Внешние ценообразующие факторы




К внешним ценообразующим факторам относятся факторы, не подконтрольные фирме, на которые фирма не в состоянии влиять.

Внешние факторы можно условно подразделить на две группы: внешние факторы, обусловленные национальными условиями, и внешние факторы, связанные с международной экономикой.

Внешние факторы, обусловленные национальной экономикой:

§ государственное регулирование цен, которое заключается: в установлении жестких цен на отдельные виды товаров и услуг в различных сферах экономики; в формировании государственной ценовой политики; в применении системы максимальных и минимальных цен; в определении порогов и границ изменения цен;

§ разработка и применение государственной налоговой, денежно- кредитной и амортизационной политики;

§ использование системы таможенных пошлин на импортные и экспортные товары:

§ установление минимальной оплаты груда;

§ проведение антимонопольной политики;

§ инфляционные процессы;

§ уровень благосостояния народа;

§ вкусы и предпочтения потребителей и др. Внешние факторы, связанные с мировой экономикой:

§ изменение мировых цен (цен на мировых товарных рынках);

§ изменение валютных курсов;

§ конъюнктура мировых товарных и фондовых рынков:

§ использование запретов и ограничений во внешней торговле различных стран и др.

Под воздействием этих внутренних и внешних факторов формируются цены на товары и услуги внутри страны.

Вопрос № 7 Типы рынков, их влияние на ценообразование

Типы рынков Характеристика рынка Порядок установления цен Степень государственного вмешательства
1. Рынок свободной конкуренции Множество продавцов и покупателей схожего товара (сахар, пшеница, медь и т.д.). Ни один отдельный продавец или покупатель не ока­зывает большого влияния на уровень текущих цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше или ниже рыночной Цены, как правило, единые, устанавливаются из существующей рыночной конъюнктуры Минимальна
2. Рынок мо­нополисти­ческой конкурен­ции Множество продавцов и по­купателей. Предлагаются разные варианты товаров и услуг, отличающиеся друг от друга качеством, свойства­ми, внешним оформлением. Имеются различия в сопут­ствующих товарам услугах Цены разные, устанавли­ваются в зависимости от поставленной цели (обес­печение выживаемости, максимизация прибыли, завоевание лидерства на рынке или обеспечения ка­чества товара), на основе изучения издержек, цен на товары конкурентов, выбо­ра метода ценообразования Минимальна
3. Рынок олигополистической конкурен­ции Небольшое число продавцов, гак как новым компаниям трудно проникнуть на этот рынок. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), или несхожими (автомобили, компьютеры) Цены могут быть едиными или разными. Они уста­навливаются по методоло­гии, аналогичной рынку, монопольной конкуренции. Присутствует жесткая конкуренция Минимальна
. Чистая мо­нополия На рынке один продавец (го­сударственная организация; частная регулируемая моно­полия или частная нерегули­руемая монополия). Фирмы не всегда запрашивают мак­симально возможную цену из-за боязни введения госу­дарственного регулирования цены, нежелания привлекать конкурентов, стремления быстрее проникнуть на всю глубину рынка благодаря невысоким ценам Ценообразование склады­вается по-разному. Воз­можна государственная монополия в зависимости от стоящих перед прави­тельством целей; регули­руемая монополия; нерегу­лируемая монополия, когда устанавливается свободная цена, какую выдержит ры­нок Высока. Государство непосредст­венно уста­навливает или контро­лирует цены

 

Вопрос № 8

В зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения цены подразделяются на следую­щие основные виды:

- оптовые цены на продукцию промышленности;

- цены на строительную продукцию;

- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

- цены и тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- розничные цены;

- цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению.

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию промышленности - это цены, по кото­рым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организа­ций промышленности независимо от форм собственности в порядке опто­вого оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности.

В свою очередь, оптовые цены на продукцию промышленности под­разделяются на два подвида:

- оптовые цены предприятия (отпускные цены);

- оптовые цены промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) - это цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность даль­нейшей хозяйственной деятельности предприятиям или организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предпри­ятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реали­зации и получить такую прибыль, которая позволила бы им выжить в ус­ловиях рынка.Размер прибыли, необходимый для предприятия (фирмы) определяет­ся потребностями его развития и не может быть меньше минимально до­пустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводст­ва. В противном случае предприятие разоряется и гибнет.

Нормативы прибыли, рентабельности «сверху» устанавливаются только для продукции отраслей и предприятий-монополистов, по которой осуществляется регулирование цен государством.

Норма прибыли формируется на рынке в результате конкуренции то­варопроизводителей и она может меняться и фактически меняется под воздействием множества конъюнктурных факторов. Предприятия стре­мится максимизировать размер прибыли. Они производят оценку спроса, качества товаров, издержек производства и реализации применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая может обеспечить возмещение затрат и максимально возможную прибыль. Однако конечный экономический результат деятельности предприятия может оказаться как положительным (прибыль), так и отрицательным (убыток).

На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) производится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предпри­ятия (фирмы). Оптовая (отпускная) цена состоит из себестоимости (из­держек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.

Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предпри­ятия. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полу­фабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.

Оптовые цены промышленности - это цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.Оптовая цена промышленности включает в себя кроме оптовой (отпу­скной) цены снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка - это цепа услуги по снабжению и сбыту, и как любая цена, она должна компенсиро­вать издержки этих организаций (снабженческо-сбытовых или оптовых) и обеспечивать им прибыль.

Разновидность оптовой цены промышленности является цена бирже­вою товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе бирже­вой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товара, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Таким образом, цены различаются по стадиям товародвижения. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:

1) предприятие - оптовая торговля;

2) оптовая торговля - розничная торговля;

3) розничная торговля - потребители.

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

1) сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

2) прейскурантная цена - усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м жилой пощади, 1 кв. м полезной площади, 1 кв. м малярных работ и др.);

3) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказ­чиками и подрядчиками. Сфера действия этой цены все более расширяется I' развитием рыночных отношений. Соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию - это цены (оптовые), по которым реализуется сель­скохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительными организациями по прямым связям с роз­ничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены - договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотно­шения спроса и предложения.

По своему составу закупочная цена содержит себестоимость и при­быль необходимую для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, по и расширенного воспроизводства.Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) состоит в том, что в нее не входит НДС и акцизы.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемеще­ние грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с от­правителей грузов и населения. Составные элементы тарифа - издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

Затраты грузового транспорта распределяются по двум ставкам: став­ки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за пе­ревозочную операцию (транспортировка грузов).

Розничные цены - это цены, по которым товары реализуются в роз­ничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они яв­ляются конечными ценами: по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

Розничная цена образуется из следующих экономических составляю­щих: оптовая цена промышленности, НДС и торговая надбавка или торго­вая скидка, налог с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торго­вых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торго­вая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в %-х к ценам приобретения товаров (с НДС).

Для правильного понимания категории цены следует различать поня­тия состав цены и структура цены. Состав цены характеризуется ее эко­номическими элементами (себестоимость, прибыль и т.д.), выраженными в их абсолютных значениях, например в рублях. В отличие от состава це­ны структура цены - это соотношение отдельных элементов цены, выра­женное в процентах, или удельный вес отдельных элементов в цене това­ра. Так, если цену взять w 100%, то себестоимость по отношению к цене составит, например, 70%, прибыль - 20% и т.д.

Разновидностью розничной цены является аукционная цена, т.е. цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.

Кроме продажной цены имеется еще цена потреблени я или издержки потребления. Дело в том, что недостаточно купить товар, чтобы удовле­творить потребность. По многим товарам, особенно длительного пользо­вания, необходимо еще осуществить затраты по эксплуатации — расходы на обслуживание, ремонт, запасные части, топливо, электроэнергию и т.д. Поэтому расходы потребителя складываются из двух частей - рыночной цены товара и цены потребления, состоящей из затрат, связанных с по­треблением товара. Цена потребления, как правило, намного выше про­дажной цены. Так продажная цена, например, транспорта, в общих рас­ходах по эксплуатации за весь срок службы составляет 20%, а бытового холодильника 10%.

В условиях рынка важную роль в формировании цены играет полез­ность товара. Покупатель всегда стремится получить макси­мальную полезность при ограниченном денежном доходе, т.е. стремится израсходовать деньги на покупку товара или услуги с наибольшей эффек­тивностью.

Различают общую и предельную полезность приобретения. Предельная полезность товара или услуги - это полезность единицы (наименьшая польза) из имеющегося запаса данного вида товара или услу­ги.

Общая полезность - это сумма предельных полезностей (или полез­ность всех имеющихся в наличии товаров и услуг).

С увеличением общего количества товаров или услуг, которыми рас­полагает потребитель, предельная полезность уменьшается, а общая - увеличивается. Предельная полезность также уменьшается при переходе от удовлетворения насущных потребностей к менее насущным.

Цены на бытовые и коммунальные услуги - это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, на ремонт одежды и обуви, квартирная плата, плата за телефон и.т.д. Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.

Цены, обслужи­вающие внешнеторговый оборот - это цены, которые отражают внешнеэкономические связи с другими странами и значительное влияние на их уровень цен мировых рынков, формируе­мых условиями производства и реализации мирового хозяйства.

Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их им­порте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Она формируются под воздействием спроса и предло­жения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных кур­сов и т.д.

Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности че­рез лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция.

Розничные цены на импортные потребительские товары устанавлива­ются внутри страны, как правило, свободными, исходя из соотношения спроса и предложения.

Уровень мировых цен учитывается и в розничных ценах и в тарифах на услуги, например, гостиниц для иностранцев, при продаже потреби­тельских товаров на иностранную валюту в специальных валютных мага­зинах

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: