Динамика — одно из важнейших выразительных средств в музыке. Она помогает исполнителям ярче раскрыть содержание произведения. Динамика делает музыку впечатляющей, красочной, живой. Диапазон ее очень велик: она может передать мощное звучание tutti и нежнейшую, еле уловимую мелодию, напряженное нарастание звуковых волн и их растворение, затухание. Фраза, осмысленная динамически, «расцвеченная», становится выпуклой, «осязаемой», а все произведение, обогащенное красками, приобретает законченность, цельность, ясность. Каждый дирижер должен стремиться к тому, чтобы овладеть богатством динамики, заполучить в свои руки мощное средство выразительности. Учащемуся прежде всего нужно, научиться читать знаки динамики не формально, а глубоко связывая их с содержанием музыки, ибо только верное ее толкование может подсказать и правильное применение динамики, и выражение ее в жесте.
В музыкальной терминологии существует понятие динамики постоянной и динамики переменной. Начинать знакомство учащегося с динамикой следует с ее постоянных показателей (р, mf, f). Следует объяснить, что выразительность динамики зависит от силы, энергии жеста, его физической насыщенности, различного объема движений (шире — громче, уже — тише), от местонахождения руки в разных плоскостях (ниже — тише, выше — громче). Насыщенность жеста является главным и решающим, объем же движений и плоскости дирижирования — понятия весьма относительные, так как, например в быстром движении, жест всегда будет мал по объему при любой динамике, дирижировать также можно р вверху, а f внизу. Но это уже тонкости, которые изучаются на более старших курсах, а в начале обучения следует несколько ограничить учащегося, дав ему ясные исходные установки показа динамики. «Движения рук дирижера по ширине размаха должны соответствовать силе звучания хора... движения рук дирижера должны быть ограничены определенными рамками, в пределах которых эти движения и могут быть выразительными».
П. Чесноков полагал, что руки, находящиеся на уровне верхней части груди, показывают звучание forte, на середине корпуса.— mezzoforte, на уровне пояса — piano.На первых порах обучения это можно принять безусловно. Следовательно, динамика piano будет показываться движениями малого объема в нижней плоскости (как бы в основной дирижерской позиции) без мышечного напряжения. По мере возрастания динамики повышается плоскость, увеличивается амплитуда движения и, самое главное, — жест становится внутренне более насыщенным, напряженным, выполняется с большей мускульной силой. Вот эта качественная сторона показа динамики является главной, и ее нужно воспитывать с самого начала обучения. Если ее исключить, то жест всегда будет вялым, безвольным и на forte учащийся просто будет «размахивать» руками, не увлекая коллектив и не подчиняя его себе. Хотя в программе первого курса училища предусмотрено изучение лишь постоянной динамики f и mf, нам кажется, что ограничиться только двумя этими видами невозможно, так как любое, самое простейшее музыкальное произведение таит в себе гораздо больше динамических возможностей. Ведь даже отдельная музыкальная фраза всегда несет и усиление, и ослабление звучности, так как имеет свою логическую вершину и спад. Дирижер должен уметь показать эту линию динамики. Следовательно, без овладения приёмами crescendo и diminuendo нельзя говорить о самой элементарной фразировке.
Исходя из этого, в начале первого курса надо знакомить учащегося как с постоянной динамикой (p,mf,f), так и с переменной (crescendo и diminuendo).При выполнении crescendo учащийся должен прежде всего разобраться в строении фразы, определить ее логическую вершину, а затем равномерно распределить нарастание звучности на пути к ней.
Остановимся на техническом выполнении приема crescendo от piano до forte (при legato).Обычно начало фразы ведется на piano очень мягкой рукой, движением гораздо меньшим, чем предшествующее. Исходная точка — основная позиция, рука собрана в кисти. Постепенно рука приподнимается, амплитуда становится шире — все это знаменует собой нарастание звучности, crescendo. Вдирижировании большую роль начинает играть сначала предплечье, а затем и плечо. Рука неуклонно накапливает мышечную энергию, напряжение; она становится более упругой, «опертой», нежели вначале. Самая яркая динамическая точка, конечная цель движения, показывается рельефным жестом, всей руки. В этот момент кисть вместе с предплечьем и локтем опускается на плоскость, отчетливо отмечая вершину динамической линии. Таким образом, вся нюансировка должна быть, если так можно выразиться, у дирижера «на руке», хор не.только должен понимать фразировку разумом, но и видеть ее. Весь путь логического развития мелодии, все ее динамические вершины и спады должны быть наглядными, рельефными. Движение руки должно обязательно соответствовать динамике музыки. У начинающих дирижеров часто устные требования и движения рук не совпадают.
Выполнение приема diminuendo не требует подробного описания, так как он основан на тех же принципах, что и crescendo, но проходит в обратной последовательности.
Тренировке приемов crescendo и diminuendo нужно уделять большое внимание. Часто у учащихся встречается вялоеcrescendo без внутреннего насыщения жеста. Ученик не умеет чередовать моменты напряжения и расслабления руки (либо все ведет вялой рукой, либо напряженной). В преодолении этого недостатка большую роль играет личный показ педагога и внимательный контроль за учащимся, правильно выбранное произведение. Нужно подобрать сочинение, в котором была бы очень ярко выявлена динамическая линия, кульминация. Обычно образность музыки захватывает учащегося и помогает ему осмыслить жест, ощутить его внутреннее содержание.
Другой недостаток — не умененне «удлинять» руку при показе crescendo и «укорачивать» при diminuendo. Нужно предложить учащемуся специально поупражняться в овладении этим приемом, так как без него crescendo и diminuendo никогда не будут рельефными, останутся «на словах». Большое звучание требует чаще всего и большого жеста, мягкое, приглушенное — небольшого. Овладеть этим навыком, привить гибкость руке не так-то просто, нужна специальная тренировка. Сначала нужно научиться выдвигать руку вперед и вверх, без схемы. В начале упражнения рука находится в основной позиции, согнута в локте. Затем она постепенно выдвигается вперед, одновременно выпрямляясь в локте. Верхняя «точка» берется всей рукой, которая вытянута почти во всю длину. Затем все идет в обратном порядке: рука постепенно убирается, «укорачивается», сгибаясь в локте, и возвращается в исходное положение. При этом очень важно следить за тем, чтобы рука убиралась постепенно и первым «уходил» локоть, а за ним кисть. У учащихся же часто получается наоборот: вместо постепенного «укорачивания» руки они ее просто «складывают», то есть сгибают резко в локте, а предплечье с кистью прижимают к груди. Впоследствии можно усложнить это упражнение, предложив учащемуся вести его в какой-либо дирижерской схеме, под фортепиано, с crescendo и diminuendo. Музыкальный материал для упражнений нужно подбирать такой, чтобы crescendo и diminuendo не были слишком длительными или слишком короткими.