Крупные аварии на магистральных нефте- и газопроводах и причины их возникновения




ДОКЛАД

 

по дисциплине «Диагностика газонефтепроводов»
 

 

на тему «Аварии на магистральных газо- и нефтепроводах»
 
 

 

 

    ВЫПОЛНИЛ:  
    Студент группы ТП-15-03
      (номер группы)
    Бабакин Александр Дмитриевич
    (фамилия, имя, отчество)
     
    (подпись)
     
    (дата)

 

  Москва, 20    

Оглавление

Введение. 3

Крупные аварии на магистральных нефте- и газопроводах и причины их возникновения. 4

Заключение. 7

Список используемой литературы.. 8

 

 

 

Введение

Современные системы магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа за время своей эксплуатации подвергаются как внутри, так и снаружи самым разным нагрузкам, соответственно, аварии, происходящие на данных участках, достаточно существенны. Однако доказано, что так как потери при транспортировке этого вида транспорта минимальны, наиболее безопасным способом транспортировки углеводородов всё ещё считается трубопроводный транспорт [1].

Магистральные нефтепроводы (МН) предназначены для транспорта нефти и являются на сегодняшний день самым экономически обоснованным видом транспорта, но вместе с этим они представляют собой сложный комплекс, оперирующим с опасным веществом – нефтью. Несмотря на значительные достижения в области проектирования, строительства и эксплуатации МН, невозможно полностью исключить аварии, в результате которых возникают техногенные аварии или даже катастрофы, приводящие к разрушениям зданий и сооружений, пожарам, загрязнению окружающей среды, а самое главное – даже к гибели человека [2].

Что касается газотранспортной системы России, то она, как известно, была построена 70-80-е годы прошлого века. Износ основных фондов по линейной части магистральных газопроводов (МГ) на текущий момент составляет более 50%. Ввиду того что большая часть МГ имеет подземную конструктивную схему прокладки, на подземные трубопроводы воздействует коррозионно-активный грунт. Его действие не может отражаться бесследно: с течением времени толщина стенки постепенно уменьшается, что, разумеется, может привести к возникновению аварийных ситуаций на МГ [3].

Мы заинтересованы в том, что безопасность объектов трубопроводного транспорта должна быть максимально высокой для обеспечения надёжных бесперебойных поставок углеводородного сырья, а угроза возникновения аварий – минимизирована.

Предлагаю рассмотреть произошедшие аварии и разобраться в том, что служит причиной этих катастроф.

Крупные аварии на магистральных нефте- и газопроводах и причины их возникновения

Рассмотрим крупные аварии, связанные с утечкой нефти из трубопровода.

В Новосибирской области 26 декабря 2008 года произошла утечка нефти. Согласно акту расследования причин разлива нефти, общий объём вытекшей нефти составил 7 м³, из них 1 м³ попал в реку Балта, остальные были собраны и закачаны обратно в трубопровод. Ущерб, нанесённый экологии, составил 4,269 миллиона рублей [4].

Или, например, разлив нефти под Ленском. Так, 20 января 2010 в 30 км от города Ленска из-за прорыва трубы нефтепровода ВСТО во время планового ремонта произошла утечка 450 м³ нефти, которая вылилась на грунт. Площадь загрязнения составила 20 тыс. м2. На территории Ленского района был введён режим чрезвычайной ситуации. Позднее было сообщено, что утечка нефти была обнаружена 20 января при патрулировании трубопровода. В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники. К 25 января было собрано около 150 м³ нефтепродуктов, очищено более двух тысяч квадратных метров загрязненной территории [4].

Вот ещё пример. 9 января 2014 года на действующем нефтесборном коллекторе ООО «Лукойл-Коми» ТПП «Лукойл-Усинскнефтегаз» произошла разгерметизация фланцевого соединения с последующим разливом жидкости на снежный покров. Разгерметизация произошла вследствие некачественной сборки фланцевого соединения [2].

Анализ результатов расследования аварийных ситуаций, произошедших за последние годы на магистральных нефтепроводах, позволил выявить основные причины их появления. Факторами, влияющими на интенсивность аварий на магистральных нефтепроводах, являются [1]:

­ брак строительства/изготовления;

­ конструктивные недостатки;

­ механическое воздействие;

­ износ оборудования;

­ несанкционированные врезки;

­ нарушения порядка проведения опасных работ.

Процентное соотношение причин представлено на рисунке 1.


Рисунок 1. Распределение аварий на МН по причинам их возникновения

Теперь рассмотрим несколько аварий в газотранспортной системе России.

26 декабря 2012 года произошёл порыв газопровода диаметром 325 мм, питающего Сочи. На месте порыва газ загорелся, высота пламени достигала трёх метров. Подача газа на аварийном участке была прекращена [5].

11 ноября того же года в населённом пункте Щёлковская в Чечне по причине выхода из строя крана низкого давления на линии МГ произошло аварийное отключение. В результате аварии без газа остались почти 2,5 тысячи домовладений с населением 10,3 тысячи человек, две школы, больница, пять детских садов [5].

Вспомним и 19 июля 2011 года. На территории строящегося компрессорного цеха компрессорной станции «Байдарацкая» системы МГ Бованенково-Ухта, расположенной на территории Ямальского района в 180 км от посёлка Бованенково (ЯНАО), произошёл взрыв трубопровода. ЧП стало возможным в результате нарушения правил безопасности по ведению работ, а именно при подготовке МГ к испытанию в ходе перепуска воздуха под давлением [5].

 

 

По данным Ростехнадзора за 2005-2013 гг., причины аварий на МГ могут быть следующими:

­ конструктивные недостатки (брак изделия);

­ брак строительства/изготовления;

­ коррозия металла трубы;

­ ошибочные действия персонала при эксплуатации;

­ износ оборудования;

­ воздействие стихийных природных явлений;

­ механическое воздействие.


Процентное соотношение причин представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Распределение аварий на МГ по причинам их возникновения

 

 

Заключение

Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что для предупреждения возникновения аварий на магистральных нефте- и газопроводах предприятиям, осуществляющим данные виды работ, необходимо проводить следующие мероприятия [1]:

1. строго следить за выполнением приказа Ростехнадзора от 22.10.2009 «О распределении полномочий по организации надзорной деятельности за объектами магистрального трубопроводного транспорта»;

2. уделять особое внимание качеству построенных объектов;

3. подбирать и использовать новые технологии и материалы для обеспечения бесперебойной работы и надёжной эксплуатации оборудования;

4. своевременно проводить профилактические и плановые работы по выявлению различных видов дефектов оборудования;

5. соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, а также проводить тренировки персонала по способам защиты от поражающих факторах в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, для уменьшения риска возникновения и развития аварийных ситуаций и поддержания газотранспортной системы РФ в работоспособном состоянии необходимо проводить комплекс мероприятий по предупреждению и снижению аварийности магистральных нефте- и газопроводов.

 

 

Список используемой литературы

1. Н. Р. Чухаренов. Анализ развития аварийных ситуаций при строительстве в эксплуатации трубопроводных систем в условиях Западной Сибири /
Р. В. Савинский, О. Л. Блохина // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал), – 2011 г. – №12.

2. С. И. Поникаров, В. А. Алексеев, П. В. Вилохина, А. Ф. Маннанова. Анализ причин возникновения аварий на магистральных нефтепроводах / УДК 614.84.

3. Анализ основных причин аварий, произошедших на магистральных газопроводах. URL.: https://sib-ngs.ru/journals/article/313#modal_w.

4. Википедия – Свободная энциклопедия для всех и для каждого. URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Транснефть#Аварии _на_объектах_компании.

5. Крупные аварии на газопроводах в России в 2007-2012 годах. URL.: https://ria.ru/spravka/20121228/916527963.html.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: