Понятие о психолого-педагогическом статусе.




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ШКОЛЬНИКА

 

Схема 5-1. Взаимодействие ребенка и школьной среды и профессиональные задачи психолога

 

Схема 5-2. Взаимодействие ребенка и школьной среды и профессиональные задачи психолога

 

Тема 2. Психолого-педагогический статус и его хараетеристика

Понятие о психологическом сопровождении.

Понятие о психолого-педагогическом статусе.

1. Предметом деятельности сопровождающего психолога является конкретный ребенок в конкретной социально-педагогической ситуации, а не ребенок вообще, обладающими теми или иными возрастными особенностями.

Цель деятельности практического психолога образования в рамках психологического сопровождения формулируется как создание специальных условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка в конкретной социально-педагогической ситуации (образовательной среде). Раскроем некоторые положения этого определения особо.

Первое. Деятельность практического психолога образования ориентирована не на формирование, коррекцию или развитие чего-либо конкретного в психологическом статусе ученика, а на создание условий, организацию некоторой среды, в которой данные процессы могут протекать успешно. Это более корректная оценка возможностей практического психолога образования и современной практической психологи вообще.

Второе, действия практического психолога образования зависят от конкретной образовательной среды, которую выбрали для ребенка родители. Обычная переполненная средняя школа или детский сад – и одни возможности, одни ориентиры в работе. Маленькая, уютная школа или детский сад – другие. Огромное значение имеют образовательные технологии, применяемые в данной школе, общие воспитательные принципы педагогического коллектива. Условия, которые создает психолог, вторичны по отношению к условиям данной образовательной среды.

Третье и самое важное. Целью психологического сопровождения является полноценное развитие. Практический психолог образования имеет дело с процессом психологического развития, который рождается на пересечении логики внутреннего психического развития (ведущая деятельность, новообразования, сенситивные периоды и т.д.) и особенностей построения образовательной среды, в которую данный ребенок и подросток погружен.

Итак, предметом сопровождающей деятельности практического психолога образования является психологическое развитие как результат пересечения двух логик – психической и социально-педагогической. И нужно знать их обе для того, чтобы обеспечивать полноценное развитие ребенка на всех ступенях онтогенеза, которое складывается:

• из достижения, реализации тех возможностей, которые данному ребенку открывает данный этап возрастного развития.

• из реализации тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.

Конечно, эти две логики не должны находиться в противоречии, они должны согласовываться, дополнять друг друга. Привести их в соответствие – задача всего педагогического коллектива. В результате сочетания двух логик формируются те возможности, которые доступны «среднему» ребенку определенного возраста и определенной ступени обучения.

Совокупность этих возможностей называют психолого-педагогическим статусом ребенка конкретного возраста. Эти возможности представляют собой некоторый ориентир, содержательную основу для оценки данных диагностики, построении развивающей и консультативной работы.

Но есть еще индивидуальные возможности, которые тоже необходимо учитывать. По сути дела, эта диада дополняется еще одной логикой – логикой индивидуального развития, работать с которой, учитывать которую современная психология еще практически не умеет.

Психолого-педагогический статус является некоторой общей для каждого возраста величиной и складывается из описания тех возможностей, особенностей черт психической деятельности, поведения, общения и самочувствия, которые являются гарантом его дальнейшего поступательного развития и успешного образования.

Разработка понятия психолого-педагогического статуса школьника является принципиально важной и с теоретической, и с практической точек зрения. Работа школьного психолога реализуется в определенных социально-педагогических условиях. Эти условия не задают ему цели и задачи деятельности, но определяют его возможности, диктуют те или иные формы организации работы с ребенком.

Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, также решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др.

Социально-педагогические условия, задаваемые ему школьной средой, в ряде случаев выступают как основной гарант достижения тех или иных целей (например, в случае с образованием), а в других ситуациях также накладывают определенные ограничения, задают конкретные пути достижения ребенком его целей, удовлетворения ведущих потребностей.

Психолог, сопровождая ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.

Для того чтобы осуществлять подобную деятельность в школьной среде, школьному психологу необходимо знать важнейшие параметры школьной среды — прежде всего, со стороны тех требований, которые она предъявляет ребенку, — и особенности самого школьника. В первую очередь, естественно, речь идет о тех особенностях, которые существенно влияют на успешность его обучения и развития. Совокупность этих особенностей мы определяем как психолого-педагогический статус школьника.

Таким образом, мы выходим на два принципиально важных понятия —

· психолого-педагогический статус школьника

· система психолого-педагогических требований к обучению, поведению и психологическому развитию школьника.

Остановимся подробно на их содержании и начнем с понятия статуса.

Что даст психологу содержательное наполнение этого параметра? Прежде всего, ориентир для построения всей системы работы с ребенком в рамках школьного сопровождения.

Например, в диагностическом плане эти понятия позволяют нам:

• разработать критерии, с помощью которых можно оценить различные аспекты психологического развития школьника: уровень развития определенных психических процессов, содержание различных сторон психической жизни и др.;

• подобрать конкретные методики для обследования школьников, которые позволят выявить и оценить важные для сопровождения аспекты его психической жизни;

• организовать наблюдение за состоянием и развитием школьника на протяжении всех лет обучения с использованием одних и тех же параметров анализа и оценки;

• проводить сравнение показателей внутри определенной параллели, между параллелями и др.;

• вывести определенные нормативы по различным отслеживаемым психологическим параметрам развития школьников, характерные для данной школы, данной параллели.

То есть для диагностики это понятие принципиально важно. Оно дает нам возможность проводить ее как целенаправленный, внутренне организованный, последовательный процесс с четкими целями и сравнимыми результатами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: