Тема 13
Министерство юстиции и система его органов
Учебные задачи:
— формирование общих теоретических знаний об органах юстиции РФ;
— усвоение основных понятий, используемых законодателем при регулировании правового статуса и деятельности органов юстиции в Российской Федерации;
— усвоение правового статуса, структуры и системы деятельности органов юстиции в Российской Федерации;
— усвоение направлений деятельности органов юстиции в Российской Федерации.
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
Знать
— правовой статус органов юстиции, а также сотрудников органом юстиции РФ;
— основные понятия, раскрывающие правовые основы деятельности органов юстиции РФ и правовой статус сотрудников этих органов;
— полномочия и деятельность органов юстиции РФ;
— систему и структуру органов юстиции РФ;
Уметь
— анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение, основные направления организации и деятельности органов юстиции РФ;
— оперировать юридическими понятиями и категориями, используемыми в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность и правовой статус органов юстиции РФ и сотрудников данных органов;
— анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью органов юстиции РФ;
— принимать решения, определяющие порядок деятельности органом юстиции РФ;
Владеть
— юридической терминологией;
— навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовые основы организации и деятельности, полномочии органов юстиции РФ;
— навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью органов юстиции РФ.
|
Ключевые слова: органы юстиции; Минюст России; задачи и полномочия ФСИН и ФССП России; приставы-исполнители; уголовно-исполнительная система; учреждения уголовно-исполнительной системы; служба судебных приставов[1].
Понятие и система органов юстиции
Органы юстиции — совокупное обозначение всех учреждений и ведомств Минюста России.
Термин «юстиция» имеет латинское происхождение — в римской мифологии так звали богиню правосудия.
Поэтому в правовой доктрине до сих пор под юстицией принято понимать:
1) в организационном смысле — судебное ведомство, систему судебных учреждений;
2) в процессуальном смысле — правосудие, вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть.
Данное обстоятельство, казалось бы, позволяет усомниться в обоснованности использования термина «юстиция» применительно к органам исполнительной власти. Однако уяснение характера деятельности органов юстиции, как представляется, устраняет всякие сомнения. Для этого достаточно обратиться к компетенции Минюста России, возглавляющего систему соответствующих органов.
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет:
1) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:
|
исполнения уголовных наказаний;
регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;
адвокатуры;
нотариата;
государственной регистрации актов гражданского состояния;
обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств (за исключением: деятельности физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем 50 тыс. рублей, кроме случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии); деятельности по возврату просроченной задолженности, осуществляемой в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности; правоотношений, связанных с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникших из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, кроме случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности; правоотношений по взысканию долгов заемщиков по обязательствам перед банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, в отношении которых Национальным банком Украины было принято решение о прекращении их деятельности (закрытии их обособленных подразделений) на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, регулируемых Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 422-ФЗ «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя»);
|
территориального устройства Российской Федерации;
организации местного самоуправления;
разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;
3) функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;
4) функции по контролю и надзору в сфере:
адвокатуры;
нотариата;
государственной регистрации актов гражданского состояния (п. 1 Положения о Минюсте России).
Как видим, деятельность органов юстиции непосредственно направлена на создание условий для осуществления правосудия. Отсутствие таковых породило бы неустранимые препятствия в процессе осуществления судопроизводства.
Например, уголовный процесс не начнется до появления подсудимого, которого доставят в зал судебных заседаний сотрудники органов юстиции. Соответствующие уполномоченные сотрудники органов юстиции обеспечат безопасность судей и иные участников процесса. Если статус подсудимого трансформируется в статус осужденного, исполнять наказание будут также сотрудники органов юстиции.
При этом участие органов юстиции в осуществлении судопроизводства может быть не только прямым, но и косвенным — адвокат обвиняемого в подтверждение своего статуса предъявит удостоверение, выданное органом юстиции.
Тот факт, что руководство деятельностью Минюста России осуществляет непосредственно Президент РФ, служит дополнительным аргументом в пользу того, что сфера деятельности органов юстиции не вписывается исключительно в сферу деятельности исполнительной власти, возглавляемой Правительством РФ.
Минюст России возглавляет Министр юстиции Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей Министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации. Разрешено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (с изменениям и дополнениями на 01.01.2017) иметь в Министерстве юстиции Российской Федерации семь заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя Министра, одного статс-секретаря - заместителя Министра и одного Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра, а также до 12 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства и аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации.
Определено также, что представители Министерства юстиции Российской Федерации, осуществляющие в составе Постоянного представительства Российской Федерации при Совете Европы (без включения в его штатную численность) функции по обеспечению деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации, составляют зарубежный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации.
Министр юстиции Российской Федерации совместно с руководителями Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы и Федеральной службы судебных приставов решить в установленном порядке организационные вопросы, вопросы материально-технического обеспечения и иные вопросы, связанные с образованием указанных служб и их территориальных органов.
Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.
В то же время Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России, правовой статус которых рассмотрен ниже.
Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через зарубежный аппарат, и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.
Возложенные на Минюст России задачи выполняются непосредственно Министерством и (или) через его территориальные органы. Иерархию территориальных органов юстиции возглавляют федеральные Управления Минюста России по федеральным округам, главные управления Минюста России по субъектам (субъекту) РФ, Минюста республик, управления (отделы) юстиции областей, автономной области, автономных округов.
Главные управления Минюста России по субъекту (субъектам) РФ: по Москве; Нижегородской области; Новосибирской области; Ростовской области; Санкт-Петербургу и Ленинградской области; Свердловской области; по Ставропольскому краю; Хабаровскому краю; Еврейской автономной области; по Республике Крым и Севастополю.
К числу основных задач главных управлений Минюста России по субъекту (субъектам) РФ относится координация деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений Минюста России, действующих в пределах федерального округа.
В тех субъектах РФ, где не созданы главные управления Минюста России, функционируют управления Минюста России по соответствующему субъекту РФ.
Кроме того, при Минюсте России функционирует целый ряд учреждений:
—Российская правовая академия Минюста России (РПА);
—Федеральное государственное учреждение «Государственная регистрационная палата» при Министерстве юстиции Российской Федерации (ФГУ ГРП при Минюсте России);
—«Научный центр правовой информации» при Минюсте России (НЦПИ);
—Федеральное государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» при Минюсте России (ФГУ «ФАПРИД»);
—Государственное учреждение «Российский федеральный Центр судебной экспертизы» при Минюсте России (РФЦСЭ при Минюсте России).
Российский федеральный центр судебной экспертизы возглавляет систему государственных судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Минюста России, в которую входят также восемь региональных центров судебной экспертизы (РЦСЭ) и 41 судебно-экспертная лаборатория (ЛСЭ).
Основной задачей СЭУ является производство судебных экспертиз по постановлениям судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов внутренних дел и государственной безопасности, таможенных, налоговых органов, а также их должностных лиц, наделенных правом назначения судебных экспертиз.
Кроме того, СЭУ проводят экспертные исследования, осуществляемые по обращениям физических и юридических лиц. Региональные центры судебной экспертизы помимо собственной экспертной работы призваны также осуществлять научно-методическое обеспечение и координацию научно-методической работы, курируемых судебно-экспертными лабораториями.
Министерство юстиции РФ
Министерство юстиции РФ обеспечивает эффективное функционирование всей системы органов юстиции.
Для этого Минюст России решает большое количество задач, к числу которых относятся:
1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации;
5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Минюсте России.
5. Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через зарубежный аппарат, и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.
6. Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Минюст России также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач Министерства.
В ведении Минюста России находятся также некоторые учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют определенные управленческие функции (адвокатура, нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов и иных изданий).
Для решения поставленных перед ним задач Минюст России наделен обширными полномочиями, которые установлены в 51 пункте разд. II Положения о Минюсте России.
Вот некоторые из них, Минюст России:
1) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;
2) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
3) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
4) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;
4.1) осуществляет в установленной сфере деятельности мониторинг правоприменения в Российской Федерации в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также функции по координации мониторинга правоприменения, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и его методическому обеспечению;
5) участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;
6) осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
7) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минюста России и реализацию возложенных на него функций;
8) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов;
9.1) осуществляет в порядке, установленном Минюстом России, аккредитацию экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также определяет условия их аккредитации;
9.2) ведет в порядке, установленном Минюстом России, государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
10) принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;
11) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
12) обобщает практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки;
13) координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;
14) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
14.1) ведет в установленном им порядке государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
14.3) осуществляет в установленном им порядке регистрацию бланков строгой отчетности, предусмотренных частью 8 статьи 8 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
15) осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации; ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации;
30.28) определяет порядок ведения федерального списка экстремистских материалов и ведет этот список, ведет перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, и перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, а также обеспечивает опубликование названных списка и перечней; другие полномочия.
Учитывая возросшую в последнее время значимость правоохранительной деятельности в такой сфере, как борьба с коррупцией. Минюст России уполномочен проводить антикоррупционную экспертизу:
— проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при проведении их правовой экспертизы;
— проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;
— проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;
— проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;
— нормативных правовых актов субъектов РФ при мониторинге их применения;
— уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации.
Минюст России также осуществляет аккредитацию юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; ведет в порядке, установленном Минюстом России, государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; утверждает формы заключений по результатам антикоррупционной экспертизы и формы свидетельств об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 9.1—9.3, 10.1, 14.2, 19.1 Положения о Минюсте России).
Вопрос о включении адвокатуры и нотариата в число правоохранительных органов обоснованно считается дискуссионным. В то же время весомым аргументом в пользу положительного ответа на данный вопрос является тот факт, что Минюст России наделен обширными полномочиями в сфере деятельности нотариата и адвокатуры.
В области нотариальной деятельности Минюст России:
— утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате;
— открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;
— наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
— удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
— в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
— совместно с Федеральной нотариальной палатой утверждает порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории деятельности нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса, а также образует апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб лиц, изъявивших желание заниматься нотариальной деятельностью, не допущенных к сдаче квалификационного экзамена либо не сдавших такой экзамен, на соответствующее решение квалификационной комиссии; осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате;
— ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;
— осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате (направляет представителей для участия в работе квалификационных комиссий по приему экзамена у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью и др.) (п. 7 Положения о Минюсте России).
В области адвокатской деятельности Минюст России:
— определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ;
— определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, а также реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;
— утверждает форму реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, и форму свидетельства о регистрации в реестре адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;
— устанавливает по согласованию с заинтересованными федеральными органами государственной власти требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса;
— утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, форму удостоверения адвоката и порядок ее заполнения;
— осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством Российской Федерации об адвокатуре;
— осуществляет на территории Российской Федерации функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;
— ведет реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;
— проводит мониторинг деятельности адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;
— утверждает форму соглашения об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, заключаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации;
— утверждает форму отчета адвокатов об оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, направляемого в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, и устанавливает сроки его представления;
— утверждает форму сводного отчета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, направляемого в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;
— участвует в работе комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам (п. 7 Положения о Минюсте России).
Помимо вышеперечисленного, Минюст России применительно к сфере деятельности нотариата и адвокатуры:
— ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.
Минюст России, возглавляющий систему орг анов юстиции в Российской Федерации:
— организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;
— осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству Российской Федерации;
— осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;
— обобщает практику деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб, принимает меры, направленные на ее совершенствование;
— подготавливает ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах (п. 7 Положения о Минюсте России).
Наконец, весьма обширными полномочиями наделен Минюст России в сфере международного сотрудничества:
— представляет предложения о заключении и международных договоров Российской Федерации о помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам:
— согласовывает предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения международных договоров Российской Федерации;
— получает от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейных, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
— направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы и иные документы по вопросам передачи лиц, осужденных к лишению свободы, а также получает от иностранных государств или их компетентных органов аналогичные запросы и документы и рассматривает их в установленном порядке;
— координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включая организацию и проведение визитов делегаций Комитета в Российскую Федерацию, а также подготовку ответов на доклады Комитета по итогам этих визитов;
— принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
— взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами (п. 7 Положения о Минюсте России).
Минюст России организует взаимодействие подведомственных ему федеральных служб (Соглашение о взаимодействии Федеральной службы исполнения наказания и Федеральной службы судебных приставов от 13.07.2010 № 10/1-27).
Минюст России принимает участие в кадровом обеспечении подведомственных ему учреждений и федеральных служб, в т.ч. Федеральной службы исполнения наказания и Федеральной службы судебных приставов.