По прогнозам экспертов, будет развиваться дифференциация категорий услуг, причем можно выделить целый ряд различных подходов:
- Разделение услуг, направленных на топ-менеджеров и персонал, непосредственно работающий с клиентами;
- Разделение услуг по объекту: бизнес-цепочка в организации, отдел, проект, организация в целом;
- Разделение по ожидаемому результату: развитие навыков, мотивации, видения, интерактивной деятельности;
Материалы исследования маркетингового департамента Национального Центра человеческих ресурсов на тему "Выявление дополнительных критериев тренинга, как маркетингового продукта", дают возможность узнать о тенденции изменения спроса на рынке краткосрочного образования:
Тенденции изменения спроса в перспективе ближайшие 5 лет.
(Таблица №1)
Направления тренингов | Насто-ящий спрос % | Ранг 1-5 | Перспе-ктивный спрос % | Ранг 1-5 | % изме-нения | Общая тенденция изменения спроса |
Бухучет и финансы | * | 64.3 | + | |||
Менеджмент | 7.7 | + | ||||
Базовые бизнес-навыки | * | - | ||||
Маркетинг | + | |||||
Продажи | * | - | ||||
Human Resources | - | |||||
Лидерство | = | |||||
Логистика | * | * | + | |||
Производство | * | * | = | |||
Программы подготовки к международным сертификациям (CPA, CMA/CFM, ACCA, в области HR) | + | |||||
ВСЕГО: |
Источник: маркетинговое исследование на тему "Выявление дополнительных критериев тренинга как маркетингового продукта, проведенное маркетинговым департаментом Национального Центра человеческих ресурсов
При дифференциации спроса по направлениям тренинга (Таблица 1.) отмечаются следующие тенденции: в настоящий момент потребность на программы направления "Базовые бизнес-навыки" выходит на первый план и составляет 14% от общей потребности в тренингах, по 13% имеют направления "Менеджмент" и "Human Resources". Затем следуют направления "Продажи" (12%), "Маркетинг" (10%) и "Лидерство" (10%). Долю менее десяти процентов от общей потребности в тренинге занимают следующие направления: "Бухучет и финансы" (9%), "Логистика" (4%), "Производство" (4%). Суммарная потребность в подготовке к международным сертификатам занимает четвертую позицию и составляет 11% от общего объема потребности в тренинге. Согласно мнению респондентов, в перспективе ближайших 5-ти лет ситуация в среднем изменится несущественно. Самым заметным изменением будет увеличение спроса на программы направления "Бухучет и Финансы". Этот рост составит 64,3%. Заметным будет и рост спроса на программы подготовки к международным сертификациям. Этот рост составит в среднем 45%. Самое существенное сокращение спроса прогнозируется в области программ "Базовые бизнес-навыки". Это сокращение может составить 43%. Объем потребности в программах направления "Продажи" также заметно сократиться (на 33%) и уступит 3-ю позицию программам направления "Маркетинг", доля потребности в которых возрастет на 20 %.
Хороший тренинг - не магазин готового платья, а ателье, где внимательный мастер тщательно снимет с вас мерку и пошьет тот наряд, который подчеркнет именно вашу индивидуальность |
Сравнительный анализ материалов тренинговых служб и компаний отчетливо показал: именно точный подсчет предприятием отдачи от тренингов необходим для принятия верного решения в области планирования и мониторинга корпоративных тренингов. Максимальная эффективность тренинга достигается только в тех случаях, когда обучение является частью комплексных мер по совершенствованию работы компании.
При оценке эффективности проведенного тренинга используются как количественные, так и качественные методы оценки, но выбор тех или иных методов оценки зависит от самой компании, ее потребностей, задач и интересов. Результативность рассматривается как в параметрах, которые можно подсчитать (увеличение поступлений денежных средств), так и с точки зрения оценки руководителем сотрудника, прошедшего тренинг: положительная динамика в отношении рабочих и личных качеств, применение полученных знаний на практике и т.д.
Определение эффективности для тренинговой компании определяется путем соотношения усилий, вложенных в создание и проведение тренингов к количеству и качеству знаний и навыков, от этих тренингов полученных.
При подготовке статьи были использованы следующие материалы:
- Материалы краткого обзора рынка бизнес-обучения в Москве компании "Призма".
- Материалы журнала: "Элитный персонал".(23 октября 2001, №41(225), (2 апреля 2002,№12(246).
- Материалы из маркетингового исследования, проведенного департаментом Национального Центра человеческих ресурсов на тему "Выявление дополнительных критериев тренинга, как маркетингового продукта".
- Материалы из интервью с директором Центра обучения персонала "Класс".