НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ.
Тема 1. Организация исследовательской деятельности.
«Научно-исследовательская деятельность» – является интеллектуальной деятельностью, направленной на приобретение и применение новых знаний для решения теоретических и практических проблем в процессе обучения.
Организация научно-исследовательской деятельности основывается на следующих принципах.
Первый принцип – это соответствие требованиям государства как социальному заказу (воспитание гармонично развитого поколения и подготовленные будущие педагоги в профессиональной подготовке).
Второй принцип целостность (процесс скоординирован вокруг единой цели, а результат ориентирован на развитие интеллектуального потенциала личности).
Третий принцип – научный (информация, представленная в исследовательской работе, научно-исследовательской деятельности соответствует развитию науки, сравнение вновь полученных новых знаний с другими источники).
Четвертый принцип – единство теории и практики (наличие навыков и умения применять полученные знания на практике).
В настоящее время научно-исследовательская деятельность студентов преследует следующие цели:
- расширить и углубить знания студентов в области теоретических основ, получить и развить определенные практические навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- проводить научные поиски для решения актуальных задач, выдвигаемых наукой и практикой;
- выработать навыки изложения результатов собственных научных исследований (отчеты, рефераты, доклады и др.) и способность аргументировано отстаивать полученные результаты;
|
- внедрить новые информационные технологии при проведении НИРС;
- формировать системную методологию познания разнообразных объектов, принципов и способов в научно-исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская деятельность в адаптивной физической культуре, является составной частью педагогической деятельности. В рамках обучения будущие бакалавры адаптивной физической культуры могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих видов: педагогической, компенсаторной, профилактической и научно-исследовательской.
При этом в процессе педагогического образования бакалавров адаптивной физической культуры в вузе по определенной проблематике есть требования к выполнению научно-исследовательской деятельности:
– определение актуальных вопросов в сфере педагогической деятельности и адаптивной физической культуры, адаптивного спорта и физического развития;
– проведение научных исследований, эффективности различных способов деятельности в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов с использованием современных методов исследования;
– осуществление научного анализа, обобщение, оформление и презентацию результатов научных исследований.
Основные проблемы научно-исследовательской деятельности в вузе по направлению подготовки – физическая культура для лиц с ограничениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), физическая реабилитация направлены на:
1) рассмотрение психолого-педагогических аспектов обучения и воспитания обучающихся различных возрастных категорий, в системе образования разных уровней аккредитации;
|
2) объективное рассмотрение взаимосвязи физической культуры и спорта, с определением и совершенствованием обучения с позиции нозологий различных заболеваний в понимании адаптивной физической культуры;
3) формирование физических, психологических качеств и прикладных навыков, при обучении лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
4) выявление особенностей проведения занятий по адаптивной физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Традиционная система студенческой научно-исследовательской работы включает следующие направления:
Во-первых, изучение курсов, дисциплин, выполнение курсовых, бакалаврских, дипломных, магистерских работ – учебно-исследовательская и исследовательская работа.
Во-вторых, работа в научных кружках, группах; участие в научных конференциях, семинарах; публикации в научных изданиях, сборниках трудов – научно-исследовательская работа, выполняемая во вне учебное время.
В-третьих, предметные олимпиады, смотры, конкурсы научных работ, Дни студенческой науки – организационно-массовые мероприятия.
В-четвертых, разработка проектов и моделей, повышающих уровень обучения в условиях научно-исследовательских работ. Развитие сознательности и дисциплины студентов в условиях научно-исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, может предусматривать в форме практической деятельности, предусматривает выполнение обязательных работ: домашних заданий, лабораторных работ, рефератов, курсовых и дипломных проектов (работ) всеми студентами без исключения.
|
То есть на первом этапе происходит ознакомление студентов с основами и элементами учебных исследований, развиваются навыки самостоятельной работы по углублённому изучению фундаментальных наук. Преподаватели проводят ознакомление с знаниями, составляющими часть программного материала какой-либо дисциплины (раздела, темы), и применяют их к решению каких-либо учебных или прикладных задач. Следует подчеркнуть, что вопреки сложившемуся мнению, предметом учебно-исследовательской работы студентов является не обязательно специально включаемые преподавателем элементы учебных исследований в перечисленные работы.
Научно-исследовательская работа – является одной из составных частей педагогической деятельности в условиях современного вуза. Она является основной частью профессиональной деятельности будущего специалиста. Основным критерием научно-исследовательской работы, является творческий потенциал студентов. Показателем ответственности, способностей и таланта, развития, социализации и самоопределения обучающихся.
Научно-исследовательская работа, выполняемая во вне учебное время выполнение разовых работ отдельными студентами. Например, выполнение конкретных нетиповых заданий учебно-исследовательского характера в период производственной или учебной практики отдельными студентами; подготовка доклада на конференциях или семинарах; участие активных студентов на заседаниях научного кружка; написание статьи или тезисов в сборники студенческих статей по собственным результатам исследования.
Представление исследования, в настоящее время, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности, при этом приветствуется собственные творческие подходы к ней. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В них определен характер языка, объем, структура самой работы. При представлении руководитель и бакалавр должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах могут быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.
Организационно-массовые мероприятия научно-исследовательской деятельности – это планово подготовленные, конкурсы студенческих научных работ, Дни студенческой науки, проводимых на различных уровнях и проведение олимпиад по отдельным дисциплинам.
Одной из инновационных форм, стимулирующих участие студентов в НИРС, являются Дни студенческой науки, приводящиеся в вузах в рамках Всероссийского, республиканских, университетских и институтских фестивалей науки. Данное мероприятие может быть рассмотрено как система компонентов и являющаяся подсистемой НИРС университетов.
Целями данных мероприятий является содействие развитию студенческого самоуправления при привлечении студентов к научно-исследовательской деятельности, через подготовку докладов и публичное выступление с защитой своих исследовательских работ или проектов.
Цели и задачи мероприятия определяют отбор содержания по направлениям подготовки и профилю учебного заведения.
Разработка проектов, как вариант научно-исследовательской деятельности.
Проектная деятельность – это деятельность, «направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата». Результат четко обозначен в начале исследования.
Проектная деятельность развивает иные аспекты личности студента: потребность непосредственно влиять на ситуацию, активную позицию по отношению к достижению результата, организуется как процесс создания замысла и его воплощения.
Главной целью проектной деятельности можно обозначить «получение такого результата, который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел», а целью исследовательской деятельности является проведение некоего исследования для уяснения какой-либо закономерности, «установление истины, „того, что есть“, „наблюдение“ за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь».
Признаки проектной деятельности:
– ориентация на получение конкретного результата;
– предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
– относительно жесткая фиксация срока достижения результата;
– программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
– выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией; – получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализа новой ситуации.
Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами. Но нужно всегда помнить, что результатом проектной деятельности является продукт заранее запланированный – известный, и он влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел, а результатом исследовательской деятельности является знание заранее неизвестное и доказательство в процессе изучения истинности этого знания.
Список литературы.
1) Бондаренко И.С. Научно-исследовательская работа: метод. указания к подготовке материалов для участия в конференц-неделе / И.С. Бондаренко, И.О. Темкин. – М.: МИСиС, 2018. – 40 с.
2) Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта: учебник для вузов / Никитушкин В.Г. – М.: Советский спорт, 2013. – 280 с. - ISBN 978-5-9718-0616-5.
3) Демченко З.А. Концептуальные подходы к формированию ценностно-позитивного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности / З.А. Демченко. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 190 с. - ISBN 978-5-261-00997-9.
4) Семенов Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л.А. Семенов. – М.: Советский спорт, 2011. – 200 с. – ISBN 978-5-9718-0543-4.
5) Данилова И.И. Введение в проектную и научно-исследовательскую деятельность: учебное пособие / И.И. Данилова, Ю.В. Привалова. – Ростов н/Д: ЮФУ, 2019. – 106 с. – ISBN 978-5-9275-3125-7.
Интернет-ресурсы:
https://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
https://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал
https://www.elibrary.ru/ eLIBRARY.RU
https://lib.ltsu.org/ Научная библиотека «Луганский государственный педагогический университет»
https://www.studentlibrary.ru/ ЭБС «Консультант студента»