Работа в данном направлении может осуществляться с помощью методики, которая была разработана на основе методик морального воспитания С.Г. Якобсон и методики «нравственной лесенки» Л,П. Стрелковой2.
Сначала с помощью «моральных пьесок» необходимо сформировать у ребенка личное противоположное отношения к соблюдению и нарушению норм морали.
Правильные моральные знания часто расходятся с личным отношением ребенка к соблюдению и нарушению норм морали и их оценкой. Это зависит от разных субъективных моментов и нередко приводит к тому, что дети одобряют нарушение норм и остаются равнодушными к их соблюдению. Суть предлагаемой методики состоит в том, что формирование личного эмоционального отношения осуществляется путем чтения и показа построенных по определенной схеме сценок. В них фигурируют три основных персонажа: жертва (страдает вследствие нарушения различных норм относительно нее); обидчик (тот, от кого страдает жертва); помощник (вмешивается в ситуацию и помогает жертве).
Сценки можно показывать группе в целом, нескольким детям, одному-единственному ребенку. Делать это следует в том случае, если воспитатель чувствует, что может показать их достаточно эмоционально.
Общие цели. Вызывать у детей сочувствие жертвам неблаговидных поступков, возмущение действиями обидчиков и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.
Ожидаемые переживания и поведение детей. Появление эмоционального отношения к хорош им и плохим поступкам персонажей; самостоятельное разыгрывание моральных ситуаций.
39Стрелкова, Л.П. Уроки сказки. - М.: Педагогика, 1989.
Сценарий работы
1. Короткие пьески с участием игрушек и антиигрушек (кото
рые будут выступать в роли антигероя) — один обижает другого, а
третий персонаж защищает и помогает жертве.
2. Важно, что персонажи пьесок, плоскостные изображения кото
рых изготавливаются кем-либо из родителей или воспитателей, после
показа пьесок помещаются в такое место, где дети могут взять их и
самостоятельно разыгрывать разные сценки по своему желанию.
3. После просмотра и разыгрывания пьесок вместо обычной бесе
ды, имеющей своей целью выяснить, насколько освоено детьми нрав
ственное содержание истории, в которой участвовали игрушки, пе
дагог применяет прием «нравственной лесенки» Л.П. Стрелковой.
Выполнение данного задания должно проводиться с каждым ребён
ком индивидуально. Из плотной бумаги вырезается контур лесенки
из семи ступенек. Ребёнок должен расположить картинки с изобра
жением игрушек в следующем порядке: на самых высоких ступень
ках — самых лучших, добрых, тех, кто ему нравиться больше всех,
потом — менее добрых, затем нейтральных, еще ниже — не таких уж
хороших и, наконец, на самой последней ступеньке — самого злого,
того, кто больше всех не нравиться. За расположением картинок на
блюдают образные игрушки нравственно полярные, например Чебу
рашка и Шапокляк. Взрослый сам говорит за них их «голосами».
Реплики по содержанию должны быть следующими: положитель
ный персонаж одобряет все соответствующие перестановки по ле
сенке, но ведёт себя очень скромно, почти не вмешивается; отрица
тельный персонаж все время мешает, дает «советы», в которых «реко
мендует» на высшие ступени помещать отрицательных героев. Такая
помеха должна показать, насколько ребёнок сможет отстаивать своё
мнение и не поддаваться напору антигероя.
Затем воспитатель должен добавить еще одну ступеньку и добавить одну картинку, которая будет обозначать самого ребенка. Теперь ребёнок должен снова разложить всех героев на ступеньки лесенки включая и новую картинку, т.е. себя.
Приём «нравственной лесенки» no-мнению Л.П. Стрелковой является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы взрослого.
Поэтапное проведение такой работы обеспечивает постепенность сближения детей с персонажами, и они начинают видеть то, что они не замечали или не хотели замечать прежде.
Сближение с персонажами, превращение персонажей из «знакомых незнакомцев» (В.Г. Белинский) в хорошо знакомых детям
друзей или недругов, предпочтение в ситуации свободного выбора и, наконец, ролевое изображение самих персонажей - вот те способы и приёмы, которые использует педагог для глубокого понимания детьми нравственных установок, которые несёт в себе образная игрушка.
Работу в данном направлении так же необходимо проводить с семьями воспитанников. Это может быть анкетирование родителей поданной проблеме.
Работа с родителями
Анкетирование родителей
Анкетирование родителей с целью изучения отношения к игрушкам и использования их в условиях семьи включает следующие вопросы:
1. Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?
2. Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?
3. Какие игрушки Вы приобретали для своего ребенка в течение
последних 6 месяцев?
4. Чем Вы руководствуетесь при покупке игрушки ребенку?
5. Сколько игрушек должно быть у ребенка?
6. Какая Ваша любимая игрушка была в детстве?
7. Какие народные игрушки Вы знаете?
8. С какими народными игрушками Вы играли в детстве?
9. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома?
10.После просмотра мультфильма (рекламы), Ваш ребенок просит купить игрушку-героя этого мультфильма (рекламы), как Вы будете действовать?
11. Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к
ним относитесь?
12. Может ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическо
му развитию ребенка?
13.Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со
своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему?
14.Какая любимая игрушка Вашего ребенка?
15. По Вашему мнению, испытывает ли Ваш ребенок трудности в
общении со сверстниками? Как это проявляется?
16.Поможет ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, ко
торые он испытывает в общении со сверстниками?
В результате анкетирования часто выявляется, что большинство (около 80%) родителей отмечают негативное влияние антиигрушек,
относятся к ним отрицательно, противопоставляя народным игрушкам, однако покупают, исходя из желания ребёнка. При этом можно выявить две дифференцированные группы родителей: родители «популярных (в том числе, принятых и адаптированных в группе)» и «непопулярных (непринятых и изолированных)» дошкольников, отличающиеся отношением к игрушкам:
1 группа (около 60%) родителей — родители популярных детей —
отмечают, что мотивы для покупки игрушек связаны с желаниями
и интересами ребёнка, циклом годовых праздников и финансовы
ми проблемами или обеспеченностью семьи.
Наряду с развивающими игрушками они покупают игрушки, позволяющие ребёнку самостоятельно моделировать ситуации общения со сверстниками, выступая в качестве режиссера в данных играх (радиоуправляемые игрушки, конструкторы, технические игрушки). Основное внимание при этом уделяется качеству игрушки и желанию ребёнка. Последнее учитывается при определении их количества (вопрос: «Сколько игрушек должно быть у ребёнка?» —-ответ: «В достаточном количестве, что бы мог себя занять»). Так же отмечается потребность в совместном изготовлении игрушек. Родители готовы мастерить вместе с ребёнком игрушки из пластилина, ниток и т.д. Это свидетельствует о положительных навыках общения детей в процессе организации игрового взаимодействия. Поэтому их дети быстро адаптируются в группе сверстников и имеют достаточно высокие шансы самоутвердиться в коллективе.
2 группа (около 40%) родителей - родители непопулярных дош
кольников — покупают игрушки, чтобы порадовать ребёнка. Хотя
отмечают, что достаточно редко покупают игрушки после просмот
ра понравившихся детям мультфильмов. Отвечая на вопросы анке
ты, они отмечают достаточно большое разнообразие игрушек, ко
торые покупаются детям. Однако часто среди любимых игрушек
называются только мягкие игрушки или конструктивные. Первые
свидетельствуют о потребности детей в эмоциональном общении со
взрослыми и сверстниками, вторые о некоторой интроверсирован-
ности детей, их неумении организовывать сюжетные игры. Чаще
всего родители не замечают проблемы игрового общения сына или
дочери со сверстниками («Иногда, в большом коллективе, где она
одна из всех»). Однако, практически всегда на вопрос: «Поможет
ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, которые он испы
тывает в общении со сверстниками?» — отвечают: «Да». При этом
они считают, что игрушек должно быть не очень много или «люби
мых 1 -2, а остальных — неважно, сколько». Поэтому они страдают
двумя крайностями: считают, что антиигрушка серьезно не может повлиять на развитие ребенка. Другая часть родителей относятся к ней резко отрицательно — просто отвергают ее, не обращая внимание на интерес и протесты ребенка.
Так или иначе, с обеими группами родителей и детей необходимо проводить специальную работу по формированию положительного опыта влияния игр и игрушки на социально-психологический климат группы. В качестве примера приведем сценарий нетрадиционного родительского собрания.
Сценарий родительского собрания «Детская игровая субкультура против шипи игрушки»™
Предварительная работа: Пересказать детям сказку Джани Ро-дари «Путешествие Голубой Стрелы», чтение сказки «Плюшевый заяц, или Как игрушки становятся настоящими» Марджери Уильяме, изготовить совместно с детьми бейджики игрушек-пассажиров поезда «Голубая Стрела»
Ход собрания
Я рада видеть всех вас!
Ведущая: Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа, и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...
Действие
Ведущая: Ребята, помните, мы познакомились с «Голубой стрелой» и с ее пассажирами? Узнали, как игрушки становятся настоящими? Давайте сегодня вместе с родителями совершим предновогоднее сказочное путешествие?
Но до того как мы отправимся, дети превратятся в игрушки из магазина Феи. Сами игрушки вас выберут. А родители будут детьми, к которым и поспешат игрушки
Под музыку воспитатель раздает бейджики тем детям, которых она описала, например: «а эта игрушка захотела «подаритъся» ребенку, у которого синяя футболка», а «эта— кто сегодня помог воспитателю полить цветы» и т.д. Бейджик выдается тому, кто изобразил игрушку в которую он превратился.
В ряд установленные стульчики превращаются в поезд. Родите-
40 Сценарий проводится перед Новым годом, в качестве нетрадиционной формы родительского собрания в старшей или подготовительной к школе группе (вместе с психологом),
ли усаживаются полукругом и воспитатель торжественно объявляет о скором отправлении экспресса «Голубая Стрела» и о том, что одна игрушка (антиигрушка) так и не выбрала себе ребенка.
Ведущая: Нам пора! Милые игрушки, ведь вас ждут дети, но сначала необходимо отыскать ребенка, для этой игрушки (ведущая показывает антиигрушку)
Перевоплощенные игрушки садятся на свои дорожные места. Фоном звучит минусовка «Голубой вагон». Детям можно предложить игру «Паровоз гудит» Спросите детей: как гудит паровоз). Предложите им показать это, протягивая звук долго, насколько возможно: «ту-ту-ууууу». Чередуйтесь с ребенком, как бы сравнивая, «чей паровоз дольше гудит». Поясните, что маленькие паровозы могут гудеть «высоким голосом», а большие — «низким голосом». Попутно задайте вопросы по поводу того, что они видят рядом и вдали, попросите участвовать родителей, пусть они изобразят движение ветра в окне.
Остановка
Игрушки выходят из вагонов чтобы немного размяться, но мороз на улице крепчал и игрушки стали дрожать от холода (звучит в аудиозаписи «Вьюга», дети пантомимно изображают дрожь).
Ведущая: Игрушкам нужны горячие алые сердца! Давайте попросим родителей их сделать? (пока родители рисуют на бумажечках сердца, воспитатель собирает детей в круг, чтобы им не было так холодно, и спрашивает антиигрушку: «Где выбранный тобой ребенок, ты его нашла?»
За игрушку отвечает сама ведущая: Да, только эта девочка выросла, поэтому я не узнал её сразу. Он показывает на психолога. У неё очень доброе сердце, и мне хочется стать настоящей. Я знаю, что если ребенок полюбит игрушку, полюбит по-настоящему, то она становится настоящей. Только я опоздал, она не ребенок.
Ведущая: Не расстраивайся, ведь мы в сказке, а в сказке все возможно. Сейчас наши игрушки получат сердца и помогут совершить чудо. Детям прикрепляют сердечки и они вместе с ведущей проговаривают волшебные слова, ведущая просит всех закрыть на время глаза, тем временем психолог надевает себе приготовленный ободок к косичками и бантом. Превращение произошло и все открывают глаза. После этого антиигрушку отдают психологу.
Воспитатель объявляет об отправлении поезда (дети и психолог садятся в вагоны) и о наступлении ночи.
А ночью всем нужно спать. Звучит колыбельная. Все «засыпают» на 1-2мин.
' 160
Ведущая чуть прозвонив в колокольчик сказала: «Просыпайтесь. До Нового года осталось не так много времени. Нам еще нужно многое успеть» Но тут психолог взволнованно начинает рассказывать историю, что с ней приключилось. Как она чуть сама не превратилась в антиигрушку, потому что «заразилась» от неё. Поэтому она не смогла сделать игрушку настоящей.
Ведущая: Кажется, я поняла, в чем тут дело. Дорогие игрушки и дети, нужна ваша помощь.(тихим, таинственным голосом продолжает говорить ведущая) Эту игрушку заколдовала злая колдунья. Она наслала проклятье на неё, и у игрушки зло поселилось внутри. Как же её расколдовать? Давайте вместе придумаем?
Все совещаются, лучший вариант применяется, а может и все предложенное для большего эффекта.
Ведущая: Ура! У нас получилось! И как в каждой хорошей сказке спасенный герой преображается: глаза его светятся от счастья, улыбка не сходит с лица. Наша игрушка тоже счастлива, но чего-то ей не хватает. Да, у неё не праздничный внешний вид. Мы можем и это исправить. У меня есть волшебные радужные краски, которыми мы сейчас раскрасим игрушке одежду, и тогда, будет все в полном порядке (рисунок антиигрушки двухслойный, воспитатель снимает раскрашенный слой и остается нижний не раскрашенный). По очереди дети подходят к антиигрушке, которую ведущая закрепила на мольберте, и раскрашивают ей костюм. В конце, по договорённости с ведущей, один из родителей (лучше, чтобы это был мужчина) делает алое сердце для антиигрушки и закрепляет его на нём.
Психолог (снимая с мольберта новый рисунок антиигрушки): Теперь я смогу превратиться в такую игрушку. Психолог изображает превращение и приглашает всех детей дальше отправиться в путешествие на «Голубой стреле». Постепенно поезд прибывает к главной праздничной Новогодней станции. Специально таинственно, взрослые закрывают глаза и уши. Дети спрыгивают со своих мест, выстраиваются у паровоза и, по договоренности с воспитателем, превращаются в большие округлые часы. Через мгновение раздается бой курантов. Взрослые встречают детей из дальнего путешествия. Игрушки «подарившись»родителям, моментально, как и в сказке, оживают, под вариацию феи Сирени из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».
Звучит музыка и психолог напоминает детям об их путешествии, о том, как игрушки могут оживать и о том, что может сделать заколдованная игрушка с ребенком, который захочет с ней поиграть.
Ведущая: Не беспокойтесь, ребята теперь знают, что такие игрушки можно расколдовать, полюбив их по-настоящему и не пуская зло в свое сердце.
А теперь пора пить чай. Всех приглашаем к столу.
Контрольные вопросы и задания
1. Подумайте, как оказалась в свое время отражена в разработках Фребеля идея интеграции образовательных областей при проектировании предметно-игровой среды взаимодействия ребенка и взрослого. Чем можно объяснить такое «предвидение» Фребеля?
Ф.Фребель с самого раннего детства предлагал детям шесть «даров». Первым даром являлись мячи небольшого размера, связанные из шерсти и окрашенные в разные цвета. Каждый шар держался на нитке, поэтому, покачивая его можно было знакомить детей с понятиями «вперед — назад», «вверх — вниз», «вправо — влево» или прятать его с целью знакомства с утверждением и отрицанием. Вторым даром выступали небольшие деревянные шары, кубики и цилиндры, сравнивая которые ребенок познавал форму. Шар при этом означал движение, а кубик являлся символом покоя. Цилиндр совмещал свойства шара и кубика. Третьим даром являлся куб, разделенный на восемь кубиков. Ребенок получал представление о целом и составляющих его частях, экспериментируя с этим материалом. Четвертый дар — тех же размеров кубик, но разделенный на восемь плиток. Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них были разделены на более мелкие части. Шестой дар — кубик, разделенный на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на плитки, по диагонали и пр. Из последних двух даров можно было создавать разнообразные постройки.
Определите значение этих даров и возможность их использования при проектировании предметно-игровой среды в дошкольном учреждении. Почему в системе Ф.Фребеля система занятий по продуктивной деятельности включает в себя работу, в основном, с природным материалом (лепка из глины, плетение и вышивание шерстяными нитками и т.д.), а основными «дарами» являются шар и кубики? Попробуйте найти обоснование, исходя из философских принципов данной системы. Соотнесите принцип изготовления кубиков Ф.Фребеля с современными конструкторами? Определите их значение для развития пространственного мышления.
2. Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Классификации детских
игр и игрушек: проблема согласования с принципом интегра
ции образовательных областей».
3. К каждой игре составьте схему оснащения и обогащения пред-
метно-развивающей и игровой среды группы. Соотнесите тематику игр с содержанием образовательных областей и возможностью интеграции предметно-развивающих сред.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Тематика
Цели
Содержание
Супермаркет
Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры
приход в супермаркет, покупка необходимых товаров, консультации менеджеров, объявления о распродажах, оплата покупок, решение конфликтных ситуаций с директором супермаркета
Строитель
Отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры
выбор объекта строительства выбор строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство, дизайн постройки, сдача объекта
Поликлиника
Больница Скорая помощь
Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах
приход в поликлинику, регистратура, прием у врача, выписка лекарства, вызов «скорой помощи», госпитализация, размещение в палате,
назначение лечения, обследования, посещения больных, выписка.
1 Материалы предоставлены зав. ГОУ детским садом №1917, Н.В.Поздняковой. Разработаны под руководством к.п.н., профессора Н.А.Виноградовой.
Продолжение таблицы
Тематика | Цели | Содержание |
Телевиде- | Закреплять представления де- | Выбор программы, составление |
ние | тей о средствах массовой ин- | программы редакторами, |
формации, о роли телевидения | составление текстов для ново- | |
в жизни людей, закреплять ро- | стей, различных телевизион- | |
ле вые действия работников те- | ных программ, | |
левидения, показать, что их | подготовка ведущих, зрителей, | |
труд — коллективный, от ка- | оформление студии, | |
чества работы одного зависит | работа осветителей и звукоопе- | |
результат всего коллектива. | раторов, | |
показ программы. | ||
Водители | Воспитание интереса и уваже- | Диспетчер выдает путевые ли- |
Гараж | ния к труду транспортников, | сты водителям, |
пробуждение желания работать | водитель отправляется в рейс, | |
добросовестно, ответственно, | проверяет готовность машины, | |
заботиться о сохранности тех- | заправляет машину, | |
ники, закреплять знания до- | при необходимости производить | |
рожных знаков, отражать вза- | ремонтные работы, | |
имоотношения между играю- | оказывает необходимую по- | |
щими. | мощь товарищу, | |
доставляет груз по назначению, | ||
приводит машину в порядок, | ||
возвращается в гараж. | ||
Ателье | Воспитывать уважение к тру- | Выбор и обсуждение модели с |
ду швеи, модельера, закрой- | модельером, подбор материала, | |
щика, расширять представле- | закройщики снимают мерки, | |
ния о том, что их труд коллек- | делают выкройку, | |
тивный, что от добросовестной | приемщица оформляет заказ, | |
работы одного человека зави- | определяет сроки выполнения | |
сит качество труда другого. | заказа, | |
Развивать умения применять в | швея выполняет заказ, прово- | |
игре знания о способах изме- | дит примерку изделия, | |
рения. | заведующая ателье следит за | |
выполнением заказа, решает | ||
конфликтные ситуации при их | ||
возникновении, | ||
кассир получает деньги за вы- | ||
полненный заказ, | ||
может действовать служба дос- | ||
тавки. | ||
ГИБДД | Воспитание уважения к труду | Определение место работы ин- |
Продолжение таблицы
Тематика
Цели
Содержание
работников инспекции безопасности движения, их значения ддя жизни города, условиях труда и взаимоотношений инспектор - водитель, инспектор - пешеход. Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать.
спекторов, работа с планами, инспектор — водитель, инспектор — пешеход, оформление документов на машину,
отчет инспекторов начальнику ГИБДД.
Моряки Водолазы Подводная лодка
Отображать в игре знания детей об окружающей жизни, учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе.
Постройка корабля, подводной
лодки,
подготовка к плаванию, выбор
маршрута,
плавание, выполнение ролевых
действий,
ремонт судна,
работа водолазов,
подъем флага на корабле,
возвращение в порт (док).
Пираты
Отображать в игре впечатления от прочитанной литературы, просмотренных мультфильмов, фильмов. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами-заместителями, понимать игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
Постройка корабля, постройка пиратского корабля, поиски сокровища, встреча двух судов, разрешение конфликта.
Модельное агентство
Отображать в игре явления общественной жизни, учить распределять роли и действовать в соответствии с ними, учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать
Поступление в модельное агентство,
обучение: сценическая речь, сценодвижение и др., выбор моделей для показа, работа с модельерами, работа с фотографами, составление «портфолио»,
Продолжение таблицы
Тематика | Цели | Содержание |
их поступки. | показ мод. | |
Школа | Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей (учитель — ученик —директор школы). | Поступление в школу, подготовка к школе, приобретение необходимых школьных принадлежностей, 1 сентября, торжественная линейка, урок, перемена, уход домой. |
Цирк | Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. Закреплять знания о цирке и его работниках, учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать дружеское отношение друг к другу. | Изготовление билетов, программок циркового представления, подготовка костюмов покупка билетов, приход в цирк покупка атрибутов, подготовка артистов к представлению, составление программы цирковое представление с антрактом, фотографирование. |
Театр | Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, учить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми. | Выбор театра, изготовление афиши, билетов, приход в театр зрителей, подготовка к спектаклю актеров, подготовка сцены к представлению работниками театра, спектакль с антрактом. |
Исследователь | Закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда. Учить моделировать игровой диалог. | Выбор объекта исследований, создание лаборатории, проведение опытной работы, фотографирование, съемки промежуточных результатов, занесение результатов исследований в журнал, |
Продолжение таблицы
Тематика | Цели | Содержание |
научный совет, подведение итогов исследований. | ||
Почта | Углублённое ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, практическое применение знаний о количестве и счете, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполняемых действиях. | Оформление почтового отделения с различными отделами, работа отдела доставки, работа отдела связи, работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей, телеграф. |
Редакция газеты, журнала | Закреплять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни, закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. | Редакционная коллегия, изготовление макета газеты, журнала, распределение заданий и их выполнение, фотографирование, написание статей, использование рисунков, придумывание заголовков, составление газеты (журнала). |
Корпорация «Билайн» | Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику, формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудничества. | Работа операторов связи, работа менеджеров по продажам телефонов и других средств связи, ремонтная мастерская, оплата услуг, справочная служба. |
Зоопарк | Расширять представления детей о гуманной направленное - | Приобретение билетов в зоопарк, |
Продолжение таблицы
Тематика
Цели
Содержание
ти труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.
изучение плана зоопарка, выбор маршрута,
площадка молодняка, работа проводников с молодняком, экскурсия по зоопарку, наблюдение кормления животных, уборки вольеров, площадка отдыха.
Служба спасения
Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение разделяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия с нова объединяться в единый коллектив.
Вызов по тревоге, осмотр места происшествия, ориентировка на местности, распределение районов для спасательных работ между разными группами, использование техники специального назначения, спасение пострадавших, оказание первой медицинской помощи,
доставка необходимых предметов в район происшествия, возвращение на базу.
Библиотека
Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте. Согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры.
Оформление формуляров читателей,
прием заявок библиотекарем, работа с картотекой (использование компьютера), выдача книг,
поиск необходимых книг в архиве, читальный зал.
Кафе, Пиццерия, Макдональдс
Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать
Выбор столика, знакомство с меню, прием заказа, приготовление заказа, прием пищи,
работа с менеджером при возникновении необходимости (жалоба, благодарность),
Продолжение таблицы
Тематика | Цели | Содержание |
навыки доброжелательного отношения детей. | оплата заказа, уборка столика, мойка посуды. | |
Агентство недвижимости | Расширять сферу социальной активности детей и его представления об окружающем, закреплять знания о работе агентств по продаже недвижимости, предоставлять ребенку возможность занимать различные позиции взрослых (директор агентства — менеджер по продажам — работник рекламной службы — покупатель). | Знакомство с рекламными проспектами, выбор недвижимости, знакомство с особенностями планировки, оформления, местонахождения недвижимости, оформление сделки, оплата покупки, оформление документов. |
Исследователи космоса | Закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диапог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы — заместители. | Выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с другой планеты и т. д.), создание лаборатории, работа в обсерватории, проведение опытной работы, изучение фотографий, видеосъемки из космоса, использование космических научных станций, ученый совет, подведение итогов исследований. |
Банк | Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета, выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. | Посещение банка, выбор необходимых услуг, работа кассы, пункта обмена валют, оформление документов, прием коммунальных платежей, работа с пластиковыми картами, консультации с директором банка. |
Химчистка | Отражать в игре знания о сфере обслуживания, закреплять знания детей о служащих химчис- | Прием заказа, оформление заказа, оплата заказа, |
Продолжение таблицы
Тематика | Цели | Содержание | |||||||||||||
тки. Формировать совместную деятельность, направленную на качество исполнения ролей. Использовать при необходимости предметы- заместители. | чистка одежды, использование лаборатории для поиска новых средств, выполнение заказа, доставка заказа. | ||||||||||||||
Экологи | Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости. Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение разделяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого эти кета. | Выбор объекта, работа с картами, планами местности, изучение экологических паспортов, изучение экологической обстановки (пробы воды, воздуха, почвы и т. д.), предъявление штрафных санкций, работы по исправлению экологической ситуации, фотографирование, съемка нарушений. | |||||||||||||
Олимпиада (соревнование) | Отобразить события общественной жизни, интересующие детей, объединить детей вокруг одной цели, способствовать преодолению эгоцентризма, формированию совместной деятельности, направлять внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость. | Зажжение олимпийского огня, представление и шествие команд, приветствие спортсменов руководителем страны или министром с порта, открытие Олимпиады и концерт, спортивные выступления, закрытие Олимпиады. | |||||||||||||
Первобытные люди | Отобразить в игре события прошлого. Выполнять различные роли в соответствии с развитием сюжета, использовать различные строительные, бросовые материалы для изготовления необходимой атрибутики, формировать умение планировать действия всех играющих. | Строительство шалашей, пещер, обустройство их, изготовление орудий труда, посуды, оружия, украшений и т.д. охота, приготовление пищи, воспитание детей и обучение их письму, счету, рисование наскааьной живописи, написание пиктограмм, праздники древних людей. | |||||||||||||
Музей | Отображать в игре события об- | Подготовка к
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |