№ | Формы работы | Срок | Исполнители |
1. | Формирование творческой группы | сентябрь | старший воспитатель |
2. | Составление плана работы | сентябрь-октябрь | старший воспитатель |
№ | Формы работы | Срок | Исполнители |
3. | Создание системы работы в модуле «Звездное небо» | ноябрь | ст. воспитатель творческая группа |
4. | Брендинг | в течение года | воспитатели групп |
5. | Фандрайзинг | в течение года | Заведующая ГОУ |
6. | Методическое обеспече- | в течение года | коллектив |
ние | |||
7. | Создание медиатеки | в течение года | коллектив |
8. | Работа с детьми | ||
• тематические занятия в | в течение года | воспитатели групп | |
группе и модуле | |||
• экскурсии в модуле | в течение года | творческие группы | |
• открытое занятие | апрель | воспитатели групп | |
• экскурсия в музей | май | воспитатели подго- | |
• организация и проведение выставки детских мо- | апрель | товительной группы воспитатели групп | |
делей «Лети, лети, ракета» | |||
9. | Работа с родителями | в течение года | старший воспита- |
тель | |||
• анкетирование | социальный педагог | ||
• оформление информационных буклетов | воспитатели групп |
его созданию была организована следующим образом:
Кроме занятий, наблюдений и бесед к формам педагогического сопровождения экологической среды ДОУ относят походы, экскурсии, природоохранные акции, праздники и досуги.
Поход — комплексное мероприятие, направленное на решение различных задач и видов деятельности. В планировании походов принимают участие эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра.
Экскурсия отличается от похода меньшим объемом всех его параметров и проводится чаще, чем походы.
|
Проектные технологии обыгрывания и изменения экологической среды детского сада. Они помогают ребенку более осознанно
ПО
получать знания, развивать навыки общения со взрослыми и со сверстниками, формировать ценностное отношение к происходящему в экологической среде детского сада и вне ее. Конечный результат проекта — это всегда зримый вещественный продукт: альбом с фотографиями; выставка рисунков; газета; рассказ, составленный ребенком; театрализованная постановка; семейные вечера, на которых выступают со своими сообщениями и дети, и взрослые. Поэтому проекты часто используются как средство обогащения и изменения предметно-пространственной среды детского сада, увеличения ее эмоциональных и когнитивных потенциалов воздействия на ребенка и его семью.
Это связано с тем, что проектный метод хорошо ложится в систему семейного воспитания, так как при необходимости, ребёнку могут оказать помощь старшие братья или сестры, бабушки, дедушки и другие взрослые. Они помогают разнообразить виды деятельности, подбирать иллюстрации, литературу, оформлять результаты проектов.
Тема проекта не должна навязываться взрослым (воспитателем), она вытекает из проблемной ситуации, которая получилась из-за незнания ребенка. Вся деятельность ребенка будет направлена на то, чтобы самостоятельно, или с помощью взрослого, найти ответы на вопросы:
• Что мы знаем об этом объекте?
• Что хотим узнать? (т.е. что необходимо узнать)
• Что надо сделать для этого?
|
• Как надо это делать?
В конце проекта обязательны вопросы на рефлексию:
• Получилось ли то, что задумывали?
• Что делали для этого?
• Что можно было сделать по-другому?
• Что ты изменил бы, выполняя такое же задание?
Проекты могут быть разными и одинаковыми как для малышей, так и для старших дошкольников. Различаться проекты будут своим содержанием (объёмом) и оформлением результатов.
В качестве примера можно предложить детям и родителям создать проект «Природа в нашем доме». Данную тему можно разделить на более мелкие, например: «Птицы в нашем доме», «Наш аквариум», «Сад на окне».
Задачи проекта «Природа в нашем доме»:
• Формирование положительного отношения к объектам приро
ды и желания ухаживать за ними (выращивать).
• Развитие познавательных способностей у детей.
ill
• Формирование экологических знаний, то есть, изучая приро
ду в доме, дети должны получить знания о приспособленности
объектов к окружающей среде, о создании для них необходи
мых условий (свет, температура, питание).
• Развитие воображения, мышления.
• Учить передавать эмоциональное состояние от общения с
объектами природы в изобразительной деятельности (рисунок,
лепка, аппликация).
• Обогащение словарного запаса детей.
В проекте «Природа в нашем доме» можно рассматривать комнатные растения, рыб в аквариуме, птиц, которые содержат в доме (канарейка, волнистый попугай и другие).
С детьми младшего дошкольного возраста начинать работу над проектом можно с игровой ситуации, используя любимую игрушку ребёнка.
1. Например, плюшевый мишка, кукла или другой игрушечный
персонаж начинает восхищаться (удивляться) цветущему комнат
ному растению (аквариумной рыбке или птичке), обращаясь к ре
бёнку со словами: «Вова, посмотри, какая красивая рыбка в аква
риуме! Как называется эта рыбка? Какой у неё необычный хвостик!
Что нужно делать, чтобы рыбка всегда чувствовала себя в аквариу
ме хорошо, была здорова и размножалась?»
|
2. Ребёнок не может ответить на все вопросы, которые будут ему
заданы, поэтому взрослый (родитель) сам предлагает найти ответ:
«Давай посмотрим вот эту книжку про рыб, может, там что-нибудь
найдём» или предлагает спросить у кого-то из старших (брат, сест
ра, дедушка, бабушка).
3. Предлагает понаблюдать ребёнку за объектом, при этом обя
зательно указав конкретно зачем наблюдать и в какой последова
тельности, например:
• посмотри, как рыбка плавает: быстро или медленно;
• плавает л и рыбка по дну или чаще её можно видеть у поверхно
сти воды;
• виляет ли рыбка хвостом, когда плавает;
• как заглатывает корм и др.
4. Посмотреть иллюстрации в книгах, сравнить рыбок (чем раз
личаются, чем похожи).
В конце проекта можно оформить небольшую выставку детских работ, где изображены рыбки из домашнего аквариума, сделать аппликацию «Наши рыбки», используя осенние листья или ткани. Огромную помощь в работе над проектами оказывают разнообраз-
ные экологические игры с детьми и природоохранные акции.
Природоохранные акции — социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно с сотрудниками и детьми, и даже при участии с родителями.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют наличность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая сезон или какой-либо содержательный блок. В детском саду проводят праздники, посвященные Дню Земли, Дню Воды, празднику осени, зимы, празднику леса, празднику птиц и другие.