Профилактика нарушений зрения




 

Солнечный свет обладает многими ценными и необходимыми для здоровья свойствами. Он стимулирует обмен веществ, способствует лучшему развитию организма, оказывает угнетающее действие на патогенные микроорганизмы (бактерии туберкулеза, вирусы респираторных инфекций и др.). Поэтому нужно следить за тем, чтобы в помещение попадало как можно больше солнечного света. Окна должны быть свободными от посторонних предметов, на них можно держать лишь низкорослые растения, в светлый период суток шторы на окнах должны быть раздвинуты; оконные стекла следует регулярно очищать от пыли.

Если окна обращены на север или их затеняют соседние здания, близко расположенные высокие деревья, стены в комнате следует оклеивать светлыми обоями, которые равномерно отражают падающий на них свет, от чего освещенность в помещении увеличивается. Следует учитывать, что предметы белого цвета отражают 60-80% падающего на них света, предметы светлого тона (желтые, кремовые) — 50-60%, темные (коричневые, красные, серые) — 20-30%. Освещение считается достаточным, если мощность светильников общего освещения составляет 10-15 Вт/м2 площади помещения.

Для домашних занятий учащегося должно быть отведено хорошо освещенное место у окна, свет должен падать обязательно с левой стороны: при освещении справа книги или тетрадь затемняется правой рукой, а свет, падающий спереди, слепит глаза. При недостатке дневного света или в вечернее время можно пользоваться искусственными источниками света. При этом допустимым считается смешение естественного света с любым из обоих видов искусственного — от ламп накаливания или люминесцентных ламп; напротив, нежелательным является сочетание обоих искусственных источников.

Важно, чтобы свет от искусственного источника падал только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени, в противном случае происходит избыточное их засвечивание, сопровождающееся быстро развивающимся утомлением. Книгу во время чтения желательно держать в наклонном положении, для чего можно использовать специальную подставку или какой-либо предмет.

Необходимо сочетание местного, более интенсивного, освещения рабочего места и общего — это необходимо для того, чтобы не возникало резких и утомительных для зрения контрастов освещенности предметов в комнате. Следует избегать избыточного освещения рабочего места (прямые солнечные лучи, слишком мощная лампа накаливания), так как это утомляет зрение и может вести к головной боли, резям в глазах. Источник света не должен быть расположен слишком близко к учащемуся. Тетрадь или книга должна находиться от глаз не ближе чем на расстоянии, равном длине руки от локтя до кончиков пальцев (у взрослого — 30-35 см). Такое расстояние не требует напряжения зрения и дает возможность работать не наклоняясь. Поверхность рабочего стола не должна давать слепящих глаза бликов.

Освещенность парт в классе различна, в зависимости от удаления от окон, которые обычно расположены с одной стороны. Для предотвращения нарушений зрения учащихся наиболее удаленного от окон ряда следует каждую четверть пересаживать с одного ряда на другой.

Желательно чередование занятий, требующих большого напряжения зрения, с занятиями, при которых зрительная нагрузка меньше.

Хорошим приемом, важным для профилактики утомления глаз и развития близорукости, является наряду с периодическим свободным взглядом вдаль рассматривание очень удаленных предметов — во время прогулки, экскурсии. Рассматривание удаленных предметов можно превратить в интересное занятие, дав учащимся задание определить количество и характер сельскохозяйственных машин, работающих в поле, количество животных в пасущемся стаде, установить, из каких деревьев состоит находящейся вдали лес, и т.д. Для отдыха и развития зрения полезны игры типа городков, волейбола, метания в цель мяча, снежков. Непосредственно во время зрительной работы полезно, закрыв на несколько секунд глаза, подвигать ими в разных направлениях — вверх, вниз, в стороны.

Существенной нагрузкой на зрение являются телевизионные передачи. Несоблюдение правил гигиены здесь может вести не только к близорукости, но также и к нарушениям функций центральной нервной системы. Телевидение — удивительное изобретение прошлого века, свидетельство творческих возможностей человека. Благодаря телевидению современные дети знают намного больше, чем знали их сверстники раньше. Но информация, поступающая через этот канал, не должна быть избыточной. Основные общие отрицательные моменты, связанные с просмотром телепередач, заключаются в следующем.

Во-первых, нарушается соотношение между информацией, активно добываемой учащимся в процессе занятий, и поступающей к нему без каких-либо усилий с его стороны. Это препятствует формированию активного отношения к получению информации, порождает потребительскую уста­новку, а не очень устойчивых психологически людей, как взрослых, так и детей и подростков, превращает как бы в рабов телевидения — они стремятся по мере возможности, не считаясь со временем, смотреть все передачи без исключения, не будучи в силах самостоятельно регламентировать этот процесс, отделять нужное от ненужного, интересное для них от неинтересного и т.д.

Во-вторых, при чрезмерном увлечении телевизионными передачами нарушается естественное соотношение в использовании зрительного и слухового каналов получения информации, и при этом страдает развитие образного мышления, которое, напротив, стимулируется при прослушивании по радио различных спектаклей, постановок, музыки и т.д.

В-третьих, телевидение попросту отвлекает учащихся от необходимых для их развития занятий (чтение, рисование, самоделки, прогулки на свежем воздухе и т.д.). Отсюда следует объективная необходимость строгой регламентации просмотра телевизионных передач.

Смотреть телевизор учащимся следует не каждый день и лишь предназначенные для них передачи. Целесообразно это определить уже в начале недели, ознакомившись с программами телепередач. Особенно необходима регламентация просмотра телевизионных передач для учащихся начальных классов, у которых важно сформировать четкий режим дня, навыки учебной работы.

Расстояние до экрана должно быть в пределах 2,5-5 м, в зависимости от величины экрана и особенностей помещения (из расчета, чтобы расстояние от глаз до экрана превышало его размер по диагонали в 5-7 раз). Экран телевизора должен находиться на уровне глаз сидящего человека; смотреть его следует в прямом положении, а не под углом. Не следует пытаться рассматривать элементы изображения, поскольку это утомляет зрение — следует настраиваться на общее восприятие «картинки». Изображение не должно быть излишне ярким.

Помещение, где ведется просмотр телевизионных передач, должно быть частично затемнено, так как большой контраст между изображением на экране и окружающим помещением ведет к утомлению глаз. Подсветка помещения должна иметь рассеянный характер. Следует избегать отсветов и бликов на экране от источника подсветки; для этого ее источник (торшер с лампой небольшой мощности, настольная лампа и т.д.) следует поставить сбоку от телевизора. Учащиеся, которые носят очки, должны пользоваться ими и при просмотре телевизионных передач.

Необходимо отметить, что компьютер становится привычным элементом не только в научных лабораториях, в школьных классах, но и в домашней обстановке. Даже в детских садах стали появляться компьютерные игры. Длительное пребывание у экрана компьютера не безвредно для здо­ровья: нарушается зрение, происходит утомление мышц рук, позвоночника, наступает общая слабость.

Основные факторы вредного влияния компьютера на организм - это электромагнитные поля и излучения, мелькание изображения на экране, длительная неподвижность позы оператора.

Исследования показали, что главная угроза для здоровья пользователей ПЭВМ - это неподвижность, статичность позы и глазных мышц, особенно нуждающихся в динамическом режиме работы. Для профилактики переутомления при работе с компьютером время работы на нем должно регламентироваться с учетом возраста обучаемых. Кроме того, должен соблюдаться специальный двигательный режим. В этом плане можно рекомендовать обучаемым ряд упражнений для глаз, содержащихся в справочнике «Санитарные нормы для образовательных учреждений».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: