Во Имя милосердного милостивого Бога




(А. Л. Р.)

 

Вот знамения Книги ясной, нетрудно в ней Коран узнать.

Он вам ниспослан по-арабски, глядишь, сумеете понять!

 

Мы обо всем расскажем стройно, тебе открывши Наш Коран,

Хотя ты раньше был беспечен, и одевал тебя туман.

 

Сказал отцу Иосиф древле: «Луну я видел, пестун мой,

И звезд одиннадцать, и солнце — они склонились предо мной».

 

— «Сынок, — отец ему ответил и тень вбежала на чело, —

Не говори про это братьям, не расскажи себе во зло:

 

Они умыслят сразу хитрость, и перед ней ты будешь наг.

Ведь сатана для человека — да не забудешь — явный враг!

 

Дарует Бог тебе избранье, в тебе поднимется мудрец,

Тебя научит изъясненью всем непонятного Творец

 

И над Иакова потомством, и над тобою завершит

Святую милость Он, великий, Кто с милосердием спешит,

 

Когда-то так Он Аврааму, Он Исааку даровал

Господню милость. Мудрым званьем Творец Себя короновал!»

 

Носили знамения братья, Иосиф знаменье носил.

Проговорили братья — голос был и тревожен, и уныл:

 

«Милее нас отцу Иосиф и брат его — их любит он.

Согласны мы: отец обманут, он заблуждением пленен».

 

«Да вы Иосифа убейте, — подслушал кто-то сатану, —

Или обманом отошлите его в далекую страну,

 

И теплый свет любви отцовской падет на каждого из вас,

И чистой праведности славу вы обретете в тот же час».

 

И брат подслушавший промолвил: «Когда решили вы убить,

Да продолжает жить Иосиф, его иначе можно сбыть.

 

Пусть не узнает смертной муки почти младенческая грудь,

В колодец можно бросить — странник его спасет какой-нибудь».

 

«Мы об Иосифе толкуем, — отцу сказали сыновья, —

Нам почему не доверяешь его? Ведь мы ему друзья!

 

Ты с нами завтра, сделай милость, отправь любимца своего,

Он поиграет, насладится, мы охраним от бед его».

 

Отец сказал: «В печали буду, коль вами станет он водим.

Боюсь я: волк его добудет, коль недосмотрите за ним».

 

— «Но если волк его добудет, — их был ответ, — когда сильна

Рука с копьем и нас немало, то нам ничтожная цена».

 

Уведен был Иосиф ими — уговорили отпустить —

И братья дружно согласились его в колодец опустить.

 

Но Мы Иосифу внушили: «Об их коварстве дашь им знать,

Когда они воспоминанья об этом зле не будут ждать».

 

Явились вечером, рыдая, к отцу неверные сыны.

«О, наш отец, — они сказали, — не отречемся от вины:

 

За другом друг забавы ради, шаля, пустились мы вдогон.

Иосиф был у наших сумок и волку там достался он.

 

Не веришь нам, хотя бы правду мы говорили вновь и вновь!»

И показали на рубашке они совсем другую кровь.

 

«Соблазном души вас одели, — слова послышались отца, —

Терпенье — благо. Утешенья ищу я только у Творца».

 

Один из путников пустыни ведро в колодец опустил,

Вскричал: «Там юноша!» — и радость в себе мгновенно ощутил.

 

Схватили странники добычу, ее укрыли, как товар.

Создатель знал про их деянье, Он — Вседержитель благ и кар.

 

В Египте продали находку, не торговались о цене,

И муж, Иосифа купивший, дал повеление жене:

 

«Ты помести его удобно — глядишь, и в помощь будет он,

Усыновим его, быть может, когда он честен и смышлен».

 

Так Нами был Иосиф юный в земле Египта утвержден,

Чтоб толкование событий там постигал надежно он.

 

Господь победно завершает Свои великие дела,

Но весть о том до большей части людей покуда не дошла!

 

Когда созрел Иосиф — мудрость ему и знание от Нас

Мы даровали. Так за благо Мы награждаем всякий час!

 

Его хозяйка совращала, не зная женского стыда —

Закрыла двери и велела она ему: «Иди сюда!»

 

— «Нет, упаси меня Создатель! — сказал Иосиф ей в ответ. —

Господь мне жизнь мою устроил, а согрешившим счастья нет!»

 

Она его желала страстно, и он ее бы пожелал,

Когда бы Господу Вселенной он доказательства не знал.

 

Ему Мы дали молвить слово, хоть речь его была груба,

Чтоб отвести порок и скверну от благочестного раба.

 

Она за ним бежала к двери, он от нее хотел уйти,

На нем рубаху разорвала тогда она. И на пути

 

Супруг вошедший им попался. — «Такому как бы ты воздал,

Она кричит, — кто обесчестить жену хозяина желал?

 

Коль не бросать его в темницу! Коль избавлять его от мук!»

— «Она увлечь меня хотела», — дышал укором каждый звук.

 

«Жене, — промолвил домочадец, — ты оправданье присуди,

Когда разорвана рубаха у нечестивца на груди.

 

Но если на спине рубаха его разорвана — хитрит

Жена твоя, она солгала, а этот правду говорит».

 

Увидя порванною сзади рубаху, вымахом руки

Остановил хозяин споры и молвил: «Козни велики!

 

Уйди от этого, Иосиф! Проси прощения, жена,

Ты согрешила, оболгала, и то немалая вина!»

 

Вели беседу горожанки: «Жена вельможи влюблена.

Вот молодого соблазняет. Сколь заблуждается она!»

 

Коль только весть о пересудах до той пристыженной дошла,

Она к душистым ложам женщин для возлежанья созвала,

 

Вручила каждой нож и после, полна Иосифом одним,

Ему за дверью прошептала, блестя глазами: «Выйди к ним!»

 

Явилось чудо возлежавшим — опять и снова огляни!

Себе секли ножами руки от восхищения они.

 

«Помилуй Бог! — сказали вместе. — Не человек явился к нам,

Нет, это ангел благородный, родня божественным теням».

 

«Из-за него вы осуждали, — хозяйка молвила, — меня.

Я соблазняла — тверд остался он, убеждение ценя.

 

Но если нынче не исполнит он повеленья моего,

Я заточу его в темницу, ничтожным сыщете его».

 

Сказал Иосиф: «Правый Боже! Темница будет мне милей

Того, к чему зовет хозяйка меня угрозою своей.

 

Но, если козни эти стерпишь, их от меня не отведешь,

Я к ним склонюсь, и неразумным раба Господнего найдешь».

 

Господь просящему ответил, беду и козни отвратил:

Он слышит все и все Он знает, создатель мрака и светил!

 

Когда же знамения Божьи случилось людям получить,

Того Иосифа решили они в темницу заточить.

 

И двое юношей плененных туда с Иосифом вошли.

Один сказал: «Себя я вижу — произведение земли,

 

Вино я будто выжимаю». И узник вымолвил другой:

«Себя я вижу — как узнаю, дурной то сон или благой? —

 

Вот, будто где-то и когда-то на голове я хлеб несу,

И этот хлеб съедают птицы над головою, не в лесу.

 

Ты человек достойный, видно, ты не из плутов и лгунов.

Так и поведай толкованье видений этих, наших снов».

 

Сказал Иосиф: «Растолкую, затем увидите еду —

Ведь раньше, чем дадут вам пищу, я объясненье приведу.

 

Ему учил меня Создатель. Я от неправедных ушел,

Те в жизнь грядущую не верят и в них истоки разных зол.

 

Моих отцов я веру принял. То — Авраам, то — Исаак,

Еще Иаков. Равных Богу искать не должно нам никак.

 

Господня милость в этом старцу и безбородому юнцу.

Но в большинстве остались люди неблагодарными Творцу.

 

Мои товарищи, темницы переступившие порог!

Владыки разные прекрасней или единый мощный Бог!

 

Когда не Богу — вы кладете поклоны только именам.

Они звучат, как захотелось отцам, родившим вас, и вам.

 

Господь богам не дарит власти. Решать в мирах дано Ему,

Кто повелел: пред Ним склоняйтесь, придите к Богу своему.

 

Вот вера правая! Приходит она от Бога моего,

Но большинство людей не знает об этой вере ничего.

 

 

Мои товарищи в темнице! Внимайте: первому дано,

Служа усердно господину, преподносить ему вино.

 

Второй из вас распятым станет, и птицы будут с головы

Его питаться. Все решилось, про что меня спросили вы!»

 

И попросил того Иосиф, кому предрек свободы дни:

«Пред господином оказавшись, меня однажды помяни!»

 

Но сатана юнца заставил об этой просьбе позабыть,

И ряд печальных лет случилось в темнице узнику пробыть.

 

Сказал могучий самодержец, знаток охоты и пиров:

«Я семь коров увидел тучных, едят их семь худых коров,

 

Потом приснились мне колосья: зеленых — семь и семь сухих,

К чему видения такие, коль объяснять вы в силе их?»

 

Так обратился он ко знати, веля ему разгадку дать.

«То сны бессвязные, — сказали, — нам не под силу разгадать».

 

И тут сказал вчерашний узник, спасенный, голову склоня:

«За толкованием пошлите с воскресшей памятью меня».

 

«Иосиф праведный! Виденья — ты разъяснять способен их.

Вот семь коров ты видишь тучных, их поедают семь худых,

 

Перед тобою семь колосьев зеленых, столько же сухих.

Что это? К людям возвратившись, я просвещу, быть может, их».

 

И отвечал ему Иосиф: «Семь лет вам сеять, но зерно,

Вы жатву в колосе оставьте, проесть немного вам дано.

 

Потом наступят семь голодных, неурожайных, черных лет,

Они съедят запасы ваши почти совсем. Другого нет.

 

Затем дождливый год настанет, сырым часам отец и мать,

И постоянно людям влагу тогда придется выжимать».

 

Царь повелел: «Да приведите провидца к трону моему!»

Когда к Иосифу явился гонец, то узник рек ему:

 

«У своего ты господина спроси, склоняясь до земли:

«Что с теми женщинами было, себе которые секли

 

Ножами руки?» Несомненно, об этих кознях знает Бог!»

И царь спросил у горожанок, он любопытен был и строг:

 

«Когда Иосифа манили к себе — чего хотели вы?»

«Мы об Иосифе не знаем, — сказали те, — дурной молвы,

 

Помилуй Бог!» Жена вельможи шепнула, очи опустив:

«Я соблазнить его пыталась, он — беспорочен, он — правдив!»

 

Тот, приходивший за разгадкой, сказал себе: «Так должно быть,

Чтобы о давнем обещанье я не осмелился забыть,

 

Чтоб слова, данного в темнице, я не нарушил перед ним,

Перед Иосифом. Изменник прямой дорогой не водим!

 

Не сразу вспомнил я о слове — душа к недоброму зовет,

Коль не помилует Всевышний и не пошлет Своих щедрот.

 

Я не оправдываю душу. Но милосердный мой Творец

Грехи прощает вереницам к нему взывающих сердец!»

 

Царь повелел: «Снимите узы, ведите к трону моему!

Хочу Иосифа увидеть, я для себя его возьму!»

 

Освобожденному владыка такую речь явил свою:

«Тебе дарую власть и силу, свое доверие даю».

 

Сказал Иосиф: «Я — хранитель, мою премудрость оцени,

Ты мне сокровищницы ныне своей державы подчини».

 

Так Мы ему опору дали за созиданье добрых дел,

Чтоб на египетской чужбине он поселился, где хотел.

 

К угодным Нам приходим тайно Мы с милосердием Своим,

Не губим праведным награды, ниспосылаем благо им.

 

Но в жизни будущей награда желанней детям и отцам,

Богобоязненным и верным, спасенным верою сердцам.

 

К Иосифу явились братья, он уходить от них не стал.

Они его не узнавали, он, приглядевшись, их узнал.

 

Товар им давши, он промолвил — бежали тени по лицу:

«Доставьте вы ко мне такого, кто брат вам только по отцу.

 

Ужели вам не видно: мера для всех людей полна моя,

Гостеприимен и приветлив, и хлебосолен также я.

 

Коль привести не захотите ко мне вы брата своего —

Не приближайтесь, из товара для вас не будет ничего».

 

Они ответили: «Конечно, отца от брата отвлечем,

Мы непременно так поступим, нам это будет нипочем».

 

Тогда велел Иосиф слугам: «На их верблюдов им товар

Вы погрузите — и оценят они такой, возможно, дар:

 

Быть может, вновь сюда прибудут!» Вернулись путники домой,

Отцу сказали: «Нет, не дали нам ничего в державе той.

 

Ты за товаром с нами брата, меньшого братика пошли.

Мы охраним его и блага затем получим той земли».

 

Отец сказал: «Ужель возможно теперь его доверить вам,

Как я доверил вам другого, внимая клятвенным словам?

 

Господь — хранитель наилучший. Он милосерден, мой Творец!»

Но вот мешки с верблюдов снявши, раскрыли братья наконец,

 

Товар — пред ними. Каждый молвил: «Чего же нам еще желать?

Что нужно — с нами, мы прокормим свою семью, отца и мать.

 

Но на верблюжью меру корму мы увеличиться дадим!

А брата нашего меньшого от испытанья оградим».

 

Отец промолвил: «С вами сына тогда единственно пошлю,

Когда мне Богом поклянетесь — другого я не потерплю, —

 

Что мне живым его вернете, что он пребудет невредим,

Уж разве что нежданно грянет беда над вами и над ним!»

 

Торжественно поклялся каждый, отца склонилась голова:

«Господь ручается за наши ненарушимые слова!»

 

«Сыны мои, — отец добавил, — бегите сглаза. Речь проста:

Куда бы вы ни устремлялись, входите в разные врата.

 

Не отвести мне вас от Бога: и всем, и всеми правит Он.

Подобно мне, да будет каждый к Нему с надеждой преклонен».

 

Когда сыны, отцу внимая, вступили в разные врата,

Не отвела от Бога братьев дорога избранная та,

 

Но совершилось пожеланье души Иакова тогда,

Ведь он познал науку Нашу в свои житейские года.

 

А большинство людей не знает науки Божьей — грех велик!

Не поднимается с молитвой, взывая к Богу, грешный лик.

 

Вошли к Иосифу повторно, меньшого брата принял он.

«Тебе я брат, — сказал он тихо, — не будь их кознями смущен».

 

Сынов отца, снабдив товаром, он в путь обратный отпустил.

Но чашу ценную в поклажу меньшого брата опустил.

 

И закричал глашатай: «Воры!» Столпились братья у поклаж:

«Но что вы ищете?» — спросили. Им отвечали страж и страж:

 

«Мы золотую чашу ищем, она царю принадлежит.

Ее нашедшим — груз верблюда. На нас ответственность лежит».

 

Сказали братья: «Мы не воры, клянемся Богом! Не во зле

Живем и не пришли постыдно бесчестье сеять на земле».

 

Спросили их: «А если лжете, какая кара будет вам?»

— «Тот, у кого найдете чашу, за воровство ответит сам.

 

Такою мерой,— каждый молвил, — несправедливым воздаем».

И начал поиски Иосиф, притворным занялся трудом.

 

Переискал у тех и этих, до брата меньшего дошел,

В его вещах нащупал чашу, пропажу царскую нашел.

 

Так для Иосифа послали Мы хитрость. Брата взять не мог

Мудрец по царскому закону, когда бы не позволил Бог.

 

Кого желаем — возвышаем: ведь выше знающих знаток!

Сказали братья — звук сужденья был торжествующе жесток:

 

«Украл! Так с ним единокровный, давнишний брат —

подавно вор!» Иосиф, слыша, затаился, смолчал до некоторых пор.

 

Сказал он лишь: «Дурное место вам на земле принадлежит!

Господь получше знает повесть, что с языка у вас бежит!»

 

— «Вельможа! — братья попросили, — Подростка гневом не казни,

Его отец — глубокий старец, мальчишку нами замени.

 

Один из нас пойдет в темницу, ему и будь жилище там.

Добра творитель ты, вельможа, без многих слов то видно нам».

 

— «Бог упаси! — сказал Иосиф. — Чтоб невиновного связать?

Тогда мы праведности нашей ничем не сможем доказать!»

 

Отказ. Отчаяние. Братьям пришлось, умолкнув, отступить.

Они сошлись посовещаться — как в затрудненье поступить?

 

«Неужто вы, — промолвил старший, бежали тени по лицу, —

Забыли: клятву перед Богом вы дали вашему отцу!

 

А прежде получил Иосиф сполна неправедность от вас!

Земли я этой не покину в беды нежданной трудный час,

 

Пока не будет разрешенья на путь обратный от отца

Иль не последует решенья от всемогущего Творца.

 

К отцу вернитесь и скажите: «Твой сын украл и мы не с ним.

Вот, говорим о том, что знаем, а тайн мы в душах не храним.

 

Спроси селенье, где мы были, тот караван, в котором шли.

Тебе мы правду объявляем, ты нетерпенье утоли».

 

Отец, поникнув, отозвался: «Душа спасает нынче вас —

Так разукрасила пред вами все происшедшее сейчас!

 

Но век терпение прекрасно. Создатель — царь Своих щедрот:

Быть может, Знающий и Мудрый сынов пред мною соберет».

 

Он отвернулся, молвил: «Горе мне по Иосифе моем!»

Глаза поблекли от печали, лежала тень скорбей на нем.

 

Ему сказали: «Вот готовы мы перед Богом клятву дать —

Никак Иосифа усердно не перестанешь вспоминать,

 

Покуда сил не растеряешь иль не уйдешь в могилы тьму!»

Ответил он: «Я прибегаю в печали к Богу своему,

 

Ведь мне от Господа известно то, что неведомо для вас!

Теперь хочу, чтоб в сердце вашем добра светильник не угас:

 

Мои сыны! Туда вернитесь, где быть пришлось. Внимайте мне:

Следы Иосифа и брата его ищите в той стране.

 

Да не теряете надежды на утешение Творца!

Такой надежды не имеют одни греховные сердца».

 

Войдя к Иосифу, сказали отца скорбящего сыны:

«Вельможа! Мы и все семейство сегодня злом поражены.

 

Вот привезли товара мало — но полной мерой оплати!

Бог награждает милосердных, идущих по Его пути!»

 

— «А вам известно, — он ответил, — как поступили в некий час

Вы и с Иосифом, и братом его, когда в сердцах у вас

 

Зияла темень отовсюду и вы, назвав себя людьми,

Не знали сами, что творили над беззащитными детьми?»

 

Они воскликнули: «Ужели Иосиф ты? Иль это сон?»

— «Да, я Иосиф, — он промолвил, — а это брат, со мною он.

 

Нам ниспослал Создатель милость, соединиться Он помог.

Кто терпелив, Его боится — тому наград не губит Бог!»

 

Сказали братья: «Мы клянемся Творцом, Кто властвует судьбой —

Нам предпочел тебя Создатель, мы согрешили пред тобой!»

 

— «Упреков нет над вами ныне, — сказал Иосиф, — Бог простит

Своих Он милостей от верных, к нему воззвавших, не таит.

 

Мою рубаху увезите, ее набросьте на отца —

Прозреет он, когда коснется благая ткань его лица.

 

Со всей семьей ко мне придете». И только вышел караван,

Проговорил отец: «Иосиф, твой запах мне сегодня дан,

 

Его я чувствую, он тихо идет ко мне издалека.

Когда б не звали вы безумством слова слепого старика!»

 

— «Клянемся Богом, — он услышал, — не ново сказанное, лишь

В своем привычном заблужденье одно и то же ты твердишь!»

 

Но вестник радости рубаху набросил старцу на лицо,

И тот прозрел, и вновь раскрылось вокруг него миров кольцо.

 

И обратился старец к детям: «Ужели я не говорил —

Для вас неведомые тайны мне милосердный Бог открыл?»

 

— «О, наш отец! — сказали братья, его сыны. — Для нас, для всех

Проси прощения сегодня: мы за грехом творили грех».

 

Отец сказал: «Мой Бог прощает раба, кто верой душу спас.

У Бога я смиренно буду просить прощения для вас».

 

Когда к Иосифу явилась издалека его семья,

Отца и мать почтил и молвил он им, волненья не тая:

 

«В Египет после многотрудных, терпенью посланных дорог

Вы в безопасности вступите, когда того желает Бог!»

 

И он возвел на возвышенье своих родителей потом,

И преклонилась перед ними семья, наполнившая дом.

 

«Отец! — проговорил Иосиф. — Реченье выслушай сполна.

Вот — моего истолкованье давно явившегося сна.

 

Господь его соделал вещим и мне Он милость оказал,

Когда дорогу из темницы на волю тайно указал

 

И вас доставил из пустыни. Была еще беда одна:

Меж мной и братьями моими устроил ссору сатана.

 

Миров Создатель благосклонен к тому, чего захочет Он.

Он знает все, великомудрый, всего превыше Божий трон!

 

Ты толкованию событий меня, Всевышний, научил,

Творец земли, Создатель неба, Ты ключ от власти мне вручил

 

Ты в мире здешнем и грядущем защитник мне, хранитель мой.

Меня рабом Твоим смиренным среди пречистых упокой!»

 

Тебе внушаем эту повесть о тайнах в давние года.

При тех, творивших козни ближним, тебя не знали города.

 

Хоть и желал бы ты другого — людей не верит большинство!

Не просишь ты у них награды, твое не в этом торжество.

 

Что говоришь пред ними — это напоминанье для миров.

О сколько знамений повсюду, раскрытых Божиих даров —

 

А человек проходит мимо, он отвернулся, отступил,

Себя страстями тленной жизни он малодушно ослепил.

 

По большей части перед Богом не преклоняется одним

Греховный люд, а непременно кумиров ставит рядом с Ним.

 

Защищены ли эти люди от потрясений и тревог,

От неотвратного страданья — ниспосылает грешным Бог

 

Его возмездием? И разве неверный будет защищен

От неминуемого Часа, когда нежданно грянет он?

 

Скажи: «Моя дорога — эта. Мы к Богу вышнему зовем,

Я и внимающие, зная по доказательствам о Нем.

 

Не многобожник я, Господня рука спасла меня от зла.

Миров Создателю за это — благодаренье и хвала!»

 

И до тебя Мы посылали земных людей, внимавших Нам,

И откровение внушали тем человеческим сынам.

 

Потомки разве не ходили по распростершейся земле

И не ступали по остывшей племен исчезнувших золе?

 

Богобоязненный — жилище в грядущей жизни предпочтет.

Неужто ум того не знает и ложной истину сочтет?

 

Когда отчаяние было, сходил к посланцам черный год

И тяжко мнилось, что лжецами ославил посланных народ —

 

К ним приходила Наша помощь, кого хотели Мы — спасли.

Не отвратить Господней мощи от грешных жителей земли!

 

В рассказе, где живет Иосиф, есть поученье для ума.

То - не придуманная повесть, а только истина сама.

 

Всему ниспосланному прежде для подтверждения дана

Такая повесть, и раскрытье, и разъяснение она,

 

Для правоверных — руководство. И милосердие для них.

Господь рабов не забывает богобоязненных Своих.

 

Сура 13

Гром



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: