Тема урока: Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.




-Я спешу пожелать вам удачи, успехов и везенья.

И пожелать всем на уроке прекраснейшего настроения

-Сегодня мы начинаем изучать новый раздел: Основы светской этики.

- Что такое светская этика? (светская этика - нормы поведения, принятые в гражданском обществе).

-Я вам предлагаю поработать в парах и выполнить задания на повторение темы светская этика.

-Сегодня мы поговорим с вами о таких понятиях, которые рассматривает наука «Этика», как культура и мораль.

-Как вы думаете, что это такое? Для чего её использовали?

Плетение – одно из самых древних занятий на нашей планете. Этому есть несколько причин: искусством плетения может овладеть практически каждый человек, у которого есть такое желание. Материалы для плетения всегда были и остаются доступными для всех, что обусловливало развитие этого вида творчества практически по всей планете. Люди в разных её уголках плели из различных материалов – в зависимости от того, что было под рукой: камыш, лоза, бамбук, тростник, верёвки. На Руси этот вид искусства, как и большинство других, зародился в сельской местности. Крестьяне плели из лозы различные предметы обихода: корзины, сундуки, люльки для детей, посуду и даже одежду. Из лозы плели даже рыболовные сети и ловушки для птиц и животных.

- Можно ли сказать, что корзина-это предмет культуры народа?

Как вы можете объяснить, что такое КУЛЬТУРА?

Однозначного ответа на данный вопрос не найти.

Культура - в переводе с латинского «возделывание земли». Это слово появилось в Древней Греции. В русский язык слово вошло в двух значениях.

-Ребята, культуру ещё называют второй природой. В отличии от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать и обогащать.

Культура - предметы человеческого труда; представления, идеи, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы и правила.

- Какие предметы человеческого труда вы знаете?

- Какая это культура? (материальная)

Материальная культура – включает в себя предметы человеческого труда.

- Какие традиции и обычаи вам известны?

- К какой культуре они относятся? (к духовной)

Духовная культура - представления, мысли людей, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы, правила.

- Духовная культура бывает политическая- это идеалы и жизненные ценности людей в государстве; правовая культура- законы, по которым люди живут в обществе и эти законы обязан соблюдать каждый.

Каждый народ в разное время создавал и сейчас создает собственную культуру. Эти культуры существуют вместе. Обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

-Теперь я хочу проверить как вы поняли понятие «культура». Запишите в тетрадях

Культура – это ____________

Культура помогает человеку стать _____________________

- Есть система взглядов и представлений, регулирующих поведение людей. Это нормы поведения в обществе. Как называется внутренний контроль? Он называется совесть, а государственный контроль называется право.

-Мы дошли с вами до второго понятия «мораль». Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей. Римский мыслитель Цицерон от слова «этика» образовал слово «мораль», которое обозначает обычаи, нравы, поведение, принятые в том или ином обществе. Таким образом, этика, мораль и нравственность обозначают одни и те же понятия.

-Кто же устанавливает моральные нормы? Для чего они это сделали?

Одна из самых распространённых норм гласит: «Не лги». Однако, она чаще всего нарушается. Если ложь не связана с нарушением закона, например, лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут, не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит. Зато наступит другая ответственность – моральная. Ложь рано или поздно выходит наружу! Ещё говорят: «Единожды солгав – кто тебе поверит?».

Другая моральная норма гласит: «Не завидуй». Люди с давних пор не любят завистников. Один очень известный философ Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шефствуют ненависть, предательство. Ещё одно моральное правило – «Не жадничай». Его нарушение является одним из самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи, когда из-за жадности предавали товарищей, общее дело, и даже близких. И за жадность не наказывают по закону, потому что таких законов нет. Но жадность один из великих источников преступлений, из-за неё крадут, подделывают документы, деньги, обманывают продавцов и покупателей, и даже убивают.

- Итак, почему наша тема называлась культура и мораль?

Существует главное общечеловеческое требование, которое называется «золотое правило» нравственности. Оказывается, во всех религиях есть это золотое правило.,,Возлюби ближнего своего” – одна из основных заповедей христианской культуры.

“Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям 5 способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”

-Какой вывод мы можем сделать? Как нам нужно относиться к другим людям

- Какие составляющие морали вы можете назвать?

-Итак, наш урок подходит к концу. Я хочу прочитать вам маленький рассказ

В.А.Сухомлинского «Какой след должен оставить человек на Земле».

Старый Мастер построил каменный дом. Стал в стороне и любуется. «Завтра в нем поселятся люди», - думает с гордостью. А в это время возле дома играл Мальчик. Он прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на цементе, который еще не затвердел.

- Зачем ты портишь мою работу? - сказал с укоризной Мастер.

Мальчик посмотрел на отпечаток ноги, засмеялся и убежал.

Прошло много лет. Мальчик стал взрослым мужчиной. Жизнь его сложилась так, что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался - ни руками, ни душой. Пришла старость. Вспомнил старый Мужчина свою родную деревню на берегу Днепра. Захотелось ему побывать там. Приехал на родину, встречается с людьми, называет свою фамилию, но все пожимают плечами. Никто не помнит такого.

- Что же ты оставил после себя? – спрашивает старого Мужчину один старик

- Есть у тебя сын или дочь?

- Нет у меня ни сына, ни дочери.

- Может, ты дуб посадил?

- Нет, не посадил я дуба...

- Может, ты взлелеял поле?

- Нет, не взлелеял я поле...

- Ну, так значит, ты песню сочинил?

- Нет, и песни я не сочинил.

- Так кто же ты? Что же ты делал всю свою жизнь? – с изумлением спросил старик.

Ничего не мог ответить старый Мужчина. Вспомнилась ему тот момент, когда он оставил след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит тот, словно вчера построен, а на самой низкой ступеньке – окаменевший отпечаток его маленькой ножки.

- Вот и все, что останется после меня на земле, - с горечью подумал Человек.

- Но этого же мало, очень мало... Не так надо жить...

– Почему он с горечью произнес слова:

«Не так надо было жить!»

– Что он понял?

-Скажите, а воспитание человека где начинается? Кто первым начинает воспитывать ребёнка?

-Я вам предлагаю дома составить с родителями перечень моральных норм, принятых в вашей семье и написать их в тетради. А потом мы можем составить общую памятку норм, принятых в ваших семьях, которую сможем назвать «Как воспитать культурного человека»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: