§1. Психолого-педагогическое обоснование необходимости создания предметно-развивающей среды в образовательном учреждении для детей1
Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд понимает ее как совокупность предметов, представляющих собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, в которых запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений.
1 Параграф написан к.п.н., проф. Н.А.Виноградовой и заведующей ГОУ детским садом №1917 г.Москвы, Н.В.Поздняковой,
Через такие предметы ребенок познает самого себя, свою индивидуальность, находит свою «вторую жизнь» в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом. Поэтому с психологической точки зрения оттого, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней.
В связи с этим, психология понимает предметно-развивающую и игровую среду как поле социальной и культурной деятельности, сферу передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества7. Поэтому предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает, "развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслужи вания, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эсте тической деятельности, и элементарной формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра3. При этом сама развивающая предметная среда, как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развития,; предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, должна учитывать его индивидуальные и возрастные особенности (А. В.Запорожец, С.Л.Новоселова)4.
|
Так, предметно-развивающая и игровая среда в каждой возрас- ' тной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно:
для детей третьего года жизни — это достаточно большое про
странство для удовлетворения потребности в активном движе
нии;!
?Р£бенрк в мире культуры. — Ставрополь, 1998.
ъЭльконинД,Б. Психология игры [Текст]. —- 2-е изд. -~ М.: ВЛАДОС, 1999. — 358с.
4 Новоселова С.Л, Развивающая предметная среда [Текст]; методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн -проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 64 с.
I в группе четвертого года жизни — это насыщенный центр сю-жетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
в старшей группе чрезвычайно важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д. С учетом взросления (развития) детей предметно-развивающая и игровая среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее сточки зрения своих детских интересов. Вместе стем, среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребенка и содержать как предметы и материалы, известные детям, так и те, которыми он овладевает с помощью взрослого, и, наконец, совсем незнакомые ему элементы среды. По мере исчерпаемости «зоны ближайшего развития» ребенка предметно-развивающая и игровая среда соответственно обновляется5.
|
В связи с этим Е.А.Лазарь определяет т ипы взаимодействия ребенка и среды: неадекватный и адекватный, влияющий на характер самоопределения личности.
Неадекватный тип характеризуется несоответствием требований среды уровню развития личности и включает такие виды взаимодействия, когда личность противостоит «обедненной» среде, пытаясь ее изменить; когда масштабы среды превосходят уровень самой личности, которая вынуждена подчиняться среде; когда среда выступает компенсацией жизни.
Адекватный тип взаимодействия среды и личности характеризуется гармонией между образом жизни и средой, удовлетворенностью личности в своей среде. Он предполагает выработку у ребенка способности творчески осваивать и, главное, перестраивать новые способы деятельности в любой из исторически очерченных сфер человеческой кулыуры. отраженных в предметно-развивающей и игровой среде группы и детского сада в целом. Поэтому и организовать среду в детском садунеобходимотаким образом, чтобы ребенок с самого нача т: располагал необходимыми «степенями свобо-
|
5Ми-<симова Г.Ю., Р\\:о<т. //. Г Предметно-пространственная среда в контексте отечественной г;сд«.нч>; пкп развития (илоыкольном проекте программы «Сообщество-'), Д>. туиыиле проблемы педагогики [Текст]: сборник
научных трудов Вып, 4.. Владимир; BITIV 2000. — С,35 —41.
ды» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых возможностей и горизонтов развития (Н.Н.Поддъяков, В.Кудрявцев). В связи с этим попробуем определить основные функции развивающей среды детского сада.
Развивающая среда ДОУ обладает широким спектром функций: \ — является носителем разносторонней информации об окружа-^ ющем;
— влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое раз
витие;
О — создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности;
Н — способствует физическому развитию, познанию особенностей устройства собственного организма;
V — обеспечивает разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической и др.), становится основой доя его самостоятельной деятельности, условием для самообразования;
—обеспечивает индивидуальное раскрытие каждого ребенка,
повышает его активность и заинтересованность;
—побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализо
вывать собственные инициативы, развивает способность при
нимать и осуществлять самостоятельные решения — идти по
пути творческого саморазвития;
Л — обогащает развитие специфических видов детской деятельности.
Предметно-развивающая и игровая среда группы и детского сада необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию — каждый предмет несет определенные свс-дения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта:
—продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потреб
ности человека, раскрываю г детям мир людей, социальную
природу результатов их труда;
—репродукции, эстампы, этюды, скульптура обеспечивают ху
дожественное восприятие, которое впоследствии становится
основой эстетических суждений; предметы театрализованной
и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены,
песни, музыки;
—комната интеллектуального развития (типа лаборатории, ос™
найденная емкостями для исследования воды, теста — из пес
ка, глины, муки), разнообразные предметы для проведения
опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т.д.)? игрушки для подгонки форм, нанизывания, обеспечивают познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, т.е. предоставляется «ключ» к освоению действительности, законов ее организации; — игровые компьютеры, электронные, механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор.
Не менее важное значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, «застывшая» среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а попутно влияет на ребенка. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего "развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Кроме того, предметное и игровое окружение, воздействуя на эмоции детей, побуждает их к деятельности, Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; различные инструменты (уже с первой младшей группы) — мелки, краски, кисти, сангина, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная «стенатворчества», включая грифельную доску, оргстекло, ватман, ткань — позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание. Другой элемент среды -необычные сказочные герои, «живущие» в группе, — побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т.п.); кроссворды, лабиринты, головоломки, предметы-заместители, развивающие дидактические и настолько— печатные игры вводят в активную познавательную деятельность (О. Артамонова)6.
Развивающая функция предметной и игровой среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных
6 Артамонова О. В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении: метод, рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. — Тольятти: Изд. инф.-техн. центра, 1994. — 54 с.
i ()\i понентов, что обеспечивает преемственность развития деятель-i юсти от простых ее форм к более сложным. Эта среда должна отве-•u i ь критериям функционального комфорта и основным положениям эргономики развивающейся детской деятельности. Так, С.Л. 11овоселова подчеркивает, что при создании предметной среды не-(>6ходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятель-i юсти: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Они заключаются в следующем:
—развивающий характер предметной среды;
—деятельно— возрастной подход;
—информативность среды;
—обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социо
культурных средств, обеспечивающих разнообразие деятель
ности ребенка и его творчество;
—вариативность;
—сочетание традиционных и новых компонентов;
—обеспечение составных элементов среды, соотносимости с
макро — и микропространством деятельности детей;
—- обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности;
—- обеспечение эстетических и гигиенических показателей.
Решению проблемы создания развивающей среды в ДОУ будут способствовать новые подходы к формированию структуры здания, сгюбодной от планировки, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проектированию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов развивающей предметной среды7. При этом в современной практике дошкольного воспитания все настойчивее прокладывают путь идеи развивающего образования, которые основаны наличностно-ориентированной модели взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Научно-психологические основы развивающего образования и основы организации развивающей среды как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намече-i i ы в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия— Л. С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.НЛеонтьева, А.В.За-
' Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст]: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов разри-вающей предметной среды в детских садах и учебно-восэдщтел^ных комплексах. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 64 с.
порожца, Д.Б.Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи — Л.А.Венгер, Ф.А.Сохин, Н.Н.Поддъяков, О.М.Дьяченко, Г.Г.Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории — исследования А.П.Усовой, Н.А.Ветлугиной, С.Л.Новоселовой, В.А.Петровского, Л.П. Стрелковой и др. Благодаря данным разработкам среда стала рассматриваться
• с точки зрения психологии, среда как условие, процесс и ре
зультат саморазвития личности;
• с точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятель
ности ребенка, формирования отношения к базовым ценнос
тям, усвоения социального опыта, развития жизненно необ
ходимых личностных качеств; способ трансформации вне
шних отношений во внутреннюю структуру личности, удов
летворения потребностей субъекта.
§2. Организация предметно-игровой среды группы и ее влияние на развитие игры детей8
Как уже было показано, организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. В связи с этим наиболее важные задачи развивающей среды можно определить таким образом:
j — предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;
—предметно-пространственная среда должна обеспечивать «зону
ближайшего развития» ребенка, стать составным компонен
том обучения, способствовать развитию задатков у детей;
—среда должна предлагать возможность для реализации инди
видуальных интересов и потребностей детей, их самостоятель
ной деятельности и эффективного накопления ими личного
опыта;
' — предметно-пространственная среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;
8 Параграф написан к.п.н., профессором Н.А.Виноградовой и заведующей-детски садом №1917 г.Москвы. Н.В.Поздняковой.
развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.
Исходя из данных задач, особенности предметно-игровой среды он ределяются общими принципами и требованиями к ее организа-ции и содержанию. Так, в концепции «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», разработанной В.А.Петровским, JI. М. Клариной, ЛА.Смывиной, К.П.Стрелковой, определены ос-i к шные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
• принцип дистанции позиции при взаимодействии;
• принцип активности;
• принцип стабильности-динамичности;
• принцип комплексирования и гибкого зонирования;
• принцип эмоциогенности среды;
• индивидуальной комфортности и эмоционального благопо
лучия каждого ребенка и взрослого;
• принцип эстетической организации среды;
• принцип открытости-закрытости;
• принцип половых и возрастных различий.
Их можно дополнить еще рядом принципов:
1. Принцип обеспечения права ребенка на игру.
Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна обеспечивать право ребенка на игру. В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а время на игру сокращается. Свобода достижения ребенком своего права на игру является основополагающим принципом, который реализуется в выборе темы, сюжета игры, необходимых игрушек, \fecre и времени для организации различных видов игр.
2. Принцип универсальности предметно-игровой среды позволяет
изменять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с за
мыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мо
бильной и развивающей.
3. Принцип систематичности предполагает сомасштабность и
целостность всех элементов игровой среды. Предметно-игровая сре
да не должна быть перенасыщена, а ее пополнение зависит от при
оритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развиваю
щей сущности игры. Следует больше внимания уделять играм-экс
периментированиям, сюжетно-отобразительным играм, сюжетно-
ролевым и режиссерским, т.е. самостоятельным играм, благодаря
которым происходит развитие ребенка,
Исходя из этого требования к организации такой среды выдвигаются следующие:
1. Проведение оптимального отбора игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству в соответствии с санитарно-гигиеническими и психолого-педагогическими, эстетическими требованиями — такая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. В связи с этим С.Л. Новоселова выделяет основные элементы предметной среды:
• архитектурно-ландшафтные и предметно-экологические
объекты, художественные студии, игровые и спортивные пло
щадки и их оборудование;
• крупногабаритные конструкторы (модули);
• тематические наборы игрушек, пособий;
• аудиовизуальные и информационные средства воспитания и
обучения.
Отдельно выдвигается ряд требований к отбору игрушек. Так, в целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.
Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность: • —провоцировать ребенка на агрессивное действие;
—вызывать проявление жестокости по отношению к персона
жам игры (людям, животным), роли которых выполняют иг
рающие партнеры (сверстник, взрослый) и в качестве кото
рых выступают сюжетные игрушки;
—провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравствен
ностью и насилием;
—вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за
рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
—полифункциональность (возможность широкого использова
ния в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, спо
собствующая развитию творческих способностей, воображе
ния, знаковой символической функции мышления и других
качеств);
—дидактические свойства (возможность обучения ребенка кон
струированию, ознакомление с цветом и формой, наличие ме-
ханизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);
—возможность применения группой детей (пригодность игруш
ки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с
участием взрослого, как играющего партнера, например, для
коллективных построек);
—высокий художественно-эстетический уровень, либо их при
надлежность к изделиям художественных промыслов, обеспе
чивающих приобщение ребенка к миру искусства и народно
му творчеству.
2. Обеспечение доступности ко всему содержанию предметно-
игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не
выше вытянутой руки ребенка.
3. Обеспечение своевременного изменения предметно-игровой сре
ды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей,
выполнение требования своевременного внесения новых атрибутов,
игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержани
ем игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей, предостав
ление воспитанникам возможности самостоятельно менять игровую
среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интере
сами посредством многофункциональных, легко трансформируемых
элементов, модулей, спортивных комплексов, ширм и др..
4.)Организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри предметно-игровой среды: интеллектуальной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры, игр с двигательной активностью, что позволяет детям одновременно организовывать разные виды игр, в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу; при этом предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюже гно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др..
5. Создание условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр детей, чтобы каждый из них мог найти себе удобное и комфортное место, в зависимости от своего эмоционального состояния;
6.Учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды, т.е. ее содержание должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков. Для этого оборудование размещается по принципу нежесткого центрирования,
что позволяет детям объединяться подгруппами по общности интересов.
Очень важно, чтобы дети не только осваивали готовую предметно-игровую среду, созданную взрослыми — педагогами и родителями, но и сами участвовали в ее создании и изменении. В некоторых детских садах, понимая это, с детьми и их родителями проводят специальные мастер-классы, творческие мастерские и конкурсы дет-ско-родительских работ. Приведем пример из опыта работы ГОУ детского сада № 1556 г. Москвы9.
Кукла своими руками
Все мы привыкли к современным, сделанным на заводе куклам. Пла -стмассовые, резиновые, они не долго остаются в почтении у наших детей. Они им надоедают, хочется новых. Но раньше было не так. Издавна на Руси куклы передавались из поколения в поколение. Ихлю-билн и заботились о них на протяжении всей кукольной «жизни». Всех кукол делали своими руками сначала мамы, бабушки, а потом и дети, подрастая, сами шили и наряжали своих куколок. Они вкладывали в них свой характер, свое настроение. И, наверное, именно поэтому тряпичные KyKjibi воспринимались как друзья, как талисманы, как обереги. Их берегли, их брали с собой в поездки, ими украшали дом.
![]() |
Мы предложили всем детям и их родителям поучаствовать в конкурсе «Кукла своими руками»: дома вместе с родителями сшить тряпичную куклу. Из всех куколок получилась целая выставка, а по окончании конкурса (победили все работы) куклы были перенесены в группу и детям предложили поиграть в них. И вот что из этого получилось...
Игрушку из носка сделал мальчик с повышенной двигательной активностью: она отражает его характер. Игрушка, на первый взгляд, получилась простая, но многие дети выбирали для игры именно ее. Она проста в применении (легко одеть на руку), она умеет двигаться и ею можно кусаться! Другой ребенок выбрал куклу, которую делал сам. Потом, во время игры с
9 Заведующая детским садом — Е.Ю.Кукушкина.
I
![]() |
![]() |
ней, он постоянно пытается включиться в игру с другими ребятам, но они не берут его. Тогда он одевает на куклу стаканчик — «маску». «Смотрите, я могу измениться — возьмите меня в игру»!Дети это поняли — и он стал играть вместе с ними.
Этот ребенок тоже смог выразить свои проблемы и чувства через свою кушу. Он не мог решить, с кем играть,.. Спросил у своей куклы: «А с кем ты играешь»? И за куклу ответил: «Сейчас подумаю немного, соберусь с мыслями и пойду к девочкам играть»...
![]() |
Кристина взяла не свою куклу —~ выяснилось, что ее не хотят принимать в игру, мотивируя тем, что она выбрала «не ту» куклу. «Поменяй куклу, тогда будем с тобой играть». Тут передается отношение к хозяйке куклы. Именно с ней девочки не хотят играть. |
Таким образом, обыгрывая сделанные своими руками игрушки и делая их частью предметно-игровой среды группы, дети начинают воспринимать окружающий мир как «свой», который можно менять в соответствии со своими интересами — который готов к таким изменениям и учиться изменяться самому: и конкретному ребенку, и детскому коллективу в целом.
Контрольные вопросы и задания
1. С помощью поисковой системы Интернета найдите САН
ПиНы, утвержденные в 2010 году. В чем заключается сущ
ность санитарно-эпидемиологических и гигиенических тре
бований к организации предметно-развивающей среды детс
кого сада?
2. Составьте таблицу с описанием комплексных требований к
предметно-развивающей среде детского сада.
3. Проанализируйте компетентность составления экспертной
таблицы. Сделайте выводы.