Предметно-развивающая и игровая среда детского сада




§1. Психолого-педагогическое обоснование необходимости создания предметно-развивающей среды в образовательном учреждении для детей1

Предметно-развивающая среда — составная часть развиваю­щей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд понимает ее как совокупность предметов, представляющих собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, в которых запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потреб­ности многих поколений.

1 Параграф написан к.п.н., проф. Н.А.Виноградовой и заведующей ГОУ дет­ским садом №1917 г.Москвы, Н.В.Поздняковой,


Через такие предметы ребенок познает самого себя, свою инди­видуальность, находит свою «вторую жизнь» в предметах культу­ры, в образе взаимоотношений людей друг с другом. Поэтому с пси­хологической точки зрения оттого, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней.

В связи с этим, психология понимает предметно-развиваю­щую и игровую среду как поле социальной и культурной дея­тельности, сферу передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества7. Поэтому пред­метно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает, "развитие широкого круга детских интересов и форм деятельнос­ти. Это и элементарные формы бытового труда и самообслужи вания, и конструктивная деятельность с включением элементар­ных трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ре­бенка явлениями природы и общества, и различные формы эсте тической деятельности, и элементарной формы учебной деятель­ности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра3. При этом сама развивающая предмет­ная среда, как система материальных объектов деятельности ре­бенка, функционально моделирующая содержание его развития,; предполагает единство социальных и предметных средств обес­печения разнообразной деятельности ребенка, должна учитывать его индивидуальные и возрастные особенности (А. В.Запорожец, С.Л.Новоселова)4.

Так, предметно-развивающая и игровая среда в каждой возрас- ' тной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно:

для детей третьего года жизни — это достаточно большое про­
странство для удовлетворения потребности в активном движе­
нии;!

?Р£бенрк в мире культуры. — Ставрополь, 1998.

ъЭльконинД,Б. Психология игры [Текст]. —- 2-е изд. -~ М.: ВЛАДОС, 1999. — 358с.

4 Новоселова С.Л, Развивающая предметная среда [Текст]; методические ре­комендации по проектированию вариативных дизайн -проектов развива­ющей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комп­лексах. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 64 с.


I в группе четвертого года жизни — это насыщенный центр сю-жетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уеди­няться;

в старшей группе чрезвычайно важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д. С учетом взросления (развития) детей предметно-развивающая и игровая среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она органи­зуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее сточки зрения своих детских интересов. Вместе стем, среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития» ре­бенка и содержать как предметы и материалы, известные детям, так и те, которыми он овладевает с помощью взрослого, и, наконец, совсем незнакомые ему элементы среды. По мере исчерпаемости «зоны ближайшего развития» ребенка предметно-развивающая и игровая среда соответственно обновляется5.

В связи с этим Е.А.Лазарь определяет т ипы взаимодействия ре­бенка и среды: неадекватный и адекватный, влияющий на харак­тер самоопределения личности.

Неадекватный тип характеризуется несоответствием требований среды уровню развития личности и включает такие виды взаимо­действия, когда личность противостоит «обедненной» среде, пыта­ясь ее изменить; когда масштабы среды превосходят уровень самой личности, которая вынуждена подчиняться среде; когда среда выс­тупает компенсацией жизни.

Адекватный тип взаимодействия среды и личности характери­зуется гармонией между образом жизни и средой, удовлетвореннос­тью личности в своей среде. Он предполагает выработку у ребенка способности творчески осваивать и, главное, перестраивать новые способы деятельности в любой из исторически очерченных сфер человеческой кулыуры. отраженных в предметно-развивающей и игровой среде группы и детского сада в целом. Поэтому и организо­вать среду в детском садунеобходимотаким образом, чтобы ребе­нок с самого нача т: располагал необходимыми «степенями свобо-

5Ми-<симова Г.Ю., Р\\:о<т. //. Г Предметно-пространственная среда в контек­сте отечественной г;сд«.нч>; пкп развития (илоыкольном проекте програм­мы «Сообщество-'), Д>. туиыиле проблемы педагогики [Текст]: сборник

научных трудов Вып, 4.. Владимир; BITIV 2000. — С,35 —41.


ды» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-прак­тических возможностей, но и в освоении новых возможностей и го­ризонтов развития (Н.Н.Поддъяков, В.Кудрявцев). В связи с этим попробуем определить основные функции развивающей среды дет­ского сада.

Развивающая среда ДОУ обладает широким спектром функций: \ — является носителем разносторонней информации об окружа-^ ющем;

— влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое раз­
витие;

О — создает благоприятные условия для обучения ребенка в про­цессе его самостоятельной деятельности;

Н — способствует физическому развитию, познанию особеннос­тей устройства собственного организма;

V — обеспечивает разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической и др.), становится основой доя его само­стоятельной деятельности, условием для самообразования;

—обеспечивает индивидуальное раскрытие каждого ребенка,
повышает его активность и заинтересованность;

—побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализо­
вывать собственные инициативы, развивает способность при­
нимать и осуществлять самостоятельные решения — идти по
пути творческого саморазвития;

Л — обогащает развитие специфических видов детской деятель­ности.

Предметно-развивающая и игровая среда группы и детского сада необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним ин­формационную функцию — каждый предмет несет определенные свс-дения об окружающем мире, становится средством передачи соци­ального опыта:

—продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потреб­
ности человека, раскрываю г детям мир людей, социальную
природу результатов их труда;

—репродукции, эстампы, этюды, скульптура обеспечивают ху­
дожественное восприятие, которое впоследствии становится
основой эстетических суждений; предметы театрализованной
и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены,
песни, музыки;

—комната интеллектуального развития (типа лаборатории, ос™
найденная емкостями для исследования воды, теста — из пес­
ка, глины, муки), разнообразные предметы для проведения


опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пу­говицы и т.д.)? игрушки для подгонки форм, нанизывания, обеспечивают познание мира, его устройства на основе есте­ственных и созданных материалов, т.е. предоставляется «ключ» к освоению действительности, законов ее организации; — игровые компьютеры, электронные, механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют тех­нический кругозор.

Не менее важное значение имеет и стимулирующая функция сре­ды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она пред­ставляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследова­нию. Статичная, «застывшая» среда не может активизировать ре­бенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а попутно влияет на ребенка. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего "развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Кроме того, предметное и игровое окружение, воздействуя на эмоции детей, побуждает их к деятельности, Так, спортивное обо­рудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается пози­ция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; различные инструменты (уже с первой млад­шей группы) — мелки, краски, кисти, сангина, пастель, каранда­ши, фломастеры, глина, рисовальная «стенатворчества», включая грифельную доску, оргстекло, ватман, ткань — позволяют в про­дуктивной деятельности отражать собственное художественное вос­приятие, видение мира, его понимание. Другой элемент среды -необычные сказочные герои, «живущие» в группе, — побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоци­ональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т.п.); крос­сворды, лабиринты, головоломки, предметы-заместители, развива­ющие дидактические и настолько— печатные игры вводят в актив­ную познавательную деятельность (О. Артамонова)6.

Развивающая функция предметной и игровой среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных

6 Артамонова О. В. Организация предметно-пространственной среды в дош­кольном учреждении: метод, рекомендации для воспитателей дошколь­ных учреждений. — Тольятти: Изд. инф.-техн. центра, 1994. — 54 с.


i ()\i понентов, что обеспечивает преемственность развития деятель-i юсти от простых ее форм к более сложным. Эта среда должна отве-•u i ь критериям функционального комфорта и основным положе­ниям эргономики развивающейся детской деятельности. Так, С.Л. 11овоселова подчеркивает, что при создании предметной среды не-(>6ходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятель-i юсти: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Они заключаются в следую­щем:

—развивающий характер предметной среды;

—деятельно— возрастной подход;

—информативность среды;

—обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социо­
культурных средств, обеспечивающих разнообразие деятель­
ности ребенка и его творчество;

—вариативность;

—сочетание традиционных и новых компонентов;

—обеспечение составных элементов среды, соотносимости с
макро — и микропространством деятельности детей;

—- обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности;

—- обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

Решению проблемы создания развивающей среды в ДОУ будут способствовать новые подходы к формированию структуры здания, сгюбодной от планировки, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проекти­рованию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов развивающей предметной среды7. При этом в совре­менной практике дошкольного воспитания все настойчивее про­кладывают путь идеи развивающего образования, которые основа­ны наличностно-ориентированной модели взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Научно-психологические основы развивающего образования и основы организации развивающей среды как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намече-i i ы в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столе­тия— Л. С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.НЛеонтьева, А.В.За-

' Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст]: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов разри-вающей предметной среды в детских садах и учебно-восэдщтел^ных ком­плексах. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 64 с.


порожца, Д.Б.Эльконина. В этом направлении работали и работа­ют их последователи — Л.А.Венгер, Ф.А.Сохин, Н.Н.Поддъяков, О.М.Дьяченко, Г.Г.Кравцов. Это психологическое движение соче­талось с аналогичными поисками в области педагогической теории — исследования А.П.Усовой, Н.А.Ветлугиной, С.Л.Новоселовой, В.А.Петровского, Л.П. Стрелковой и др. Благодаря данным разра­боткам среда стала рассматриваться

• с точки зрения психологии, среда как условие, процесс и ре­
зультат саморазвития личности;

• с точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятель­
ности ребенка, формирования отношения к базовым ценнос­
тям, усвоения социального опыта, развития жизненно необ­
ходимых личностных качеств; способ трансформации вне­
шних отношений во внутреннюю структуру личности, удов­
летворения потребностей субъекта.

§2. Организация предметно-игровой среды группы и ее влияние на развитие игры детей8

Как уже было показано, организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педаго­гического процесса, носящего развивающий характер. В связи с этим наиболее важные задачи развивающей среды можно опреде­лить таким образом:

j — предметный мир должен обеспечивать реализацию потребно­сти ребенка в активной и разноплановой деятельности;

—предметно-пространственная среда должна обеспечивать «зону
ближайшего развития» ребенка, стать составным компонен­
том обучения, способствовать развитию задатков у детей;

—среда должна предлагать возможность для реализации инди­
видуальных интересов и потребностей детей, их самостоятель­
ной деятельности и эффективного накопления ими личного
опыта;

' — предметно-пространственная среда должна выступать усло­вием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельно­сти;

8 Параграф написан к.п.н., профессором Н.А.Виноградовой и заведующей-детски садом №1917 г.Москвы. Н.В.Поздняковой.


развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольни­ков.

Исходя из данных задач, особенности предметно-игровой среды он ределяются общими принципами и требованиями к ее организа-ции и содержанию. Так, в концепции «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», разработанной В.А.Петровским, JI. М. Клариной, ЛА.Смывиной, К.П.Стрелковой, определены ос-i к шные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

• принцип дистанции позиции при взаимодействии;

• принцип активности;

• принцип стабильности-динамичности;

• принцип комплексирования и гибкого зонирования;

• принцип эмоциогенности среды;

• индивидуальной комфортности и эмоционального благопо­
лучия каждого ребенка и взрослого;

• принцип эстетической организации среды;

• принцип открытости-закрытости;

• принцип половых и возрастных различий.
Их можно дополнить еще рядом принципов:

1. Принцип обеспечения права ребенка на игру.

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждени­ях должна обеспечивать право ребенка на игру. В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а время на игру сокращается. Свобода достижения ребен­ком своего права на игру является основополагающим принципом, который реализуется в выборе темы, сюжета игры, необходимых игру­шек, \fecre и времени для организации различных видов игр.

2. Принцип универсальности предметно-игровой среды позволяет
изменять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с за­
мыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мо­
бильной и развивающей.

3. Принцип систематичности предполагает сомасштабность и
целостность всех элементов игровой среды. Предметно-игровая сре­
да не должна быть перенасыщена, а ее пополнение зависит от при­
оритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развиваю­
щей сущности игры. Следует больше внимания уделять играм-экс­
периментированиям, сюжетно-отобразительным играм, сюжетно-
ролевым и режиссерским, т.е. самостоятельным играм, благодаря
которым происходит развитие ребенка,


Исходя из этого требования к организации такой среды выдви­гаются следующие:

1. Проведение оптимального отбора игр, игрушек, игрового обо­рудования по количеству и качеству в соответствии с санитарно-гигиеническими и психолого-педагогическими, эстетическими тре­бованиями — такая среда предполагает единство социальных и при­родных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. В связи с этим С.Л. Новоселова выделяет основные элементы пред­метной среды:

• архитектурно-ландшафтные и предметно-экологические
объекты, художественные студии, игровые и спортивные пло­
щадки и их оборудование;

• крупногабаритные конструкторы (модули);

• тематические наборы игрушек, пособий;

• аудиовизуальные и информационные средства воспитания и
обучения.

Отдельно выдвигается ряд требований к отбору игрушек. Так, в целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, явля­ется невозможность: • —провоцировать ребенка на агрессивное действие;

—вызывать проявление жестокости по отношению к персона­
жам игры (людям, животным), роли которых выполняют иг­
рающие партнеры (сверстник, взрослый) и в качестве кото­
рых выступают сюжетные игрушки;

—провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравствен­
ностью и насилием;

—вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за
рамки детского возраста.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

—полифункциональность (возможность широкого использова­
ния в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, спо­
собствующая развитию творческих способностей, воображе­
ния, знаковой символической функции мышления и других
качеств);

—дидактические свойства (возможность обучения ребенка кон­
струированию, ознакомление с цветом и формой, наличие ме-


ханизмов программированного контроля, например, в элект­рифицированных игрушках);

—возможность применения группой детей (пригодность игруш­
ки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с
участием взрослого, как играющего партнера, например, для
коллективных построек);

—высокий художественно-эстетический уровень, либо их при­
надлежность к изделиям художественных промыслов, обеспе­
чивающих приобщение ребенка к миру искусства и народно­
му творчеству.

 

2. Обеспечение доступности ко всему содержанию предметно-
игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не
выше вытянутой руки ребенка.

3. Обеспечение своевременного изменения предметно-игровой сре­
ды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей,
выполнение требования своевременного внесения новых атрибутов,
игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержани­
ем игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей, предостав­
ление воспитанникам возможности самостоятельно менять игровую
среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интере­
сами посредством многофункциональных, легко трансформируемых
элементов, модулей, спортивных комплексов, ширм и др..

4.)Организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри предметно-игровой среды: интеллек­туальной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры, игр с двигательной актив­ностью, что позволяет детям одновременно организовывать раз­ные виды игр, в соответствии со своими интересами и замысла­ми, не мешая друг другу; при этом предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы дети могли участво­вать во всем многообразии игр: сюже гно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хоро­водных и др..

5. Создание условий для индивидуальных, подгрупповых и кол­лективных игр детей, чтобы каждый из них мог найти себе удобное и комфортное место, в зависимости от своего эмоционального со­стояния;

6.Учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды, т.е. ее содержание должно отражать в равной сте­пени интересы, как девочек, так и мальчиков. Для этого обору­дование размещается по принципу нежесткого центрирования,


что позволяет детям объединяться подгруппами по общности инте­ресов.

Очень важно, чтобы дети не только осваивали готовую предмет­но-игровую среду, созданную взрослыми — педагогами и родителя­ми, но и сами участвовали в ее создании и изменении. В некоторых детских садах, понимая это, с детьми и их родителями проводят спе­циальные мастер-классы, творческие мастерские и конкурсы дет-ско-родительских работ. Приведем пример из опыта работы ГОУ детского сада № 1556 г. Москвы9.


Кукла своими руками

Все мы привыкли к современным, сделанным на заводе куклам. Пла -стмассовые, резиновые, они не долго остаются в почтении у наших детей. Они им надоедают, хочется новых. Но раньше было не так. Издавна на Руси куклы передавались из поколения в поколение. Ихлю-билн и заботились о них на протяжении всей кукольной «жизни». Всех кукол делали своими руками сначала мамы, бабушки, а потом и дети, подрастая, сами шили и наряжали своих куколок. Они вкладывали в них свой характер, свое настроение. И, наверное, именно поэтому тряпич­ные KyKjibi воспринимались как друзья, как талисманы, как обереги. Их берегли, их брали с собой в поездки, ими украшали дом.

Мы предложили всем детям и их родителям поучаствовать в кон­курсе «Кукла своими руками»: дома вместе с родителями сшить тря­пичную куклу. Из всех куколок получилась целая выставка, а по окон­чании конкурса (победили все работы) куклы были перенесены в группу и де­тям предложили поиграть в них. И вот что из этого получилось...

Игрушку из носка сделал мальчик с повышенной двигательной активнос­тью: она отражает его характер. Игрушка, на первый взгляд, получилась простая, но многие дети выбирали для игры именно ее. Она проста в приме­нении (легко одеть на руку), она уме­ет двигаться и ею можно кусаться! Другой ребенок выбрал куклу, кото­рую делал сам. Потом, во время игры с

9 Заведующая детским садом — Е.Ю.Кукушкина.


I


ней, он постоянно пытается включиться в игру с другими ребятам, но они не берут его. Тогда он одевает на куклу стаканчик — «маску». «Смотрите, я могу изменить­ся — возьмите меня в игру»!Дети это по­няли — и он стал играть вместе с ними.

Этот ребенок тоже смог выразить свои проблемы и чувства через свою кушу. Он не мог решить, с кем играть,.. Спросил у своей куклы: «А с кем ты иг­раешь»? И за куклу ответил: «Сейчас подумаю немного, соберусь с мыслями и пойду к девочкам играть»...



Кристина взяла не свою кук­лу —~ выяснилось, что ее не хо­тят принимать в игру, мотиви­руя тем, что она выбрала «не ту» куклу. «Поменяй куклу, тог­да будем с тобой играть». Тут передается отношение к хозяй­ке куклы. Именно с ней девочки не хотят играть.

 



Таким образом, обыгрывая сделанные своими руками игрушки и делая их частью предметно-игровой среды группы, дети начина­ют воспринимать окружающий мир как «свой», который можно ме­нять в соответствии со своими интересами — который готов к таким изменениям и учиться изменяться самому: и конкретному ребенку, и детскому коллективу в целом.

Контрольные вопросы и задания

1. С помощью поисковой системы Интернета найдите САН
ПиНы, утвержденные в 2010 году. В чем заключается сущ­
ность санитарно-эпидемиологических и гигиенических тре­
бований к организации предметно-развивающей среды детс­
кого сада?

2. Составьте таблицу с описанием комплексных требований к
предметно-развивающей среде детского сада.

3. Проанализируйте компетентность составления экспертной
таблицы. Сделайте выводы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: