Урок 136. Итоговый урок «Что читать летом»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний | ||
Педагогические задачи: побуждать к размышлению над книгой, содержанием произведения, к слушанию мнений одноклассников о произведениях, которые они рекомендуют прочитать во время летних каникул; способствовать правильному выбору книг для самостоятельного чтения; обеспечить комфортные условия для выражения учащимися своих мыслей о книге, ее значении; учить осуществлять оценку своей деятельности на уроке в течение учебного года | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице; осуществлять выбор книг для летнего самостоятельного чтения; оценивать свою деятельность на уроке и работу товарищей | Метапредметные: Познавательные: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7–8 предложений. Регулятивные: оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания. Коммуникативные: вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения | Личностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Речевая разминка, дыхательная гимнастика | Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста. – Прочитайте с вопросительной интонацией. – Прочитайте шепотом. – Прочитайте скороговоркой | Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. Зеленая береза стоит в лесу, Зоя под березой поймала стрекозу | Осуществлять актуализацию личного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
III. Беседа по теме «Что читать летом» | Знакомит обучающихся со списком для чтения летом. – Чем полезно чтение книг? – Чему может научить книга? – Расскажите о своих любимых книгах | Читают список произведений. Задают вопросы учителю. Читают статью А. Штеймана «О пользе чтения» (см. ресурсный материал) | Слушать в соответствии с целевой установкой |
IV. Литературные ребусы | Проводит обобщение литературных понятий и определений. – Отгадайте ребус. Объясните значение слова. Приведите примеры | Отгадывают ребусы. Отвечают на вопросы учителя. Дают определения отгаданных слов | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Карточка 1.
![]() | Карточка 1. Пословица – малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Называют пословицы и объясняют их значение: • Слезами горю не поможешь. • Хлеб – всему голова. • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. • Семеро одного не ждут. • У семи нянек дитя без глазу. • Семь раз отмерь – один отрежь. • Сытый голодному не товарищ | ||
Карточка 2.
![]() | Карточка 2. Сказка – жанр литературного творчества. Сказка фольклорная – эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Сказка литературная – эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов | ||
Карточка 3.
![]() | Карточка 3. Рассказ – это небольшое прозаическое произведение в основном повествова- тельного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера. Называют рассказы о животных, о детях | ||
Карточка 4.
![]() | Карточка 4. Былина – героико-патриотическая песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IX–XIII в; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, происходило в прошлом) | ||
Карточка 5.
![]() | Карточка 5. Стихотворение – поэзия. Называют лирические стихотворения, стихотворения о Родине | ||
Карточка 6.
![]() | Карточка 6. Басня – стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение – так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня – один из древнейших литературных жанров. Называют прочитанные басни | ||
V. Итог урока. Рефлексия | Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |