— Задания на придумывание максимального количества вариан
тову'потребления той или иной вещи. Игрушки. В основе их лежит
гест дивергентных способностей компании Gestalt and Jackson's, в
котором испытуемому предлагается найти максимальное количе
ство вариантов использования обычных предметов, например, кир
пича, квадратного куска картона со стороной 30 см, ведра, веревки,
картонного ящика или полотенца.
—Упражнение «Чудо-вещь», которое помогает взглянуть твор
чески (по-новому) на обыденные вещи и элементы предметно-раз
вивающей среды. Для этого воспитанникам и их родителям пред
лагается выбрать любую заурядную вещь из обозреваемого окру
жающего пространства, например, стул. В обыденной жизни он
является приспособлением для сидения. Педагог, уходя от такого
«привычного» способа его использования, предлагает выяснить, во
что может превратиться «чудо-стул» с помощью нашего воображе
ния? Например, в вышку, с которой можно обозревать окрестности,
я крышу домика, в барабанную установку, в полку для книг или
вешалку для вещей, в чудо-животное и во многое другое. Главное:
не стесняться генерировать идеи.
— Задание «Необычные способы у потребления» (картонные коробки) — модификация широко известного теста Дж. Гилфорда. В этом задании нужно придумать как можно больше интересных и необычных способов употребления картонных коробок. Испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность мышления — уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что ребенок фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно складывать предметы.
Приведем пример.
Волшебные превращения обычной коробки14
«Сколько интересного таит в себе обычная картонная коробка! Горстка крупы, несколько ниточек, немного фантазии — и получается волшебная лужайка перед домом или целый подводный мир.
Наша игра с детьми в «сказочный мир» началось с нескольких резиновых фигурок домашних животных. Хотелось красиво их преподнести детям, расположить кого у колодца, кого на дорожке, кого натравке. И мы начали придумывать. Как основание, взяли коробку из-под конфете откидывающейся крышкой. Также понадобились краски гуашевые, клей, шерстяные нитки, спички, пластилин, мелкие камушки и несколько видов круп. Хотим заметить, что фантазия приходит во время творчества!
Сначала нужно распланировать области: пруд, песок, трава, дорожки и раскрасить коробку гуашью. Затем приступаем к изготовлению выпуклых тактильных областей. Травку можно изготовить из мелко нарезанных зеленых шерстяных ниток или бумажной салфетки: намазать нужную область на картоне клеем, затем посыпать нарезанные нитки или обрезки салфетки, дать высохнуть. Озеро можно покрасить синим цветом, а можно наклеить кусочек фольги, или блестящей упаковки для цветов, или вклеить зеркало, Потом можно украсить наше озеро камышами из пластилина и спичек, Важно заметить, что все это вы можете делать вместе с детьми — на уроках труда или просто в дружественной обстановке. Дети при изготовлении таких игр получают не меньшее удовольствие, чем вы сами.
Самым интересным для нас оказалось изготовление дорожек. Нужно намазать выбранную область клеем и обсыпать крупой. Хорошо подходит пшено, гречка, горох и даже крупная фасоль, лучше только взять резиновый клей. Также можно поступить и с ка-
14Сценарий развивающего взаимодействия разработан К.Ю. Пастуховш.
мушками, приклеить их куда вам понравится, а потом покрыть прозрачным лаком.
Из пластилина и спичек можно также сделать колодец с водой и кормушки для животных. Солнце можно сделать в виде аппликации из желтых шерстяных ниток. Далее наклеим на крышку коробки домик из цветной бумаги, животных — наклейки, и, в заключении, расставим наши фигурки животных, как нам нравится.
Также несложно мы сделали модель подводного мира с дельфинами и китами, акулами и морскими звездами, морским котиком и моржом, и даже краб попался в сеть!
Для изготовления этой игры нужно взять коробку поглубже. По вашему усмотрению загнуть края и зафиксировать с помощью степ-лера. Далее, раскрасить задний фон гуашью. Рыболовную сеть сделаем из материи с дырочками, также прикрепим ее степлером к краям коробки.
Для наших северных обитателей сделаем льдину из куска пенопласта или мятой белой бумаги. Из мятой бумаги сделаем и пещеру для осьминога, только покрасим бумагу несколькими тонами коричневого цвета. Сзади можно сделать отверстие для фонарика, тогда ваша пещера будет еще и светиться! Животных и рыб будем крепить на проволоку: проделаем в картоне два отверстия шилом и сделаем петельки, в которых и закрепим животных. Пещеру можно украсить, приклеив настоящие ракушки и морские камушки. Нарисуем на горизонте парусник.
И вот наша маленькая модель мира готова — играйте на здоровье!»
—Дизайнерские задания. Например, педагог задает детям серию вопросов, ориентированных на их мотивированный ответ и рассуждение: «Почему нож, топор имеют такую форму? Чем продиктована форма иголки? Почему ножницы имеют именно такую форму, а не фугую? Что было бы, если бы изменилась их форма?»15
Затем взрослый предлагает разработать свой проект супер-ножниц. Для этого детей просят:
— рассказать, как они видят саму будущую конструкцию (изде
лие);
-- изобразить ее для прочтения другими (чертеж, рисунок);
— подобрать материалы (проволока, картон и т.д.) и сделать ма
кет изделия.
Приведем пример включения такого задания в конспект занятия с
• Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-50840.html.
детьми.
Занятие «Пластилиновая квартира»16
(для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание. Развитие способностей к моделированию и конструированию, дизайнерского мышления. Закрепить умения пользоваться знакомыми приемами лепки, такими как раскатывания, скатывание, оттягивание (мордочка), вдавливание; учить детей пользоваться стекой; учить детей вдавливать детали в пластилин.
Материалы. Пластилин, доски, игрушка ежика, стеки, семечки подсолнуха.