Цель: Ознакомление с трудом взрослых в продуктовом, овощном, книжном магазине и т.п. Развитие интереса в игре, обогащение игрового опыта, формирование положительных взаимоотношений между детьми в игре.
Примерный перечень тем игр: магазин одежды, игрушек, продуктовый, овощной, булочная и т.п.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в ближайший магазин, наблюдение за работой про
давца, кассира, грузчика.
2. Рассматривание последовательных картинок по ознакомле
нию с трудом продавца, кассира.
3. Дидактические игры на классификацию, выделение лишнего
и т. п. (посуда, одежда, продукты, игрушки и т.д.).
4. Чтение художественной литературы: С. Михалков «Андрю-
ша», чтение стихотворений о продавцах, отрывок из книги Б.
Житкова «Что я видел?».
Атрибуты для игры:
Строительный материал, игрушки, витрина, касса, муляжи овощей и фруктов, халат, кошельки, одежда для кукол.
Игровые роли:
Продавец, кассир, покупатель, заведующая магазином, шофер, грузчик, охранник.
План-сценарий игры: «Продуктовый магазин».
1. Открытие магазина заведующей.
2. Охранник принимает дежурство (смотрит за порядком, конт
ролирует ситуацию).
3. Продавец раскладывает продукты на прилавок, отпускает то
вар покупателям, обновляет ассортимент (перекрестные дей
ствия).
4. Покупатель в магазине выбирает товар, оплачивает его. Об
щается с охранником (перекрестные действия).
5. Шофер доставляет продукты с базы в магазин.
6. Грузчик разгружает продукты с машины, шофер ему помогает
(перекрестные действия).
7. Охранник закрывает магазин на обед, продавцы пьют чай (пе
рекрестные действия).
В такой игре все чаще появляются перекрестные действия детей. При этом важно, чтобы совместные действия детей не разрушались из-за использования в игре предметов и образных игрушек. Важным условием для этого является их объединение в единый тематический комплекс по теме, обеспечивающей отражение определенных жизненных событий детей и их увлеченность сюжетом.
|
Поэтому для детей с нарушением зрения обязательно проведение специальных занятий по включению игрушек в сюжетно-роле-вую игру, в задачу которых входят формирование совместных действий с предметами и игрушками, специальные наблюдения за деятельностью взрослых, тренировочные задания по принятию роли, проигрыванию отдельных ролевых ситуаций и объединение их в единый сюжет, преодоление вербализма и обогащение чувственной, эмоциональной стороны игры.
Приведем примеры таких занятий с детьми.
Сюжетно-ролсвая игра «Доктор»
Цель: Ознакомление детей с деятельностью доктора, закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла и удерживанию роли в игре.
Примерный перечень тем для игры: «Вызов врача на дом», «Наша кукла заболела», «На приеме у врача в зоопарке», «Медсестра делает прививки в детском саду».
Предварительная работа:
1. Экскурсия в медицинский кабинет, прогулки к поликлинике.
2. Игры занятия «Лесная больница», «Кукла заболела», «Посе
щение врача в поликлинике».
3. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит»,
А. Кандрашова«Наш доктор», В. Маяковский «Кем быть?».
4. Занятия по конструктивной деятельности, ручному труду
Атрибуты для игры:
Шапочка, халат, чемоданчик доктора, медицинские инструменты (набор), бланки рецептов, куклы, игрушки-животные, строительные материалы.
|
Игровые роли: Врач, медсестра, мама, папа.
План-сценарий игры:«Доктор»
1. Неожиданно заболела дочка, у нее поднялась высокая темпе
ратура — мама вызвала врача на дом (перекрестные действия).
2. Врач приходит к больному ребенку, моет руки, осматривает
его.
3. Врач выписывает рецепт, рассказывает маме и папе, как ле
чить дочку, они внимательно выслушивают рекомендации док
тора (перекрестные действия).
4. Папа провожает врача, а затем отправляется в аптеку за ле
карствами.
5. Родители ухаживают за больным ребенком (перекрестные дей
ствия).
При этом приемы руководства игрой дошкольников могут быть прямыми и косвенными. В обучении детей с патологией зрения преобладают первые.
Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры. Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желания детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы.
Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и имеет большое коррекционное значение при правильной организации этой работы. В каждом случае педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей, их качества. Свои суждения в процессе игры с детьми воспитатель выражает исключительно в виде советов. При этом важно, чтобы воспитатели заботились об усложнении, видоизменении сюжетов и содержания игры, чтобы игра развивалась по линии усложнения содержания и нравственно-этического уровня.
Приведем примеры таких игр.