Практикум по основам логики




1. Определите логическую структуру понятий, дайте им логическую характеристику.

А лгоритм решения

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо:

— определить содержание понятия;

— определить объем понятия, его элементы и части.

— установить, является ли понятие: единичным, общим, пустым; конкрет­ным, абстрактным; позитивным, негативным; относительным, безотносительн.

Пример

Определим логическую структуру понятия «глагол».

В содержание этого понятия входят такие существенные признаки: «знаменательная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие или состояние предмета как процесс». Это понятие абстрактное, безотносительное, положительное.

Это общее понятие. Его объем — класс, в который входят все слова, являющиеся глаголами. Элементы объема — слова-глаголы.

В зависимости оттого, на какой признак опираются, выделяют различные части объема понятия «глагол». Если за основу взять такую характеристику, как «национальный язык», то можно выделить такие части объема исследуемого понятия: «глаголы русского языка», «глаголы украинского языка», «глаголы английского языка». Если за основу взять такой признак, как «время», то можно выделить «глаголы настоящего времени», «глаголы прошедшего времени», «глаголы будущего времени».

Задания


1.1. Государство.

1.2. Венера.

1.3. Абзац.

1.4. Дождь.

1.5. Дом.

1.6. Леонардо да Винчи.

1.7. Независимость.

1.8. Русская литература.

1.9. Столетие.

1.10. Москва.

1.11. Родитель.

1.12. Талант.

1.13. Стакан чая.

1.14. Поиски Атлантиды.

1.15. Двое.

1.16. Аморальность.

1.17. Табун лошадей.

1.18. Сострадание.


2. Приведите примеры понятий, которые бы имели такие логические характеристики:

- Обшее, конкретное, собирательное, позитивное, безотносительное.

- Единичное, абстрактное, разделительное, позитивное, безотносительное.

- Обшее. конкретное, разделительное, негативное, относительное.

3. Установите отношения между понятиями.

Алгоритм решения

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо:

— выяснить, являются ли понятия сравнимыми. Если понятия несравнимые, то отношения между ними установить невозможно:

— выяснить, какие из понятий совместимые, а какие — несовместимые;

— установить тип отношения между совместимыми понятиями и тип от- ношения между несовместимыми понятиями:

— изобразить отношения между понятиями в виде круговых схем Эйлера-Венна.

Пример

Рассмотрим понятия «город», «столица», «европейская столица», «самый большой город страны». Установим отношения между ними.

Все приведенные понятия сравнимые. Для них можно найти общий родовой признак — «быть населенным пунктом». Все приведенные понятия совместимые, то есть их объемы имеют общие элементы.

Понятия «город» и «столица» находятся в отношении подчинения. «Город» — это родовое понятие, «столица» — видовое понятие.

Понятия «столица» и «европейская столица» также находятся в отношении подчинения. «Столица» — это родовое понятие, «европейская столица» — видовое понятие.

Понятия «европейская столица» и «самый большой город страны» находятся в отношении пересечения, так как некоторые столицы европейских государств не являются их самыми большими городами.

Понятия «столица» и «самый большой город страны» находятся в отношении пересечения, так как некоторые столицы государств не являются их самыми большими городами.

Понятия «город» и «самый большой город страны» находятся в отношении подчинения. «Город» — это родовое понятие, «самый большой город страны» — видовое понятие.

Изобразим теперь отношения между понятиями в виде круговых схем.

Рис. 1 Отношения между понятиями:

А — город: В — столица: С — европейская столица;
D — самый большой город страны.

Задания

3.1 Студент; кировчанин; студент-отличник.

3.2 Педагог; преподаватель вуза; школьный учитель.

3.3 Переводчик; человек, который переводит на французский язык; человек, который переводит на английский язык; человек, который имеет лингвистическое образование.

3.4 Государство; республика; президентская республика; парламентская республика; федерация; США; Россия.

3.5 Полководец; древнегреческий полководец; древнеримский полководец; Александр Македонский; Цезарь; Ганнибал; Алексанлр Суворов.

3.6 Французский король; «Король-солнце»: вождь гугенотов; Людовик XIII; ЛюдовикХ1У; король из династии Бурбонов.

3.7 Художник эпохи Возрождения; итальянский художник; Леонардо да Винчи; Рафаэль Санти; Микеланджело Буаноротти; Ачьбрехт Дюрер; автор «Джоконды»; автор «Сикстинской мадонны».

3.8 Литературное произведение: литературное произведение России XIX в.; сказка А. С. Пушкина; рассказ «Каштанка»: произведение А. П. Чехова.

3.9 Четырехугольник: параллелограмм; прямоугольник; ромб; квадрат.

3.10 Мужчина; сын; внук; отец; дед; племянник; дядя.

4. Найдите понятие, находящееся в отношении соподчинения с таким понятием: Геометрия. Найдите понятие, находящееся в отношении тождества с таким понятием: Столица государства. Найдите понятие, находящееся в отношении противоположности с таким понятием: Старость. Найдите понятие, находящееся в отношении противоречия с таким понятием: Логический. Обобщите понятие: Александр Пушкин.

Найдите понятия, которые бы находились в отношениях, зафиксированных такими круговыми схемами (см. рис. 2—15).

5. Проведите ограничение понятий.

Алгоритм решения

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо:

— определить содержание и объем анализируемого понятия;

— найти новое понятие, увеличив содержание и уменьшив объем предыдущего.

Пример

Рассмотрим понятие «студент». Его содержанием является такой существенный признак: «обучаться в высшем учебном заведении». Объемом этого понятия является класс всех людей, которые обучаются в вузах.

Увеличим объем понятия, добавив еще один признак «обучаться на гуманитарном факультете». Объем понятия сразу же уменьшается. Он теперь включает только тех студентов, которые обучаются в этом подразделении вуза. Таким образом, ограничением понятия «студент» может быть понятие «студент гуманитарного факультета вуза».

Задания

5.1. Человек, изучающий логику.

5.2. М. Ю. Лермонтов.

5.3. Образование.

5.4. Сознание.

5.5. Математика.

5.6. Отечественная война в России.

5.7. Чашка кофе.

5.8. Труппа актеров.

6. Проведите обобщение понятий.

Алгоритм решения

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо:

— определить содержание и объем исследуемого понятия;

— найти новое понятие, уменьшив содержание и увеличив объем предыдущего.

Пример

Уменьшим содержание понятия «студент» до признака «обучаться». Объем понятия сразу же увеличивается. Он включает уже не только студентов, но и учеников общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Таким образом, обобщением понятия «студент» может быть понятие «человек, который обучается».

Задания


6.5. Сумерки.

6.6. Сострадание.

6.7. Детский сад.

6.8. Стихотворение.

6.9. Европа.

6.10. Импрессионизм.

6.11. Рождение ребенка.

6.12. Картина Ильи Репина.

6.13. Солнце.


7. Определите, проведена ли операция ограничения (обобщения) в приведенных примерах.

Алгоритм решения

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо определить, получено ли следующее понятие уменьшением (увеличением) содержания и увеличением (уменьшением) объема предыдущего, то есть является ли оно видовым понятием (родовым понятием) для предыдущего.

Пример

Рассмотрим пример «полиция — отделение полиции». В этом примере операция ограничения не проведена. Полиция — это административный орган для охраны общественного порядка, а отделение полиции — эго не вид такого органа, а его структурная единица.

Задания

a. Абзац — предложение.

b. Буква — слово.

c. Законодательство — закон.

d. Пора года — зима.

e. Лето — июнь.

f. Наука — логика.

g. Квадрат — прямоугольник.

h. Преступление — грабеж.

i. Квартира — комната.

j. Класс - средняя школа — школа.

k. Животное — млекопитающее — насекомое.

8. Дайте логический анализ деления.

Алгоритм решения

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо:

— определить структуру деления (найти делимое понятие, члены деления, основание деления);

— определить вид деления;

— проверить, соблюдены ли все правила деления в приведенном примере.

Пример

Рассмотрим деление. Европа: Западная, Восточная.

Структура деления

— делимое понятие: Европа.

— члены деления: Западная Европа, Восточная Европа.

— основание деления: географическое местоположение.

Вид деления: деление по видоизменению признака.

Правильность деления: нарушено Правило: Деление должно быть соразмерным, то есть объем делимого понятия должен равняться сумме объемов членов деления. В этом примере допущена логическая ошибка: неполное деление, поскольку пропущено еще один член деления: Центральная Европа.

Задания

8.1. Люди: близорукие, дальнозоркие.

8.2. Дети: невоспитанные, не наши.

8.3. Образование: дошкольное, начальное, среднее, высшее, дополнительное.

8.4. Церкви: православные, католические.

8.5. Животные: позвоночные и беспозвоночные.

8.6. Женщины: замужние, незамужние, матери, бабушки.

8.7. Университеты: российские, зарубежные, американские, московские.

8.8. Государство: республика, федерация, унитарное, демократическое, недемократическое.

9. Проведите классификации, используя приведенные понятия. Дайте их логический анализ.

Алгоритм решения

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо:

— определить основания классификации, ее критерии (признаки, которые являются основаниями делений в классификации);

— дать логический анализ делениям понятий, имеющим место в классификации;

— проверить, соблюдены ли все правила деления в приведенной классификации.

5.1. Растение, бурые водоросли, красные водоросли, высшие растения, низшие растения, покрытосеменные, высшие споровые, бобовые, розоцветные, однодольные, двудольные, злаковые, лилейные, пшеница, овес, крестоцветные, пасленовые, сложноцветные

5.2. Эпическое произведение, лирическое стихотворение, комедия, роман, трагедия, литературное произведение, эпическая поэма, лирическое произведение, песня, драма, рассказ, лирическая поэма, эпопея, театральное произведение, повесть.

5.3. Треугольник, равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, равносторонний прямоугольник, остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник.

5.4. Часть речи, самостоятельная часть речи, имя существительное, имя прилагательное, служебная часть речи, междометие, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица.

5.5. Философское учение, монизм, дуализм, плюрализм, материализм, идеализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, агностицизм, релятивизм, рационализм, иррационализм, сенсуализм.

10. Логический анализ определения.

Алгоритм решения

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо:

— установить структуру определения (найти дефиниендум и лефиниенс);

— проверить, соблюдены ли все правила определения в приведенном примере.

Правила определения

Правило 1. «Дефиниендум и дефиниенс должны быть взаимозаменяемы, то есть их объемы должны быть одинаковы ».

Пример

Рассмотрим определение: «Газета — это периодическое издание».

Структура определения:

— дефиниендум (определяемое понятие): газета.

— дефиниенс (определяющее): периодическое издание.

В этом примере дефиниендум и дефиниенс не являются тождественными понятиями. Нарушено правило 1. Объем дефиниенса шире, чем объем дефиниендума, поскольку к периодическим изданиям относят не только газеты. Таким образом, можно сделать вывод, что в приведенном примере допущена логическая ошибка «слишком широкое определение».

Правило 2. «Нельзя допускать круга в определении».

Пример

В определении «Преступник – это человек, совершивший преступление» дефиниенс повторяет сказанное в дефиниендуме, не раскрывая его значение, что ведет к такой логической ошибке, как тавтология.

Правило 3. «Определение не должно быть отрицательным».

Правило 4. «Определение должно быть кратким, точным и ясным».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: