Вступительное слово учителя




Разработка урока «Открытие писателя»

Анализ рассказа О. Славниковой «Сёстры Черепановы»

Рассказы О. Славниковой – удачная находка для уроков внеклассного чтения в старших классах. Это как раз тот объём, который могут осилить ученики.

Современная писательница в своих рассказах поднимает важные нравственные проблемы, проблемы маленького человека, позволяет утвердительно ответить на вопрос о существовании сегодня настоящей литературы, думающей о человеке, болеющей за него.

Рассказ «Сёстры Черепановы» возвращает учеников к лучшим традициям русской классики, заставляет задуматься о цели и смысле жизни каждого человека, о жизненном пути.

При этом творчество О. Славниковой позволяет говорить об одном из ярких методов в современной литературе – постмодернизме. Несмотря на то, что в Медянке всё вернулось «на круги своя», общий пафос рассказа оптимистичен, выражает гордость за таланты, которыми богата русская земля.

Написан рассказ с юмором, легко читается. Думается, что ребята с интересом будут читать и найдут в рассказах признаки этого модного художественно направления.

Цели урока:

− познакомить учащихся с творчеством современной писательницы О. Славниковой;

− воспитать вдумчивого читателя, собеседника.

Задачи:

− организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала;

− развивать интерес к современной литературе;

− учить видеть индивидуальность писателя через художественные особенности произведения;

− нравственное воспитание;

− закрепление навыков анализа текста;

− воспитывать «чувства добрые»: любовь к своей «малой Родине», близким людям.

Оборудование:

Сборники рассказов О. Славниковой, портрет писательницы.

 

Подготовительный этап

1. Самостоятельное чтение рассказа.

2. Один ученик получает задание – познакомить с биографией писательницы.

3. Второй ученик даёт комментарии о постмодернизме.

 

Вступительное слово учителя

Как сегодня в огромной массе современной литературы найти своего писателя, который вызвал бы неподдельный интерес у читателя нового поколения? Кто из современных авторов может дать ответы на вечные вопросы, которые волнуют думающих читателей? Что такое человек? Для чего он живёт? В чём смысл бытия?

Знакомство с современной литературой всегда открытие: открытие писателя, открытие новых направлений в литературе, открытие себя как вдумчивого читателя. И мне хочется, чтобы наш сегодняшний урок был открытием нового писателя – Ольги Славниковой.

Ученик даёт автобиографическую справку об Ольге Славниковой.

Ольга Славникова родилась и училась в Екатеринбурге, окончила Уральский университет, факультет журналистики. Начала печататься в журнале «Урал», затем в журналах «Новый мир», «Знамя».

В 1997 г. была номинирована на премию «Русский Букер» за повесть «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», но Букера получила только в 2006г. за роман «2017».

В 2008г. О. Славникова получила девятую премию имени Юрия Казакова за представленный рассказ «Сёстры Черепановы», который вошёл в сборник рассказов «Любовь в седьмом вагоне».

В своих рассказах писательница предлагает читателю, готовому «заглянуть чуть дальше обыденной действительности», настроиться на волну «достоверной фантастики». Рассказ «Сёстры Черепановы» возвращает нас к лесковскому самородку Левше, к героям Ф. Абрамова и В. Шукшина, которых беспокоило сохранение русской деревни, её возрождение.

Написан в современном направлении постмодернизма.

Ученик даёт комментарии о постмодернизме.

Постмодернизм возник в результате неудовлетворенности возможностями традиционного реалистического искусства в последней трети XX века.

«Реалисту интересна реальность и человек в ней». Постмодернисту интересна не реальность, а её отражение в сознании. В культуре постмодернизма отсутствует почтение к авторитетам, святыням, здесь сняты все табу. Важнейшие художественные приёмы постмодернизма: гротеск, ирония, оксюморон. Важнейший знак – интертекстуальность, т. е. цитатность Мир воспринимается как текст. Постмодернист уверен, что одна из его задач – интерпретация наследия классиков, и он вступает в игру с читателем, которому предлагается опознать сюжетные ходы, мотивы, образы, скрытые и явные, реминисценции.

Предлагаемые вопросы по рассказу к классу

Вопрос: Что вы можете сказать о семье Черепановых? Внешности сестёр? О чём говорит фамилия?

Ответ: Старшая – Фёкла, 40 лет, младшая – Мария, 22 года. Высоки, костисты, веснушчаты. Отец был в семье существом почти мифическим, жил в тюрьме, иногда показывался в доме между отсидками. Мать из-за частых родов была похожа на «печального большого кенгуру». Умерла она в больнице, когда младшая начала ходить и собирать-разбирать любимые амбарные замки.

Говорящая фамилия сестёр Черепановых напоминает нам о знаменитых создателях первого русского паровоза.

 

Вопрос: Где происходят описываемые события? Чем «живёт» посёлок? Что является главным источником «энергии» для сельчан?

Ответ: Медянка – это четыре горбатые улицы, обветшалые панельные пятиэтажки, чередующиеся с избами-гнилушкми. Окружает посёлок болото, напоминающее громадного сидящего медведя. В прежние времена жили добычей и переработкой торфа. Теперь всё запущено. Медянка отрезана от внешнего мира, так как узкоколейка, связывающая посёлок с райцентром, заброшена. Но жители наладили своё производство. Главным источником энергии для Медянки стал самогон.

 

Вопрос: Как живут и чем занимаются сёстры Черепановы? Рассказать о старшей Фёкле и младшей Машке, об их успехах в школе, способностях (стр. 239-243).

Ответ: Фёкла работает сторожем. Машка хулиганистая, в деревне её считали юродивой. Живут тем, что ремонтируют самогонные аппараты. Сёстры невероятно талантливы. Машка вообще технический гений. В доме у сестёр налажены различные механизмы: и паровая машина, и самодельная стиральная машина, и детская зыбка, которой можно управлять из кухни.

 

Вопрос: С какой целью однажды в Медянку приезжают телевизионные корреспонденты? Как проходит интервью?

Ответ: В связи с юбилеем первого русского паровоза к Черепановым приезжают корреспонденты из райцентра. Сестёр «раскрашивают» как деревянные ложки и сажают под портретом Мирона Черепанова. Сунули микрофон, но рассказывать сёстрам было нечего. Про самогонные аппараты нельзя. А других достижений у них и не было. Но после того как телевизионщики отбыли, лица сестёр загорелись огнём.

- А чё, паровоз сделать запросто, - громко заявила Машка.

 

Вопрос: Какие «таинственные» события стали происходить в заброшенных цехах? Почему Фёкла увидела «житьё» Медянки другими глазами?

Ответ: Одарённые сёстры Черепановы своими руками собирают аналог паровоза и приводят в порядок заброшенную железнодорожную ветку. Фёкла вдруг увидела «промытыми глазами» житьё сельчан, особенно детей. Закрытые магазины, заброшенный фельдшерский пункт, библиотеку со сломанным крыльцом – всюду на дверях ржавые замки.

 

Вопрос: Первый рейс паровоза. Как меняется жизнь в Медянке? Рассказать эпизод (стр. 248-251).

Ответ: Паровоз сестёр Черепановых отправился в первый рейс. В болтавшихся вагонах сидели поселковые женщины и будущие школьники. Летел паровоз как конская грива.

Связь с миром наладилась! Детей возят в школу, женщин – на рынок, прежде вечно пьяные мужики полегоньку приходят в норму. Фёкла привозит доктора, библиотекаря. Паровоз, прозванный Петровичем, работал на превосходном самогоне и развивал скорость до 40 километров в час.

 

Вопрос: Какие интересы появляются у сельчан? О чём мечтают?

Ответ: Необычная трезвость распространилась по Медянке. Мужики устраиваются на работу в райцентре. По субботам едут в кино. А после телевизионной передачи «Возрождение болотной Атлантиды» мужики решают построить какую-нибудь башню. А главным следствием телевизионной передачи стало то, что глава администрации Чеботарёв получает распоряжение о строительстве асфальтированной дороги до Медянки.

 

Вопрос: Почему рушится идиллия? За что хотят привлечь к административной ответственности одарённых сестёр?

Ответ: Счастливая жизнь рушится, когда ограниченный районный начальник понимает, что колёсный агрегат работает на самогоне, производством которого живёт забытая деревня. И вечером 2 сентября в доме у сестёр появляется милиция из района. Угроза санкций заставляет сестёр отказаться от движущегося самогонного аппарата.

 

Вопрос: Рассказать о переменах, произошедших в Медянке год спустя (стр. 265). Новое поколение Черепановых.

Ответ: Деревушка возвращается в первобытное состояние (стр. 265-267). «А над мастерскими сестёр Черепановых утекал металлургический дымок». Дочь младшей сестры, наследница славной фамилии, возится с гайками. В цехах продолжает звенеть железо, дышит кузня.

Вопрос: Что вы можете сказать о языке писателя? Какие элементы УНТ использует автор?

Ответ: Язык выразителен. Поражает способность несколькими деталями отразить характер героев и отношение автора к ним. Например, «коса могучая и ржавая как корабельный канат», «хулиганистая» Машка, военрук, с головой, «вбитой в покатые плечи по самые усы», географичка «с кукольными ногами», Светка, «похожая размером и видом на крупного зайца». В описании пейзажа чувствуется некая сказочность заброшенного края, преувеличение, сравнения, лёгкая ирония, олицетворение, что говорит о связи с УНТ. Например, «болото дышало, шевелилось, ворочалось»; «туман, будто стратосферный облачный слой»; «ослепшие ноги», «ледяная глотающая трясина», «пухлые огороды», «брага сладко вздыхала» и т. д. Эти немногие примеры дают исчерпывающее представление об авторе – рассказчице, глубоком психологе и тонком стилисте.

 

Вопрос: Кого из героев русской классики вам напомнили сёстры Черепановы?

Ответ: Лесковского самородка Левшу. Сестры также поразительно талантливы, сметливы.

 

Итог. Ребята, сегодня вы открыли для себя новое имя – Ольга Славникова.

Какое открытие сделали вы для себя, прочитав рассказ? Об этом вы должны написать рецензию «Открытие писателя».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: