Театр и драматургия Петровского времени




Лекция

 

Рукописыне безавторские и бытовые повести

 

Гиистория об Александре, о российском купце Иоанне, о дворянском сыне. Герои этих повестей — образованные молодые люди, уехавшие, поступают на службу, делают карьеру.

Одно из самых популярных произведений — анонимная гистория о Василие Кориотском. Подлинный жанр повествования.

В петровскую эпоху — гистория свейской (шведской) войны 1715 — 1724 гг) Искать в гисториях полного отражения эпохи не следует (всего 5 процентов свидетельствует о реальной петровской эпохе).

Гистория об Александре — начало 20-ых годов.

Гистория о Василии (1703-1726)

 

Герой повести о Кориотском — представитель сословия, на которое опирался Петр. Он отличается любознательностью, находчивостью и бесстрашием. Ряд мотивов — из предыдущих повестей 17 века и народных сказок. Автор очень вольно обходится с пространством и временем. Параллель с «Робинзоном Крузо» Дефо. Дидактика произведения Дефо прямо противоположна российской повести. Перу Дефо принадлежит жизнеописание Петра — 1723г. Судьба Кориотского — пример для дворянских сынков, большинство из них были ленивыми, не учились и не служили. Их отцы тоже не понимали, зачем нужны школы. Современники отмечают, что было сложно приохотить их к учёбе и заставить служить (розги, методы принуждения). В этой повести новой звучит тема отцов и детей. Если вспомнить другие повести 17-ого века, родительский дом был хранителем мудрости, в повести о Василии Кориотском эта тема изменена — стал королём Флорентским. Традиционная тема переосмыслена, выбор — вполне в духе времени. Василий с большой службой и с таранием выполняет все поручения. Черта времени — поездка Василия в Голландиию, Петр сам осваивал там кораблестроение. В повести отразился международный престиж России. Очень важна любовная тема (авантюрная). В повести любовь — чистое и благородное чувство, он готов пренебречь опасностью ради неё. Превращения матроса Василия в короля — почти сказочно. Безродный матрос становится полудержавным властелином. Язые произведения — языковая красота того времени (фольклорная, бытовая) + заимствованные слова (варваризмы).

 

Иной вариант — гистория о храбром российском кавалере Александре и о любительницах его Тире и Элеоноре. По сути — рыцарский роман: он становится рыцарем, участвует в турнире. Была ещё одна любительница — Кедвига. Александр — сын вполне обеспеченных родителей, его уход из дома в Европу мотивирован желанием получить достойное образование (в духе петровского времени). Александр осознал, что невежество недостойно дворянина — желание увидеть мир. Родители благословляют его. Александр отправляется во Францию — подаётся утехам, забывает об остальном. Но он знал, что по возвращении должен будет держать ответ перед Петром (экзамены). Александр запутался в любовных отношениях, периодически вспоминая о России. Характеры всех героев очень хорошо прописаны. Элеонора — дочь пастора, Кедвига — дочь геренала, Тира — преданная и терпеливая. Защищая честь Тиры, Александр становится рыцарем. Есть диспут о женской добродетели. Внимание к женской проблеме — тоже черта времени. Есть кораблекрушение, попадают в разные страны. Пираты продают Александра. Бежал три дня, шёл через … через Эфиопию и до Египта, достал себе латы и коня. На латах сделал — прежние сетования, поехал на Малтийский остров. После всех этих приключений — наказание за то, что не выполнил обещания учиться в Европе — перед самым возвращением он утонул, купаясь в море. Можно считать повестью-предостережением.

 

Гистория о российском купце Иоанне.

Иоанн Евродиком из города Старая Руса — переезжает в Санкт-Петербург, ведёт торговлю с Западом. Отправляет сына во Францию, чтобы тот приобрёл опыт в торговых делах. Иоанн становится предметом обожания девицы, его с позором выгоняют — возвращается в Россию, становится купцом, его сердце всю жизнь хранит память о девушке Элеоноре.

 

Гистория о шляхетском сыне — трагедия.

 

Все эти повести — светские произведения, не доходили до печатного станка (Пётр их не одобрял). Авторы и герои с удовольствием осваивают Европу, это новое бытовое и культурное пространство.

 

 

Театр и драматургия Петровского времени

Создал публичный театр. Популярностью пользовались скоморохи. Скоморохи — средневековые актёры, постановщики сатирических сценок. Благодаря стараниям церкви при отце Петра скоморочество было запрещено. 17 век — середина 17-ого века — гонения скоморохов. Алексей Михайлович любил только придворный театр, приглашались европейские труппы, представления смотрели представители мужского пола. Пётр понял, что театр может стать агитатором и пропагандистом. С стране, где почти поголовная неграмотность — образование и пропаганда с помощью театра. После представлений — беспорядки на улицах. Актёры воспевали славу оружия, победы.

1702 г. - в Россию с труппой актеров приглашен немец Иоганн Кунст. В России существовал таже школьный театр при духовных академиях — все роли исполняли мужчины. В приглашённом театре была женщина. Конец 1702 г — указ о создании газеты. По контракту Иоганн Кунст должен был угождать царю. На Красной площади была построена театральная храмина, которая умещала 400 зрителей. Представители церкви признали такое соседство оскорбительным, но Пётр считал, что это центр московской торговли и жизни. Билеты — 3-10 копеек. Кроме того, Пётр рассчитывал, что заграничные актёры научат и русских. Каждому актёру — жалование в зависимости от роли. Всего лишь год кунст руководил театром, в 1703 году он умер, театр возглавил житель немецкой слободы — Отто Фюрст. Просуществовал до 1706 года. Пётр разочаровался в театре, он не оправдал всех его ожиданий.

Пьесы - «Дон Ян и дон Педро» - сюжет Дон Жуана — английские пьесы. «О крепости Грубстоуна» - Александр Македонский. Пьеса «Честный изменник или...». «Два завоёванных города» - Юлий Цезарь. Фигурировал комический персонаж, в России его называли дурацкой персоной. Пётр был недоволен — он хотел видеть не аляповатые действия, а трогательные пьесы, без «этой любви, всюду вклеиваемой и весёлый фарс без шутовства». Герои выкрикивали патетические монологи, при этом жестикулировали. Извергались моря крови. Спектакли были далеки от русской действительности, не могли выполнить задачу, поставленную Петром. 1702 г. - взятие крепости Орешек (пьеса). Только через 50 лет был подписан указ Елизаветой Петровной 1752 года — учреждение Российского театра, управляющим стал Сумароков.

В Москве при славяно-греколатинской академии, возглавлял Николай Бидлоб. В этих пьесах — аллегорические сюжеты и образы. Авторы наделяли героев аллегорическими чертами — отмщение, истина6 ир, смерть и т. д. - наделялись соответствующими атрибутами (оливковые ветви - мир, надежда — якорь, гнев — меч). Сам Пётр ассоциировался с апостолом Петром и его называли Марсом российским. Властолюбие — дракон, добродетель — птица.

Пьеса - «Освобождение Ливонии и Ингерманландии», «Божьих уничижителей гордых уничижения», в госпитальном театре - «Слава Российская, в 1725г. - «Слава печальная» (кончина Петра)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: