину луны?

Кто откусил половину луны?
Может, гиены? А может, слоны?
Может, голодный и злой крокодил
Мимо румяной луны проходил
Клацнул зубами из всех своих сил!..
И половину луны откусил…
Светит теперь посреди тишины
Мне и тебе половинка луны. Н. Ярославцев

1.2. Проблема.

Существует ли связь между разным состоянием луны (полнолуние, нарастающая луна, убывающая луна) с ее положением относительно Земли?

Гипотеза:

Если мы наблюдаем разные состояния луны, то это зависит от вращения Луны вокруг Земли.

1.3. Цель работы в соответствии с ФГОС

Проследить связь между изменениями формы Луны и ее нахождением по отношению к Земле.

1.4. Задачи, поставленные для реализации работы.

- Что такое луна?

-Как луна связана с Землей?

- Почему луна принимает разную форму?

Предмет изучения: луна.

Объект изучения: свойства луны.

 

1.5. Область научных знаний, рассмотренных в проекте:

Основной предмет- окружающий мир,

сопутствующие- математика, литературное чтение, астрономия.

 

1.6.План (содержание) работы:

1. Подобрать материал о Луне из интернета и энциклопедий.

2. Провести эксперимент.

3. Сочинить сказку о луне для детей.

1.7.Ожидаемый результат

Я получу возможность научиться

-определить цель работы самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;

- составлять план выполнения работы под руководством учителя;

-оценивать собственную успешность в выполнения заданий

-извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, диаграмма, модель и др.)

- использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот, самостоятельно использовать модели при решении учебных задач;

-предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ;

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- использовать свои знания о луне на уроках окружающего мира.

Методы исследования:

Работа с текстом энциклопедий;

Работа с текстом сайтов из интернета;

Подбор фотографий, картинок;

Анкетирование одноклассников;

Опыт: сила притяжения и центробежная сила;

Опыт: связь между фазами луны и положением луны и земли относительно солнца.

 

Основное содержание

Загадочная луна

Начну с того, что узнаю, как расположены Земля и Луна в Солнечной системе.

Почему загадочная Луна? С тех пор как человек появился на Земле, Луна представляла для него загадку. В древние времена люди поклонялись Луне, считая ее богиней ночи.

Чтобы узнать о луне, надо посмотреть на её место в солнечной системе.

Со́лнечная систе́ма — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. (Словарь Ожигова)

Одна из планет Солнечной системы - Земля. Она является крупнейшей и самой плотной из планет.

У Земли есть один естественный спутник — Луна, единственный большой спутник планет земной группы Солнечной системы. Но Луна меньше, размером, чем наша планета. (приложение№2)

Расстояние от Земли до Луны составля­ет примерно 400 000 километров (248 500 миль).

И Земля, и Луна освещаются Солнцем. Но во всем остальном они сильно отлича­ются друг от друга. Земля имеет атмосфе­ру, на ней есть вода и жизнь. Луна гораздо меньше Земли. На ней нет воды. Это мир пыли, где нет никаких признаков жизни.

У других планет тоже есть спутники. Но ни один из них не достигает такой ве­личины по сравнению с его планетой, как Луна.

Лунный шар гораздо меньше земного в диаметре — почти в 4 раза, по объему — в 49 раз. Из вещества земного шара можно было бы сделать 81 шар, каждый из которых весил бы столько же, сколько весит Луна.

Было время, когда ученые верили, что Луна произошла от нашей планеты. Возможно, эта гипотеза и справедлива.

Ученые полагают, что это могло про­изойти в то время, когда Земля только об­разовывалась и представляла собой не­устойчивую и неостывшую массу.

Но после нескольких экспедиций на Лу­ну ученые пришли к выводу, что Луна об­разовалась одновременно с Землей из обла­ка газа и космической пыли более четырех миллионов лет назад. (энциклопедия «Кто такой? Что такое»
Вывод: я узнала, что представляет собой Солнечная система, Земля и Луна. В солнечной системе есть планета Земля, а у неё есть спутница-Луна.

Теперь узнаю, почему положение луны относительно Земли не меняется?

Почему Луна не падает на Землю и не улетает в космос? Луна моментально упала бы на Землю, если бы была неподвижной. Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли. Сила, которая не дает Луне "убежать" при вращении - это сила притяжения Земли:

Сила тяжести или явление гравитации наблюдается возле каждого маленького объекта во вселенной. Оно заключается в наличие силы притяжения между различными телами. Однако величина этой силы зависит от двух вещей: от массы этих тел и расстояния между ними. Например, сила притяжения действует между вашим телом и Землей. Поскольку Земля намного больше по размеру, то практически именно она притягивает вас, а не наоборот.

Луна достаточно крупное космическое тело, однако она все же существенно меньше Земли. Ее масса меньше земной в 80 раз. Поэтому и сила тяжести (гравитации) на ней значительно уступает силе земного притяжения.

А сила, которая не дает Луне упасть на Землю - это центробежная сила. Она возникает при вращении Луны вокруг Земли. Обращаясь вокруг Земли, Луна движется по орбите со скоростью 1 км/сек, то есть достаточно медленно, чтобы не покинуть свою орбиту и "улететь" в космос, но и достаточно быстро, чтобы не упасть на Землю.

Вывод: Луну действительно что–то держит, и это – сила притяжения Земли и центробежная сила.

Существует ли связь между разным состоянием луны (полнолуние, нарастающая луна, убывающая луна) с ее положением относительно Земли?

Луна движется по орбите вокруг Земли и де­лает полный круг примерно за месяц. Она также вращается вокруг своей оси и делает один оборот за 27 дней, 7 часов и 43 минуты. Поскольку вра­щение вокруг Земли и своей собственной оси за­нимает почти одно и то же время, Луна поверну­та к Земле постоянно одной стороной.

Луна не светит сама по себе, так, как Солнце. Это только кажется, что она сияет, а на самом деле Луна отражает свет Солнца. Так как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает разные ее части.

Иногда мы видим полную поверхность Луны освещенной, а иногда освещена только ее часть. Это заставляет думать, что Луна на небе изменяет свою форму. Эти изменения Луны называются фазами, а означает это только то, что мы видим разные части Луны.

Цикл лунных фаз начинается с молодой Луны. Это происходит тогда, когда Луна находится между Землей и Солнцем. Молодая Луна не видна.

Затем сторона Луны, обращенная к Земле, начинает освещаться Солнцем. Освещенная часть выглядит тонким, узким кусочком круга. Он называется нарастающей Луной. Солнечная часть Луны быстро растет и достигает полукруга. Это называется первой четвертью.

Затем поверхность Луны все меньше и меньше освещена и достигает последней четверти. Так цикл заканчивается и заменяется новой, молодой, растущей Луной. Полный цикл от одной молодой Луны до другой занимает 29,5 дней.

Когда к Земле обращена вся освещенная Солнцем половина Луны, мы ее видим как круглый светящийся диск. Наступает, как говорят, полнолуние.

Вывод:Луна самостоятельно не светится, и светлой бывает лишь та ее часть, которую освещает Солнце, поэтому мы видим разные фазы Луны.

Кстати...

Как отличить растущую Луну от убывающей? Очень просто! Если месяц похож на букву «С », значит он С тареющий, то есть это последняя четверть. А если он повернут в противоположную сторону, то, приставив к нему мысленно слева палочку, получим букву " Р ", которая подскажет нам, что месяц сейчас - Р астущий, то есть это первая четверть!

Растущий месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий — утром.

Практическая часть

Почему же Луна не падает на Землю и не улетает в космос?

Проведу эксперимент. Привяжу к ластику нитку и начну ее раскручивать. Ластик на нитке прямо-таки вырывается из руки, но нитка его не пускает. А теперь остановлю вращение. Ластик тут же упадет. А сейчас начну крутить быстро- ластик вырвется и улетит.

Сила, которая не дает Луне упасть на Землю - это сила притяжения, которая возникает при вращении Луны вокруг Земли. (приложение№3)

Обращаясь вокруг Земли, Луна движется по орбите со скоростью 1 км/сек, то есть достаточно медленно, чтобы не покинуть свою орбиту и "улететь" в космос, но и достаточно быстро, чтобы не упасть на Землю.

Пример- - чертово колесо. Люди не выпадают из этой карусели, когда находятся в высшей точке, даже несмотря на то, что находятся вниз головой, потому что центробежная сила, которая отбрасывает их наружу (притягивает к сиденью), больше, чем сила тяготения Земли. Скорость вращения чертова колеса специально рассчитывается, и если бы центробежная сила оказалась меньше, чем сила притяжения Земли, это закончилось бы катастрофой - люди выпадали бы из своих кабин.

 

Почему Луна постоянно меняет свою форму? (приложение№4)

Проведу эксперимент в кабинете физике.Что надо для опыта:

-макет земли (глобус)

-макет солнца (сфера с лампой)

-макет луны (шар с металлическим креплением)

Я поместила макет луны между солнцем и Землей. Затем начала перемещать шар вокруг глобуса. И что получилось:

Когда луна находится между землей и солнцем- свет не падает на луну.

(это новолуние),

Веду шар вправо, освещается его часть. После новолуния луна начинает расти- от узкого серпа до полудиска,

Завожу шар за глобус, освещается весь шар. Это полнолуние

Шар двигается влево, освещена опять только часть луны. – убывающая луна.

 

Рефлексия. Выводы:

- Луна – это естественный спутник Земли, она вращается вокруг нашей планеты и вместе с Землей, движется по орбите вокруг Солнца;

- Луну действительно что–то держит, и это – сила притяжения Земли и центробежная сила.

– Луна самостоятельно не светится, и светлой бывает лишь та ее часть, которую освещает Солнце.

– изменения формы Луны называются фазами. Они существуют только для нас, землян.

Мне удалось разгадать некоторые загадки Луны, но от этого она не стала менее интересной и притягательной!

Практическая значимость работы

О спутнике Земли- луне- многое известно. Я ответила на вопросы, которые меня интересовали. Это поможет мне в будущем- когда я буду изучать астрономию и физику. А для маленьких детей я придумала сказку о луне- им будет интересно узнать о ней в понятной для них форме.

(приложение№5)

Источники информации

1. Энциклопедия «Первая энциклопедия маленьких почемучек» Ростов-на Дону 2012г.

2. Новая школьная энциклопедия ” Небесные тела”, М., “Росмен”,2005г

3. “Почемучка” Детская энциклопедия, М., ” Росмен”, 2005г.

4. “Что такое? Кто такой?” детская энциклопедия, М.,”Педагогика –

Пресс“1995 г.

5. Интернет – справочники, картинки про космос.

https://potomy.ru/world/827.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Солнечная_система

 

 

Приложение№5

Сказка- быль.

«Загадочная луна»

Давным- давно, много тысячелетий тому назад, в космическом пространстве стала появляться солнечная система. Первым образовалось яркое солнышко. Оно было доброе и приветливое, его лучики светили и обогревали все вокруг. Они были такими нежными и лучистыми, что вокруг них стали появляться различные планеты, которые образовались из облаков газа и космической пыли. Планеты полюбили солнышко и стали вращаться вокруг него по орбите. Одной из них была Земля. Эта планета стала не похожа на другие: на ее поверхности появился кислород, которым смогли дышать все живые организмы.

Если солнышко было приветливое и яркое, то планеты были холодные и хмурые и между собой не разговаривали. А нашей планете Земля так хотелось завести друга или подругу и рассказать о том, что на ее поверхности происходит много интересного и необычного.

И произошло чудо! Когда стали появляться планеты, всесте с ними появились другие космические объекты, среди которых выделялась красивая и гордая луна.Она отличалась любознательностью. Пролетая мимо Земли, она увидела красивые реки, больших динозавров и высокие деревья. И захотелось ей подружиться с Землей, которой тоже было одиноко и она обрадовалась появившейся подруге. Так луна стала спутником Земли.

И с тех пор они- не разлей вода!

 

 

 

Приложение№1

Приложение№2

Теоретическая часть:

 

 

 

Практическая часть. Опыт №1Приложение№3

 

Приложение№4

Практическая часть. Опыт №2

 

 

Анкетирование

1. Что такое луна?

2. Почему луна меняет свою форму?

3. Почему луну называют спутником Земли?

Вот какие были ответы (приложение №1):



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: