Паренс Г. «Агрессия наших детей»




 

Ребенок-агрессор?

Не слишком ли эмоциональное слово вынесено в название книги? Непослушное чадо и понятие, которое ассоциируется с нападением, насилием... Однако ваш ребенок вовсе не ангелочек с почтовой открытки. Это он впадает в истерику, ломает игрушки, проявляет враждебность, которая становится истоком многих драм и даже трагедий. Родители, столкнувшись с яростным сопротивлением ребенка, часто пребывают в растерянности, в смятении, в испуге. Так ли просто услышать от дитятки: "Я тебя ненавижу!"

 

Книга, которую вы держите в руках, позволяет многое понять и исправить. Она дает возможность увидеть события в ином освещении. Наконец, разобраться и в себе самом, в своих родительских чувствах. Ребенок вовсе не зверь. Он наделен инстинктивными импульсами, обуреваем страстями, отстаивает свой такой хрупкий и не устоявшийся мир. Да, в стремлении утвердить собственную личность чадо обнаруживает гнев, ярость, разрушительность. И это наше кровное существо, единственное, любимое... Однако понимаем ли мы мотивы детских поступков, спонтанных реакций?

 

Во времена Шекспира ребенка не выделяли из взрослого мира. Ему шили такой же камзол, только меньшего размера. Приучали к мужественности, но совершенно не догадывались о специфике детской психики. Когда появились романы Диккенса, детям стали подавать милостыню. Дети казались кроткими и готовыми к добрым поступкам. Только в нашем веке заговорили о немотивированной преступности, о деструктивности человеческого поведения, об отчужденности детей.

 

Агрессия — слово многозначное. Можно говорить о непреднамеренной, игровой агрессии. Об агрессии как самоутверждении. Вот почему эта книга — о специфически человеческом.

Павел Гуревич, профессор, академик Академии гуманитарных исследований

 

Предисловие

 

Опыт работы с родителями и детьми убедил нас, что детская агрессивность — одно из тяжких испытаний для родителей. С другой стороны, дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивным поведением остается для них чрезвычайно важной.

 

Эта книга адресована родителям, профессиональным психиатрам, работающим с родителями и детьми, педиатрам, учителям и другим специалистам, которым приходится иметь дело с детьми. Исследования агрессивности у маленьких детей обнаружили, что при взаимодействии родитель—ребенок возникают ситуации, когда агрессивность особенно активизируется, проявляясь в форме гнева, враждебности, ненависти, ярости, то есть в форме враждебной деструктивности. Исследования и клиническая работа позволили определить, что вносят в такую ситуацию родители и как они с этой ситуацией справляются. Их поведение существенно влияет на развитие агрессивности как в ее недеструктивной форме — упрямстве, настойчивости, так и в деструктивной форме. Родители либо помогают развитию здоровой агрессивности, что необходимо для самоутверждения ребенка, либо способствуют смягчению враждебной деструктивности поведения, угрожающей его благополучию. Помочь выдержать это испытание могут знания родителей о специфических чертах и динамике агрессивности, а также предлагаемая стратегия родительского вмешательства.

 

Прежде всего на модели агрессивного поведения, отражающей наше понимание агрессии и причины ее возникновения, покажем способы и правила поведения родителей в сложных ситуациях. Если мы сможем помочь родителям лучше понять типичные случаи возникновения упрямства или враждебности ребенка, они смогут самостоятельно разобраться и правильно реагировать в любых других ситуациях.

Несмотря на сложность проблемы, читатель не встретит в книге неожиданных рифов, водоворотов или каких-либо монстров. Наша задача — показать родителям, насколько широки реальные возможности управления трудными ситуациями.

 

ГЛАВА 1

 

Как понимать агрессивность

 

Не было бы нужды объяснять, что такое агрессия, откуда она берется, что ее порождает, если бы в воспитании ребенка родители не сталкивались с детской враждебностью по отношению к себе или к другим людям. Хотим мы того или нет, но совершенно очевидно, что наши милые детки временами ненавидят нас, готовы от нас избавиться, и родители, страшась очевидного, стараются не замечать этой проблемы.

 

Ребенок двух лет сердится, когда мать резонно запрещает ему отнимать игрушку у другого ребенка, и бросает ей в лицо: "Я тебя ненавижу!" Мать расстроена, хотя и знает, что маленькие дети не умеют как взрослые контролировать выражение своих чувств. Она говорит: "Я знаю, что ты не хотел это сказать". К сожалению, на ребенка это действует мало. О том, почему это происходит, мы поговорим далее.

 

В свою очередь и родители временами испытывают чувство злости к детям и, любя их, потом мучаются и упрекают себя за это. Трудно найти ситуации, в которых возникали бы более сильные чувства вины и стыда, чем в те моменты, когда мы, хорошие родители, чувствуем примерно следующее: "Как я хочу избавиться от этой маленькой..."

 

Амбивалентность, то есть одновременные любовь и гнев или даже ненависть, испытываемые к близкому человеку, характерна для взаимоотношений, наиболее значимых для нас: между родителями и детьми, братьями и сестрами, возлюбленными, супругами. Это один из главных источников трудностей в близких взаимоотношениях.

 

Врожденная предрасположенность к эмоциональным переживаниям и раздражительности плюс жизненный опыт, который мы приобретаем, — вот что практически определяет наше отношение к близким — друзьям, супругу, детям. В свою очередь лучшее из того, что мы, родители, можем сделать для своих детей, — это помочь им справиться с трудностями роста, чтобы, став взрослыми, они могли получать удовлетворение от любви, работы и творчества, от отдыха и развлечений. Всего этого можно достичь, научив наших детей справляться с агрессивностью.

Агрессивность как в форме настойчивости, упрямства (недеструктивная), так и в форме враждебности и ненависти (деструктивная) влияет на наше эмоциональное развитие и благополучие, на формирование личности, на наше психическое здоровье. Без преувеличения можно сказать, что способность ребенка справляться со своей агрессией определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств.

 

Поведение детей и стратегия воспитания

 

Если проблема понятна, то она легче решается. Если мы понимаем поведение нашего ребенка, мы способны поступать более разумно, конструктивно и человечно; а значит, больше шансов, что избранная нами стратегия воспитания сработает. Часто родители нормально справляются с ребенком без советов со стороны и обращения к книгам. Большая часть наших действий продиктована интуицией, уверенностью в правильном понимании ситуации, что, безусловно, дает положительный результат в воспитании. Но временами даже лучшие из родителей оказываются в замешательстве и не знают, что им предпринять, особенно когда они сталкиваются с агрессивным поведением ребенка.

 

Нам повезло, что мы имели возможность работать как врачи и как учителя с родителями и детьми на протяжении более чем двадцати лет. Эта работа, а также собственный родительский опыт позволили нам справедливо оценить преданность, изобретательность и всепоглощающие усилия родителей, озабоченных хорошим воспитанием своих детей. Мы поняли, какого уважения заслуживают жертвы и испытания, выпавшие на долю воспитателей.

 

Мы также поняли, что профессиональные рекомендации могли бы оказаться полезными для каждой семьи, для всех родителей. Мы даже не предполагали, что психиатры и исследователи детской психологии смогут настолько расширить понимание поведения ребенка и тех факторов, которые необходимы для его развития. Исследования, проведенные за последние пятьдесят лет, дали такой объем специальной информации, что она, став доступной для родителей, смогла бы значительно облегчить им жизнь. Фокусируя внимание на детской агрессивности, мы надеемся, что какие-то ключевые модели поведения детей и реакция на них со стороны родителей окажутся контрольными способами проверки искусства воспитания и смогут применяться к другим областям взаимодействия родителей и детей.

 

ГЛАВА 2

 

Причины агрессивности

 

Давайте условимся, что понимать под словом "агрессия". Поскольку не существует общепринятого определения, агрессивным называют разные типы поведения. Например, враждебность, безусловно, форма агрессии, которая чревата неприятностями и для самого агрессора, и для его окружения. С другой стороны, упорство — тоже форма агрессии, но без него трудно чего-нибудь добиться, достичь цели. Таким образом, называя поведение агрессивным, разные люди имеют в виду разные вещи. Некоторые ученые вообще не считают настойчивость (упорство) разновидностью агрессии. А мы, как и многие другие, считаем.

 

Существует несколько моделей поведения, с помощью которых можно охарактеризовать детскую агрессию. Здесь мы представим одну из них, опробованную в процессе нашей работы и давшую хорошие результаты.

 

Непосредственные исследования поведения здоровых детей и их родителей (матерей в первую очередь) показали, что агрессивность проявляется в различных формах у любого ребенка, даже очень маленького. Все формы (и типы поведения) агрессивности имеют одну общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей. Реакция в виде агрессивного поведения, вероятно, приводится в действие врожденными механизмами, некой внутренней мотивирующей силой.

 

Мы хотим подчеркнуть, что наша модель агрессивности — не плод отвлеченных рассуждений. Наоборот. Мы начали изучать агрессию, когда поведение маленьких детей заставило нас усомниться в имевшихся до того теориях. И чтобы разрешить это противоречие, мы постарались взглянуть на агрессивное поведение детей свежим взглядом. На начальных этапах нашей работы выявилось поразительное множество форм поведения, которое мы определяли как агрессивное. Затем обнаружилось различие в типах агрессивного поведения. Например, исследовательская активность ребенка, его упорные попытки чего-либо достичь существенно отличаются от таких случаев, когда голодный ребенок яростно плачет или когда один ребенок дразнит другого или насмехается над ним. В конце концов мы сумели выделить несколько категорий агрессивного поведения.

 

Для простоты ограничим наше изложение двумя главными формами агрессии, с которыми приходится сталкиваться родителям. Первая — недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Исследования позволяют предположить, что недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворению желаний и достижения цели. Эти механизмы наличествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого момента рождения.

 

Другая форма — враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих. Враждебная деструктивность, в отличие от недеструктивной агрессии, не проявляется сразу после рождения. Однако механизм ее продуцирования (генерирования) или мобилизации существует с самого начала жизни ребенка. Враждебная деструктивность вызывается и активируется в результате сильных неприятных переживаний (чрезмерная боль или дистресс).

 

Вся наша эмоциональная жизнь находится под влиянием этих двух форм агрессии. Они беспокоят нас в наибольшей степени, так как формируют опыт наших детей, особенно проявляясь в их взаимоотношениях с родителями. Поговорим о каждой из этих форм агрессии.

 

Принципиально недеструктивная, невраждебная форма агрессивного поведения обнаруживается у детей уже с первых месяцев жизни. Ребенок ведет себя агрессивно, чтобы самоутвердиться, взять верх в какой-либо ситуации, а также совершенствовать свой опыт. Этот тип агрессии является важной мотивировкой для развития познания и способности положиться на себя. Он побуждает к необходимой конкуренции, которая не является изначально враждебной и деструктивной. Такое поведение служит для защиты потребностей, собственности, прав и тесно связано с удовлетворением личностных желаний, достижением цели так же, как и со способностью к адаптации. Безусловно, проявления этого типа агрессии естественны для здоровой адаптации к среде.

 

Недеструктивная агрессивность побуждает ребенка забраться на дерево. Она необходима для здорового эмоционального развития.

 

Познавательная активность младенца, настойчивость его усилий, особенно когда он старается во что бы то ни стало удержать то, что привлекло его внимание, определяется нами как тип недеструктивного поведения в исследовательской деятельности ребенка.

 

Например, во время кормления Джейн (три с половиной месяца) хватается рукой за ложку, которую мать подносит к ее рту. Девочка крепко держится за ложку, стараясь участвовать в процессе кормления. Потом она исследует набор пластиковых колец, висящих перед ней на веревочке: рассматривает их, пытается удержать все сразу в своих ручках, растягивает, сует в рот, затем опять рассматривает, опять сует в рот. И так снова и снова, с необычайной настойчивостью, отчего возникает ощущение, что она весьма увлечена этой неизвестной для нее штукой и потребностью выяснить, что же это все-таки такое.

 

Наблюдая за усилиями Джейн овладеть чем-то для нее новым, внутреннюю потребность ребенка контролировать нечто из окружающей среды, заставить это нечто исполнить ее желание, мы констатируем, что это делается без всякой злобы и раздражения, без стремления разрушить или причинить вред предмету. Этот тип активности обнаруживается с первых месяцев жизни. Когда ребенок бодрствует, когда он находится в состоянии эмоционального и физического комфорта, он, как правило, увлечен исследованием окружающей его среды.

 

Рассмотрим далее ту форму агрессии, которую мы назвали враждебной деструктивностью. Она проявляется в злобном и враждебном поведении, связанном с переживанием интенсивного дистресса и боли, но может вызываться также особым удовольствием причинить боль и явным желанием делать это. Причем агрессивные черты в поведении детей мы наблюдали с первых дней жизни. Даже у новорожденных детей наблюдаются реакции ярости. Наш вывод: эти реакции ярости есть наиболее примитивные формы враждебности у человека.

 

Конечно, в первые месяцы жизни младенец, у которого возникает реакция ярости, не осознает своих желаний что-нибудь разрушить или навредить кому-либо. Насколько известно, в первые месяцы жизни младенец не способен к сознательному осуществлению подобных намерений. Способность иметь такое желание не возникает ранее середины первого года жизни. К концу же первого года жизни, наблюдая реакции ярости у детей, без труда можно заметить, что ребенок испытывает чувство враждебности и нередко оно сопровождается желанием причинить вред. Такая мысль возникает, например, когда вы видите, как ребенок гневно швыряет игрушку, если его против воли усаживают в коляску.

 

Наблюдения за детьми (даже в тех случаях, когда их поведение исключает разрушительные желания) показывают, что должен существовать некий пусковой механизм для реакций ярости. (Это справедливо и для всех других актов враждебности.) Мы пришли к выводу, что таким пусковым механизмом является переживание чрезмерной боли или дистресса. Как уже говорилось, реакция ярости у ребенка возникает в результате дискомфорта. Это было установлено нами в ходе длительных наблюдений, в то время как родители чувствуют это интуитивно. Когда же родители не могут обнаружить источник чрезмерной боли или дистресса, они склонны объяснять плач и беспокойство ребенка необходимостью "упражнять легкие". Конечно, это заблуждение. Но в детском плаче есть как минимум желательная черта - это указание родителям, что ребенок испытывает боль (неважно, какого рода). И это в общем хорошо. Просто мы хотим подчеркнуть, что реакция ярости возникает у детей только в тех случаях, когда они испытывают чрезмерную боль или дистресс в той или иной форме - некий тип чрезмерного неудовольствия. Это условие обязательно для развития реакции ярости.

 

Пример. Неудачная попытка прогнать старшую сестру из песочницы расстроила мальчика.

Нестерпимые дистресс и боль изменяют врожденную недеструктивную агрессивность на противоположную, вызываемую желанием устранить источник боли или дистресса. То есть возникает тип агрессии, который приобретает черты некого эндогенного желания причинять вред или уничтожать нечто в своем окружении, что ощущается как источник чрезмерного неудовольствия.

 

Уже в очень раннем возрасте дети стремятся управлять чувством враждебности, находя способы удовлетворить свою ярость с меньшим ущербом для любящих их родителей. Например, мы наблюдали за девочкой (1 год 2 месяца), которая, рассердившись на свою маму, явно намеревалась швырнуть в нее деревянным кубиком. Вместо этого она в последний момент чуть развернулась, и кубик полетел в сидевшую рядом женщину. Враждебное чувство к матери переместилось у нее во враждебный акт, направленный на человека, атаковать которого ей казалось менее опасно. И, совершив это, она самодовольно улыбнулась.

 

Пример. Попытки мальчика прогнать старшую сестру стимулировали агрессивность. По мере того как возрастало неудовольствие, росла враждебность. Если бы это продолжалось, то мальчик

1. разрядил ее, вытолкнув сестру;

2. сдался бы, и враждебность осталась внутри него;

3. решил, что лучше он перенесет свой интерес на что-нибудь другое и тем самым защитится от враждебности, выработанной предыдущим опытом, или

4. что-то из этих комбинаций.

 

В другом случае мы наблюдали за Кенди (1 год 2 месяца), которая подошла к Донни (два с половиной года) и ударила его по руке. Нас это не удивило, поскольку за три дня до того Донни сильно ударил Кенди. Девочка плакала, но никакой враждебной реакции с ее стороны по отношению к Донни мы не наблюдали. Ее враждебное чувство вылилось на сестру Синди и на игрушки. Три дня спустя, однако, Кенди, видимо, сочла возможным ударить Донни и таким образом разрядить свое враждебное к нему чувство. Даже в столь юном возрасте девочка спокойно контролировала свои действия. Она не выглядела довольной, но вид у нее при этом был безмятежный и удовлетворенный.

 

Приведем пример враждебного поведения с намерением получить удовольствие от причиненной другому боли. Этот тип агрессивного поведения, которое мы можем назвать дразнящим или насмешливым, проявляется у детей примерно с одного года жизни.

Сюзен двух с половиной лет заинтересовалась игрушкой, которую изучал полуторагодовалый Томми. С неким подобием улыбки на лице она подошла к мальчику и вырвала игрушку у него из рук. Ее мать отвлеклась и не заметила этого. Когда Томми занялся другой игрушкой, Сюзен снова выхватила ее у Томми. Тот занялся третьей игрушкой, но и ее Сюзен тут же отобрала у него. Ее улыбка выражала очевидное удовольствие. Теперь плач Томми был услышан, и мать Сюзен вынуждена была вмешаться.

 

Дети реагируют на чувство враждебности, предшествующее враждебным поступкам, совершенным по отношению к ним. Мы пришли к такому выводу, наблюдая враждебные поступки у детей, которые совершаются с удовольствием, преднамеренно, поскольку им предшествовали переживания нестерпимой боли, закреплявшиеся в психике. Подобная враждебность проявится, когда для этого возникнут более простые для ребенка условия. Иными словами, когда дети (или взрослые) действуют садистически, стараясь причинить боль другому, мы можем предположить, что они поступают так потому, что ранее они сами страдали, и их эмоциональное "я" было ущемлено. Оскорбление нашего нарциссизма (чувства любви к себе, самоуважения) есть основной источник подобных поступков.

 

Таким образом, деструктивная враждебность, как и другие формы агрессивности, вызывается попытками самоутвердиться и контролировать жизненные ситуации. Под воздействием чрезмерного дистресса или боли возникает желание причинить боль и вызвать деструкцию объекта или личности, которые были предметом контроля. Мы полагаем, что в этом и состоит суть враждебного поведения и проявлений ненависти и ярости.

 

Подобная форма агрессивности, носящая характер амбивалентности, хорошо известна специалистам, работающим в области психического здоровья. Именно она может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, острого чувства вины, формировать грубые черты в характере, лимитировать способность к адаптации, к установлению доброжелательных отношений с людьми и ко многому другому.

 

Практические выводы для родителей

 

Практические рекомендации по воспитанию детей, исходящие из приведенной модели агрессивности, состоят в том, что с разными видами агрессивного поведения невозможно управляться одинаково. В любом случае родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. Но, безусловно, в разных ситуациях следует поступать по-разному.

Часто нам задают вопрос: "Что мне делать, если я замечу, что мой ребенок бьет другого ребенка?" Для того чтобы поступать определенным образом, нужно знать характер своего ребенка, понимать ситуацию и предшествующее отношение детей друг к другу. В одних случаях следует поощрять ребенка, в других — ограждать от агрессивности. Иными словами, понимать, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и не переносит ли он свою ярость с виновного на невинного.

 

Агрессивность, снова подчеркнем это, неоднородна. С одной стороны, она может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в нашей способности адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха.

 

С другой стороны, агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, боящегося постоять за себя. И то и другое негативно сказывается на наших чувствах, а в крайних случаях может привести к деструкции, разрушению непосредственного окружения, включая людей, которых мы любим, нанести непоправимое зло нам самим.

 

Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, необходим для выживания и достижения успеха. Второй тип, несмотря на ряд отрицательных качеств, временами может быть тоже необходим для адаптации и выживания. Наша задача — научить родителей, уважающих своего ребенка, разбираться в психологических особенностях детского поведения: поддерживать здоровую настойчивость, усилия в достижении цели, концентрировать энергию ребенка для получения желаемого результата; или, напротив, помогать детям избавиться от ненужной враждебности к другим, к себе самим, к обществу. Эта помощь необходима, если мы хотим, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами, чувствами вины и стыда, чтобы они себя уважали, уважали других, могли нести свою меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с окружающими и получали истинное удовольствие от жизни. Понимание смысла агрессивности ребенка (как способа самореализации или разрушительной враждебности и ненависти) проясняет возможность ответа на вопрос: "Что мне делать, если я замечу, что мой ребенок бьет другого ребенка?"

 

Уровень враждебности, возникающей в душе ребенка, влияет на его эмоциональное самочувствие. Но не меньшие последствия враждебность имеет для общества: преступность на улицах и дома, подготовка к войне и сама война, беспрецедентная и чрезвычайно опасная гонка ядерных вооружений. Относясь со всей серьезностью к подобным проявлениям враждебности, мы все же не будем подробно касаться общественных явлений, но подчеркнем, что неразрешенные проблемы с деструктивной агрессивностью имеют широкий спектр последствий.

Конкретно же для личности эмоциональное самочувствие зависит от того, каким целям служит агрессивность. Одно дело, когда она направлена на источник боли и дистресса. Для этого враждебность, ненависть и ярость, по сути, предназначены. Как ни трудно с этим согласиться, следует признать, что некоторый уровень агрессивности необходим. Даже в лучших обществах и в лучших семьях при воспитании ребенка необходимы ограничения в удовлетворении всех его потребностей, а следовательно, ребенок не может нормально развиваться без того, чтобы периодически не испытывать разочарования. Другими словами, родители неизбежно будут сталкиваться с враждебностью своих детей, даже если они воспитывают их с любовью и делают все, чтобы помогать их нормальному развитию. Общение с ребенком облегчается, если уровень враждебности низкий. Но в принципе проявления враждебности неизбежны. Можно снизить частоту и интенсивность возникновения и концентрации враждебности до определенного уровня и таким образом защитить детей от переживания чрезмерной враждебности. Это именно тот случай, когда мы действительно можем им помочь.

 

Помогая родителям, воспитателям и специалистам, связанным с детьми, понять и осознать значение чрезмерного неудовольствия, мы тем самым раскрываем механизм мобилизации враждебности в ребенке. Ключевое понятие здесь чрезмерное неудовольствие. Сразу оговоримся. Переживание неудовольствия вообще неизбежно. Однако достаточно мягкий опыт неудовольствия побуждают к усилиям, тренировке и адаптации к жизненной ситуации. У детей, например, именно тогда проявляются врожденные адаптивные механизмы, когда они испытывают дискомфорт. Младенцы справляются с незначительным уровнем дискомфорта тем, что засовывают большие пальцы рук себе в рот. Делая это, они как бы успокаивают сами себя, по сути, учатся быть независимыми. Только когда неудовольствие становится чрезмерным, оно наносит ущерб индивидууму.

 

Защищая детей от слишком частых или слишком длительных переживаний чрезмерного неудовольствия, родители и воспитатели должны знать, что дети по-разному переносят неприятные ощущения. Порог раздражимости и переносимости боли у всех разный. В первые годы жизни ребенка родителям следует научиться различать степени переживания неудовольствия. Каждый ребенок по-своему выражает чувство чрезмерного неудовольствия с помощью комбинации поведенческих и звуковых сигналов. Мы призываем родителей постоянно развивать в себе способность чувствовать, что их ребенок хочет выразить, и определять из множества те сигналы, которые означают переживание чрезмерного неудовольствия.

Родителям нужно знать, что существуют возможности модификации возникающей у ребенка враждебности. Они в основном зависят от того, насколько благоприятны взаимоотношения между ребенком и родителями. Интенсивность и энергия враждебности, порождаемые новыми жизненными обстоятельствами, снижаются, когда существует настоящая привязанность между родителями и детьми. Любовь и добро, позитивная эмоциональная атмосфера взаимоотношений помогут ребенку избежать значительных испытаний, боли и сохранить эмоциональное благополучие.

 

Опыт работы с родителями и детьми убедил нас в том, что конструктивное вмешательство в жизнь ребенка снижает степень проявления его враждебности. Нам удалось выделить несколько типов таких взаимодействий между родителями и детьми, при которых чаще всего враждебность возникает и мобилизуется. В том числе и такие, когда недеструктивная агрессивность должна поощряться.

 

1. Конструктивное вмешательство с целью снижения переживаний чрезмерного неудовольствия.

2. Осознание потребности ребенка в активности (и, соответственно, разрешение ее), достаточной и приемлемой самостоятельности в исследовательской и познавательной деятельности.

3. Конструктивное определение пределов разрешенного.

4. Обучение ребенка выражению и разряжению враждебности в нормальных, приемлемых формах.

5. Управление реакциями агрессивности у ребенка с целью его психологического развития.

6. Помощь ребенку при переживаниях им болезненных чувств тревоги и депрессии.

7. Гармонизация отношений родителей и детей.

 

В дальнейшем изложении мы постараемся раскрыть динамику агрессии в каждом из конкретных типов взаимодействия и предложим методы формирования стереотипов родительского вмешательства, то есть те общие положения, учитывая которые воспитатели способствуют психологическому развитию ребенка. Не задаваясь целью проанализировать все типы агрессивного поведения детей (это не нужно и невозможно), мы тем не менее уверены, что родители достаточно узнают об эффективных способах контроля и управления агрессией в любых ситуациях.

 

ГЛАВА 3

 

Предотвращение переживаний чрезмерного неудовольствия

 

Пример. Мама не обращала внимания на издаваемые трехмесячной Кэтти звуки, выдававшие ее возбужденное состояние, до тех пор, пока они не сменились плачем. Жалобный плач становился все громче и громче, по мере того как мать приготавливала все необходимое для кормления ребенка. Когда реакция Кэтти достигла более высокого уровня, она начала плакать сердито. Если бы мама не отозвалась на ее нужды в этот момент, Кэтти, вероятно, пережила бы чрезмерное неудовольствие.

 

В чем же состоит помощь родителей в предотвращении переживаний детьми чрезмерного неудовольствия и снижении частоты их возникновения? Мы хотим дать родителям несколько рекомендаций, поскольку подобные переживания не всегда легко предотвращаются.

Прежде всего необходимо научиться снижать интенсивность, длительность переживаний и ограничить их последствия. Чрезмерное неудовольствие есть источник возникновения всех форм враждебности. Таким образом, предотвращение и смягчение их оказывается прямым путем предотвращения и смягчения враждебности в поведении ребенка. Можно ли научиться распознавать зачатки агрессивности в поведении ребенка и каким образом они отражаются на его чувствах? Ведь естественно, что родители хотели бы разделять чувства ребенка, сострадать ему, развить в себе способность к эмпатии. Они - первые лица в жизни ребенка, поэтому за помощью он обращается именно к ним. Устанавливая источник боли и стараясь устранить его, родители должны создать для ребенка комфортные условия, с тем чтобы помочь ему пережить этот болезненный опыт.

 

Объяснение

 

Уже в раннем возрасте дети, испытывавшие переживания чрезмерного неудовольствия, проявляют признаки враждебности — от возникающей вскоре после рождения реакции ярости до более поздних реакций злобы, враждебности и ненависти. Как уже говорилось, предотвращение или же смягчение подобных переживаний — прямой путь к снижению уровня враждебности в поведении ребенка. Следует помнить, что речь идет о предотвращении чрезмерного неудовольствия, а не неудовольствия как такового. Неудовольствие в скромных дозах побуждает ребенка к адаптации, создает условия для здорового развития и приобретения навыков. Однако у маленьких детей возможности избегать неудовольствие ограничены. И если агрессивность является адаптивной, если она помогает успокоиться ребенку, то с ней надо считаться и позволять ребенку сердиться, даже злиться, а временами и ненавидеть.

 

Жизнь устроена так, что человеку трудно избежать болезненных разочарований и катастроф. Ребенок даже в идеальных домашних условиях не минует разочарований. Так, воспитание детей, забота об их психологическом развитии предусматривают определение пределов разрешенного, что неизбежно приведет к переживанию чрезмерного неудовольствия.

 

Родителям следует различать простое неудовольствие ребенка и чрезмерное неудовольствие, которое в результате препятствует его нормальному развитию. И это то, чего необходимо избегать. Значительно проще предотвратить проявления деструктивного поведения, чем потом бороться с враждебностью ребенка, когда она стала стабильной чертой психики, свойством характера.

 

Предотвращение переживаний чрезмерного неудовольствия и смягчение тех переживаний, которых избежать нельзя, — в этих основных направлениях должна сосредоточиваться работа воспитателя. Не так-то легко научиться отличать адаптивные переживания, названные нами конструктивными, от неконструктивных, от злости и враждебности в чрезмерных формах. Здесь важно доверять собственным чувствам и оценкам. Замечая неудовольствие ребенка, родители должны устранить или хотя бы смягчить интенсивность неприятных и болезненных переживаний, чтобы восприятие жизни у ребенка не было изначально неприятным, а враждебность не стала автоматической реакцией, негативно отражаясь на личности.

 

Проявления чувства чрезмерного неудовольствия

 

Чтобы предотвратить или снизить переживания чрезмерного неудовольствия, родители прежде всего должны знать, в какой форме проявляются подобные переживания и что при этом чувствует их ребенок. Реакции детей индивидуальны, у каждого ребенка существует свой порог восприятия неприятных ощущений. Эти различия обусловлены природой. Кроме того, восприятие может меняться с возрастом, состоянием здоровья, даже от утра к вечеру. И у нас с вами бывает так, что мы расстраиваемся, не осознавая причин для этого. Порог раздражительности, как и болевой порог, очень изменчив и потому вынуждает родителей терпеливо искать причину чрезмерного неудовольствия ребенка и быть внимательными к его поведению в разных ситуациях.

 

Во-первых, естественной реакцией родителей является сочувствие своему ребенку. Эмпатия способствует его здоровому развитию. Чаще спрашивайте себя: "Что мой ребенок чувствует в данный момент?" Чем чаще задается этот вопрос, тем яснее становятся причины беспокойства, плача, неудовольствия ребенка. Родители могут быть не в настроении, расстроены, рассержены на ребенка или вообще не склонны задаваться такими вопросами. И тем не менее попытки понять, распознать проявления чрезмерного неудовольствия у ребенка успешно могут разрешиться именно через постановку этого вопроса. Сколько бы мы ни повторяли, что эмпатия (способность сопереживать, настраиваться на чувства другого человека) является необходимой для нормального воспитания детей, эти повторения никогда не будут излишними.

 

Чрезмерное неудовольствие порождает враждебность. Так как ситуации, вызывающие неудовольствие, не могут быть совершенно исключены, то их необходимо свести к минимуму.

Дети с самого раннего возраста умеют передавать свои переживания через телесные движения, выражение лица, звуками голоса. Выражения лица лучше всего передают их чувства.

На вопрос: "Что мой ребенок чувствует и переживает в данный момент?" — есть два принципиально правильных ответа. Прислушиваясь к звукам голоса ребенка, можно по их эмоциональной окраске определить настроение даже у новорожденного. По выражению лица ребенка, его движениям и позам нетрудно угадать, какие чувства он испытывает. Что могли бы вы сами выразить подобными звуками, такой мимикой или движениями? Попытки представить себе это помогают понять чувства вашего ребенка. Но если вы и теперь озадачены, представьте себе, что вы испуганы, испытываете боль, гнев — какими средствами вы могли б



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: