ОДНКНР
АБВГДЕ
Т4_1
ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫБУДДИЗМА
Основы вероучения «Три драгоценности» буддизма.
САЙТЫ:
https://indiada.ru/religia/tri-dragocennosti-buddizma.html
https://www.oum.ru/literature/buddizm/tri-dragotsennosti-praktika-dharmy/
https://buddhism-triratna.ru/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC/%D0%BA%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B0/%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC/%D1%82%D1%80%D0%B8-%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.html
https://studfile.net/preview/1587671/page:34/
В настоящее время буддизм является основной религией в таких странах Юго-Восточной Азии, как Лаос, Кампучия, Вьетнам, Таиланд, Бирма, Шри-Ланка, Япония и др.. Сохраняется его влияние в Индии, Китае, Корее и Индонезии. В мире насчитывается около пятисот миллионов последователей буддизма. Существует два основных течения буддизма: Хинаяна («Малая Колесница») и Махаяна («Большая Колесница»),которые в свою очередь делятся на множество сект и школ, различающихся обрядовой практикой и вероучением. Одни школы считают главным самопознание путем медитации, другие - благие деяния, третьи - поклонение Будде. Но во всех школах и направлениях буддизм остается буддизмом, сохраняя свои основные идеи и практику.
Отличие буддизма от других мировых религий (христианства и ислама) в том, что в нем «спасение» человека от страданий не зависит от трансцендентного бога. «Спасение» всецело зависит от самого человека. Он в состоянии изменить свою «карму» - мысли, желания и действия - свой внутренний мир, избавиться от «омраченности» сознания и достичь «просветления». Человек сам создает себя и свою жизнь и только от него зависит то состояние, в котором он находится. Дурная карма является результатом действий и поступков, направляемых эгоизмом. Эгоизм, в свою очередь, коренится в неправильном представлении о мире и о самом себе, о сущности «Я». Учение Будды призвано дать человеку истинное представление о мире и собственном «Я», избавить его сознание от «омраченности» эгоизмом. Это и есть путь к освобождению, к нирване.
|
Древняя буддийская формула «тройного прибежища» гласит:
Иду (за спасением) к Будде - прибежищу.
Иду (за спасением) к Дхарме - прибежищу.
Иду (за спасением) к Сангхе - прибежищу.
Будда, Дхарма (учение) и Сангха (община) - Три Сокровища или Три Драгоценности буддизма. Будда - не Бог, а великий учитель и пример человека, достигшего нирваны. Он открыл путь тем, кто следует за ним. Для обычного верующего Будда - источник благой силы, к которой обращаются все нуждающиеся в защите и исцелении.
Дхарма - учение Будды. Краткое изложение его - Четыре Благородные Истины:
1) существует страдание;
2) существует причина страдания;
3) прекращение страдания возможно;
4) существует путь, ведущий к прекращению страдания.
Сангха - монашеская община, основанная Буддой. Она объединяет тех, кто стремится достичь нирваны. Первоначально монахи жили за счет милостыни, которая регулярно собиралась в окрестных деревнях. Миряне обычно охотно делились с монахами, поскольку считалось, что монахи накапливают благие заслуги, к которым в случае необходимости могут прибегнуть и миряне.
Каждая буддийская община была автономной и самоуправляемой. Ею руководили старшие монахи. Важные решения принимались общим собранием. Буддизм не знает такой централизованной организации, как христианская церковь.
|
Вступая в сангху монах должен был соблюдать множество запретов. Дисциплинарный кодекс «Пратимокша» включал в себя 227 запретов, в том числе десять основных заповедей: 1) не причинять вреда живому; 2) не лгать; 3) не воровать; 4) не вступать в половые связи; 5) не употреблять алкогольных напитков; 6) не принимать пищи после полудня; 7) не пользоваться деньгами.
Жизнь в монашестве была подчинена жесткой дисциплине. Основная часть времени посвящалась медитации и занятиям с наставником. Целью этих занятий было достижение состояния «просветления», достижение нирваны.
Согласно традиции в I веке до н.э. на соборах был отредактирован и утвержден Палийский Канон, собрание текстов «Трипитака» (три корзины), куда вошли три части: «Виная» («Поведение»), «Сутта» («Проповедь») и «Абхидхамма» («Метафизика»). Это собрание текстов стало каноном раннего буддизма. В первые века новой эры происходит разделение буддизма на два основных направления - Хинаяну (Малую Колесницу), приверженцы которой следовали Палийскому Канону, и Махаяну (Великую Колесницу). Махаяна отличает себя от Хинаяны тем, что содержит множество методов достижения нирваны. Махаяна - множество школ и сект, предлагавших различные способы «освобождения».
Основное в Махаяне, что отличает ее от Хинаяны, - это представление о бодхисаттве. Согласно Палийскому Канону, ученики Будды, достигшие нирваны, называются архатами, «достойными». Они покидают мир рожденья и смерти, выходят из сансары. Но бодхисаттва - это тот, кто отказался от нирваны и дал клятву не вступать в нирвану, пока ее не достигнут все живые существа.
|
Представление о бодхисаттве - это отказ от идеала архата, который все свои усилия направляет на достижение нирваны. С точки зрения последователей Махаяны, стремление достичь нирваны и стать архатом эгоистично. Но отказ от эгоизма, от противопоставления своего «Я» миру - главное требование буддизма. Поэтому совершенно логичен отказ бодхисаттвы от нирваны. Бодхисаттва - тот, кто полон сострадания ко всему живому, к тем, кто не достиг нирваны. Клятва бодхисаттвы гласит: «Я дал обет спасти все живые существа, благополучно провести их сквозь лес рождения, старости, болезни, смерти и перерождения. Я не забочусь о своем спасении, а стремлюсь наделить все существа великолепием высшей мудрости. Итак, я принимаю на себя все страдания всех существ. Я готов подвергаться любой пытке в любом чистилище Вселенной. Ибо пусть лучше буду страдать я, чем это множество живых существ. Я отдаю себя взамен. Я избавляю Вселенную из леса чистилища, из чрева плоти, из сферы смерти. Я готов страдать во искупление всех существ, ради всех существ». Без этой идеи спасителя, к которому можно обратиться за помощью и поддержкой, буддизм не стал бы массовой религией. Бодхисаттва становится идеалом верующих. Каждый должен стремиться стать бодхисаттвой, чтобы с помощью своих духовных сил помогать всем живым существам достичь совершенства.
Различные направления Махаяны находили различные способы разрешения парадокса буддизма: как достичь «просветления», если буддизм требует отказаться от желаний и стремления достигать. Если мое желание, стремление к чему-либо втягивает меня в круговорот сансары, то как научиться «не стремиться». Ведь если стремишься «не стремиться», то это тоже стремление, желание «не желать». Парадокс в том, что просветления нельзя достичь с помощью преднамеренных действий, ставя своей целью и страстно желая этого. Если человек что-то страстно желает, он находится в состоянии «омраченности» и не может из него выйти. Получается замкнутый круг: чтобы обрести просветление и достичь нирваны, к этому надо стремиться и желать этого. Но если чего-то желаешь и к чему-то стремишься, твое сознание омрачено и ты находишься в сансаре.
Буддизм создает систему представлений о мире и человеке и систему практических методов достижения «просветления». Они не были доступны основной массе верующих, разрабатывались в монастырях и передавались от учителя ученику. Это была разработанная многими поколениями практика изменения сознания, внутреннего состояния индивида, его отношения к самому себе и окружающему миру.
Три Драгоценности
Коренные идеалы буддизма в совокупности известны как Три Драгоценности, или Три Сокровища. Это Будда, Дхарма и Сангха. Именно сделав эти три вещи центральными принципами своей жизни, человек становится буддистом.
Будда
Будда означает как исторического Будду, так и идеал состояния Будды. Будды, который открыт для всехвсем открыт.
Дхарма
Дхарма главным образом обозначает учения Будды или истину, которую он познал. У слова «Дхарма» много значений, но наиболее важно значение непосредственной Истины (как пережитой просветленным умом) и буддийских учений как Истины, выраженной посредством языка и мышления. Во втором значении Дхарма – это учение, которое появилось, когда Будда впервые рассказал о своем понимании в словах и передал его другим в Сарнатхе, в Северной Индии. Это событие обычно называют «Первым поворотом Колеса Дхармы», а Колесо Дхармы с восемью спицами стало известным символом буддизма.
Кроме этого, под Дхармой понимается целый свод писаний, которые составляют буддийский канон. Они включают записи, сделанные при жизни Будды (известные как Палийский канон), более поздние писания и письменные учения тех людей, которые достигли Просветления столетия спустя. Собранный воедино, канон во много сотен раз больше Библии и представляет собой литературные источники беспримерной ценности. Он включает такие работы как Дхаммапада, Алмазная Сутра и Тибетская книга мертвых.
Другое значение слова «Дхарма» - практики, которые описываются в писаниях. Несмотря на обилие источников, сущность буддизма очень проста: поиск путей к преобразованию себя. Ее можно описать в таких словах: «учиться поступать хорошо, прекратить поступать плохо, очищать сердце» (как говорится в Дхаммападе).
Сангха
Третья из Трех Драгоценностей – Сангха, или духовная община. Буддизм – не абстрактная философия или вероучение, это образ жизни, и следовательно, он обретает смысл только в конкретных людях. Поэтому буддисты придают большое значение дружеским отношениям с теми, кто следует по тому же пути, теми, кто воплощают его цель. В этом, самом широком значении, под Сангхой понимаются буддисты всего мира и те, которые жили раньше или будут жить после нас. На практике это обычно относится к тем буддистам, с которыми мы действительно взаимодействуем.
Так как буддизм – это путь, некоторые люди продвинулись на нем больше, чем другие, и особенным уважением пользуется линия великих Учителей минувших тысячелетий. Более того, идеалы буддизма находят воплощение в архетипических личностях, известных как Бодхисаттвы. Например, Авалокитешвара – это воплощение Сострадания, и его изображают с четырьмя, восемью или тысячей рук, которые он протягивает для помощи живым существам; Манджушри – воплощение Мудрости, которое изображается с мечом, отсекающим неведение. Бодхисаттвы и другие просветленные Учителя известны под названием Арья–Сангха, или община Благородных Существ.
Четыре благородные истины буддизма.
САЙТЫ:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B5_%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B
https://www.oum.ru/literature/buddizm/chetyre-blagorodnye-istiny-i-vosmerichnyj-put-buddy/
https://yogarossia.ru/buddhism/filosofiya-buddisma/4-bazovye-blagorodnye-istiny-buddizma.html
https://samopoznanie.ru/articles/chetyre_blagorodnye_istiny_i_vosmerichnyy_put/
Четыре благородные истины (чатвариарьясатьяни), четыре истины Святого — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Четыре благородные истины сформулировал Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так[1]: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — Восьмеричный путь.
Они приводятся в самой первой проповеди Будды «Сутре запуска Колеса Дхармы».
История появления
Согласно всем традиционным биографиям жизни Будды, четыре благородные истины были открыты им в ночь пробуждения[2]. Данное открытие происходило не с помощью логических рассуждений, а с помощью медитации, где они выступали объектом. Будда чрезвычайно сосредоточенно медитировал над ними, после чего смог «видеть их напрямую»[3].
Согласно традиции, Будда рассказал о данных истинах в своей первой проповеди в Оленьем парке (Сарнатхе) пятерым аскетам, с которыми он практиковал ранее, и которые ранее его оставили. Данная проповедь произвела на них значительное впечатление, после чего они стали первыми монахами в общине Будды. Также первую проповедь слушали две газели, которые позднее стали выступать символами буддийского учения[4]. Согласно буддийской традиции, позднее проповедь была оформлена в виде «Дхармачакра-правартана-сутры».