Динамика как средство художественной выразительности в дирижировании




Динамика — одно из важнейших выразительных средств в музыке. Она помогает исполнителям ярче раскрыть содержа­ние произведения. Динамика делает музыку впечатляющей, красочной, живой. Диапазон ее очень велик: она может пере­дать мощное звучание tutti и нежнейшую, еле уловимую мело­дию, напряженное нарастание звуковых волн и их растворение, затухание. Фраза, осмысленная динамически, «расцвеченная», становится выпуклой, «осязаемой», а все произведение, обога­щенное красками, приобретает законченность, цельность, яс­ность. Каждый дирижер должен стремиться к тому, чтобы овладеть богатством динамики, заполучить в свои руки мощное средство выразительности. Учащемуся прежде всего нужно, научиться читать знаки динамики не формально, а глубоко связывая их с содержанием музыки, ибо только верное ее тол­кование может подсказать и правильное применение динамики, и выражение ее в жесте.

В музыкальной терминологии существует понятие динамики постоянной и динамики переменной. Начинать знакомство учащегося с динамикой следует с ее постоянных показателей (р, mf, f). Следует объяснить, что выразительность динамики зави­сит от силы, энергии жеста, его физической насыщенности, различного объема движений (шире — громче, уже — тише), от местонахождения руки в разных плоскостях (ниже — тише, выше — громче). Насыщенность жеста является главным и решающим, объем же движений и плоскости дирижирования — понятия весьма относительные, так как, например в быстром движении, жест всегда будет мал по объему при любой дина­мике, дирижировать также можно р вверху, а f внизу. Но это уже тонкости, которые изучаются на более старших курсах, а в начале обучения следует несколько ограничить учащегося, дав ему ясные исходные установки показа динамики. «Движения рук дирижера по ширине размаха должны соответствовать силе звучания хора... движения рук дирижера должны быть ограни­чены определенными рамками, в пределах которых эти движе­ния и могут быть выразительными».

П. Чесноков полагал, что руки, находящиеся на уровне верхней части груди, показывают звучание forte, на середине корпуса.— mezzoforte, на уровне пояса — piano.На первых порах обучения это можно принять безусловно. Следовательно, динамика piano будет показываться движениями малого объема в нижней плоскости (как бы в основной дирижерской позиции) без мышечного напряжения. По мере возрастания динамики повышается плоскость, увеличивается амплитуда движения и, самое главное, — жест становится внутренне более насыщенным, напряженным, выполняется с большей мускульной силой. Вот эта качественная сторона показа динамики является главной, и ее нужно воспитывать с самого начала обучения. Если ее исключить, то жест всегда будет вялым, безвольным и на forte учащийся просто будет «размахивать» руками, не увлекая кол­лектив и не подчиняя его себе. Хотя в программе первого курса училища предусмотрено изучение лишь постоянной динамики f и mf, нам кажется, что ограничиться только двумя этими видами невозможно, так как любое, самое простейшее музыкальное произведение таит в себе гораздо больше динамических возможностей. Ведь даже отдельная музыкальная фраза всегда несет и усиление, и ослабление звучности, так как имеет свою логическую вершину и спад. Дирижер должен уметь показать эту линию динамики. Следовательно, без овладения приёмами crescendo и diminuendo нельзя говорить о самой элементарной фразировке.

Исходя из этого, в начале первого курса надо знакомить учащегося как с постоянной динамикой (p,mf,f), так и с пере­менной (crescendo и diminuendo).При выполнении crescendo учащийся должен прежде всего разобраться в строении фразы, определить ее логическую вершину, а затем равномерно распределить нарастание звучности на пути к ней.

Остановимся на техническом выполнении приема crescendo от piano до forte (при legato).Обычно начало фразы ведется на piano очень мягкой рукой, движением гораздо меньшим, чем предшествующее. Исходная точка — основная позиция, рука собрана в кисти. Постепенно рука приподнимается, амплитуда становится шире — все это знаменует собой нарастание звучности, crescendo. Вдирижировании большую роль начинает играть сначала предплечье, а затем и плечо. Рука неуклонно накапливает мышечную энергию, напряжение; она становится более упругой, «опертой», нежели вначале. Самая яркая дина­мическая точка, конечная цель движения, показывается рельеф­ным жестом, всей руки. В этот момент кисть вместе с пред­плечьем и локтем опускается на плоскость, отчетливо отмечая вершину динамической линии. Таким образом, вся нюансировка должна быть, если так можно выразиться, у дирижера «на руке», хор не.только должен понимать фразировку разумом, но и видеть ее. Весь путь логического развития мелодии, все ее динамические вершины и спады должны быть наглядными, рельефными. Движение руки должно обязательно соответство­вать динамике музыки. У начинающих дирижеров часто устные требования и движения рук не совпадают.

Выполнение приема diminuendo не требует подробного опи­сания, так как он основан на тех же принципах, что и crescendo, но проходит в обратной последовательности.

Тренировке приемов crescendo и diminuendo нужно уделять большое внимание. Часто у учащихся встречается вялоеcrescendo без внутреннего насыщения жеста. Ученик не умеет чередовать моменты напряжения и расслабления руки (либо все ведет вялой рукой, либо напряженной). В преодолении этого недостатка большую роль играет личный показ педагога и внимательный контроль за учащимся, правильно выбранное произведение. Нужно подобрать сочинение, в котором была бы очень ярко выявлена динамическая линия, кульминация. Обычно образность музыки захватывает учащегося и помогает ему осмыслить жест, ощутить его внутреннее содержание.

Другой недостаток — не умененне «удлинять» руку при по­казе crescendo и «укорачивать» при diminuendo. Нужно пред­ложить учащемуся специально поупражняться в овладении этим приемом, так как без него crescendo и diminuendo никогда не будут рельефными, останутся «на словах». Большое звучание требует чаще всего и большого жеста, мягкое, приглушенное — небольшого. Овладеть этим навыком, привить гибкость руке не так-то просто, нужна специальная тренировка. Сначала нужно научиться выдвигать руку вперед и вверх, без схемы. В начале упражнения рука находится в основной позиции, согнута в локте. Затем она постепенно выдвигается вперед, одновременно вы­прямляясь в локте. Верхняя «точка» берется всей рукой, которая вытянута почти во всю длину. Затем все идет в обратном порядке: рука постепенно убирается, «укорачивается», сгибаясь в локте, и возвращается в исходное положение. При этом очень важно следить за тем, чтобы рука убиралась постепенно и первым «уходил» локоть, а за ним кисть. У учащихся же часто получается наоборот: вместо постепенного «укорачивания» руки они ее просто «складывают», то есть сгибают резко в локте, а предплечье с кистью прижимают к груди. Впослед­ствии можно усложнить это упражнение, предложив учащемуся вести его в какой-либо дирижерской схеме, под фортепиано, с crescendo и diminuendo. Музыкальный материал для упражнений нужно подбирать такой, чтобы crescendo и diminuendo не были слишком длительными или слишком короткими.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: