Серьезный и независимый ребенок-исследователь, стремящийся к тому, чтобы все знать, понимать, уметь объяснять, контролировать и управлять.
Памятка для родителей и педагогов:
1. Ваш ребенок предпочитает спокойные игры, бережно отно
сится к игрушкам. Поэтому делится ими только в том случае, если
уверен, что их вернут обратно.
2. Вовлечь ребенка в игру может предметно-практическая дея
тельность с игрушками, которая носит экспериментальный харак
тер («Что это? Что с ним можно делать? Почему он такой? Что будет,
если...?»).
3. В играх взрослый должен уступать ребенку главную роль, ис
пользуя косвенные методы руководства игрой (при наличии игро
вого материала игровая задача формулируется не прямо, а косвен
но: «кукла хочет спать» и др.).
4. Общение ребенка и взрослого в процессе игры должно быть
направлено на отражение в игре обнаруженных свойств игрушки и
поиск альтернатив игровым действиям.
5. В развивающих целях полезно моделировать игровые обучаю
щие ситуации с использованием игрушек-аналогов, позволяющих
сопоставить живой объекте его игрушечным изображением по внеш
нему облику и способу функционирования (поведения), а также
игры-путешествия. В таких играх ребенка могут заинтересовать
задачи смастерить самодельный фотоаппарат или кинокамеру, сде
лать макет подзорной трубы и бинокля («оптические приборы») и
г.д. Только родители должны помнить, что эти игрушки потом нуж
но обыграть в маршруте «путешественника», чтобы деятельность
ребенка не осталась незаконченной.
6. В свободное время предпочтение можно отдавать играм позна
вательного плана (дидактические настолько-печатные игры, голо
воломки и т.д.) и конструктивным играм. Такой ребенок увлекается
самим процессом постройки — это нужно использовать для вовле
чения в строительные игры и обучения способам творческих дей-
ствий в процессе развертывания игрового сюжета (добавлению или изъятию «лишнего», пространственному смещению и т.д.).
6. Особый интерес у детей вызовут режиссерские игры, создан
ные на основе игровых макетов руками ребенка и взрослого, по сле
дам прочитанных литературных произведений. При этом ребенок
не принимает на себя конкретной роли, но придумывает разные
сюжетные линии, оперируя предметами и игрушками и «действуя
словом» (при чем действует за всех персонажей, с точки зрения каж
дого героя, проговаривая реплики всех действующих лиц). То есть
ребенок совмещает в своем лице одновременно несколько позиций
—- режиссера, драматурга, актера. Это учит его смотреть на события
с разных позиций, мысленно ставя себя на место каждого персона
жа. Это очень важно для ребенка данного типа темперамента, так
ему свойственная некоторая эмоциональная холодность и отстра
ненность от переживаний других людей.
7. Игра нужна ребенку для того, чтобы подтвердить, что создан
ная им картина мира верна и что он имеет единомышленников.
Поэтому у него имеются проблемы с участием в коллективных иг
рах с правилами: он будет участвовать в них только в том случае,
если согласен с правилами и если он сам — организатор такой игры.
В связи с этим нужно учить ребенка вступать в игровой контакт, договариваться, учитывать мнение других и регулировать конфликтные ситуации. Вплоть до того, что нужно учить проигрывать: «В игре важна не победа, а участие». Не следует поощрять стремление ребенка быть во всем первым и главным: при демонстрации ребенком этого желания нужно объяснить ему, что важнее быть «настоящим мужчиной» или «леди», уметь проигрывать и сдерживать себя.
Надеемся, что данные рекомендации помогут родителям и педагогам наладить игровое взаимодействие со своими детьми, учитывая особенности их темперамента, и вызовут у вас желание включиться в процесс дополнения и совершенствования предметно-развивающей среды дома и в детском саду.
Организация еюжетно-ролевой игры детей
В процессе обыгрывания предметно-игровой среды
Группы и детского сада
Комплексный подход к организации сюжетно-ролевых игр дошкольников в процессе обыгрывания предметно-игровой среды группы и детского сада включает следующие компоненты:
• Ознакомление детей с окружающим миром в процессе их ак
тивной деятельности.
• Организация развивающей предметно-игровой среды.
• Цикл обучающих игр.
• Общение взрослого с детьми в процессе игры.
• Взаимосвязь в работе воспитателя, психолога и специалис
тов: учителей-логопедов, дефектологов и т.д.
Опишем, как данные компоненты способствовали оптимизации условий руководства и развития сюжетно-ролевой игры в процессе обыгрывания предметно-игровой среды группы и детского сада у воспитанников разновозрастной группы, имеющих нарушения зрения12.
Начали мы с того, что определили содержание детских игр. Так, исследователи, занимающиеся вопросами развития сюжетно-ролевой игры доказали, что содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения людей. Чтобы отражать их в игре, ребенок должен иметь необходимые знания об этом, поэтому, в процессе обучения необходимо проводить целенаправленную работу по обогащению жизненного опыта детей, формированию у них умения использовать имеющиеся знания в разных жизненных ситуациях.
В процессе специальных игровых занятий дети с нарушением зрения тоже должны получить разнообразные впечатления, питающие игру, усвоить смысл действий людей в разных сферах деятельности. Начинать целесообразно с игр-импровизаций, в ходе которых дети смогут превращаться в бабочек, птиц, зайчиков и т. п. Желательно присутствие музыки, которая будет настраивать ребенка на выполнение вместе с педагогом эмоционально насыщенных действий. Необходимым в организации игр-импровизаций также является использование игровой атрибутики — деталей костюмов, элементов декораций, фрагментов наглядных изображений. Педагоги (воспитатели и дефектологи, психолог) учат детей выразительно передавать движениями, мимикой, голосом характер изображаемого персонажа. Обычно игры-импровизации способствуют возникновению эмоционального контакта между детьми и педагогам, содействуют преодолению у детей безразличия, пассивности, а также негативизма по отношению к взрослым.
В процессе игр-импровизаций педагог как бы сбрасывает привычную маску взрослого над детьми. Физический контакт при этом
12 Здесь представлен опыт работы О.Н.Кудравец, воспитателя ГОУ детского сада № 112 СВАО г. Москвы.
содействует эмоциональным проявлениям, способствует сближению с каждым ребенком, одновременно давая ему образец адекватного эмоционального игрового действия. Приведем пример такой игры.