Служба судебных приставов




 

Деятельность по исполнению судебных решений, вынесенных по гражданским делам, и приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий представляет собой самостоятельную область правоохраны. Особая сфера правоприменения и правоохраны образуется в связи с необходимостью организации судопроизводства в судах, обеспечения условий для его беспрепятственного осуществления с соблюдением установленного процессуальным законом порядка, обеспечения выполнения распоряжений судьи и решений суда.

Одним из важнейших направлений обеспечения эффективной деятельности судебных органов является организация исполнения судебных решений и судебных актов. Обязательность исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ представляет собой одну из важных основ организации и деятельности судебной системы РФ.

Старая система исполнения судебных решений состоящими при районных судах судебными исполнителями оказалась в новых условиях малоэффективной. С учетом сложившегося положения Государственная Дума приняла Закон о судебных приставах и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которыми учреждался в системе Минюста России институт государственных исполнителей.

Создание службы судебных приставов в системе Минюста России, органе исполнительной власти, имеет принципиальное значение для развития судебной власти. Эта служба должна освободить судей от несвойственных им распорядительных функций по выполнению собственных решений. В связи с принятием названных федеральных законов и Положения о ФССП России была создана необходимая нормативная база для учреждения и практической деятельности специальной службы, основной функцией которой стало принудительное исполнение судебных решений.

В своей деятельности ФССП России руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России и Положением о ФССП России.

Полномочия судебных приставов определяются соответствующим процессуальным законодательством, ведомственными нормативными актами.

Так, приказом Минюста России от 03.08.1999 № 226 была утверждена согласованная с Верховным Судом РФ Инструкция о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействии судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности.

Дальнейшее расширение круга полномочий службы судебных приставов произошло в связи с принятием и введением в действие в 2003 г. Уголовно-процессуальным кодексом (УПК РФ), которым к органам дознания отнесены главные судебные приставы субъектов РФ, старшие судебные приставы (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ). Дознаватели органов службы судебных приставов получили право проводить дознание по ряду уголовных дел, представляющих посягательства на правосудие и предусмотренных ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312, 315 УК РФ (п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

С введением в действие в 2002 г. Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) на службу судебных приставов возложено административное производство по 11 статьям КоАП РФ о наложении штрафов.

12.03.2004 образована в современном виде Федеральная служба судебных приставов (ФССП России). ФССП России переданы функции Минюста России: по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Министерство юстиции РФ координирует и контролирует деятельность находящейся в его ведении ФССП России, а также принимает нормативные правовые акты, относящиеся к сфере деятельности этой службы.

Федеральная служба судебных приставов — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (п. 1 Положения о ФССП России).

Основные задачи ФССП России:

— обеспечение установленного порядка деятельности судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов);

— организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

— управление территориальными органами ФССП России (п. 2 вышеназванного Положения).

Для реализации поставленных перед ней задач ФССП России наделена соответствующими полномочиями, в основном — в сфере осуществления исполнительного производства. Они перечислены в разд. II Положения о ФССП России.

Для этого ФССП России:

— осуществляет: применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа; проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

— организует: хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества; розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации), участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве в процедурах банкротства; исполнение решений комиссий по трудовым спорам.

Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы. В иерархии службы можно выделить три основных звена.

1.ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации (далее - директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий.

Директор имеет заместителей директора Федеральной службы судебных приставов - заместителей главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Количество заместителей директора устанавливается Президентом Российской Федерации

2. Главный судебный пристав субъектов РФ возглавляет территориальный орган ФССП России по соответствующему субъекту РФ.

3. Подразделения службы судебных приставов субъекта РФ и городах (районах) возглавляет Старший судебный пристав.

Как видим, важнейшей функцией ФССП России является управление деятельностью ее территориальными органами в субъектах РФ и муниципальных образованиях

В этой сфере ФССП России реализует следующие полномочия: руководит и контролирует их деятельность; проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию; создает и ведет банки данных о возбуждении исполнительного производства, обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем (п. 6 Положения о ФССП России).

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на:

— судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

— судебных приставов-исполнителей (п. 1 ст. 4 Закона о судебных приставах).

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан при исполнении служебных обязанностей:

— обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

— обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

— поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

— выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

— осуществлять охрану здания, помещений суда;

— в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

— на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

— на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

— по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей;

— при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

— на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, создаваемое в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта РФ, обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

— на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу РФ;

— взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

— проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

— оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствии или суда;

— по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания (п. 1 ст. 11 Закона о судебных приставах).

При исполнении своих обязанностей судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

— при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления такого лица, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

— входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);

— в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем;

— проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях ФССП России, осуществлять личный досмотр указанных лиц, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что они имеют при себе оружие, боеприпасы и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

— не допускать в вышеназванные здания, помещения, лиц, имеющих при себе такие предметы, вещества и средства (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;

— обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;

— применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей. Условия осуществления данного права требуют специального рассмотрения. Так, физическая сила, в том числе боевые приемы борьбы, может применяться для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо удержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава (п. 2 ст. 11 Закона о судебных приставах).

Специальные средства, имеющиеся на вооружении судебных приставов, могут применяться для:

— отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях;

— пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

— задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;

— доставления в органы внутренних дел задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

— исполнения принудительного привода лиц, уклоняющихся от выполнения законных требований по явке в суд, к дознавателю службы судебных приставов или судебному приставу-исполнителю (ст. 17 Закона о судебных приставах).

Огнестрельное оружие судебные приставы могут применять для:

— отражения нападения на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности; пресечения попытки завладении оружием или специальными средствами;

— отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;

— пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей (ст. 18 Закона о судебных приставах).

Правовой статус судебного пристава-исполнителя, закрепленный в Законе о судебных приставах, позволяет ему в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов:

— принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

— предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

— рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

— получать и обрабатывать персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;

— объявлять розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, и осуществлять такой розыск в соответствии с законодательством РФ;

— осуществлять розыск на основании судебного акта гражданина-ответчика по гражданскому делу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов (п. 1 ст. 12 Закона и судебных приставах).

Для реализации своих полномочий судебный пристав-исполнитель вправе:

— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

— проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

— налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении и банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном и исполнительном документе;

— использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

— в случае неясности положений исполнительного документа способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнении

— объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

— вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

— при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

— при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск (п. 2 ст. 12 Закона о судебных приставах).

О порядке извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, в форме электронного документа.

Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения.

В силу ст. 29 Закона они, считаются извещенными, если:

1) адресат отказался от получения повестки, иного извещения;

2) несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу;

3) повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, или по адресу, сообщенному им в письменной форме судебному приставу-исполнителю для уведомления данного лица (в том числе по адресу электронной почты), или повестка, иное извещение направлены иным способом, указанным таким лицом, однако лицо направленные повестку, иное извещение не получило;

4) извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок (Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным — далее Правила) утвержден постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 606.

Согласно Правилам извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, только при соблюдении следующих условий:

а) лицо, участвующее в исполнительном производстве, прошло регистрацию в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;

б) лицо, участвующее в исполнительном производстве, обратилось к оператору единого портала с заявлением о возможности направления ему от органов государственной власти юридически значимых уведомлений в электронной форме.

Извещение размещается Федеральной службой судебных приставов на едином портале в личном кабинете лица, участвующего в исполнительном производстве, и считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило в личный кабинет с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.

Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может использовать личный кабинет для направления в ответ на полученное извещение ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа в соответствии со статьей 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Если лицом, участвующим в исполнительном производстве, является орган государственной власти, орган местного самоуправления, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель и указанное лицо имеет техническую возможность взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов посредством инфраструктуры взаимодействия, то извещение может быть направлено такому лицу посредством инфраструктуры взаимодействия.

5 декабря 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1473 Правила дополнены пунктом 8, в соответствии с которым извещение также может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, заказным почтовым отправлением, пересылаемым в форме электронного документа, в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи. При этом лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным с момента вручения ему заказного почтового отправления.

Следует подчеркнуть, что законные требования судебного пристава, независимо от характера осуществляемых им функций, подлежат выполнению всеми органами, организациями должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

ФССП России как одна из разновидностей государственной правоохранительной службы (ст. 7 Федерального закона от 25.04.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации») приобрела статус органа исполнительной власти федерального значения.

Учитывая, что судебные приставы призваны обслуживать сферу правосудия, законодатель счел необходимым закрепить нормативно требования к кандидатам на должности судебных приставов. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее профессиональное образование (а для старшего судебного пристава, его заместителя и судебного пристава-исполнителя — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначено лицо, имеющее судимость.

Требования к профессиям, специальностям и направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются Главным судебным приставом РФ.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные направления деятельности Минюста России?

2. Какова система Минюста России?

3. Какова структура Минюста России?

4. Каковы основные направления деятельности ФСИН России?

5. В чем заключается правоохранительная деятельность ФСИН России?

6. Каковы основные направления деятельности ФССП России?

7. В чем заключается правоохранительная деятельность ФССП России?


[1] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 565.

[2] Правоохранительные органы России: учебник для бакалавров / под общ. ред. В. П. Божьева, Б. Я. Гаврилова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.; Издательство Юрайт, 2014. — Серия: Бакалавр. Базовый курс. С. 276.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: