Детского сада в соответствии с новыми
Федеральными требованиями
Общие требования
Предметно-игровая среда группы, как уже было сказано, явля-• гея частью предметно-пространственной среды детского сада.
Предметно-пространственная среда развития воспитанников i стского сада — организация пространства и использование детской мебели, игрушек и предметов, физкультурного оборудования и
другого оснащения групп и детского сада в соответствии с целями безопасности и психологического благополучия каждого ребенка, амплификации (обогащения) условий его развития, что предполагает гибкое и вариантное использование пространства, уход от устаревшего подхода, связанного с жесткой функциональной закрепленностью зон и уголков внутри помещений и участков. Это означает, что организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.
За рубежом эти проблемы решаются следующим образом.
1) Наличие соответствующего помещения (11-17 квадратных метров на ребенка) и безопасного оборудования', мебели и оборудования, в т.ч. для физических упражнений и тренировок. Например, американский исследователь и педагог К.Беннет рекомендует оценку предметно-развивающей и игровой среды группы и детского сада, исходя изтого, сможетли воспитатель моделировать в ней различные игровые ситуации, необходимые для физического развития и воспитания детей. Перечислим их.
Ситуации-имитации связаны с тем, что педагог выполняет те или иные движения, а дети имитируют их как можно точнее. При этом учитывается принцип индивидуального подхода. Например, кому-то воспитатель предлагает повторить просто прыжки, кому-то — прыжки со скакалкой и другими приспособлениями, прыжки на батуте.
Ситуация свободного выбора моделируется на открытой спортивной площадке, оснащенной специальным инвентарем. Воспитатель предоставляет детям возможность играть в подвижные игры одним или в компании своих друзей. При этом они могут исследовать с помощью движений окружающее пространство или произвольно поЕлгорять двигательные действия друг друга. В Финляндии к серии таких занятий-игр относится «развлекательное ориентирование».
Проблемно-контролируемые ситуации позволяют воспитателю смоделировать двигательную проблему, познавая особенности движения в пространстве, и поощрить в детях желание найти ее решение. В частности, это может касаться освоения способов безопасного движения и жизнедеятельности. При этом детям предлагается использовать упражнения на равновесие, лазанье, кувырки, пере-
нос веса с одной части тела на другую и т.д., используя простейший инвентарь: деревянные скамейки, кубы, маты и др.
Творческие ситуации предлагаются детям тогда, когда нужно решить сложную двигательную задачу, выражая в движении или кинетической мелодии то или иное понятие. Например, чувство гнева, радости, удивления и т.д. Так, можно предложить перекатывать мяч, передавая друг другу какое-то настроение и изменяя его. Более сложный вариант — сделать то же самое посредством танца, когда дети учатся придавать движениям интерпретирующий, выразительный и коммуникативный характер. Пособия, которые при этом используются, тоже носят социально-ориентированный характер: это символы, маски, перчаточные куклы и т.д.
Кроме того, особое внимание обращается на наличие в группе необходимых для ребенка вещей и игрушек, разнообразие игровых занятий и материала для них. Например, в программе «Step by step» (США) выделяются следующие виды центров и оборудования для них:
— центр сюжетно-ролевой игры — здесь содержатся разные кук
лы: бумажные плоскостные, куклы-мешки, марионетки, мас
ки, куклы из носков и варежек, пенопласта и глины и др.;
— открытая площадка — имеет игровые области: зона лазанья,
игр с песком и водой, зона транспорта, зона тишины, столяр
ная зона, садовый участок;
— центр строительства;
— центр литературы — зона с мягким ковром, подушками, удоб
ными стульями и столом для письма и рисования, полки с
книгами, переплетный уголок;
— центр искусства — зон а экспериментирования с различными
материалами.-цветными мелками, смываемыми маркерами,
глиной, пластилином, материалом для коллажей, ножница
ми для правой и левой рук, клеем, плотной бумагой и др.;
оборудованием для использования различных техник живопи
си: пальцевой живописи, живописи картофельным крахма
лом, мыльными хлопьями, печатания губкой, обливной пе
чатью, кляксовой живописью, печатания веревкой, воско
вой живописью;
— центрманипулятивных (настольных) игр и игрушек: картинки,
игры-головоломки, игры с фишками, лото, домино, цветные
бусы, магнитные картинки и др. Все игры должны иметь по
метки, указывающие на разный уровень сложности дидакти
ческого материала.
-—музыкальный центр: предметы, связанные с музицированием (фабричные и самодельные: погремушки (коробки с крышками, наполненные рисом, фасолью, песком, пуговицами, семечками; алюминиевые банки из-под крышек), щипковые инструменты (тесемки, проволока, нити разной толщины), ударные инструменты (кубики, пустые банки), духовые (пластиковые бутылки, трубки, дудочки, свистульки).
2) Возможность выбора вида активности, регулярное чередование активных игр и занятий с отдыхом;умение воспитателей заинтересовать, вовлечь детей в различные игры и занятия, умение поощрять детей.
Как видно из приведенных требований, педагоги в первую очередь обращают внимание на формирование мотивационной основы к той или иной деятельности у ребенка. Для этого взрослыми разрабатывается система ситуационных задач, направленных на диагностику интересов детей и их развитие.
Например, на диагностику и развитие практических интересов детей в Финляндии во всех дошкольных учреждениях, начиная с 3 лет, направлено создание центров детской активности, в которых дети осваивают разные художественные и ремесленные техники: шелкография, роспись по ткани, разные виды печати, изготовление и крашение бумаги разными способами, типографские и разные переплетные работы, плетение и аппликации из всевозможных природных и искусственных материалов; работа с деревом, кожей, мехом, металлической фольгой и проволокой, бросовым материалом и разнообразными сортами бумаги (от картонных яшиков, газетной и писчей до гофрированной, липкой, шелковой).
На собственно операционные навыки детей педагоги почти не обращают внимание.
Умение работать с разными материалами развиваете детях познавательную активность, обогащает знаниями о мире. В то же время, высококачественный результат труда ставит детей как бы «вровень с взрослыми», позволяя использовать сделанное собственными руками.
В России такой подход не очень «прижился». Зато у нас очень активно в последнее время используется принцип интеграции об™ разовательных областей, посредством предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды.